Михаил Калинин – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Михаил Калинин, участник 1 этапа экспедиции «Мангазейский морской ход», лектор проектов «Плавучий лекторий» и «Музей на палубе».

О «состоянии волны», мгновенных ночах, встречах с людьми, настоящих северных детях и различиях между речной и морской экспедициями «Матеры» – в интервью Кате Суворовой.

Михаил Калинин, 31 год, г. Москва. Историк, кандидат наук, младший научный сотрудник истфака МГУ, сотрудник Соловецкого морского музея. Участник 1 этапа экспедиции (Архангельск – Мезень, 8 июня – 21 июня 2024 года).

Фото: Никита Карбасов

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Впечатления теплые, потому что было очень тепло. Необычайно тепло, на мой взгляд, для Зимнего берега Белого моря и для этой нашей весны 2024 года. Настоящая холодрыга началась только в последний день этапа, а до этого было тепло, и это удивительно большой подарок судьбы.

Фото: Никита Карбасов

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Самым сложным для меня была внезапно случившаяся роль завхоза. У нас была раскладка [с продуктами], которую делал не я – и довольно странная: с банками персиков, банками помидоров в собственном соку в стекле… Из-за этого куча места на катамаране оказалась занята каким-то барахлом. Я понимал, что это моя зона ответственности, и, наверное, это и было самое сложное.

Слава богу, эти банки уцелели, и мы их съели, но, по меньшей мере, в плане укладки продуктов мы были подготовлены не очень хорошо.

САМОЕ КЛАССНОЕ

Самым классным, я думаю, было утро на переходе в Золотицу. И вообще вот эти мгновенные ночи, когда в Ручьях, например, солнышко опускается и тут же поднимается обратно. И ты стоишь в палатке, а она стоит на брусничнике и таком мягком, очень мягком мху – и это тепло и красиво, и здорово.

И, конечно, люди, с которыми мы встречались. Потрясающие люди, которые приходили к нам на лекции, потрясающие дети, которые приходили на карбас, бегали и прыгали по нему. Тёма и Вова  из Ручьёв – настоящие супер-северные прекрасные деревенские дети.

РЕЧНОЙ И МОРСКОЙ ПОХОДЫ НА «МАТЕРЕ»

У меня не было образа того, каким будет этот поход. До этого я ходил на «Вашке» с Соловков в Чупу и на «Морошке» из Соловков в Архангельск. И в прошлом году был в первом, речном походе на «Матере» (переходе из Великого Устюга в Архангельск по Северной Двине осенью 2023 года – прим.ред).

Но Двина, она проще. Море и река отличаются. Например, приливы и отливы – на реке, по меньшей мере, в той части, где были, их не было. И тогда на нашем пути регулярно встречались деревни, везде на Двине была связь. В этом году вокруг нас было гораздо меньше цивилизации.

Чем еще отличались эти походы? Набором вещей. Для меня загадка, как в прошлом году мы шли ввосьмером плюс шесть киношников – и все влезали в карбас, где сейчас ввосьмером с вещами нам было тесновато.

В прошлом году нам совсем повезло с погодой, сентябрь был теплющий, а сейчас ночи были всё-таки прохладными. Спать на карбасе зябко. Зато ты входишь в ритм: посидел на руле, поспал, потом несколько часов гребешь. Со временем ты приходишь в такое состояние волны – это даже стало мне нравиться.

Фото: Никита Карбасов

И еще в этот раз мы больше времени проводили в деревнях, больше общались с людьми. В прошлом году световой день был гораздо короче, временами мы приходили в город или поселок днём, вечером встречались с местными жителями и читали лекции, ночью шли в палатку, а в 5 утра вставали и шли дальше. То есть, это было какое-то «мы к вам заехали на час, привет, бонжур, хэллоу».

Сейчас это было уже не на час, а хотя бы на день, а то и на два-три. И это здорово, потому что в Койде и Ручьях нам удалось пообщаться с мастерами, которые шьют лодки, удалось увидеть живой рыболовецкий колхоз. Это очень важно и для нас, и для Соловецкого морского музея, потому что, общаясь с людьми, лучше понимаешь, о чём рассказывать на встречах, и вообще лучше понимаешь морскую и северную жизнь.

Фото: Никита Карбасов

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Никита Карбасов, Евгений Петров

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − пятнадцать =

Прокрутить вверх