Третий этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Из Нарьян-Мара через Югорский Шар в Амдерму. Судовой журнал карбаса «Матера»

Наша экспедиция из Архангельска в Мангазею продолжается. По пути следования карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ» капитан Евгений Шкаруба ведет судовой журнал, в котором записывает ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажа, мы собираем бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем его третью часть.

Фото: Павел Хазанов

«Мангазейский морской ход», третий этап. Нарьян-Мар –Югорский Шар – Амдерма

Даты: 8 – 15 июля 2024 года

Пройдено за этап: 215 миль (345 километров)

Участники этапа: Алексей Богунов, Никита Башнин, Павел Хазанов, Александр Горожанцев, Максим Матвеев, Илья Михайлов, Вячеслав Мизин, Андрей Ягубский, Евгений Шкаруба

8 июля. Устье Печоры. Лоцманская станция на острове Зеленый

Катер с участниками закончившегося второго этапа из Мезени до Нарьян-Мара  умчался. Мы остались одни на понтоне. Пытаемся навести порядок, разложить вещи и продукты. Тех, кто только пришел с моря и продолжает плавание, качает от усталости – в последний раз мы спали в Индиге. Те, кто только приехал, еще не все понимают, но понемногу мы собираем и грузим вещи на «Матеру» и «Товарища» и готовимся выйти в море.

2000, стартовал третий этап. Берем курс на остров Долгий.

Идем на веслах. Выгребаем из устья Печоры в Печорский залив. Почти штиль, выплываем с отливным течением из реки.

2030, поставили паруса. Подул слабый южный ветер.

2230, ветер от ЮВ усиливается. Начинаем набирать ход. До острова Долгий 112 миль. Это много, даже до двух суток пути.

Десятого июля подует крепкий, почти штормовой ветер от Северо-запада. Нужно успеть встать к берегу к этому времени. Сейчас мы очень рассчитываем на сегодняшний ночной ветер с Юга. По расчетам он провезет нас половину пути  –  а там как придется, будем перебиваться обрывками ветра с разных направлений.

9 июля

0030, бойко летим вдоль южного материкового  берега. Нам бы так еще и еще. По прогнозу знаю, что скоро ветер отменят и солнце с ним тоже.

Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов

0200, скорость до 8 узлов. Так резво мы еще не ходили. Ломаю голову, отчего. Может дело в том, что немного разгрузили карбас? Из Нарьян-Мара с оказией отправили неработающую спутниковую антенну, шпангоуты кочей и некоторое другое барахлишко в Архангельск.

«Товарищ» выбрал новую тактику сопровождения – идет с подветра. Отличная мысль. Ребята ставят парусов чуть больше, чтобы двигаться чуть быстрее «Матеры», и заходят к нам с подветра. Ветер у нас на «Матере», и обогнать «Товарищ» они не могут. Так и идут с нами на одной скорости.

0820, ветер скис. Очень правильный был ветерок. Подкатил нас на половину расстояния до Долгого. Очень я этого хотел. Сели на весла.

1310, топчемся на месте. На веслах пройти 50 миль не хватает сил. Думаем о том, что пора заводить мотор. До Долгого 55 миль. Более половины прошли своим ходом.

1400, встали на якорь где-то не доходя до траверза Варандея. Обнаружили встречное течение. Ели уху, пили водку и легли спать.

1730, снялись с якоря, идем на Долгий.

1930, гроза с севера.

2050, все еще не состоялась.

2205, до Долгого 50 миль. Мы уже сутки топчемся на месте.

2330, последняя попытка. Ставим паруса на южный ветер. Ветер ведет себя некрасиво. Подует и исчезнет.

10 июля

0010, снова скисло. Убираем паруса. Становимся на буксир, иначе не успеть. Со всех сторон факелы газовиков помогают рулевому держать курс. Когда их скрывает туман – рулим по шлюпочному компасу. Великая вещь этот компас – никакой планшет с ним не сравнится.

0400, ветер от Севера. Ставим паруса. Отдали буксир – прошли с ним 21 милю.

0620, снова буксир. Ветер почти встречный.

1100, пришли на Долгий. Отдых и интернет внезапно. Из 115 миль прошли на буксире около 45 миль за 11 часов.

Вечером подул штормовой ветер от севера. Ругаю себя, что не назначил ночную вахту по лагерю. Просыпался каждые два часа от какого-нибудь страшного порыва ветра, когда все трепещет и бьется на ветру, мучался сомнениями, но все-таки вылезал из теплого спальника, надевал штаны и шел смотреть, как стоят катамаран и карбас, палатки. Все нормально. Опять ложился, засыпал и просыпался. Не хватает камер наружного наблюдения.

Так прошли два дня. Гуляли вокруг бухты. Отдыхали и высыпались. Снимали кино и парились в бане. Наша палатка–кают-компания–баня спасла нас.

Остров Долгий. Фото: Павел Хазанов
Остров Долгий. Фото: Павел Хазанов
Остров Долгий. Фото: Павел Хазанов
Остров Долгий. Фото: Павел Хазанов
Остров Долгий. Фото: Павел Хазанов
Остров Долгий. Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов
Фото: Павел Хазанов

13 июля

0930, ветер и волна успокоились. Выходим с Долгого острова. Делаем технический переход на остров Матвеев. К Мангазее это нас не приблизит, но позволит познакомиться с этим островом.

1040, влачимся буксиром. На море почти штиль.

1200, солнце. Все, кто не на руле, спят. Карбас, кстати, совсем перестал течь. Окончательно набух.

1315, проходим северную оконечность острова Долгий.

1320, поставили грот.

1330, отдали буксир. Идем на парусах. Прошли 20 миль на буксире.

1410, моржи по правому борту. Первый раз видим.

Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов

1450, встали на якорь у Матвеева. Готовимся пообедать и высадиться.

1530, приготовили обед, поели. Высадились на берег. Снимали небольшое стало моржей на берегу, прошлись через остров до маяка. Поднялись на маяк. Вокруг обломки еще одной покинутой цивилизации северных романтиков и военных. Оставили запись в журнале на стене. Видимо, здесь бывают работники заповедника или биологи.

Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов
Остров Матвеев. Фото: Павел Хазанов

1800, стартуем с Матвеева. Поставили паруса.

1940, слева по курсу хорошо виден Вайгач. Приятный багштаг от Юго-запада тянет вперед.

2220, ветер зашел на чистый попутный. Колбасит волной.

14 июля

0040, ветра нет. Торчим на месте. Пытаемся держать курс по компасу.

0600, будильники звонят на все лады. А мы спим.

0730, ветерок, и мы на веслах. Поехали.

0915, ветерок от Северо-запада. То, что нам надо.

0950, встречный ветер на входе в пролив Югорский Шар. Не  можем двигаться вперед. Бессилие и бешенство. Так хорошо ехать  – и здесь, на пороге Карского моря упереться во встречный ветер, которого ни в одном прогнозе? Берем весла, пытаемся грести и лавироваться.

1130, у входа в Югорский Шар уперлись в сильное отливное течение и встречный ветер. Встали на якорь. Ждем пограничников с осмотром. Наблюдаем встречное течение.

1200, проходим досмотр, также проводим лекцию доя экипажа досмотрового катера. Встречное течение здесь постоянное. У меня почти отчаяние. Если ветер не повернет, мы против ветра своим ходом не пройдем.

1330, причалили к мысу Гребень на острове Вайгач. Ждем поворота ветра на западный.

1610, давно должен быть западный ветер. А вот нет. Не пускают нас. Пока не пускают.

1700, с первым дуновением попутного ветра с Богом стартовали в пролив. Сели за весла. Течение попутное.

1830, ветра нет. Идем на веслах.

1940, напротив Варнека на якоре суда, которые не могут зайти в Карское море из-за льда. Попутный ветерок набирает обороты и тянет нас вперед. Шлагбаум между Европой и Азией поднялся. Какое Счастье.

Югорский Шар, в меру длинный, живописный.

2230, касатка. Публика возбуждена. Карское море совсем рядом. Идем под парусами. Я преимущественно сплю. Нет сил на эмоции.

2320, Канин-Югорский Знак по левому борту.

Ложимся на правый галс. Северо-восточный берег Вайгача начинает удаляться.

2330, сильное течение на Северо-восток, на выход из пролива. Ничего непонятно с ним. Солнце, роса на вещах и на парусах карбаса, благодать снова снизошла.

2350, полярная станция Югорский Шар по правому борту. Да сколько всего вокруг. Станции, маяки, знаки, кресты.

Югорский шар. Фото: Павел Хазанов
Югорский шар. Фото: Павел Хазанов

15 июля, середина лета.

0010, остров Соколий.

0035, живописный маяк Ярасаля. МЫ В КАРСКОМ МОРЕ. Говорят, в Байдарацкой губе полно льда. Скоро мы с ним столкнемся.

0220, бухта Рифовая.

0210, огибаем мыс Тонкий.. Одиночные льдины.

0250, идем в проливе Морозова между материком и островом Местный.

0330, причалили отдохнуть перед Амдермой.

1100 отходим от берега в проливе Морозова.  Отличный Северо-западный багштаг с берега. Поставили паруса, идем, прикрытые берегом.

1140, проходим мысы Тупой и Острый

1340, кругом одиночные льдины. Подходим к Амдерме.

1430, кончился чудесный ветер, и мы прибыли в город-призрак Амдерму. Обалдевшие от перехода и Амдермы, влача ноги, начинаем городскую жизнь.

Весь этап составил 215 миль. Из них 40 миль на буксире.

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Павел Хазанов

#МангазейскийМорскойХод  #ПоморскаяШхуна
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей 
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 10 =

Прокрутить вверх