Второй этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Судовой журнал карбаса «Матера»

Обетный крест в Мезени, потеря якоря, переход через Полярный круг, проход через Канинский волок, переворот катамарана, вылавливание вещей со дна реки Проходницы, няшные долины, песчаные дюны, ледяные поля и ремонт «Матеры» при помощи бинта.

Наша экспедиция из Архангельска в Мангазею продолжается. По пути следования карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ» капитан Евгений Шкаруба ведет судовой журнал, в котором записывает ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажа, мы собираем бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем его вторую часть.

Второй этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Мезень – Печера через Канинский (Чешский) волок

Даты: 27 июня – 8 июля 2024 года

Пройдено за этап: 455 миль (730 километров)

Участники этапа: Евгений Шкаруба, Алексей Перевалов, Максим Матвеев, Даниил Шкаруба, Илья Михайлов, Максим Тумановский, Артем Кривополенов, Вячеслав Мизин, Андрей Ягубский

27 июня

Вчера команда нового этапа экспедиции прибыла в Мезень. Ехали весь день. Везли поклонный крест для установления благоприятной погоды – не шутка, старт этапа застрял в Мезени на неделю. Воспользовались технологиями поморских первопроходцев. Если непогода, поставь крест – и погода наладится.

0600, перешли в Каменку. Это поселок напротив Мезени. Стартовать в море отсюда значительно легче. Нам нужно успеть выйти в залив на следующей воде.

1500, поставили крест на высоком берегу поселка Каменка. Пришлось тащить его на высокий угор. Наконец-то сбылись наши планы поставить хоть один крест на Мезени.

1800, в погоне за временем отошли от берега на остатках прилива, но пойти к морю не смогли. Пришлось встать на якорь и ждать начала отлива.

1830, пробуем сняться с якоря. Все не так. Якорь зацепился.

1904, отрезали якорный конец.

Выдвигаемся к старту.

1915, поставили паруса.

1925, взялись за буксир. Не успеваем выйти из-за встречного ветра. Пробовали идти под парусами и не смогли. Если не выйдем в залив на этой воде – сорвем график этапов.

2110, напротив мыса Толстик отдали буксир. Встали под паруса. Солнце. Сейчас конец отлива. Лавируемся. Пользовались буксиром 1 час 45 минут. Прошли 10 миль.

Лавируемся. Поставили дополнительный кливер.

Удивительно, как море спокойно по сравнению с ветром в реке.

2310, лавируемся. С отливом идем на Север. Ветер подвернул на Восток и позволяет нам идти почти одним галсом – бейдевиндом правого галса.

28 июня

0100, прошли уже малый Нерпинский мыс. Двигаемся чудесным образом. Ветер восточный.

0400, встали на якорь. Встречное приливное течение такое, что пришлось заводить два якоря цугом. 4 мили западнее от мыса Луханов. 43 мили до входа в Чижи.

0610, снялись с якоря. Поставили паруса. Ветер пока слабый, попутный. Несем паруса бабочкой. С  запада подходит фронт.

0930, ветер зашел на западный. Поставили кливер. С отливом скорость до 6 узлов.

0950, незаметно прошли Полярный круг.

1120, поселок Несь на траверзе правого борта.

1330, ветерок от зюйда. Продолжаем помогать веслами. Встречное течение. Плохо идем.

1700, до полной воды в Чиже час сорок. Думаем про буксир. Осталось 10 миль. Когда течение в Чиже повернет на отлив, нам будет сложно пройти против течения. Река быстро обмелеет, и нам придется ночевать на литорали – а главное, мы не сможем договориться о судне проводника на завтра.

1800, взялись за буксир. Иначе не зайдем в эту воду. Не можем позволить себе и дальше отставать от графика.

2020, отдали буксир. Дует Юго-запад, летим в сторону устья Чижи.

2130, пришли в Чижу. Крепкий ветер с моря буквально затолкал [нас] в устье реки – против течения и новых неприятностей. Успели до осушки.

Всего из Мезени прошли около 80 миль, из которых 20 прошлось идти на буксире.

2400, легли спать в Доме культуры на три часа. Благодарим Ларису Ивановну Канюкову и Михаила Кислякова.

29 июня

0300, подъем

0442 старт в глубину Канинского полуострова. С приливным течением и попутным ветром входим  и идем по Чиже под парусами. С нами на казанке идет местный житель Сергей. Он поможет перевезти вещи и разобранный катамаран при прохождении реки Проходницы. Проходница шириной не более 2 метров, и катамарану в ширину 3.6 метра там не пройти.

0820, проходим перекоп-смычку, сокращающую путь. Освоили технику переменного движения по меняющему направление руслу под парусом с попутным ветром и на веслах против ветра.

Один из участков – когда река повернула напротив ветра, а ветер стал штормовым – пришлось бурлачить «Матеру» в канале руками и ногами.

1025, пришли к малым Парусным озерам.

1150, в конце было ощущение, что заблудились в протоках. Вызвали проводника Сергея показать путь. Пришли на Большое парусное озеро.

Прошли сегодня под парусами, на веслах, последнюю часть бурлачили, отдирали карбас от берега и навального ветра, ложились костьми – прошли более 40 км, но буксира не было ни грамма. Ветер от Запада и северо-запада был проклятьем и даром.

То мы летели с ним вперед, как бешеные, то из последних сил, напрягаясь тащили «Матеру» против штормовых порывов силой до 30 и больше узлов.

Разобрали морской катамаран и сделали из него канальный глиссер.

30 июня

0630, катамаран ушел с проводником вперед, чтобы пройти к Сухому озеру и собрать его к нашему приходу и к большой воде.

0740, стартовали на «Матере». Ветер зашел на восток, нам навстречу. Туман. Убрали мачты, идем на веслах.

0800, поставили грот-мачту. Пробуем лавироваться под парусом с веслами. Неплохо получается.

0840, отложили весла. Карбас хорошо идет на одном гроте.

0855, добавили весла.

0905, используем весла для поворота. Остальное делает грот. Тянет нас вперед.

Подходим к Проходнице. Это речка, которая течет из Большого озера в озеро Сухое и до реки Чеша.

0942, зашли в Проходницу. Пока не убираем парус

1020, несмотря на встречный ветер, идем на веслах или на парусах.

1030, перекусываем.

1100, в первый раз продирались через узость Проходницы через кусты.

1150, приехал проводник с Максом и историей, что катамаран перевернулся на выходе из Проходницы в Сухое озеро. Много что утонуло, экипаж катамарана мокрый, но все живы.

1400, пришли к месту крушения катамарана, вышли в Сухое озеро.

Ставим лагерь, топим баню. Спасаем имущество из Проходницы.

Прошли около 15 км. Довольно легко (не считая катамаран). В Проходнице большой уровень воды. «Матера» вписалась по ширине почти везде. Только на двух-трех участках проходу мешали кусты, через которые карбас приходилось проталкивать. Двигались под парусом и на веслах. Часто гребли веслами по кустам и тростнику. Не очень удобно, но приспособились.

1 июля

Весь день шарим по дну Проходницы отпорными крюками, якорями, ныряем. Из-за сильного течения и глубины дело идет тяжело, но к концу дня выловлены все конструктивные элементы катамарана. Найдено имущество. Из потерь – два планшета и телефон. Вдобавок найдены четыре фрагмента старого судового дерева, в том числе два больших обломка шпангоутов коча.

Собираем катамаран и смотрим прогнозы на Чешский залив. Судя по всему, нужно идти сегодня в ночь.

2 июля

0000, грузим суда на Сухом озере. Ждем полной воды. Сухое озеро наполняется из Чешского залива. В прошлую воду был очень приличный подъем воды – чуть катамаран не уехал. Надеемся, что этот прилив будет еще выше.

0030, поняли, что вода уже начинает падать. Прилив ниже предыдущего. Стартуем по озеру. Глубины мало. Яростно и беспомощно барахтаемся в няше. Ищем, где поглубже, и каким-то непонятным образом протаскиваем суда до выхода из озера. Прошли. Весь путь около 2 км занял три часа.

0400, выходим в продолжение Проходницы.

0500, встречаемся с рекой Чешей. Плывем по няшным перекатам в няшной долине.

0600, выбрались в море. Идем под парусами, но – сели на мель. Идет отлив. Приходится ждать воды и отдыхать. Ночь  прошла без сна.

0735, приливает. Снимаемся с якоря и идем дальше. Все очень устали.

Поставили паруса. Все очень устали. Плохо. Холодно.

1040, дождь. Идем против встречного ветра вдоль Канинского берега. Несемся во все паруса.

1250, встали на якорь напротив реки Большая Собачья в полмили от берега. Ждем перемены погоды.

1600, ветер до 25 узлов на берег. Волна до метра и более. Положили второй якорь цугом. Держит. Дождь. Пробовали привязать к якорной веревке мешок с маслом для успокоения волны. Артем сказал, что помогло, стало меньше качать.

1900, ветер стих. Туман.

1915, снимаемся с якоря. Приняли решение буксироваться до ветра. Волнует очень переменчивый прогноз на ближайшие дни. Нам нужно хоть до Индиги дойти до ближнего шторма.

2000, ветер попутный. 20 узлов. Отдали буксир.

2130, берем буксир.

2300, отдали буксир. Идем под парусами.

3 июля

0040. Несемся. Попутный ветер. Отлично идем на Северо-запад.

0445, лед. В тумане он появляется за сто метров. Отдельные льдины размером до 50 метров. Причудливые обмылки.

0525, идем вдоль поля на юг. Наткнулись на целое поле, собранное из разномастных ледяных уродин.

0600, маневрируем во льду, идем под парусами. Пропускаем по левому борту очередное поле.

0630, разрядка. Едим кашу.

0635, огибаем одиночные скопления битого льда.

0735, закончили огибать большое ледяное поле.

0825, маневрируем среди больших полей битого льда.

0840, при прохождении ледовой перемычки матрос Чифан уперся отпорным крюком в лед. Крюк застрял во льду, древко сломалось и ударило в грот. Грот пробит.

0935  буксируемся против ветра, огибая большое поле. Волна сильно утихла. Гасится льдами.

1050, отдали буксир. Кажется, выходим из ледяного скопления. Туман рассеивается.

1155, буксир. Штиль.

1240, мыс Рамецкий. Снова лед. Теперь он сияет на солнце, а ночью, в тумане, белый и серый, он был самой неизвестностью в кубе – море, туман и лед под ветром.

1345, отдали швартов. Мыс Бармин. После мыса привелись и полетели. Ветер и течение помогают. Идем 5 узлов.

1700, подходим к устью Индиги. Досматриваем сны. Спим. Слушаем, как взлетают тысячные стаи птиц. Смотрим на сияние снегов на склонах. Смотрим на зеленую воду Баренцева моря.

1730, скорость упала до узла. Вызываем буксир.

2000, пришли в Индигу. Выгрузили вещи и устроились на отдых. Валимся с ног.

Прошли с буксиром 35 миль. Весь переход 110 миль.

4 июля

Отдыхали и спали, но в первую очередь встречались с детьми и взрослыми. Рассказывали о значении Севера тогда и сейчас и о том, что там может быть в будущем.

Любовались многим, особенно старой деревянной баржой и новой школой. Пережидали сильный шторм.

Когда карбас сорвало с двух якорей и потащило вверх по реке – дружно его спасали. Очень хорошо провели время, но близость встречного ветра  у Поморского берега за Святым Носом заставляет нас скоро стартовать.

5 июля

0900, вышли из Индиги. Заканчивается отлив. Буксируемся до Святого носа. Сейчас ветра нет, а с 16 часов у Святого Носа раздует, и нам будет сложно прижаться к берегу .

1030, вышли из устья Индиги. Встречный северный ветер. Продолжаем буксироваться на Святой Нос.

Обнаружили течь в месте крепления первого набоя правого борта к форштевню. Будем пытаться поставить конопатку из бинта.

1120, течь уменьшилась. Временный ремонт бинтом состоялся.

На траверзе правого борта на берегу крест.

1140, видим маяк Святой Нос. Идем на него.

Бывают ветра встречные или попутные. Мы спланировали, что цикличность их смены будет достаточно часта, чтобы пережидать встречные на берегу и успевать делать маршрут с попутными. Реальность оказалась такова, что заложенный график движения и этапы смены экипажей оказались короче цикличности смены ветров, и мы не успеваем соблюдать график.

1240, отдали буксир. Ветер от северо-востока. Скорость 3 узла.

1340, взялись за буксир. Шли со скоростью 3 узла, медленно. С юго-востока уже раздувает.

1400, убрали паруса. Встречный ветер усилился у мыса.

1420, огибаем мыс Святой Нос. Мы в Поморском проливе.

1440, идем против короткой крутой волны. У Товарища хватает силы тянуть нас со скоростью 4 узла – против ветра около 15-20 узлов. Правда, на волне у него постоянно вылетает из воды винт.

Слева хорошо виден остров Колгуев.

1600, отдали швартов. Ставим паруса. Ждем ветра. Прошли на буксире 8 миль.

1630, наконец, дуновение теплого ветра с берега.

1800, лавируемся в ожидании ветра. Тяжело идет. Может, встречное течение. Пытаемся прижаться к наветренному  берегу.

1910, зарифили фок.

2000, ветер подворачивает, и мы можем лавироваться длинными галсами – продольными вдоль берега. Как только отодвигаемся от берега, начинается волна. Приходится возвращаться. Берег высокий, обрывистый, в снегу. Красивые оттенки песка.

2210, зарифили фок.

6 июля

0010, прекрасный пасторальный берег. За ним фронт ветра. Спешим убежать от встречного ветра и прибежать к отдыху.

0435. Причалили к берегу в бухте устья реки Вельт – переждать усиление ветра скоростью 30 узлов. Ложимся спать прямо на берегу. На ковриках. Тепло. Палатки ставить лень и невозможно из-за ветра.

Переход составил составил 70 миль, из которых 25 на буксире.

1500, наелись песка и рыбы. Идея лечь спать без палаток была так себе. Но и палатки на таком ветру не поставить.

Идем дальше. Ветер на порывах до очень свежего. Мы все еще под берегом и перекрыты от волны. Главное – не отрываться от берега. Несем кливер и зарифленый грот.

1600, прибавили зарифленый фок. Летим вдоль Тиманского берега со скоростью до 7 узлов. В брызгах, тепло и солнечно.

1830, догоняет гроза. Молнии. Дождь.

2040, фронт прошел. Слабый ветер от Юго-Запада. Огибаем Сингейский остров.

7 июля

0140, усиление ветра от SSE. Летим вдоль берега.

0200, зарифили фок. Полный галфвинд. «Матера» идет до 6 узлов. Ветер до 22 узлов.

0310, ветер убежал. Мука.

0530, проходим мимо залива Колоколкова.

1000, продолжаем идти вдоль Тиманского берега. Ветер повернул на попутный западный, поднял приличную волну. Карбас идет легко, не задумываясь. В отличие от пластиковых яхт, карбасы любят чистый фордевинд и бабочку.

1400, прошли маяк Ходавариха. Слабый попутный ветерок.

1500, поставили весла. Из последних сил приближаем конец этапа. До Русского заворота 20 миль.

1630, закончили проходить Русский заворот. Тематическая часть 2 этапа ММХ: Мезенский залив – Канинский (Чешский) волок – Чешский залив – Святой Нос – Поморский пролив – Русский заворот – пройдены. Начинаем технический заход в Нарьян-Мар для смены команды. Переход составил 115 миль под парусом и на веслах.

2100, встали против отливного течения. Стоим на якоре. Скорость течения не менее 4,5 узла. Не ожидали такого сюрприза.

8 июля

0110, течение сменилось на попутное. Ныряем в Печерский  залив между первой и второй Гуляевскими кошками. Карт на эту часть залива нет. Надеемся на удачу. Экономия по расстоянию около 40 км.

1055, заходим в устье Печеры. Первые знаки навигационной  обстановки. Просторно!

1130, Болванский нос.

1415, пришли на остров Зеленый!  Этап закончен.

Всего пройдено 455 миль, из которых 80 на буксире (не считая доброски от Заворота в Устье Печеры для смены экипажа).

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Максим Тумановский, Евгений Шкаруба.

#МангазейскийМорскойХод #ПоморскаяШхуна

#МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 12 =

Прокрутить вверх