Моряки на побывке, обетный крест, Эрик Хесли, шхуна «во двоих», двести пятьдесят школьников, елочки, кокоры, закоренки и Артем в недоумении. Минувшие недели на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
22 июня на верфи встретились экипажи первого и второго этапов проекта «Мангазейский морской ход». Сильный встречный ветер на несколько дней запер карбас «Матера» и катамаран «Товарищ» в Мезени, появившееся время решено было использовать, чтобы дать передышку тем, кто идет второй этап и не утомлять без нужды следующий экипаж.
С первого этапа в Архангельск вернулись Василий Матонин, Евгений Петров, Александр Постанович, Никита Карбасов и Михаил Калинин.
Алексей Перевалов и Максим Матвеев остаются в Мезени. Евгений и Даниил Шкаруба приехали на побывку и через пару дней отправятся из Архангельска назад, к месту стоянки – уже с участниками второго этапа. Вновь прибывшие участники похода: Артем Кривополенов, Вячеслав Мизин, Андрей Ягубский, Илья Михайлов.
После отдыха провели совет экипажей двух этапов, передали друг другу дневники и исследовательские документы экспедиции.
На верфи гости – автор книги «Сибирская эпопея», швейцарский профессор Эрик Хёсли и генеральный директор издательства «Паулсен» Раиса Неяглова-Колосова.
Отчасти Женя спешил в Архангельск из Мезени и для того, чтобы успеть на встречу с Эриком Хёсли на фестивале «Белый июнь».
Еще приятнее – принять таких гостей уже на верфи.
Для цикла фильмов «Урок на палубе», который мы снимаем по проектам «Музей на Палубе» и «Плавучий лекторий», сделали вот такую аутентичную хлопушку.
За несколько дней, которые команды проведут в Архангельске, решено сделать обетный крест, чтобы затем привезти его в Мезень и установить его перед стартом второго этапа. Это старинный обычай: когда предстоит нелегкий морской путь (или если он уже позади), поставить православный крест в знак того, что жизнь и благополучие наше в руках Господа, и на Него уповает мореход в своем нелегком и рискованном деле.
Эскиз сделал Саша Антонов, под его руководством и вместе с ним над крестом работали Евгений Петров, Максим Тумановский, Илья Михайлов и Женя Шкаруба.
Длина креста – 6 метров.
26 июня вместе с командой экспедиции обетный крест уехал в Мезень.
На верфи остались трое шхуностроителей: Артём Бывальцев, Артём Калинин и Егор Дмитриев; комендант эллинга Саша Антонов, служба береговой поддержки Полина Шкаруба и репортер Катя Суворова.
Временами между кенозерскими и мезенскими походами по верфи вихрем проносятся Миша Крупенин с Олей Кузнецовой. За время своих приездов Миша успевает встретить туристов, провести экскурсий, собрать снаряжение в новы поход, немного построить шхуну и соянку, сколотить столы со скамейками и дать несколько интервью. Ай да Миша!
Еще после долгого перерыва в Архангельск приехала наш экономист Алла Кривополенова. Алла решает массу организационных и финансовых задач Товарищества удаленно – были рады, наконец, увидеть ее в оффлайне.
Встретили Аллу с девочками шаньгами. Саша напек!
Артём дошивает лодку-соянку. Прямо-таки стартанул с набоями, за три дня нашил чуть не пять штук.
После набоев Артем перешел к шпангоутам. Тут обнаружилось некоторое недопонимание.
Когда Миша Крупенин обсуждал строительство лодки с Артемом, то говорил, что шпангоуты для нее нужно сделать из елочек – и подразумевал при этом такие сильно изогнутые маленькие елочки, которые мы привезли из леса зимой. Артем же считал, что это будут простоелочки – самые обычные тонкие стволы, которые можно будет загнуть и установить в качестве шпангоутов. Теперь Артем глубоко потрясен. Он называет Мишины кривые елочки кокорами и говорит, что с кокорами он не свяжется вообще ни за что на свете. Миша убеждает Артема, что это и не кокоры вовсе, а закоренки – но это не помогает.
Елочки никак не подходят к лодке, они все кривые не так, как Артему нужно. Подошла из всех, может быть, только одна, но и ее после подготовки перекрутило так, что будь здоров. Артем сделал все, что мог – поставил один составной шпангоут из «елочки», попинал по верфи кокоры с закоренками, произнес массу непечатных слов и сказал, что вы как хотите, а он будет клеить шпангоуты из тонких еловый ламелей – и все тут.
Сказал и поклеил – вот они, шпангоуты. Шесть клееных и один составной кокорный.
Шхуна теперь строится «во двоих». Егор Дмитриев уехал куда-то в поход, на стройке из десяти негритят строителей остались только два Артёма.
Обратите внимание, вот Артём Бывальцев поднимает на шхуну 150-килограммовый бимс. На веревочке, на пять метров в высоту. Вот почему Теме не нужен тренажерный зал – ему и на верфи хватает нагрузок.
Между тем, Артем Калинин был внезапно замечен за проведением экскурсии по верфи.
Видимо, команда приучается работать малым составом и брать на себя любые задачи товарищей.
Есть подозрение, что если так пойдет и дальше, то следующий бимс у нас заклеит Поля. Кстати, сама Поля говорит, что если две съемки для телевидения можно поменять на бимс, то она согласна.
Бимсов поставлено уже четыре штуки.
Продолжаются экскурсии.
24 июня на верфь приходила большая компания разных профессоров.
А 27 июня – аж 250 гостей от программы «Поезд памяти»: школьники из России, Беларуси, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Света с Андреем выдержали эту волну!
Идем дальше.
#ПоморскаяШхуна
#Makita #JET #Powermatic
Партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.