Наша экспедиция из Архангельска в Мангазею продолжается. По пути следования карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ» капитан Евгений Шкаруба ведет судовой журнал, в котором записывает ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажа, мы собираем бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем его первую часть.
Первый этап. Архангельск – Мезень, 8 – 21 июня 2024 года.
Пройденное расстояние: 500 километров.
Участники этапа: Евгений Шкаруба, Алексей Перевалов, Максим Матвеев, Даниил Шкаруба, Василий Матонин, Григорий Тарасевич, Евгений Петров, Никита Карбасов, Михаил Калинин.
8 июня
1630, при большом стечении народа, под звон колоколов и моросящий дождь отправились в путь.
Кальчино. Палаточный городок на первой ночевке и вечерние разговоры.
9 июня
Пустошь. Беспокоит течь. Вытащили «Матеру» на берег, подлатали, перекусили. Пришли школьники и местные жители – осмотрели лодку, а заодно помогли столкнуть на покатах обратно в воду.
Погода сегодня была хорошая, сушились после вчерашнего. К вечеру подул наш ветер и в 20:20 мы выдвинулись. Местный житель за чашкой чаю проконсультировал по фарватеру и угостил рыбой – Василий Николаевич готовит уху. Макс помог с починкой газовой горелки – закусило резьбу. Впереди ночной переход.
12 июня
0735, вышли из Золотицы. Сарепта «Весна» Саши Горожанцева, прихватив Григория Тарасевича, поехала в Архангельск, а мы продолжаем путь на Север.
0750, поставили паруса. Слабый южный ветер. Проспали мы свою способну поветерочку. Теперь на веслах придется идти.
Опробуем стопора на шпринтовых, которые я вчера прикрутил.
0910, поставили бушприт и кливер. Пока толка от этого мало.
0930, идем в огромном стаде белух.
1000, сели за весла.
1100, скорость «Матеры» на веслах 3,5 узла.
1200, постепенно догоняем снег. Встречаем его в ложбинах по берегу.
Ветер подвернул на встречный. Если усилится – сегодня уже никуда не дойдем.
Отправили «Товарища» на маяк Инцы, готовиться нас снимать.
1430, около часа общались с пограничниками. За это время течение повернуло на встречное. Пограничники, жалея нас, предложили подтащить нас хоть на 500 метров вперед, пока они проверяют документы. Нет.
Гребем против течения со скоростью около одного узла.
1507, убрали весла. Встали на якорь.
Готовим еду и спим. Смотрим, как подходят грозовые облака с юга. Выпиваем и слушаем Васю. Ветра нет. Надежда на попутное течение, а пока оно встречное не менее 2-2,5 узлов. Якорный конец натянут – вода, пробегая мимо нас, хочет сорвать с якоря и потащить в море.
Катамаран на Инцах, милях в пяти от нас.
1730, пришел фронт с дождем и порывами попутного ветра. Снялись с якоря. Поставили паруса и идем против приливного течения. Ветра хватает продвигаться вперед.
1749, кончился дождь и ветер. Приливное течение снова берет верх. Убираем паруса и снова становимся на якорь. Встречное течение около 3-4 узлов.
1900, приехал катамаран и уговаривает нас прокатиться на буксире. Отбиваемся и от них. Правда, меняем уставшего Сашу на замерзших Макса и Даню с катамарана.
1910, пошли на веслах.
2110, прошли Инцы. Отлив набирает силу. Разогнались. Надеемся дойти до Ручьев сегодня.
2200, перекур и чай.
2315, «Матера» в штиле скользит, летит. Не то что против вязкого встречного ветра, когда весла становятся неподъемными. И все-таки мы уже очень устали с непривычки.
13 июня
0030, прошли к Ручьям с моря и поняли, что нужно заходить в реку. Завтра начнется сильный ветер. Это еще мили три.
0250, зашли в речку, встали в деревне.
Всего прошли из Зимней Золотицы 35 миль. Практически все на веслах, используя попутные течения двух отливов и пережидая одно встречное течение на якоре.
15 июня
Белое море. Зимний берег. Покидаем прекрасное село Ручьи.
1917, прилив. Столкнули «Матеру» с осушки и выходим в сторону устья реки Ручьи. Идем на веслах против последних порывов северного ветра, который мы пропускали в Ручьях целых три дня. В рядах гребцов оживление. Вася читает, говорят про Японию и антропологию. Видно, что соскучились по морю. Выгребаем из Ручьев. Рядом плещется нерпа. В море вчерашняя волна.
2020, вышли в море. Поставили паруса. Слабый ветер от NE. Идем бейдевиндом правого галса, пытаемся не отрываться от Зимнего берега.
2115, упорно топчемся на месте. Ветра не хватает. В Горле сейчас приливное встречное течение. Ветра меньше, чем я ожидал.
2300, встали на якорь. Все попытки двигаться вперед не привели ни к чему. Ложимся спать.
16 июня
Где-то напротив Майды.
0000, как будто порывы с юга. Пробуем по новой. Подняли паруса, в том числе новый кливер.
0040, ветер и дождик издеваются с разных направлений. Это понятно. Но комары летают посреди Горла Белого моря… Как это понимать?!
0305, дождь, карбас приводится и встает колом. Горизонт плохо виден. Мука.
0707, снова на якоре. Убираем паруса.
0753, ставим паруса, снимаемся с якоря.
0908, ночью после дождя натянули тент. Теперь из него в кокпит по очереди выползает команда на солнце. Хорошо видны мыс Воронов, остров Моржовец и Полярный Круг.
1200, пишем ролик про использование якоря при передвижении по Белому морю.
1320, разогнались на подходе к мысу Воронов. С отливом идем до 6 узлов. Волны почти нет. Не успела и разглажена попутным течением.
1440, чуть мористее с левого борта нас обгоняет грозовой фонт. Гремят грозы. Надеемся, не заденут.
1520, прошли мыс Воронов. Разговариваем с пограничниками. Ветер усиливается. Сейчас около 25 узлов.
1610, прячемся от волны. Идем с одним зарифленым гротом в сторону Койды. Ветер до 30 узлов. На расстоянии от берега полмили уже волна.
1650, начинаем заходить в реку Койда. Сомневаемся, что сможем выгрести против ветра. Сейчас полводы.
1900, закончили сражаться и встали не доходя Койды 3 км. Сильный южный ветер не дал зайти в деревню.
В Койде солнце и хорошая погода.
Всего от Ручьев до Койды прошли под парусом около 48 миль. Понимаю, что отсутствие мотора может быть решающим фактором. Не смогли пройти чуть-чуть.
18 июня
На вечернем приливе мы снялись со стоянки и перешли в реку Койда. Спрятались от волны с моря. Что будет дальше, пока неизвестно. Северный ветер осложняет жизнь. Пока публикуем фотографии наших прогулок по населенным пунктам.
В Ручьях (фото Евгения Петрова):
Переход из Села Ручьи мимо мыса Воронов в Койду. Прогулки по Койде.
Стоянка в Койде (фото Евгения Петрова):
19 июня
Село Койда, на берегу рядом с молочной фермой.
2225, выходим с отливом из Койды. Направляемся в Мезень, чтобы там закончить первый этап плавания в Мангазею, сменить экипажи. Накануне не смогли спустить «Матеру» в воду. Это была целая эпопея – поднять карбас на поката и протянуть на 25 метров к воде. Проблема в том, что приливы в Мезенском заливе все еще убылые (становятся меньше) и карбаса не достают. Зато погостили в Койде – главной карбасной столице Белого моря.
Впопыхах отхода, под дождем забыли одну из замечательных курток «Треска». Отправили катамаран «Товарищ» за курткой.
2325, со стороны Койды быстро надвигается стена тумана. Ходко идем с попутным ветром. Спешим использовать отливное течение. Ждем катамаран с курткой. Мне их не видно. Будет плохо, если мы потеряем друг друга в тумане.
20 июня
0000, провели совещание с «Товарищем».
Не понимаю. Отлив, идем с хорошим ходом, а скорость всего 2,5 узла. Наконец, догадался, что отливное течение идет вдоль берега нам на встречу. Это подрывает наши планы прийти в Мезень на одной воде (отлив и прилив). Увы.
0150, накрывает сильным туманом. Ветер попутный до 15 и более узлов. Но «Матера» упирается в встречное отливное течение и идет не более 3 узлов.
0447, проходим Абрамовский маяк и мыс. Ветер от юго-востока. Скорости все нет. Сильный туман. Видимость иногда снижается до 100 метров. Оценил рулежку по шлюпочному компасу, который нам подремонтировали в компании СПАСИ. В тумане это незаменимый прибор.
0455, только написал про Абрамовский берег, как он и открылся.
0700, течение приливное попутное. Плотно сели на весла. Ветра нет. А скорость на веслах до 4 узлов. Комары и мошки посреди залива.
0830, течение замерло. Легли в дрейф.
1005, полосы тумана одна за другой.
1101, встали на якорь напротив Долгощелья. Течение повернуло на встречное. Пришвартовали к себе «Товарища». Экипаж судна сопровождения работает в экспедиции не меньше, а порой и больше, чем команда «Матеры». Им приходится все время менять ход, чтобы не потерять нас. Особенно сегодня в тумане.
1310, встречное течение 3 узла. Не меньше. Смотрим, как проносится мимо вода. Туман унесло ветром от NW. Загораем на солнце посреди залива.
1515, снялись с якоря. Хотя течение еще встречное, силы ветра уже хватает двигаться вперед. Поставили паруса. Наша скорость 4-5 узлов минус встречное течение 3 узла. Получается, бредем на месте со скоростью 1-2 узла. Поставили кливер, который отлично балансирует парусность карбаса.
1835, начинаем заходить на Мезенские створы. Пока не чувствуем прилива. Исключительно благодаря хорошей, способной поветерки идем под парусом. Странно.
2100, отчаянно лавируемся у мыса Толстик. Очень сложно. Сильные порывы встречного ветра останавливают карбас. Все сидят на веслах и гребут, помогая парусам. Включилось попутное течение, но и его не хватает. Серьезно подумываю встать на буксир к «Товарищу». Но нет, держимся. Нужно обогнуть мыс, чтобы ветер снова стал попутным.
1000 прошли траверз Толстика. Ветер повернул на попутный. Экспедиция официально зашла в реку Мезень и ветер милостиво поворачивает на попутный. В знак символического одобрения видим на мысу двух бредущих северных оленей.
Еще два часа плавания по реке, и мы прибываем в Мезень. Без повреждений, но очень усталые. На этом первый этап экспедиции «Мангазейский морской ход заканчивается. Прошли первые 500 км.
Основной вывод первого этапа – плавание по старинке, на традиционном карбасе без мотора и буксира, на веслах и под парусом – это очень тяжело.
Текст: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Петров, Алексей Перевалов, Василий Матонин, Катя Суворова, Евгений Шкаруба.
#МангазейскийМорскойХод #ПоморскаяШхуна
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ
Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.
Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.
СУПЕР!!!