Экспедиция в лицах – Евгений Петров

На прошлой неделе мы начали большой цикл интервью об экспедиции «Мангазейский морской ход». В первом тексте цикла капитан Евгений Шкаруба рассказывал о том, как прошел первый этап похода: от Архангельска до Мезени. Сегодня мы открываем новую рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Её герои – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью  – Евгений Петров, участник первого этапа экспедиции «Мангазейский морской ход». О няше и манке как проклятиях Белого моря и о том, как можно прожить чью-то другую жизнь – в интервью Кате Суворовой.

Евгений Петров, Москва. 40 лет, старший менеджер в крупной корпорации по тяжелому машиностроению. Участник 1 этапа экспедиции (Архангельск – Мезень, 8 – 21 июня 2024 года).

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Это мой третий поход с Женей, и в этот раз впечатления были совершенно иными, нежели на Соловках и на первом, речном этапе экспедиции «Матеры» [переходе из Великого Устюга в Архангельск осенью 2023 года]. Это было первое настоящее морское путешествие со всеми сопутствующими.

Было сложнее, потому что сейчас у нас не было того прошлогоднего размеренного режима: утром встали, пошли, вечером причалили, поставили лагерь, приготовили еду, высушились, поспали, и на следующий день все заново. В этот раз режим был очень рваным.

Ещё в самом начале пути мы спросили у одного жителя Пустоши, каково оно – жить на острове. Он ответил, что все целиком зависит от воли природы, а не от собственных планов. Вот так оно и оказалось. Мы настолько сильно зависели от природы – от погоды, ее присутствия, отсутствия, от ветра, течений – что все, что мы планировали, просто шло по-другому. И режим был под стать: ты можешь день-два-три ждать, потом идти ночь, день и ещё ночь, где на вёслах, где под парусом, где-то вставать на якорь. Это резко отличалось от предыдущих экспедиций. Такое это Белое море.

Тридцать часов не сходя с «Матеры» на берег – такой был наш максимум. Основные перегоны шли около суток. То есть, вместо планомерных 8-10 часов хода мы шли в 3 раза дольше, пока была точка на карте, куда надо обязательно добраться.

Как ни странно, когда сходишь на берег, ощущения довольно бодрые. Уж не знаю, откуда что там у нас бралось – отсутствие сна сильно выматывало.

А потом все закончилось.

Мы заходили лавировкой в устье Мезени – конечный пункт первого этапа, и последние два-три часа, за греблей, я уже ловил себя на мысли: «Так, подожди, ведь все уже заканчивается. Сейчас вы причалите, оставите «Матеру» на берегу, и все – «рюкзак, вокзал, Москва». Было очень странно ощущать, что вот эта экспедиционная жизнь заканчивается, и я отправляюсь домой. Разговаривал с другими участниками: для кого-то все уже стало привычным, кто-то же очень устал, потому что нагрузки довольно тяжелые, режим, а точнее, его отсутствие. Я влился и совершенно не чувствовал, что где-то там, далеко, есть твоя жизнь, работа, увлечения, непрочтенная переписка, какие-то события. Все это стало как-то далеко и неинтересно. Наверное, это как прожить чью-то другую жизнь.

Нет, классно, конечно, когда у тебя есть возможность, наконец, просушить одежду и снаряжение, постираться – да и просто сходить в душ. Но по всему остальному я пока не особо скучаю, и если бы мне сейчас сказали, что у меня есть еще месяц отпуска – я бы шёл дальше.

САМОЕ СЛОЖНОЕ

В одном из прошлых походов я сломал руку, и тогда самым сложным было научиться завязывать шнурки одной рукой. В этот раз обошлось без переломов, и самым сложным оказалось стряпать еду.

Я такой мальчик, которому всего лишь сорок лет… Так вот, я фигово готовлю. В Москве я ещё как-то еще продержался – все-таки, есть общепит, доставка и рецепты из интернета…

В прошлом году в экспедиции у нас был классный кок Дима, который готовил нам первейшее хрючево по всем правилам кулинарной науки. В этот же раз Женя каждые сутки просто назначал на готовку дежурных. Приходилось что-то импровизировать из того, что есть с собой, обходиться без того, что забыли на катамаране. И без интернета, чтобы подглядеть, как готовить этот чиккен карри. Каждая смена дежурных пыталась превзойти предыдущую.

Дошло раз дело и до манки на завтрак. Я ее ненавидел в детстве, и вот, она меня здесь догнала. Воевал с комочками, сливал лишнюю воду — инструкция на упаковке никуда не годилась. Наверное, самое простое и стало самым сложным.

Манка – и еще няша!

[Няша – вязкая, топкая прибрежная грязь с илом].

Мы тогда причалили и стали разгружаться. Был отлив. В какой-то момент ребята стали застревать в няше, я посмотрел на это и решил, что выйду на берег подальше, у дороги, спускавшейся с берега к реке. Рассчитывал, там песок или гравий, раз автомобильная дорога идёт там.

Выяснилось уже опытным путём, что все разбито и слой няши ещё глубже. Я был в таком красном неопреновом спаскостюме, с двумя гермомешками – и няша радостно засосала меня по самое колено. С огромным трудом вытаскиваешь из нее одну ногу – сам костюм остаётся в няше, а вторая нога тут же уходит глубже. Спустя минут десять выматываешься окончательно, буквально выкапывая себя, костюм и продвигаясь уже ползком. Момент одновременно и страшный и, со стороны, комичный, Даня, кажется, снял видео, не дай Бог мне его увидеть. Наверное, это будет похуже манки. Манка и няша – проклятия Чёрной жемчужины Белого моря.

САМОЕ ЛУЧШЕЕ

А самое классное – ставить паруса. Когда парус раскрывается, наполняется ветром – это потрясающее чувство свободы, оно ни с чем не сравнится, тут много слов не надо.

Фото: Евгений Петров, Элина Гусарова

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + шесть =

Прокрутить вверх