Весь февраль и март наша судостроительная команда посвятила изготовлению и установке стрингеров «Поморской шхуны».
Стри́нгеры – или как их называют судостроители, стрингера́ – это продольные элементы набора корпуса судна, часть «скелета» корабля. Они представляют собой параллельные килю (и перпендикулярные шпангоутам) продольные балки, проходящие от носа до кормы судна.
Стрингера связывают в единую структуру шпангоуты, распределяют нагрузку между ними и придают продольную жесткость судну.
Всего стрингеров на «Поморской шхуне» четыре. Первый, начиная от киля, – лимбербордов брус, за ним идёт днищевой стрингер, за ним скуловой и, наконец, клямс с подклямсом, которые будут стоять под бимсами.
К примеру, скуловой стрингер состоит из двух, установленных один над другим, брусьев. А каждый брус в свою очередь состоит из двух или трёх штук, сплочённых в замок.
Замки двух соседних брусьев разогнаны по длине стрингера так, чтобы расстояние между ними было наибольшим. Это сделано для повышения надёжности конструкции, так как замок, как ни крути, ослабляет брус, поэтому два замка в соседних брусьях не могут располагаться в одном месте.
В дальнейшем через стрингера и шпангоуты насквозь пройдут шпильки, связывающие их друг с другом.
Стрингера – это самые длинные балки в корпусе корабля. Они настолько длинные, что их ламели мы заклеиваем их в воздухе, на весу внутри шхуны. Если бы мы захотели сначала заклеить ламель стрингера в цеху, а потом занести её внутрь шхуны, то нам пришлось бы разобрать стену ангара или хотя бы проделать в ней окно – вот какая длинная это вещь.
Прямо сейчас на шхуне установлен лимбербордов брус и все четыре части днищевого стрингера.
На этой неделе ребята начали устанавливать скуловой стрингер, который трещит, как нехороший человек, так что мы не вполне довольны его поведением.
Малковка шхуны, которой мы занимались больше двух месяцев, включала в себя заодно и подготовку «постели» для стрингеров. Если сам по себе процесс малковки имел перед собой цель создать единую для всех шпангоутов поверхность и плавную погибь внутренней части судна, то в местах установки стрингеров нам нужна была, наоборот, плоская (но не совсем) постель, на которую можно было бы положить продольные связи судна. При изготовлении постелей учитывалось и то, что стрингера у нас, с одной стороны, плоские в своём основании, а с другой – изогнуты в двух направлениях: по длине и по ширине (Артём сказал: как змеюка).
Подводя краткий итог, можно сказать, что это всё очень сложно, но… у нас получается, и шхуна растёт)
#ПоморскаяШхуна
Наши партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.