Мангазейский морской ход, 26 – 30 июня 2023 года. Закладка, модель карбаса, вица

26 июня, понедельник

Артём выстрагивает шпунт на закладке карбаса.

Иван строит стапель.

Александр руководит практикантами Даней, Мишей и Никитой, которые пилят доски на обшивку карбаса.

27 июня, вторник

Продолжаем работать с закладкой большого морского карбаса. Артём с Сашей вырезают и вырубают шпунт: топорами, стамесками и скобелями.

28 июня, среда

Всё хотим вынести на стапель закладку карбаса, и всё не можем – то и дело надо что-то доделывать.

А стапель готов!

29 июня, четверг

Перенесли стапель для карбаса к правому борту ангара и устроили над ним навес, сделанный из стакселя яхты-кругосветчицы «Джульетты».

Вести от инженерного отдела верфи. Мангазейский карбас в 3D был сделан за один день и напечатан за тринадцать часов. Чем там занимаются на стапеле – вообще непонятно.

Спроектировал модель, разумеется, наш инженер Михаил Крупенин, а напечатали её студенты из технопарка САФУ (которых Миша оторвал, кажется, от игры в Quake).

Остойчивость макета была проверена в походном котелке с водой. Вывод: карбас остойчив! Не утонул даже при испытаниях с грузом.

Теперь Миша сделал разбивку плаза практических шпангоутов мангазейского карбаса в программе Solid Works. Строим по древним технологиям, но сверяемся с новейшими.

30 июня, пятница

Женя, Артём, Саша, Иван и еще один Женя вынесли из ангара и поставили на стапель возле верфи закладку карбаса. Выносили, как унас водится, на своих плечах.

После этого Артём отправился разбивать шаблоны шпангоутов на плазе (к вечеру один из шаблонов был установлен) и замачивать доски на шпунтовый набой карбаса.

Александр Антонов выбрал паз в закладке (приговаривая при этом: «Топором, всё это делается топором, а не той хренью, которая у них в руках»). Сделано это для того, чтобы уменьшить толщину киля, если верить Артёму.

В середине дня оба Евгения и Иван уехали в лес собирать еловые ветки для шитья вицей.

Ветки эти станут вицей, которая будет соединять между собой пояса обшивки карбаса.

Чтобы ветки стали вицей, мы чистим от коры, гнем и замачиваем их.

Заготовки вицы выглядят вот так:

Кстати, насчёт виц. После некоторых математических вычислений (плюс-минус восемь девятиметровых набоев умножить на два борта, плюс порубни, брештуки и прочее, плюс двадцать процентов на брак) выяснилось, что на шитьё мангазейского карбаса нам нужен минимум километр еловых веток. Очень интересная информация к размышлению.

#ПоморскаяШхуна

МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра, Министерства культуры и Правительства Архангельской области.

Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =

Прокрутить вверх