26 июня, понедельник
Артём выстрагивает шпунт на закладке карбаса.
Иван строит стапель.
Александр руководит практикантами Даней, Мишей и Никитой, которые пилят доски на обшивку карбаса.
27 июня, вторник
Продолжаем работать с закладкой большого морского карбаса. Артём с Сашей вырезают и вырубают шпунт: топорами, стамесками и скобелями.
28 июня, среда
Всё хотим вынести на стапель закладку карбаса, и всё не можем – то и дело надо что-то доделывать.
А стапель готов!
29 июня, четверг
Перенесли стапель для карбаса к правому борту ангара и устроили над ним навес, сделанный из стакселя яхты-кругосветчицы «Джульетты».
Вести от инженерного отдела верфи. Мангазейский карбас в 3D был сделан за один день и напечатан за тринадцать часов. Чем там занимаются на стапеле – вообще непонятно.
Спроектировал модель, разумеется, наш инженер Михаил Крупенин, а напечатали её студенты из технопарка САФУ (которых Миша оторвал, кажется, от игры в Quake).
Остойчивость макета была проверена в походном котелке с водой. Вывод: карбас остойчив! Не утонул даже при испытаниях с грузом.
Теперь Миша сделал разбивку плаза практических шпангоутов мангазейского карбаса в программе Solid Works. Строим по древним технологиям, но сверяемся с новейшими.
30 июня, пятница
Женя, Артём, Саша, Иван и еще один Женя вынесли из ангара и поставили на стапель возле верфи закладку карбаса. Выносили, как унас водится, на своих плечах.
После этого Артём отправился разбивать шаблоны шпангоутов на плазе (к вечеру один из шаблонов был установлен) и замачивать доски на шпунтовый набой карбаса.
Александр Антонов выбрал паз в закладке (приговаривая при этом: «Топором, всё это делается топором, а не той хренью, которая у них в руках»). Сделано это для того, чтобы уменьшить толщину киля, если верить Артёму.
В середине дня оба Евгения и Иван уехали в лес собирать еловые ветки для шитья вицей.
Ветки эти станут вицей, которая будет соединять между собой пояса обшивки карбаса.
Чтобы ветки стали вицей, мы чистим от коры, гнем и замачиваем их.
Заготовки вицы выглядят вот так:
Кстати, насчёт виц. После некоторых математических вычислений (плюс-минус восемь девятиметровых набоев умножить на два борта, плюс порубни, брештуки и прочее, плюс двадцать процентов на брак) выяснилось, что на шитьё мангазейского карбаса нам нужен минимум километр еловых веток. Очень интересная информация к размышлению.
#ПоморскаяШхуна
МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра, Министерства культуры и Правительства Архангельской области.
Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.