Алла Кривополенова, портреты верфи
Подготовила Катя Суворова
«Первое и самое крутое на верфи – это просто невероятные люди. Я поражаюсь тому, как они собираются вокруг Жени, как их притягивает буквально со всей Земли.
Второе – на верфи ты быстро видишь результат своей работы. Обычно в работе экономиста результат или очень отложенный, или просто в текущем моменте все работает, как надо. А тут ты поискал, купил и привез смолу – и вот, у нас появляется киль шхуны. Ты почти сразу видишь, что прыгал не зря.
Третье – это атмосфера, начиная с эмоционально-психологической и закачивая просто запахом дерева. Ты заходишь на верфь, как домой.
Изначально жизнь не готовила меня к тому, чтобы выбирать подшипники, смолу, пилы для станков и аэросил.
Теперь я знаю, что у наждачных шкурок есть две системы измерения, что болты бывают оцинкованные, неоцинкованные, нержавеющие и просто стальные. Что лес бывает зимний и летний, и надо брать зимний, но его всегда сложно поймать, потому что или его еще не напилили, или его не могут привезти, потому что распутица и дороги. Своим новым знаниям в этой области я удивляюсь каждый раз».
В рубрике #ПортретыВерфи мы часто рассказываем об участниках нашего проекта – мастерах и волонтерах, которые строят наши лодки при помощи молотков и станков; об инженерах, которые занимаются проектированием и создают чертежи нашей шхуны. Сегодня в нашей рубрике человек, который строит шхуну при помощи цифр, таблиц и документов, и без которого, как мы справедливо подозреваем, встали бы наши все наши рейсмусы и циркулярки, а в наших бочках иссякли бы смола с питьевой водой. Этот человек – Алла Кривополенова, экономист и куратор проектов Товарищества поморского судостроения.
На верфи Аллу можно встретить с букетом болтов, горстью подшипников, пилами для «ленточки», стопкой платежек или договоров, а еще с пирогами, чаем и новогодними подарками. В этом интервью Алла рассказывает о том, какие пути привели ее на борт «Поморской шхуны», какие знания удивляют ее каждый день, и как паруса стали для нее главным открытием.
Циферки совпали
Как я пришла в проект «Поморская шхуна»? Раньше я работала экономистом в «Норд-авиа» и менеджером проектов в одной архангельской IT-компании.
Мой муж Илья с детства дружил с Полиной. Когда Полина вышла замуж, то оказалось, что ее муж Женя Шкаруба – яхтенный капитан.
Илья всю жизнь мечтал управлять яхтой, так что он отучился у Жени, получил сертификат капитана, и мы стали дружить.
А потом у них началась история с «Поморской шхуной». Когда я слышала, что для проекта ребята заказывают то одно, то другое, то, исходя из своего опыта, что-то подсказывала им: «Вам нужна платежка, а вы знаете, какая именно? А там стоит отметка банка? А вы не забыли забрать документы?» Сначала всего этого было понемногу, а потом ребята получили первый Президентский грант на «Открытую палубу». В этот момент проекту понадобился координатор, который будет заниматься документами. Я предложила стать этим координатором, и так все сошлось.
Я сдаю финансовые отчеты верфи. У нас с Полиной получился идеальный тандем: она делает аналитику и тексты, а я сдаю финансовую часть: чтобы все цифры сошлись, чтобы все бумажки были приложены. Одному человек сделать и то, и другое было бы трудно.
С цифрами у меня всегда было все хорошо. Я училась на финансах, это мое: я люблю, когда все циферки совпали, и все в порядке. Когда у тебя сошелся весь баланс и бюджет – это прекрасное ощущение.
Иногда гранты устроены просто, и главное – чтобы сходилась общая сумма. Иногда их приходится пересогласовывать по всем статьям внутри и уже потом сводить все до копейки. Где-то меняются цены, где-то появляются лишние пятьдесят рублей, и все это нужно рассчитать и распределить. Такие задачи сложные, но это интересно, это то, чему меня учили, и что я люблю.
Станки, подшипники и лес
Изначально жизнь не готовила меня к тому, чтобы выбирать подшипники, смолу, пилы для станков и аэросил, так что для меня мои задачи часто бывают довольно парадоксальны.
Теперь я знаю, что у наждачных шкурок есть две системы измерения, что болты бывают оцинкованные, неоцинкованные, нержавеющие и просто стальные. Что лес бывает зимний и летний, и надо брать зимний, но его всегда сложно поймать, потому что или его еще не напилили, или его не могут привезти, потому что распутица и дороги. Своим новым знаниям в этой области я удивляюсь каждый раз.
Первое и самое крутое на верфи – это просто невероятные люди. Я поражаюсь тому, как они собираются вокруг Жени, как их притягивает буквально со всей Земли.
Второе – на верфи ты быстро видишь результат своей работы. Обычно в работе экономиста результат или очень отложенный, или просто в текущем моменте все работает, как надо. А тут ты поискал, купил и привез смолу – и вот, у нас появляется киль шхуны. Ты почти сразу видишь, что прыгал не зря.
Третье – это атмосфера, начиная с эмоционально-психологической и закачивая просто запахом дерева. Ты заходишь на верфь, как домой.
Мачты, паруса и огоньки
Лодки и паруса – это главное мое открытие, потому что я совершенно не водный и не морской человек. Я очень люблю комфорт – спокойный, прогнозируемый отдых.
Но когда мой муж закончил курсы яхтенного капитана и получил сертификат, то ему, конечно же, надо было свозить семью в отпуск. И мы поехали.
После первого нашего чартера я поняла, как это клево: паруса, звук мачт на ветру на рассвете… Это что-то непередаваемое, это очень заряжает силой и энергией. Так что после этого мы ходили на лодках каждый год: по два раза в Грецию и Хорватию и один раз в Турцию. Это всегда был очень мощный эмоциональный заряд.
Когда рассказываешь, что наш папа отучился на права капитана в ноябре, а в следующем сентябре уже взял чартер на себя и пошел в море всей семьей с детьми, сам, без инструктора, то люди спрашивают, не страшно ли мне было. Но у нас в семье в принципе очень высокий уровень доверия. «Да нет, не страшно, он же научился».
Конечно, я сама так не смогла бы. На первый раз пошла бы с тем же Женей, попробовала бы понемногу. Но в Илье я уверена.
Я умею вязать узлы, отдавать и принимать концы при швартовке, перекладывать парус и немножко под ним рулить. В Архангельске у нас есть свой маленький парусный швертбот для коротких походов в пределах светового дня. Но там нужно рулить румпелем, а я это не очень люблю. Мне больше нравится рулить штурвалом –встаешь за него, и сразу ух!
Хочется ли мне стать яхтенным капитаном? Пару лет назад я сказала бы: «Ни за что!», – а сейчас не буду зарекаться. Может быть, потом и детей этому научим, тогда у нас будет семейный подряд.
Дети и море
Нашим детям путешествовать на яхте – просто отлично. В первый раз мы поехали, когда старшим дочкам было по восемь, а младшей – четыре. Конечно, я очень боялась того, что дети вывалятся через открытые борта, что их будет укачивать, но все прошло классно. Они не вывалились, их не укачивает. В крайнем случае, при сильной качке они просто спят. Ходить в походы с моими детьми – просто зашибись. Особенно любит все эти морские путешествия Варя. Мне кажется, это ее стихия, и ей надо этим заниматься.
Обычно мы ходим довольно близко к берегу. Но иногда бывают переходы, когда ты прошел один остров и идешь ко второму – тогда часа на два вокруг тебя только море и не видно земли. Как понять, куда идти?
Однажды у нас был ночной переход, когда мы ходили в Афины. Это было очень страшно, потому что место это судоходное, и по ночам в полной темноте там ходят большие танкеры и паромы. Мы привыкли к белым ночам, а там в темноте ты видишь только красные и зеленые огоньки и судорожно вспоминаешь, каким бортом к тебе идет судно, если ты видишь красный огонек.
Хорошо, когда рядом есть люди, которые все знают и во всем уверены. Тогда ты просто сидишь и думаешь: «Ну, не моя печаль разбираться в этом».
Не знаю, пойду ли я в Арктику на «Поморской шхуне». Может быть, сойду поближе, где-нибудь на Яграх (смеется).
Но я очень жду, когда мы достроим шхуну и выйдем в море уже на ней.
Фото: Катя Суворова, личный архив Аллы и Ильи Кривополеновых
#ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна
Проекты верфи в 2022 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов и Губернаторского центра Архангельской области.