Портвейн и фаду в Порто, косатки в Лиссабоне, консервы в Картахене, магрибинцы в Марселе и люди без масок в Голландии (спойлер: это привитые люди). Капитан «Поморской шхуны» Евгений Шкаруба вернулся из осеннего плавания на «Джульетте» и рассказывает о том, что повидал в этом путешествии.
Я был в Атлантике и был в Средиземном море. Мы наконец-то забрали «Джульетту», которая почти два года стояла на берегу в Виго, в Галисии, на Северо-Западном углу Пиренейского полуострова, там, где Атлантика соединяется с Бискайским заливом. Там в 2019 году нас запер коронавирус, границы были закрыты, никто никуда не ехал, и «Джульетта» отдыхала после героического похода на Шпицберген и ловли трески на Лофотенских островах.
Я приехал туда, лодка мне улыбнулась, лодка была рада. Я помыл ее, почистил, спустил в воду, и с меняющимися экипажами клуба «Морских практиков» мы пошли вдоль побережья Португалии.
Заходили в Порто и Лиссабон, соответственно, пили портвейн и херес. Слушали фадо, смотрели на изразцовые стенки.
Кстати, недалеко от Лиссабона орудует шайка из трех косаток девичьего возраста, которые развлекаются следующим образом: окружают яхты, игриво трутся об них боками, сдирая с бортов краску, а потом откусывают у лодок перо руля (прим. ред. – то есть, ведут себя как пьяные выпускницы или лихие туристки на отдыхе в Турции). Пострадало от этих косаток уже около ста лодок, и на стоянке в Лиссабоне рядом с нами как раз ждали очередную такую покусанную яхту.
После Лиссабона мы поехали дальше, дошли до самого древнего города Европы, который называется Кадис. А там, надо сказать, еще лето – там вкусные апельсины, папайя и манго, и все это мы ели.
Но такой вкусной рыбы, как на Поморье, там точно нет! Ну, кроме бакаляу, хотя и ее они тоже тащат из Норвегии, своей трески там нету уже давно.
Но есть вкусные сардины! Вообще, культура консервации сардин началась именно в Испании. Там есть даже целые рестораны консервов. Приходишь, а там, как в большой библиотеке, по стенам стоят консервы, консервы, консервы. Выбираешь себе консерву, и официант в белом фраке подает ее тебе на тарелочке с зеленым горошком, а ты сидишь и кушаешь.
У нас в России некоторые свысока смотрят на консервы: на сайру и скумбрию. И поморы вряд ли станут есть сайру из баночки, а мне кажется, с лучком и картошкой это просто великолепно. И испанцы в этом понимают толк.
Кстати, актуальная информация относительно ситуации с коронавирусом: когда я прилетел в Испанию, то заметил, что там все носят маски не под носом, как это у нас делают, а нормально, на носу. Я не знаю, что это за склонность наша: вот заставили нас носить маски, так мы будем носить их вот так, без толку, и дышать друг на друга, как дышали, через нос. Это неприятно.
Там гражданская позиция людей намного более зрелая. Если уж государство сказало, что надо, то носим нормально, на здоровье, а не для проформы.
А в Голландии, так же, как и в Англии, все уже сделали прививки и ходят вообще без масок, не то что мы, умники. Это ощущение очень освежающее, когда люди не в масках: смотрят на тебя нормальными лицами, в магазинах не заставляют друг друга их надевать и не шипят друг на друга.
А мы, думаю, в этих масках еще долго будем тереться.
Возвращаясь к походу: после Испании мы должны были зайти в Марокканский Танжер. Но Испания крепко рассорилась с Марокко, и Танжер с моря был закрыт, так что мы сразу пошли в Гибралтар. Встали на Испанской стороне и пошли на Гибралтар английский – с шенгенскими визами так можно делать.
Поднялись и посмотрели на гору Гибралтар – это героическое для англичан место, сколько их там погибло во всех войнах… А испанцы так и не смогли его забрать. Не смогли у англичан, так тогда у марроканцев забрали такую же гору напротив, и были довольны.
По пути побывал в Марселе, там у французов считается неполиткорректным говорить слово «араб». Там они говорят «магрибинец» – сразу вспоминается дядя-магрибинец из «Алладина».
Дальше, уже с третьим экипажем, мы пошли с Гибралтара по портам, которые идут вдоль Испании.
Там была прекрасная Альмерия с огромной крепостью наверху и другие небольшие городки. Съездили в «Малое море» – лагуну «Мар Менор». Пришли в Картахену с ее огромным шикарным морским музеем, с ее крепостью, римским амфитеатром. После этого Джульетта с другим экипажем, уже без меня, пошла на Сардинию, в Италию.
Погода благоволила нам, это был какой-то шелковый путь: если подует, так с берега, или попутные слабые ветра. Дождь был один за полтора месяца, и мы шикарно шли. Но рыбы не ловилось.