Дневник верфи 12 – 16 апреля 2021 года

Шергень для шхуны, шпангоут для карбаса (который дошит), сто семь килограммов заготовок (чтобы носить их на себе), архангельские «плавсредства» (чтобы любоваться) и Действительно Большие Винты. Какой была эта неделя — в нашем материале.

12 апреля, понедельник.

Артём дошил последний, шестой набой первого регатного карбаса и начал готовить две закладки для оставшихся двух.

Богдан пилит и стеклит.

Никита Гмырин, Лёня, Нестор, Алексей и Медведь клеят тридцать первый и тридцать второй флоры. Клеят третий день, потому что технология, которую нужно ещё освоить.

Игорь занимается столом.

Приходили на экскурсию курсанты Морского института.

Приехали заготовки для новых струбцин. Не откуда-нибудь приехали, а из Воронежа. Миша нарисовал чертёж заготовок и отправил его в компанию, которая занимается лазерной резкой. В Воронеже их вырезали, и вот, прислали оттуда в Архангельск.

Весят заготовочки 107 килограммов. Женя принёс их на верфь. На себе. Женя сильный человек!

13 апреля, вторник.

Истинно тринадцатое число.

Великих дел сегодня не случилось.
Но был визит Евгения Николаевича Ватлецова, нашего консультанта по самым разным и важным судостроительным делам. Поговорили с Евгением Николаевичем о том, как делать крутые флоры для шпангоутов в носу шхуны. С флорами была проблема, и вроде бы ее устаканили. Обсудили то, как получается у нас гоночный сельдяной карбас. Работы по нему продолжаются.

Игорь с ребятами сделали шаблон тридцать второго шпангоута, сняли с талей тридцать первый флор, завтра его будут обрабатывать.

Артём собирает форштевень для второго карбаса.

Александр разбирается с дверями.

Ребята со студентами из САФУ делают приборку.

Нестор Куркин и Медведь обновляют чертеж плаза шхуны наверху. Дело в том, что по плазу ходят ногами, со временем линии чертежа стираются, и их нужно прочерчивать снова. Ребята решительно взялись за это дело.
Пришла Катя, рассказала, как этот самый плаз расчерчивали Миша Косарев с Ибрагимом и ошиблись на 1,5 миллиметра (а весь чертеж занимает площадь 5х6 метров). Под конец работы к ним поднялся Женя и увидел эти полтора миллиметра (глаз-алмаз!). Тогда Миша с Ибрагимом стерли весь чертеж ластиком (30 квадратных метров) и начертили его снова. Хорошая история. Возможно, немного убавляет решимость наших чертежников, но мы в них верим!

В общем, на верфи все в заботах и хлопотах.

А Женя Шкаруба с Александром Флоренским продолжают успешные изыскания в области местных плавсредств — в художественных целях.

Сегодня они были на Базе технического обслуживания Архангельского тралфлота — лазали везде, где можно лазать, фотографировали все красивое и остались очень довольны.

В организации очередной экспедиции ради искусства нам помогли председатель колхоза «Беломорье» Сергей Самойлов и начальник БТО Архангельского тралового флота Сергей Мальгин.
Благодарим их за содействие!

Первые портреты кораблей кисти Александра Флоренского для театрально-музыкального фестиваля Транзит уже увидели свет. Это «Коммунар» и «Радость».
Посмотрите, как здорово! Скоро позовём всех на выставку — любоваться!

14 апреля, среда.

Ребята заклеили ветвь тридцать второго шпангоута.

Что интересно, Алексей Стенин уже выступил в роли бригадира.

Пока Володя строгал реечки, а Никита Гмырин делал что-то ещё, Алексей организовал работу по выклейке, и под его руководством волонтеры Медведь с Нестором поклеили ветку.

Также заклеили один мидл-шпангоут для карбаса — под руководством Артема.

Игорь делает рамочки для выставки Флоренских.

Ребята стеклят кают-компанию и выстрагивают флор.

Приходили курсанты Морского института, смотрели на регатный карбас.

Катя готовит большое интервью с Мишей Косаревым, и оно действительно очень большое.

Дневник Шуры Шпангоутова. СТОЕРОСОВАЯ МАЗЬ

У Келаря в каптёрке есть две одинаковые бочки. Одна синяя, другая поменьше. Время от времени палубная команда набивается чохом в каптёрку и чего-то там пыжится и кряхтит. Потом они выходят на свет божий, с бадьей полною до краёв, собираются в кружок и начинают помешивать палочкой в бадье. Размеренно и осторожно. Что-то пришёптывая и негромко переговариваясь между собой. Затем хватают шпатели из фанерок и начинают быстро мазать. Мажут всё тщательно и густо, с двух сторон. Мазь растекается жирным слоем, пузырится и свисает каплями по краям. Они сосредоточенно разравнивают лоснящуюся массу по поверхности, чуть дыша через маски респираторов. Потом тащат заготовку на стапель и начинают её выгибать. Словно муравьи поймавшие жука, ползают по ней, поддёргивают, прижимают к полу коленкой и норовят покусать. Согнув и стянув всё струбцинами так, чтобы пошёл сок из щелей, оставляют лежать до утра. А поутру у них сами собой поднимаются шпангоуты, и встаёт форштевень до потолка! Они ходят удовлетворённые и счастливые, как будто только-что разгрузили вручную вагон с цементом. Я себе набрал маленько этой мази. Авось тоже пригодится.

Фотография его же.

15 апреля, четверг.

Женя Шкаруба с Александром Флоренским ездили на Краснофлотский остров смотреть корабли. К причалу их не пропустили, зато получилось хорошо пофотографировать со стороны залива.

После этого отправились на левый берег, в район бывшей пристани Управления Речного порта, где сейчас находится терминал компании МРТС (что прокладывает газовые трубы по дну Мирового океана).

Дальше исследователи архангельских плавстредств поехали в Лайский док и пофотографировали корабли там.

Когда Женя вернулся на верфь, ребята, которые должны были клеить ветвь шпангоута, клеили ее. Ребята, которые должны были строгать доски — строгали их.

Игорь занимался флором. Богдан рамочками. Лазизбек обтесывал смолу со шпангоута. Артем делал шпангоуты, а Медведь — обед.

И сердце Женино возрадовалось.

В середине дня на верфь пришли научные работники САФУ — обсудить вопросы оцифровки, систематизации и хранения чертежей архива Соломбальской судоверфи.

Планы воплощаются в реальность, это хорошо.

16 апреля, пятница.

Ребята выклеили два шпангоута для карбасов.

Освоили технологию изготовления больших медных шпилек — расковывают головки на гвозди, которыми шпангоуты карбасов будут крепиться к обшивке.

Сняли вчерашнюю заклейку. Артем продолжает заниматься подгонкой шпангоутов — поперечного набора карбаса.

Игорь доделал флор тридцать первого шпангоута. Этот флор у нас долго не получался, и вот, наконец, получился. Надо сказать, вышел он просто красавец. Завтра постараемся установить его на место.

Игорь вместе с Артемом устанавливают шергень на тридцать второй шпангоут. Шергень — это временная деталь, которая фиксирует две ветки одного шпангоута между собой наверху, удерживая их под нужным углом до установки бимсов.

Женя привез винты от токарей для огромных струбцин, детали которых мы заказали в Воронеже. Когда их приварят, то у нас будут супер-огромные струбцины, таких в Архангельске и области больше ни у кого нет.

Помогала нам в деле изготовления этих замечательных струбцин Архангельская лоцманская служба, благодарим ее за содействие!

Дневник верфи места событий ведет репортер Товарищества Катя Суворова.

Фото: Катя Суворова, Женя Шкаруба.

#неделя_на_верфи

Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 7 =

Прокрутить вверх