Турецкие мастер-классы швартовок и маневрирования, 19-26 сентября 2020 года

19 сентября. Фетхие

Нас в этом учебном плавании двое: Игорь Белокобыльский — капитан и Евгений Шкаруба — капитан-наставник. В Турции я не был давно, с тех пор, как в 2015 году «Джульетта» закончила Кругостветное плавание и мы здесь зализывали раны: ремонтировались, борта шлифовали и прочее. Потом Турция сбила самолет и бывать здесь не хотелось. Но жизнь идет. Все закрыто в мире. Лето замечательно практиковали на Севере, пришла осень и захотелось поманеврировать в комфортных маринах.
Наша лодка 41 Дюфур «Ореон» 2020 года.  Приехали с Игорем около 15 в марину и долго ждали, пока придет наша очередь принимать лодку. Туристов на улицах мало, по понятным причинам, но лодки в чатер не найти. Все занято славянами. Больше всего российских флагов и поменьше, но регулярно, встречаем украинские. В трудное время в цивильную Европу нас не пускают вместе, это приятно — один народ).
Вести с верфи от Михаила Крупенина:
Смена: Богдан, Никита, Никита Власов(а может и другой)), Лёня.
Профуговали и обработали отбеливателем 3 бруса 75х150.
Подняли пол лестничной площадки и демонтировали тетиву, нуждающуюся в ремонте. Сделали новую проставку под тетиву вместо сломавшейся, поставили склейку на эпоксидку.
Приступили к обработке шипов на колоннах второго этажа.
Богдан заточил стамески.
фуганок
подклейка титивы

20 сентября

1025, отошли от причала. Святое дело — пошвартоваться в домашней марине. Очень советую начинающим капитанам отправляться в чартерное плавание после швартовок дома, где вы уже сорентировались, где никто вас не погонит от родного причала. Одним словом, поделайте простое упражнение: отошли от понтона — подошли,  задали наветренный швартов, повисели, выпрямились и снова отошли. Так раза три. Следите, чтобы все члены вашего экипажа были при деле. Даже если стесняются. Это ваша капитанская работа их убедить участвовать в управлении судном. Потом им будет очень хорошо, будут собой довольны.  А если им будет хорошо — то и вам будет хорошо, это умная вещь, скажу. Если свободных рук слишком много — дайте им кранец. Пусть почувствуют себя ответственными за правый или левый борт, например.
Пошвартовались мы с Игорем так раз семь. Он прируливает корму к понтону, я выпрыгиваю и задаю наветренный, даем передних ход и выравниваем лодку. Но вот рядом оказался менеджер нашей компании, разволновался и начал Игорю советовать под руку. Да еще в такой трепетный момент, когда боковой ветер потащил нас вправо. Здесь нужно левый кормовой задать и дать передний ход, а этот дурак отвлекает. Я говорю Игорю, не обращай внимания, а турок не унимается, я громче говорю Игорю — турок вопит. И так далее по нарастающей. Еле отослали турка подальше. Но швартоваться здесь уже не очень хотелось, пошли в море проветриться. Иcпортил он нам швартовки. Все жду, жду, когда же я станух хладнокровным… Не дождусь, наверное. Заводят меня береговые указчики.
Встали на якорь рядом с островком Фетхие. Купаться и освежаться. Жарко.
1305, снялись с якорной стоянки. Вышли в залив, а здесь такой прекрасный бриз с моря. По прогнозу был штиль.
1318, ставим паруса. Стаксель у нас, оказывается, заведен автоматом. Нет нужды работать на шкотах. Для нашей сокращеннй команды это, пожалуй, плюс.
1330, лавируемся так, что вилки из стола выпрыгивают.
отличная погода
1410, не было этого ветра в прогнозе. Значит — бриз. Конец лета, вода теплющая и тем не менее.
1429, летучие рыбки. Вот новость для меня. Хотя нет, мы их уже здесь встречали ночами. В отличии от атлантичеких, турецкие летучие рыбки маркие, неприятные, какие-то фиолетовые следы от них остаются на палубе.
1500, отлично пролавировались между островом Домуз и материком. Узость не больше кабельтова, а то и меньше. Игорь только штурвал успевает крутить. Вот плюс плавниковой лодки, которая крутится на месте.
1620, нашли якорную стоянку рядом с компактным архипелагом островков Ясика.
1720, пришли в Гетчек.
Вести с верфи от Михаила Крупенина:
Отказал фуганок (не включался). Продиагностирован, сломалась кнопка выключения (нормально замкнутая). Починено, но кнопку всё равно желательно заменить.
Изготовлена вторая полка под навигационный огонь.
Изготовлены козлы.
Изготовлены шипы на колоннах для установки поперечной балки фасада.

новые козлы
шип
21 сентября

0820, начали маневрирование в марине. Задача просто великая — двигаться задним ходом, не вращая рудем. Пока этой задачи не было, мы виляли задом «Ориона» во все стороны, и казалось, это виляние навсегда. Но вот была поставлена задача — рулем не крутить, почти вообще. И Игорь сразу настроился, просек фишку рулить малыми углами.
0905, нас выгали из акватории марины. Идем швартоваться к буйкам — благо, их здесь дофига.
0940, погрелись. Каждая швартовка, даже к учебному бую — это нервы. Едем искупаться на якорь.
0948, начинается бриз.
1020, встали на якорь. Нагло на глубине 25 метов положили якорь. Благо, ветра пока мало и якорной цепи у нас аж 80 метров. Искупаемся и пойдем дальше.
1128, снялись с якоря. Идем в направлении Мармариса.
1135, встали под паруса
1350, убрали папуса. Ветра мало под берегом.
1430, выходим в море. У мыса зацепило усиление ветра такое, что скоро рифы придется брать.
Дует 20 узлов.  Встречный ветерок, лавируемся, скачем на боку.

 правильный ветер

Вечером, уже в сумереках, пришли в Икенчик. Ресторан не работает, не смотря на то, что марина полна. У нас в холодильнике пусто. Что-то мы в итоге съели, но спал я плохо, снились кошмары.

Вести с верфи от Михаила Крупенина:
Смена: Никита, Бобур, Ибрагим, Лёня и Никита Власов.
Изготовили и смонтировали поперечную балку на втором этаже.
Поставили тетивы нижнего пролёта лестницы на место, начали монтаж ступеней (смонтировали 5 из 9), склейка стоит. На шпильку не сажали, на нагеля тоже.
Продолжаем спасать брус от грибка — строгаем и покрываем отбеливателем. Осталось три штуки.
Готовим новую партию досок для пола Палубы. Рейсмус + фрезеровка канавки.
Повесили вторую полку рядом с воротами и установили на неё навигационный огонь.
Электриков сегодня почему-то не было.

площадка
гнезда в балке
балка на месте фонари
22 сентября

0840, начали швартоваться к причалу кормой. Прекрасно, никто нам не мешает. Все внешне спокойны… Хотя вряд ли. Если бы мы стояли на «Джульетте» и рядом кто-то учебно швартовался, я был бы на стреме…
0933, встали на якорь купаться.
1036, снялись с якоря. Спешим в море и к ветру.
Какая здесь убогая навигационная система на «Орионе», хотя лодка 2020 года… Я свой планшет не стал брать, Игорь тоже не привез, а здесь — ужас.  Изобата настроена только 10 метров. Больше глубин никаких не показывают.
1040, бриз наш включили. Встали под паруса.
1310, летим. Отлавировались вокруг запрещенной для плавания зоны и летим в сторону Мармариса. Сегодня мы не забыли добрать фалы на гроте и стакселе, поэтому действительно хорошо идем. Тут нас на нашем же левом галсе догоняет 37-я Бавария. Появляется из-за горизонта и уверено собирается съесть нас с наветра. Хм. Приводим ее. Без толку. Бавария мчит на всех порах. Ладно, думаю, хоть выйдем ей на ветер. Скрутили оверштаг, принудили увалиться нам под корму. Проезжает она мимо нас – там девочка на руле и тузик на буксире. При этом лодка делает нас ходами с разницей не меньше узла! Да что же это делается!  Может, у нас якорь не выбран и волочится по грунту? Сморю внимательнее – а у тех мотор работает. Вот так!
1440, тормознули искупаться напротив городка Турунк.
1540, снялись с якоря.
В проливе рядом с островом Ад поймали десяток адских порывов в лоб и полбу с заходами ветра градусов на 100. Настроили паруса – немного потравили шкоты и отлавировались.
1700, пришли и встали в Мармарисе.
Во время швартовки я отдыхал на баке. Игорь лихо все сделал без моего участия.

Мармарис

Вести с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Никита Власов, Лёня, Никита, Богдан, Бобур, Ибрагим.
Дострогали и дообработали брус. Получился в среднем 65х145. На перила и верстак подойдёт.
Подготовили доски и рейки.Продолжаем укладку пола.
Установили поручень перил на лестничной площадке. Для этого потребовалось укорачивать столбы.
Закончили лестницу!
Посовещавшись с Антоновым решилитне делать арочную конструкцию сверху, сделать ступенчатую балочную. Так проще и надёжней связывать брус.
Выполнили шип для установки поперечной балки на верхушке крайней левой колонны.
шип
палуба
лестничные марши
23 сентября

0950, выходим из Мармариса. Игорь сказал, что практиковать подходы уже скушновато, пойдем лучше лавироваться рядом с Адом. Но нет, еще поскучаем немного на швартовках. Пока есть такая возможность. Отходим.
1010, не скучали на швартовках. Когда нас прогнали из марины, поставили паруса и начали лавироваться на якорной стоянке напротив центра Мармариса. Маневрируем среди стоящих на якорях лодок
1034, покрутились по якорной стоянке. Ветер до 15 узлов, лавировка и повороты на порывах ветра между золочеными гулетами — это прекрасно освежает даже в +30.
1140, встали на якорь.
1240, снялись с якоря. Прежняя игра — поставили паруса, ищем ветра у мыса, сегодня нам нужно в местечко Бузукале. Это бухта с крепостью и рестораном.
1417, ветер вернулся. Дует немного с берега бейдевиндом правого галса к нашему курсу.
хорошая погода
1500, зарифились. Порывы с берега до 35 узлов. Наверное, это мельтеми — греческий дневной ветер. В море он не такой сильный, а под крутыми скалами слетает лавинами, обвалами, силой до шквальных. Думаем, как бы зарифить парус и не порвать его при этом.

1630, проскакав на левом борту как кошка на заборе пришли в Бузукале. Прекрассный день и галс. Были на крепости.

на крепости

Вести с верфи от Михаила Крупенина:
Смена: Бобур, Ибрагим, Никита, Лёня, Богдан.
Сняли вентиляционное устройство со стены в левом углу Открытой палубы. Разобрали. Оказалось, что там есть нагреватель и его можно использовать как тепловую пушку, если доделать немного.
Бобур и Ибрагим продолжают укладывать пол. Осталось около 10 рядов. Предположительно закончат на этой неделе.
Богдан заточил стамеску, топор и рубанок.
Научились с Лёней работать с фуганком и рейсмусом так, чтобы на выходе получать ровный брус прямоугольного сечения. Научились нивилировать винт бруса.
Изготовили с Лёней и установили с Никитой левую верхнюю поперечину. Лёня приступил к изготовлению правой.
Никита выполнил гнездо для поперечины и шип на столбе.
Богдан снял фаску со всех ступеней лестницы для предотвращения скалывания острых кромок при эксплуатации.

Леня и балка
гнездо под квадратный шип
палуба ростет
24 сентября

у Мустафы
0830, при отходе забыли все, что можно: не разобрали швартовы, перепутали включения скоростей, не включили навигацию. Прекрасно.
0845, едем по месту на карте с запрещенной глубиной. Это уже серьезный косяк.
Наблюдал с утра Джамхура Гёкову. Когда-то я, как и многие, получал у него лицензии. Сначала бербоут, потом окенаский и инструкторский. Гёкова тот же. У него шесть турков-курсантов. Мне кажется, он все больше преподает им философию и правильную жизнь.
0900, Поля! Наконец я нашел расчестку и смог причесаться впервые.
1215, лавируемся вниз по ветру. Как мне кажется, сила до 20 узлов. Мы идем около 8 узлов. Выскочили в греческие воды, до нас дел никому нет, возвращаемся в турецкие теперь.

прекрассная погода

1230, скрутили неконтролируемый поворот через фордевинд. Гик-оттяжка была растравлена, гик задрало и топинант зацепился за верхнюю краспицу. Вот как бывает. Могло и краспицу сломать. Не клеится у нас сегодня денек. Правда, пока без последствий.
Ученики Гёковы сегодня смотрели на нас очень внимательно. Даже с большим уважением, чем вчера. Пытались сообразить: это мы спецально так приложились транцем к причалу?
1820, пришли в Гётчек. Трудный день достойно закончился. Во время швартовки я заваривал чай на камбузе. Это хороший способ не мешать капитану.
Вести с верфи от Михаила Крупенина:
Смена: Бобур, Ибрагим, Никита, Лёня, Богдан.
Продолжили оттачивать мастерство работы на фуганке. Подключили Богдана. Обработали брус 150х150 для изготовления 2х струбцин для клейки киля.
Нарезали шпильки для двух струбцин и просверлили отверстия в брусе. Сборка завтра.
Бобур с Ибрагимом продолжают укладку пола, изготавливают рейки и готовят новую партию половых досок.
Никита выполнил шип и паз в колоннах для монтажа правой поперечной силовой балки.
Лёня изготовил балку.
Совместными усилиями установили силовую балку на место.

заготовки для струбцин
25 сентября

0900, выходим одухотворенные из Гетчика и начинаем косячить… Но немножко, без последствий.
1010, заправились дизелем.
Купаемся, лавируемся напоследок. К вечеру сдаем лодку.
Потом идем гулять на верфь Фитхиё. Невозможные ощущения! На подходе к верфи можно увидеть стоянку свежих, недавно построенных гулет.

флот гулет

А это процесс постройки. Хорошо виден набор такой посудины.

корпус
 Дерево красное, а вот гвозди черные.
крепление обшивки

В качестве клея часто используется что-то типа ПУРа. Мне кажется, он будет держать в себе влагу со временем.

носовой набор

Железный фальшкиль.

сапог

Стол для выклейки шпаногутов.

стол для гнутых элементов

Турок-судостроитель. Как бы правильно обозначить стиль организации рабочего места на этой верфи… Даже не знаю. На коленке!

судостроитель

Еще одно достижение турецкого судостроения. Вот эта лодка скоро станет белоснежной пластиковой яхтой. И никто поначалу и не поймет, что она слеплена из фанеры, а потом зашпаклевана до пластиковой неузноваемости.

дерево под пластик

Нынче парусные деревянные лодки в Турции шьют половинками. Как танкеры — секциями.
на коленке
Положили киль на фальшкиль. Причем фальшкиль теперь уже действительно несет продольную нагрузку. А деревянная балка… Не понимаю, в нее вклеены шпангоуты или просто приставлены? Скорее всего просто приставлены. Потом их свяжет флор.

установка шпангоутов

Хочется подглядеть, что там держит.

половина

Вот такие клееные шпангоуты.

шпангоуты

Это доски обшивки.

обшивка

Еще одна корма. Здесь балка киля похожа на киль. И то, что сверху наклеено на шпангоуты, значит — флоры. Хорошее решение — и киль есть, и ламелии флора легли на шпангоуты и работают, как надо. И стрингера легли сбоку от флоров — хорошо устроились.

корма

С одной стороны, строят здесь стремно и халявно. С другой стороны — где еще на Средиземке так много строят деревянных судов и так много их эксплуатируют? Здесь порой можно увидеть свежие решения, обуслвленные появлением новых материалов, таких как клей и технологии, таких, как клееные конструкции. Расслабленные турки не стесняются эти решения использовать, когда классические европейские верфи остаются консерваторами. Где здесь правильно и неправильно — покажет время, но нам придется решать уже сейчас.
Вести с верфи от Михаила Крупенина:
Смена: Богдан, Никита, Бобур, Ибрагим.
Бобур и Ибрагим подготовили партию досок для пола, продолжают укладку.
Богдан с Никитой приступили к изготовлению второго рольганга.
Обсудили с Антоновым дальнейшие действия по установке перил и прочих элементв конструкции. По итогу обсуждения нарисовал эскизы.
Обтесали вылеты стоек перил балкона, выдолбили пазы под клинья, посадили опоры на место.
Богдан приступил к выполнению паза под угловую опору.
стойки ограждений
узлы соединения
струбцины
подьем досок

 26 сентября

Утром успели побриться у местного брадобрея. Здесь это всегда радость.
это фото турки оченб любят
Ататюрк у брадобрея
будучи в Турции брейтесь у бербера
Всего за неделю прошли 230 миль, из них миль десять ушла на швартовки. Хорошая практика.
 
 
 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 10 =

Прокрутить вверх