Первая штормовая практика клуба «Морские практики» в этом году состоялась на Канарских островах в самом начале февраля. Вирусного безумия в Испании тогда еще не случилось, но и с ветром не очень повезло. Не было шторма. Хотя… Сценарий, как говорится, придуман не нами. Было столько ветра, сколько нам действительно нужно, а вместо сильного ветра, нам приготовили поломки. В этом есть правда современного яхтинга: все меньше мы зависим от погоды, потому что знаем, какая она будет, и все больше зависим от техники, которая множится, меняется, чаще всего не успевая достичь совершенных решений.
Вторая штормовая практика была задумана мной в Галисии. Это кусок испанского побережья на углу между Атлантикой и Португалией. Давно я уже облизываюсь на этот кусочек. Здесь сочетается несочетаемое: постоянные бискайские шторма в море и глубокие, отлично защищенные заливы, в которых почти не бывает волны и всегда можно комфортно укрыться от непогоды (кроме дождя). Яхтинг здесь напоминает новозеландский. Там тоже шторм каждую неделю и укрытые заливы. Вышел в море, глотнул воздуха, качнулся на волне — и скорее на якорную стоянку в тихую гавань.
Испания. Виго. Середина февраля
В то время, когда мы тщетно искали крепкого ветра на Канарских островах, здесь, в Галисии, пронесся отличный шторм. Метео-сайты рисовали фиолетовую вертушку циклона совсем рядом с Галисийскими берегами. Интернет рассказывал страсти про силу ветра, про шторм. А на Гран-Канарии в это время было почти тихо. Океан здесь присмирел, видно, собрал всю свою мощь в Бискайском заливе. Шторм навел ужас, продержался неделю и кончился… Можно сказать, как раз к моему приезду сюда. Теперь в Виго установилась непривычная для этих берегов солнечная погода. Дождей почти нет, прохладно. Жду следующую группу м-практиков на «Джульетте». Любимая лодка зимует здесь, в Виго, и видит сны. Приехал Алексей Чиркин, вместе занялись ремонтом. Кроме бесконечного списка мелкого ремонта на «Джульетте» (главный из которого — ремонт гелькоута бортов и палубы) есть планы посмотреть фильмы, которым давно нет места в городской жизни. Стоим на кильблоках на высоте метров пять — парим над водой и над землей. По ночам налетает ветер и пытается оторвать мачту. Шутит.
20 февраля
Приехали морские практики Михаил Малышев, Эдуард Пустоваров, Марина Зайцева, Кирилл Кондратьев.
Приняли лодку AMISTAD в чартерной компании. Думаю, мы единственные, кто берет в чартер лодки здесь в это время года.
Штурман раскинул карты. Боцман льет воду. Продукты частично закуплены. Ветра мало, можно сказать, его нет. Все улетело в в прошедший шторм. Вместо штормовых практик, в таком случае, нам для бодрости остается маневрирования в маринах, качается на океанской зыби, ночные переходы и прогулки по берегу.
0920, начинаем швартоваться в марине среди плотно стоящих лодок. Швартуемся лагом к короткому понтону. Нужно вписаться кормой между своим понтоном и бортом соседнего катера. Нормальное дело, только все позабыто, куда руль крутить, куда рукоятку газа давить… Вспоминаем простые вещи.
1030, закончили швартоваться. Едем в соседний порт. Я там вчера увидел за забором старую деревянную верфь. Постучал. Дверь открыл ее хозяин Альфредо Лагос и пригласил нас в гости. Будем поглядеть. На визитке Альфредо написано «Для серьезных яхтсменов».
Здесь занимаются ремонтом и обслуживанием деревянных лодок. Справа лежит заготовка для мачты в работе.
Верфь открыл отец Альфредо. Полно старых механизмов, говорит, что они лучше, чем старые работают. Конструкция ангара легка и изящна. Крыша покрыта дранкой. Правильно, снега здесь не бывает.
Кабинет конструктора.
Альфредо показывает, какого роста он был, когда купили дерево, которое сейчас лежит у него за спиной. Все еще сохнет.
1250, вдохновленные деревянной верфью, выходим в море.
1317, поставили паруса. Дрейфуем в сторону океана по заливу Рия-де-Виго.
1328, за неимением штома берем пеленги по береговым ориентирам.
1435, вышли в открытое море. Покачивает.
1530, начинаем заходить в следующий большой залив Рия-де-Понтеведра. Идем по фарватеру среди десятков устричных платформ.
1800, пришли в Комбарро. Комфортно встали лагом к наружнему понтону марины.
Гуляем по старому городу вечером…
… и утром.
Часть местной литорали.
21 февраля
1040, швартуемся под парусом. Ветер удачно дует вдоль понтона. Мы подходим курсом галфвинд, постепенно приводимся в бэйдевинд, по мере приближения понтона приводимся еще больше, обезветриваем, растравливаем паруса. Лодка катиться вдоль понтона. Можно тормознуть её гротом, вывести гик на ветер и, главное, успеть плавно завести швартовые. Пришвартовываемся и сразу отваливаем на парусах, и так снова и снова.
1140, закончили швартоваться. Ветер зашел на понтон, стало не интересно.
1150, отчалили из Комбарро, спускаемся в океан.
1200, заходим в залив Рия-де-Ароуса.
1230, прошли остров Тамбо. Каждый раз удивляюсь этим камням и маяку.
1400, медленно шествуем вглубь залива. Ветер есть, его хватает ровно на столько, чтобы стоять на месте.
1700, пришли в городок Рьяхо. Здесь по наводке Альфредо из Виго должна быть верфь, на которой до сих пор строят двадцатиметровые деревянные рыбацкие сейнеры. Точно. Они и есть здесь.
И старенький есть.
Вот и верфь.
Парни почти не говорят по-английски. Но все понятно без слов. Меняют старые шпангоуты на лодочке.
Филипп рассказывает, как они строят лодки. Руками. Без чертежей. Я его спрашиваю: «Совсем без чертежей?» Он говорит, что да. Правда, в конце, когда лодка готова, приходит инженер из порта и делает чертеж для регистрации.
Но как строить совсем без модели? Модели есть, говорит. Вот они.
Вот так их разбирают по плоскостям ватерлинии, снимают с них размеры и форму шпангоутов.
Вот у стены шаблоны шпангоутов стоят.
А вот и наборный шпангоут в работе. И малка присутствует.
Корма сейнера в работе.
22 февраля
1145, швартуемся. В этот раз швартуемся с помощью подруливающего устройства. Это тоже навык и его нужно поддерживать.Чтобы быстрее научиться, штурвал можно поставить «на гайку», то есть отключить руль. Остается подруливающее устройство. Двигаешь нос вправо — корма идет влево, двинул нос влево — корма пошла вправо. Руль только мешает на этом этапе.
1310, закончили швартоваться. Едем в океан. Проходим мимо устричных платформ. Противная штука ночью: не подсвечиваются и на карте обозначена почти незаметной пунктирной линией.
1520, прошли через рифы Педрос-до-Сарго. Ей Богу, чуть на камень не выпрыгнули. Выхожу на палубу, а мы прём прямо на риф.
1620, с хорошим бризом заходим в залив Рия-де-Мурос и Нойя.
1730, пришли в порт Мурос. В городе творится какая-то чертовщина. Празднуют день солидарности с жертвами уголовщины. По улицам бродят банды ковбоев с детскими пистолетами, привидения и прочая нечисть. Уныло.
23 февраля
Ветра в море нет. Только зыбь. Взяли машину и поехали в Сантьяго-де-Компостела.
1918, пикник и закат солнца на мысе Путно Бурно.
24 февраля
Прогулка по порту Муроса.
Сиамский якорь.
1020, вышли в море.
Подкрепились похлебкой из чечевицы.
1750, вышли дальше. Огибаем мыс Берега Смерти. Держим на Ла Корунью, уже недолго осталось. Холодно. Ждем ветер в корму. Слышим сигнал «Мей-дей». Слышим, но не понимаем по-испански.
1830, прошли Кабо Вилан. Пробовали нести паруса — бесполезно. Ветер есть, но волны еще больше.
2000, прошли мыс Кабо Тресе. Легли на багштаг. Слава Богу, можно заглушиться и пройти под парусом. Волна все еще раскачевает корму, но ветра хватает тянуть нас и удерживать раскачку судна.
Где-то совсем рядом в темноте подводные скалы поднимают прибойную волну. Такую, какую только здесь и увидишь. Опасливо сторонимся этого ужаса и держим мористее.
2100, ветер заходит острее, до острого багштага. Это очень хорошо. Парусим. Темень. Холодно.
2300, галфвинд. Расходимся с рыбаками.
25 февраль
0010, бэйдевинд. Подходим к Ла Корунье. Ветер с юга. Правим чуть левее Геркулесова маяка — 4 короткие вспышки за 20 секунд.
0100, дождь.
0115, модный зеленый огонь на конце мола, рисует дугу против часовой, приглашает обойти конец мола правым бортом.
0150, пришли в Корунью. Нужно срочно готовить ужин. Голодная команда будет плохо спать — это извесное дело.
Днём гуляли по городу и к маяку. Здесь дождь и ветер.
1435, заправились топливом. Отходим. Пора возвращаться обратно из Бискайского залива в заливы Галисии. Поднимается ветер. Надеюсь, он зайдет на северо-запад и мы обойдемся без лавировки.
Вышли в море. Немного распогодилось. Чтобы мы успели лечь на курс. Спасибо!
1540, стаксель-шкот захлестывает на барабане лебедки. Чтобы снять шкот с барабана, нужно его ослабить, под нагрузкой ничего не получится. Как всегда в таких случаях выручает стопорный узел.
1625, карабкаемся против волны кое-как.
1815, дурим волну. Лавируемся то под парусом, то под мотором. Пробуем и в лоб, и галсами. Лавировки избежать не удалось. Выбираемся по вчерашнему пути обратно в Атлантику.
2107, бежим мимо мысов. Ветер зашел к бэйдевинду. Наверстываем упущеное. Сильные порывы ветра кладут лодку на борт.
2320, заходим в залив О-Кабесо. Снова мимо Кабо-Вилан.
2345, ух, как стремено заходить здесь в темноте.
Решили попробовать вставать в порту Камариньяс. С другой стороны бухты напротив Мухи.
Встали лагом к засиженному чайками неуютному понтону. Кажется, это неудачный выбор. Валимся с ног от усталости.
26 февраля
Гуляли в Камариньяс. Ничего суперудивительного, но понравилось. Скорее всего дело в солнечных лучах сквозь дождевые тучи. Маленький рыбацкий городок в хорошо защищенной гавани, на самом краю света. Каждые неделю-полторы, здесь проносится шторм. От моря порт защищен, но от ветра и от вида штормового неба — нет.
1220, выходим из залива. Теперь мы знаем это место. Довольно удобное при заходе и прикрытое от штормового волнения. На входе и выходе приходится рулить между рифами на волне, главное — не промахнуться.
1240, лавируемся. Ветра около 4 баллов. Волна три-четыре метра. Медленно идем на юг. Идем между десятков, сотен буев-краболовок. Ветер стихает. Завели мотор в помощь парусам.
1350, поймали веревку краболовки на винт. Мы шли на юг под гротом, помогая ему мотором. Вдруг звук работающего мотора стал похож на рев пролетающего над головой самолета. Увидели, что тянем за собой гроздь буев. Встали на нейтраль.
Буёв здесь сотни. Когда буй виден на курсе, рулевой старается обрулить его на расстоянии метров десяти. Но сейчас это нереально из-за волны. Волна такая большая и резкая, что за ней ничего не видать. Кроме того, обычно буй можно безопасно проходить совсем рядом. Даже при наезде на буй, корпус отодвинет его в сторону. Видимо, нам «особенно» повезло. Сейчас погода здесь считается хорошей, в море полно рыбаков. Краболовки вытаскивают, проверяют и закидывают обратно. Наш буй был выставлен совсем недавно. Веревка еще не успела утонуть и мы наехали на неё.
1400, подъехала рыбацкая лайба. Рыбаки не говорят по-английски. Жестами попросили нас дать задний ход. Мы дали — веревка освободилась. И всех делов. Рыбаки весело помахали нам руками и поехали. Пробуем включить передний ход. Мотор работает, но винт не крутится. Или нет его. Крикнули рыбакам. Скорее всего, мы без винта. Что делать? Ветер сейчас закончится. Завтра начнется новый шторм. Возвращаться в Мухию, из которой толко что вышли, не хочется. С другой стороны, уйди от сюда без винта до Виго… Сейчас слабый встречный ветер, зыбь…
Приняли решение буксироваться в Мухию. Задним числом понимаю, что это было бестолковое решение. Нужно было идти своим ходом в Виго. За сутки дошли бы. Аргументом решения стали, видимо, какие-то предположения, что рыбаки, чью веревку мы намотали, должны нам помогать и как-то ответить. Поставить винт или что-то в этом духе. Понаставили своих краболовов — не проехать, не пройти. Но это была пустая надежда.
1425, нас буксируют. В третий раз идем в залив О-Кабесо. Позвонил в чартерную. В порту нас встретят. Будь они неладны все. Понимаю, что нужно было идти дальше, своим ходом под парусами в Виго. Пока нам винт привезут, наш чартер закончится. А без винта нас не выпустят теперь.
1530, притащились в Мухию. Встали лагом к понтону. Нырнул глянуть, что там. Винта нет.
1821, в магазине покупаем стиральный порошек. Спрашивают, это вы у нас сегодня винт потеряли? Да. Понятно. Что, обделались?
27 февраля
Бродим по берегу.
28 февраля
Переехали в Виго. Ночуем на лодке чартерной компании. Завтра наша практика заканчивается.
По Земле уже поползли слухи про короновирус. Что это такое, еще неизвестно.
Начало марта
Пришло письмо из чартерной компании. Наш депозит почти полностью ушел на оплату дайвера, установку винта, перегон лодки в Виго, осмотр её в надводном положении.
«Good Morning Polina,
As it is not an insurance process, I inform you that my colleague from the main office will email you a final invoice with the expenses generated from fault and she will refund the difference from boat guarantee to your credit card.
Very sorry about the experience you had during your charter with us and I hope to welcome you again maybe in the near future
All the best,
Такая неутешительная история.