29 июня, Будё
Распаковываю «Джульетту». Убираю тент с бака и думаю, как лучше будет укрыть лодку на зиму следующего года. Три месяца «Джульетта» стояла здесь, в Будё, напротив Лофотенских островов. Стоянка прошла благополучно исключительно благодаря заботе нашего друга Алексея Андреева. Время от времени в большую гавань Будё прилетал западный ветер штормовой силы, но Алексей вовремя докупил кранцев на борт — все обошлось. Кроме того, приезжал Алексей Чиркин — заменили аккумуляторы, ремонтировали генератор и занимались прочими хлопотами, которым нет конца.
Зимой мы наладили съемный бэби-штаг и пошили штормовой стаксель. Кроме того, ждем из Турции новый основной стаксель — «Джульетта» обновляет гардероб и, кажется, довольна этим.
Погода радует. Тепло. Это вам не зима и не весна, когда каждый выход на палубу равнялся выходу в космос. Одевали на себя всё, что можно, открывали люк и шли заниматься космическим яхтингом. Сейчас всё другое.
1440, убираю лодку и, представляете, «Джульетта» стоит с открытыми люками. Не холодно. Вчера, когда приехал, в первую очередь запустил Вебасту, закрыл все люки и стал ждать тепла. Алексея этим удивил. Потом расслабился и понял, что люки лучше открыть — на улице теплее, чем внутри. Проветриваю её, сушу стены, потолок и все прочее.
Ездили с Алексеем посмотреть на местную классику.
Совсем старый рыбачек стоит.
Здесь у каждой деревяшки есть история.
Алексей Андреев и Мортен Хесхамер в гостях.
30 июля
Вечером приехали морские практики Андрей Суворкин, Варвара Дымова, Ольга Иевлева-Старк и Александр К. Итого со мной — пять человек.
1 июля
Утром начали заводить старый стаксель. Новый, который я заказал два месяца назад в Турции, еще не готов. Может, это и к лучшему, потому что когда мы начали поднимать старый стаксель, не заметили, что алюминиевые профили, из которых собрана закрутка, разошлись. В итоге оторвали пару метров лектроса в верхней части передней шкаторины.
Оля и Саша
Саша и Андрей.
Саша и Оля ставят новый натяжитель ахтерштага.
Первый натяжитель был у нас гидравлический и служил верой и правдой, пока в Тихом океане у нас не упала мачта. Была такая история. В самый драматический момент, когда обломки мачты уже висели у нас у нас за бортом, нужно было срочно от них освободиться — отдать ванты, ахтерштаг и форштаг — натяжитель заупрямился и не хотел отпускать ахтерштаг. Кто-то сгоряча схватил плоскогубцами за шток и покарябал его. После этого гидравлический натяжитель перестал держать нагрузку. Мы долго мучались с ним, пытаясь восстановить поверхность штока — все без толку. Покупать в магазине дорого, решили сделать сами. Для этого Алексей Чиркин сделал такой чертёжик:
Сергей Коваленко и Алексей Чусов выполнили его внатуре. Такой классный получился аппарат со штурвалом и всеми внутренними сложностями.
Таким натяжитель приехал из Новосибирска к нам в Архангельск.
Сегодня он занял свое штатное место на корме «Джульетты».
1800, поднимаем Олю на мачту, проверить штаг. Что-то парус у нас не поднимается. Обнаружили, что оторвали лектрос. Понятно, это был пенсионный протест старого паруса, который работал на нас с 2013 года, со времен поломки мачты. Под этим старым стакселем мы прошли, наверное, тысяч сорок миль и давно уже обещали ему пенсию, но вот не случилось пока. Новый стаксель где-то застрял, а старый лезть наверх категорически отказывается. Что делать? Убрали его и пошли гулять.
Ура! Мы выиграли чемпионат! В том смысле, что победили в матче с Испанией. Отголоски футбольных страстей доносятся и к нам, на край света. Вид с самого верха главного отеля Будё.
Вот и «Джульетта» в начале гостевого причала.
По соседству стоит мотосэйлер-кэч для арктических походов.
Слов нет, большой и мореходный, но вот мачты жидковаты, на мой взгляд. Сломаются такие тростинки!
2 июля
Утром достали из закромов еще один, еще более старинный, стакселёк. Готовимся его поднять.
1130, закончили возиться со стакселем. Поставили. Он, конечно, лохматенький и потянутый по шкаторинам, но вполне себе парус.
1500, вышли из Будё.
1520, встали под паруса. Дует NE 17 узлов. Идем в фьордах. Скорость «Джульеты» до 8 улов. Отсчет лага 83580 миль.
1818, давно не ходили так комфортно. Ветерок дует из из залива, что отделяет Лофотенский архипелаг от материка. Волны почти нет. Солнце светит весь день. Топаем на самый запад Лофотенских островов.
Варя на подвахте дивана.
Свеж и прозрачен здешний заполярный воздух. Идем на остров Верёу.
2120, перед самым заходом в бухту произошел разворот ветра на 180 градусов и усиление до 27 узлов, почти шквальный порыв. Можно сказать, для меня такое впервые. К этому времени над морем уже заштилело. Ясное небо. Была какая-то рябь на воде, но совсем не до такой степени.
Невозможное солнце прямо светит в глаза.
Убрали стаксель и грот , заходим в бухту городка Ресснесвоген.
Рыбацкий порт.
В небольшой марине в углу стоят несколько яхт. По карте на входе мелко. Решили не рисковать и встали лагом к рыбаку. Вышел хозяин причала, убедил нас, что мы сможем зайти в марину. Хорошо. Попробовали. Когда эхолот начал показывать 0,8 метра под килем, а с яхт из марины нам замахали руками, дали задний ход и вернулись под бок к рыбаку. Ох, уж мне эти береговые умники.
2250, причалили к рыбацкому траулеру во второй раз. Не верьте умным людям с берега!
Рыбак, к которому мы привалились, — «Havsula Vest» или «Океанское солнце запада».
3 июля
Утром совершили попытку найти местных тупиков — есть такие северные птички с ярким клювом, треугольными глазками и подведенными бровями. Но не нашли. Только промокли под дождем и полюбовались местными ландшафтами.
1540, отошли от «Океанского солнца запада».
1650, пять пойманых сайд уняли грусть от невстреченых пуфиков (тупиков).
1705, поставили паруса. Идем в известный водоворот Мальстём. Помню, как когда-то читал про это место у Эдгара По. Дома никого не было, вечер, пурга за окном — пришлось читать сидя на лестничной площадке, чтобы быть по ближе к людям.
Отличные порывы с берега. Скорость «Джульетты» достигает 9 узлов.
1900, прошли Мальстрём и не заметили его. Угодили в момент стояния воды, значит, течений нет, волны с моря тоже нет. Можно сказать, повезло. Спокойно на море, хотя драматично.
1940, пришли на остров Флаксадёйа в местечко Сёрвоген рядом с местечком А или по русски О. Встали лагом к аккуратному понтону в в бухте.
4 июля
1110, заправились топливом.
1230, гуляем в А. Или О? Камни здесь носят водоросевые юбки.
Здесь кончается западная автомобильная дорога по Лофотенам. Сухопутные туристы дальше пробраться не могут. Сидят там, несчастные. Даже в рыбацкий музей не идут, а он отличный!
Вот как легко традиционную ёлу переделать в мотобот!
Спасительный черпак — вечный атрибут морского судна. Что он символизирует? Надо над этим как-нибудь поразмыслить.
Ёла или что-то на неё похожее.
Рулевое устройство. Хозяин, видимо, был левшой, если сделал удлинитель под левую руку.
Старые фото, от которых глаз не оторвать.
Вот примерно столько бывает трески на Лофотенских островах!
Сезон уже прошел, а эти сушеные головы все еще ждут отправки в Африку.
1710, вышли из Сёрвогена.
1740, закончили безуспешно рыбачить.
Очень тихо на море. Видели большую гринду. Прошла мимо нас на встречном курсе и не оглянулась.
Варвара.
Ищем рыбу.
2100, успешно ловили сайду и две трески.
Сайду попробую засолить.
2350, прошли между двух островов Сольвардхольмен и Хенингсвер. Эти два островка вытянулись друг напротив друга и разделены только узким каналом. Местные жители устроили дамбу со стороны моря и таким образом закрыли одну сторону канала. Получилась отлично защищенная гавань. Живут здесь рыбаки, это сразу видно, и туристы, конечно.
Встали к понтону в самой глубине гавани.
Завтра зайдем в Свольвер и отправимся дальше — на север Лофотенских островов.