14 мая. Заяцкие острова
На борту карбаса «Вашка» экипаж: Андрей Ягубский (Чифан), Павел Вабищевич, Евгений Кочергин, Степан Бурый и Евгений Шкаруба.
Продолжаем снимать кино про поморский карбас, которое начали два дня назад на Соловках. Тогда мы расконсервировали «Вашку», красили ее, вооружали и спускали на воду. Пробовали лавироваться против ветра 20-30 рядом с Тамариным причалом. Вчера вышли с Большого Соловецкого острова и переночевали на Заяцких островах. Готовимся идти на восток архипелага, на Малую Муксалму и дальше через Соловецкую салму в Двинской залив. Андрей никак не может переучиться и зовет Муксалму — Муксальмой. Был недавно в Самарканде и, видно, подсел на восточные мягкие знаки.
1150, заканчиваем грузиться. В этом году вещей у нас меньше, но все равно — много.
1200, ветер пока кончился. Поехали на вёслах. Слышатся разочарованные реплики.
1245, пробуем поставить паруса. Слабый ветерок с юго-запада. Огибаем, точнее — стоим напротив мыса Печак. Небольшое встречное течение держит нас на месте. Нерпы рыскают вокруг, улыбаются, смеются над нами.
1410, идем под парусами и на одной паре вёсел. Меняемся на вёслах через 25 минут.
1520, сели на банку, снялись, радуемся тюленям. Ветер подналег до 12 узлов. Паруса нас тащат вперед, несмотря на течение.
1540, сели на мель, спаслись, выпили, занирванились.
1545, пришли на Малую Муксалму. Здесь нас встретил праздник, на который и не надеялись: работники водорослевого комбината готовят к спуску свои карбасы. Через день, ровно 16 июня, начинает действовать лицензия на добычу ламинарии. Её косят специальными косами на длинных ручках. Это мы увидим завтра. А пока косцы красят свои лодки, спускают их на воду, возятся с моторами и рулями. Видно, что мужики на подъеме, ждут начала сезона, который продлится до 16 октября, то есть ровно четыре месяца.
Беленые навигационные знаки, которыми ограждают Муксалманский риф.
«Вашка» среди карбасов.
В начале сезона карбас весит около 300 кг. Осенью, намокший после рабочего сезона, этот же карбас будет весить 800 кг.
Хранилище и кладбище карбасов.
Утка.
1730, идем дальше. Завтрашний день проведем на Муксалме, вечером вернёмся сюда, к самому началу путины, или сенокоса, — как правильнее сказать? Не выбрал.
1900, отлавировались в бухту на северном берегу Большой Муксалмы. Встали рядом с маленьким балком заготовителей водорослей. В основном заготовители-косцы живут в поселке. Их сюда на сезон приезжает человек семьдесят, со всей страны и ближних республик. Ездят каждый год лет по 15-20 уже. Есть свои старожилы. В основном живут в поселках, но есть и такие, кто уходит на отшиб, подальше от людей, поближе к краю света.
Осушка.
Чтобы правильно обсохнуть, нужно смотреть, куда ляжет карбас — то есть вовремя работать якорями.
Гуляли на старую дамбу, которую построили еще при Филипе Колычеве. Те монахи были поделовитее нынешних. Те строили, а нынешние разрушают. Арка главных ворот, через которые вода проходит, наполовину разрушена. Как же так…
15 июня
Полдня спали после вчерашней прогулки. Некоторые вернулись в лагерь только в 6 утра. Нагулялись по острову и заблудились.
1600, вышли из бухты, идем в поселок косцов. Лавируемся против ветра и по течению. Ночью сильно раздуло. Думал в салме будет сильная волна, но ошибся, нас надежно прикрывает Муксалминский риф.
1930, пришли в посёлок. На улице пасмурно и ветренно. Заготовители попрятались по домам, ждут календарного завтра, чтобы начать косить траву. Мы расположились рядом с кладбищем карбасов. Поставили самовар, тоже ждем завтра.
Образцовый домик заготовителя водорослей на Малой Муксалме.
Мобильная связь сюда не достает. Чтобы на телефоне появились хоть пару делений, нужно подняться на самый конек крыши старого заброшенного дома. Двухэтажный, он стоит на отшибе. Я сначала не поверил, но когда подошел ближе, увидел, действительно, поверх старой крыши прибита новая лестница — до самого конька. Там, сидя на коньке, на самом ветру, можно спокойно поговорить.
Вид поселка с крышы дома связи.
2350, отходим от причала Малой Муксалмы, поднимаем паруса и, вслед за флотилией заготовителей, идем на Муксалминский риф, смотреть, как мужики море косят. Штук 30 карбасов стоят в море длинной шеренгой на якорях. Косец опускает в воду свою косу-грабли, шарит ей по дну, подрезает, поддевает там водоросль и вытаскивает ее на борт. Складывает в середине карбаса. Когда водоросли вокруг карбаса обкошены, косец переводит карбас дальше. Для этого мотор не заводят, а подтягивают его на якоре, выбирают якорный конец руками, поднимают якорь и сразу же закидывает его вперед. На ветер. Таким образом карбас проходит десяток метров и косцы обкашивают новое место. Длину веревки не меняют, её вообще не отвязывают.
16 июня
0100, вдоволь поснимав это чудо, отваливаем от Муксалминского рифа. Вот уж воистину говорят здесь, на Поморье: «Море — наше поле»! У меня поснимать косцов за работой не получилось. А это фотография 1962 года. Собственно, ничего не изменилось в этой работе.
0230, идем в галфвинд. Мчимся. Соловецкая салма, пролив между Соловецким архипелагом и Онежским полуостровом, кипит приливными течениями и мелкой волной, крутит карбас, пытается развернуть нас боком, но сегодня мы не в его власти. Море доброе. Ветерок подгоняет нас вперед. Правим в пролив между островом Жижгин и Онежским берегом. Легли спать все, кроме рулевого.
0500, Паша рулит, а мне приснилась большая, лоснящаяся, размером с полженщины куница, которая мне что-то выговаривала.
0650, проходим мимо деревни Летний Наволок или, как еще ее называют, Дураково. Выглянуло солнце и греет нас любя. В дураково решили не заходить — неудобный заход.
Мы на Летнем берегу Онежского полуострова.
Проходим мыс Ухтнаволок. Здесь водолроздел течений, попутное сменилось на встречное.
0800, встали недалеко от деревни. разбили якорь, ели, гуляли и спали.
Тепло. Лето на дворе.
Створы при заходе в Летний Наволок.
1324, карбас — дедушка русского флота! Пришла в голову эта мысль. Карбас широко известен на Белом море — первом русском море с ХIII века. Дожил, всех пережил и до сих пор здравствует. Почему вдруг дедушкой стал этот петровский тупоносый ботик-башмак? Не понятно.
«И поставиша карбас в пристанищи, Зосима восходит на остров вместе с Германом…»
Житие и подвизи и отчасти чюдес преподобнаго отца
нашего Зосимы, начальника Соловецкаго монастыря
1600, вышли из Дуракова. Дует слабый встречный ветер. Гребем и лавируемся.
2000, надоело грести, решили ехать медленно, с самоваром. Выглядываем место стоянки.
2230, надоело искать песочный бережок. Встали на якорь посреди моря. Легли спать.
17 июня
Приснилось, что еду в автобусе, долго и медлено. И все думаю, почему я не взял такси?
0720, течение повернуло на попутное. Развернуло карбас в другую, восточную, сторону. Всю ночь, если это можно назвать ночью, вокруг нас гомонились стаи перелетных птиц. Теперь вся вода покрыта их перьями.
0745, подняли якорь, встали под паруса.
0930, набирали пресную воду из небольшой речушки, которая впадает в море. Идем дальше. Ветер прибегает порывами, а потом снова гребля и гребля. Солнце сопутствует нашему неспешному плаванию.
1040, едет мимо мужичек на лодке:
— Вы без мотора? Ну, попутного ветра тогда!
Сочувствуют и смеются над нами. Но, по-моему, любуются «Вашкой».
Белухи нас мучат: невозможно спокойно работать веслом, когда рядом ходит столько белух. Сначала они далеко и это можно терпеть, но если ты не бросаешь весло, одна из белух подходит ближе. Если ты продолжаешь грести, белуха подходит еще ближе и задумчиво смотрит тебе в глаза. Заглядывает, как марсианская Джоконда, в глаза фотографу с веслом! Конечно, он бросает свое весло и хватает фотоаппарат — а ей того и надо. Не дав себя сфотографировать, белуха ныряет и не появляется. А на горизонте маячит уже другая соискательница. Так они мучат нас по очереди.
1340, пришли в Лопшеньгу.
Наше плавание все более похоже на этноэкспедицию. Везде нам рады, узнают «Вашку», многие готовы рассказать про свои карбасы. И разговоры все по делу.
1907, выехали с Лопшеньги. Идем на веслах. Идти нам всего 16 км.
2325, заход солнца.
2335, пришли в Яреньгу. Каждому досталось по пять двадцатиминутных вахт на веслах. Встали к любимой нами песчанной косе и амбару.
18 июня
0125, восход. Встречаем солнце и ложимся спать. Только Чифан собирается в ночной поход по деревне.
«Вашка» отдыхает.
0700, полная вода. Завели «Вашку» в речку и пришвартовали к плавучему бревенчатому понтону. По нашему мнению вот у такого понтона она должна была быть пришвартована со своим глубоким килем. Киль нужен для лавировки, но становится очень неудобным когда швартуешь «Вашку» к берегу. При отливе карбас с глубоким килем ложится на воду бортом.
Днем искали старый весновальный карбас, который я видел здесь в прошлые года. На весновальных карбасах ходили на промысел зимой. Перетаскивали такие карбасы по льдинам и добывали морского зверя. Карбас теперь в музее в Яреньге, а мы познакомились с Маргаритой Петровной, его бывшей хозяйкой. Из разговоров с Маргаритой Петровной:
Подъездок — маленький карбасок. Большие карбаса — сельдяные. Старый, отслуживший свой срок, карбас не ломали и не сжигали, а отпускали на волю в море.
Ворот для вытаскивания карбаса на лёд. Такие легкие ворота брали с собой на весновальный промысел.
Матица — поморское название компаса.
2130, вышли с Яреньги. Ветер слабый и не устойчивай. Кажется, мы пытаемся лавироваться. Но получается у нас плохо. Топчемся на месте и дремлем. Ждем ветра.
19 июня
0305, ветер сменился, как обещал, и зашел с берега. Дует из Унской губы.
Разговоры какие-то несерьезные слышны. А должно быть торжественно-чинно.
0740, ветерок усилился до 12 узлов. Гонит нас вперед.
0900, прошли Красную гору со скоростью 6 с половиной узлов. Ветер усилился до 20 узлов. Багштаг с берега.
Сильно приводится наш карбас. Нужно смещать центр парусности вперед. Не могу понять, как. Бушприт прибавить что-ли?
1100, пришли в Сюзьму. Два часа бежали со скоростью до 7 узлов! Очень ходкий наш карбасок.
Разбиваем лагерь, едим, спим и гуляем. Усталость от сбитого режима даёт о себе знать. Искали баню, но видимо, мы еще не грязные — не нашли.
Часовня с прогрессами.
Проснулся вечером после грозы. Увидел, что ветер зашел. Дует вдоль берега, волна выталкивает карбас на берег. Пришлось лезть в воду и перезаводить якоря. Морока с ними. Нужно сделать другую систему, чтобы держать карбас подальше в море, но иметь возможность его подтягивать: два якоря, в море и на берегу и дополнительная веревка с блоком.
20 июня
0110, отходим от берега. Вышли пораньше, потому что скоро раздует. Днем будет что-то вроде шторма. Мы идем в Северную Двину. Обещают западный ветер в реку навстречу течению. Думаю, ветерок задерет волну. Хочу это пропустить.
1040, затишье. Ждем ветер и спим. До устья 9 миль.
1140, ходят тучи вокруг.
1400, заходим в Мурманский рукав. Ветер нас догоняет. Убрали шпринтовую рею на гроте. Ждем ужасного ветра. Во всяком случаи, туча нас догоняет именно такая— ужасно-черная.
1500, снова открыли полный грот. Ветра не хватает ехать против течения.
2200, пришли в Архангельск. «Морошка» встретила нас на подходе к городу. Ура! На борту «Морошки» Андрей Тарбаев и Алексей Сухановский, Олег Попов и Поля Шкаруба.
Внимание, в плавании мы тестировали пищевые продукты, которые производит компания ЭкоФуд. Благодорим генерального директора Марию Козину и коммерческого директора Евгения Шохина. Каши были замечательны, но конопляное масло еще лучше!