3 марта
Олесунд. Понтон в городской гавани, рядом с рыбаками и паромами
0712, вышли из гавани. Ночью выпал снег. Палуба стала скользкой, веревки задубели, долго снимали кранцы с леерного ограждения.
На борту «Джульетты» команда: Игорь Белокобыльский и Евгений Шкаруба. Начинаем плавание на Север, на Лофотенские острова.
0800, комфортный галфвинд с берега до трех баллов. «Джульетта» отзывчивая лодочка, ловит каждый порыв с берега — крениться и быстро набирает ход.
0935, выглянуло солнце. Потеплело. Стало весело на душе. Воспользовался моментом и подклеил стаксель на ходу.
В прошлый этап у нас почему-то не получалось выходить раньше полдесятого. В конце ходового дня, когда солнце начинало спускаться к горизонту, быстро холодало и мы заканчивали переход стуча зубами от холода. Сегодня вышли рано: Игорь приехал из Сибири и легко встает на заре, как и я. Пара часов на утреннем морозце на палубе проходят легко. Пока веревки и кранцы уберешь, паруса поставишь… Потом выходит и согревает кокпит веселое солнце. Если не задерживаться в море допоздна, то жить можно.
Есть ещё одна причина раннего старта сегодня — днём подует крепкий встречный ветерок от северо-востока. Спешим, идем на остров Уно.
1240, вошли в гавань Уно. На полной воде, глубина под килем была 3,8 метра. Вокруг бухты стоит десятка полтора разноцветных домов. Старый маяк на скале. Пустынно. Координаты 62*51.8’N 006*32.7’E.
На понтоне есть электричество. В домике на берегу — душ и прачечная, без ограничения! Роскошно.
Гуляли по острову. На южных склонах растут деревья. Сережки ольховые уже проснулись.
В гавани, где мы стоим, никого нет. Ни яхт, ни местных жителей не видать. Раз в полдня приходит крутолобый паром, похожий на огромную касатку. Кого он возит-перевозит — не видно. Загадка. Куда делись норвежцы? Ушли на плотах в Тихий океан?
4 марта
1050, вышли с Уно. Ночью дул северный ветер и сейчас тоже дует навстречу.
1120, поставили паруса, пытаемся лавироваться в канале. Игорь учится держать лавировочный угол. Сейчас из закрытого кокпита это сложно. Кроме того, крутить повороты сильно мешает бэби-штаг, который мы поставили накануне. При повороте приходится закручивать стаксель. Вдвоем на сильном ветру делать это быстро не получается.
И главная беда — крутая, разогнанная волна навстречу.
1310, решили, что сегодня нет смысла биться против ветра и волны. Оставим это занятие на завтра, когда хотя бы ветер зайдет с берега.
1400, встали в гавани поселка Буд. Координаты 62*54.3’N 006*54.5’E. На этом краю света есть электричество, но нет воды.
В нашей лоции этот поселок никак примечательно не отмечен. А мне такие жилые поселки нравятся, порой, больше.
Гуляли.
В воздухе солнце и скорая весна.
Кроме поселка интересна немецкая линия обороны на мысу, прикрывающем вход в глубь фьорда.
Дети на катке.
6 марта
0710, вышли из Буда. Спешим поймать ветер.
0810, снежный заряд с гор. Ставим паруса.
0945, вышло и согрело солнце.
1200, пробовали рыбачить.
1250, пришли в Кристиансунд. Большой город, даже несколько городков, расположенных друг перед другом на отдельных островках, связанных мостами.
Гафельная шхуна рядом с нашей стоянкой.
А здесь платят за стоянку. В среднем стоянка «Джульетты» обходится в 150 крон — это 15 евро.
В Кристиансунде находится еще одна верфь-музей Mellemværftet, на которой поддерживается культура деревянного судостроения. Жаль, музей был закрыт. Но кое-что увидеть удалось.
Слип остался таким, как был на этой фотографии.
На слипе ремонтируется корпус рыбацкого судна. Интересно оформлен киль. На него надета железный накладной.
Снизу к швеллеру накладного киля приварен пакет полос — фальшкиль и бульба.
Перо руля не деревянное, а металическое. Надо запомнить такое решение.
Шхуна «Идеал». Новая деревянная шхуна в лучших традициях. Классический деревянный корпус и довольно современный стальной стоячий такелаж.
Мне кажется, это правильно.
Переход сегодня 33 мили.
7 марта
День начался поисками воды. Это становится нешуточной проблемой. Недавние морозы, которые приморозили Европу, были и здесь. Все шланги во всех маринах безнадежно замерзли и ждут весны. Прошлый раз мы заправлялись водой в Олесунде. Теперь вот ищем, где сделать это еще раз.
Пробовали подойти к заправке — бесполезно. Шарились по бухте, пока не причалили на обум к одному из понтонов парома. На ближнем ресторане нашли закрытый краник без барашка. С помощью плоскогубцев открыли кран — есть вода! Притащили шланги. Начали заправлять бак. Пока мы этим занимались, приехал человек из охраны, прошел вокруг ресторана, посмотрел, нет ли взлома, и уехал. Наверное, видел в камеру наблюдения наши действия.
0910, закончили бункероваться водой.
Идем в море. Выходов из города несколько. Самый короткий проходит под мостом высотой 28 метров. Наша мачта — 27 метров. Чисто арифметически проходим без проблем, тем более, сейчас отлив, но практически — так плотно мы еще не проходили.
0920, прошли под мостом. Скостили три мили хода на моторе.
Идем вдоль берега в порывистый неровный галфвинд. То штиль, то ветер до 30 узлов из ущелья, такой злой, что хочется глухо зарифиться. Тяжелый ход.
1630, пришли к заснеженному причалу и электричеству острова Магеройя. Координаты 63*27.2’N 008*59.1’E.
Людей нет, только два дома, следы на снегу и овцы. Гуляли наверх.
8 марта
0830, отошли от причала.
Поставили паруса. Ждем гафвинда с берега.
1020, пробовали ловить рыбу. Безрыбно.
1040, рядом тренируются норвежские спасатели. В кокпите тепло, особенно, если подоткнуть все дырки.
1140, чем дальше от берега, тем веселее разгоняется ветерок. Фордек начинает заплескивать волна. В кой-то веки помоет нам палубу.
Натовские истребители неприятно громко делают на нас заходы. Парно, заходят подряд раз за разом. Среди тишины и пустоты края света. Я насчитал 9 заходов.
1520, хороший ветерок с берега, но очень неровный. Сейчас мчимся 10 узлов, а то плелись 3 узла.
1630, сворачиваем в фьорд навстречу шквальному ветру. Где-то в глубине ждет нас укромная бухта.
1720, пришли в бухточку рядом с местечком Стокксунд, а она наполовину замерзла. Половина лодок стоит во льду.
Фотография со стенки кают-компании марины.
Координаты 64*2.4’N 010*3.7’E. Есть электричество и душ и стиральная машина. Роскошно.
Переход составил 50 миль.
9 марта
Ночью пять раз выходил на улицу: то продольный кормовой завести, то фал оттянуть от мачты, чтобы не бился и т.д. Ветер ночью усилился. Дует из ущелья. Я подозреваю, что это ночной бриз. Ночью воздух над горами остывает и скатывается по фьордам в сторону относительно теплого моря.
Утром немного стихло. До 4 баллов.
По понтону иду как зимой, среди сугробов. Протоптанная снежная тропинка и крахмальный хруст снега под ногамм.
0745, постиранные и помытые вышли из замерзшей бухты.
835, выходим из фиордов в открытое море. Там ветер ровнее. А здесь — тельняшка. Салат, а не ветер. То пусто, то густо. Сегодня нам снова полветра с берега.
0840, прямо-таки штормовые порывы из-за угла. Идем зарифленные.
0900, снежок пошел.
0941, снег пролетает сквозь самые маленькие дырочки и молнии кокпита, застенчиво кружит и исчезает в кокпите.
1010, закончили выдвигаться в море. Поворачиваем на параллельный берегу курс. Приводимся. Рифим грот.
1425, ужас какой ветер бывает капризный. Как раз, когда ждешь, что берег его сейчас прикроет, поля банок загасят волну — вдруг задувает, неистовое, озлобленное, оскаленное чудовище. Так бы и дал ему по башке. И так весь день на нервах под порывами штормовой силы.
1615, пришли в Рёрвек. Тяжелый денек сегодня выдался. Особенно вторая часть, когда мы как кошки сидели на заборе накрененной палубы «Джульетты». А ей, голубушке, кажется, в радость. Прет буром через студеные воды.
Координаты 64*51.5’N 011*13.9’E.
Обледенение.
Переход составил 63 мили.