24 сентября. Сен-Мало
На борту «Джульетты» экипаж: Алексей Чиркин, Никита Нафиев, Сергей Никулин, Василий Матонин, Наталья Бедина, Полина, Варя и Евгений Шкаруба.
Заканчиваем стоянку в Сен-Мало, в гавани Вобан. Подходит к концу наше плавание по Бретани. Поворачиваем в обратный путь, на зимние квартиры в Португалию. Каждый раз удивляюсь, как быстро лодка и мы сами способны привыкнуть, обжиться в месте стоянки, «пустить корешки» — они почти зримы. «Джульетта» нехотя отходит от уже такого знакомого понтона.
1238, прошлюзовались, заправились дизелем и вышли из Сен-Мало.
Самый конец прилива. Скоро течение повернет и мы вместе с отливным течение пойдем на запад, в сторону Трегуера.
Ветер южный, порывистый до четырех баллов. Подняли зарифленный грот. Открыли стаксель.
1540, с течением и попутным ветром идем со скоростью до 10 узлов.
1900, заходим в канал Трегуера. В отличии от прошлого раза, сегодня мы заходим в Трегуер по самой Малой воде.
25 сентября
Утром, пока часть экипажа ходила на службу в главный собор города, занимались с Алексеем «приливами».
Днем устроили пикник в сторожевой башне на берегу реки рядом с городом. Я давно заметил: чтобы познакомиться с новым местом, лучше всего подходит формат «завтрака на траве» — перекуса и выпивки. Так и поступили. Очень хорошо посидели.
26 сентября
Снилось, что выпал снег: все прибрежные скалы засыпало, вьюга начинается.
Утром занимались с Алексеем «картографией».
1500, на остатках прилива отошли от причала. Поставили стаксель и медленно двигаемся на выход в море с попутным южным ветром. Течение в Канале сменится на попутное отливное в 1700, к этому времени мы должны выйти из залива.
Наталья Николаевна помогает мне редактировать текст Судового журнала кругосветного плавания «Джульетты» 2010-2015 года. Скоро планирую закончить и издать. Думаю, участникам будет интересно иметь такую книжку на память.
1650, встали под паруса. Порывистый ветер от SE. Грот зарифлен.
1830, отдали рифы на гроте.
1850, снова взяли рифы на гроте. Ветер неровный, непонятно, гроза перед нами или просто дождь.
1950, ветер до 20 узлов, неровный. Попутное течение 2 узла.
2150, пришли в знакомый порт Роскоф. Насколько легче ходить по уже знакомым местам!
27 сентября
Утро. Стоим в новой марине.
1600, вышли из Роскофа. Сегодня длинный переход в Камере. Выходим из Ла Манша в Брестский и Бискайский заливы. Вчера здесь дул сильный встречный ветер. Сегодня он тоже встречный, но не сильный — есть возможность проскочить западный мыс Бретани.
1640, прошли «Дорогу ужасов» — так в лоции называется узкий осушаемый пролив между Роскофом и островом Батц.
1650, и встали под паруса.
2000, хмуро, влажно, пасмурно и встречный ветер. Лавируемся. Сегодня у нас длинный переход в Камаре. Около 60 миль.
2300, огибаем западныую оконечность Бретани. Ветер скис, помогаем мотором.Попутное течение 2 узла.
28 сентября
0140, как мы ни планировали, но в проливе напротив мыса уперлись во встречное течение 3 узла. Ветра мало, идем на моторе. На берегу один за одним стоят маяки и шарят по черному небу лучами прожекторов.
0400, пришли в Камаре. По пути вода зеленым светилась так, как только светится в Бискае.
Утром гуляли по берегу, отдыхали и ждали, когда переменится встречный ветер.
Еще раз рассматриваем вотивные скульптуры в церкви Нотр-Дам-де-Рокамадур.
Какая красивая традиция! Нужно у нас ее возрождать.
Кладбище кораблей рядом.
Бухта Камаре во время отлива.
29 сентября
Перешли в Даурнене. Переход 20 миль. Прошли воротами и встали в марине музея Даурнене. Среди музейных лодок стоим.
Прекрасная «Джульетта».
Много старых, отреставрированных судов в отличном состоянии.
Вечером на прогулке, Варёк нашла себе подружку.
30 сентября
Первую половину дня гуляли вдоль реки, уставленой яхтами и верфями. Встречаются и такие раритеты, кувалдой построенные. Я на такие когда гляжу, думаю, тоже смогу сделать что-нибудь наподобие.
Хм… Дизайн этой лодки взят, если не ошибаюсь, с гоночного авто.
Три кормы.
Для кого-то это — идеал лодки.
Тут же кладбище и запчасти.
Верфь.
Гавань-музей-марина сверху.
Поход в музей.
Очень распространенный здесь тип люгерного вооружения.
Здесь просто нравятся цвета…
Такая направляющая-шкота-железка. Можно регулировать местоположение.
Румпель интересный.
И старые фото.
1700, благостные от увиденного отошли от причала. Идем в Конкарно. Переход 70 миль.
1705, прошли ворота и вышли в море. Между прочим, стоянка в прекрасной гавани Даурнене стоит всего 30 евро. Самая дешевая, в которой приходилось стоять в Бискае.
1800, поймали некрупного тунца. Подумал, подумал и сделал сашими.
Идем на моторе, поем песни. Через пару часов подует северо-запад, на нем покатимся.
2010, проходим мыс Ду-Раз. Попутное течение 5 узлов на мысу. Море местами похоже на быструю горную реку.
2310, ветра мало. Плетемся как нибудь в его ожидании. Но скоро ветер будет, мы его ждем и он нам обещан.
1 октября
0055, Василий Николаевич ввел среди рулевых неудержимую моду к пению. Все теперь тихонько подвывают на вахте. Ветер 12 узлов. Наконец-то мы едем, а не стоим и хлопаем парусами на волне.
0150, сколько много здесь огней навигационной обстановки, как нигде в мире.
0410, пришли в марину Канкарно. Раздуло до 20 узлов. В темноте нашли понтон, он оказался уже оцеплен от основного, но все равно встали до утра к нему.
0530, ветер под 30 узлов. Кранцы на подветренном борту крехтят тревожно. Притяжной швартов резко дергает одку. Вышел повесить на него амортизатор. Провозился полчаса, пришел шквал с ледяным ливнем, ели успел спрятаться внутри.
После шквала ветер и волна сразу стихли.