5 сентября. Порт Камаре
На борту «Джульетты» экипаж: Валерий Баранов, Егор Митяев, Дмитрий Никулин, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба. Продолжаем плавание вокруг французской Бретани.
Штурман плавания в приливных водах сегодня — Егор. По его расчетам, если мы выйдем в конце отлива из Камаре, то с остатками течения выкатим из Брестского залива, пройдем северо-западные мысы Бретани и как раз успеем сесть на попутное приливное течение, которое понесет воду в Ла Манш.
1120, вышли из Камаре.
1250, обогнули мыс Сант-Матеу. За одно обогнали старый деревянный кэтч-тунцелов, который рассматривали накануне у нашего понтона в Камаре. Идет, конечно, медленнее «Джульетты», но все-таки идет.
1350, попутное течение один узел. Впереди и за нами идет десяток лодок. Все правильно: вчера и завтра здесь сильный ветер. Переждали его, а теперь спешат, как и мы, зайти в Английский канал, он же — Ла Манш. Французы называютЛа Манш море.
Валерий Баранов и Егор Митяев прошли на яхте «Югра» вокруг света. Как и многие кругосветки, не против сделать это еще раз, но уже не так быстро, не спеша, разглядывая берега.
1620, шли по фарватеру под самым берегом напротив Тремазана, пока не уперлись в совсем стремное место между еле обозначенными камнями. Хоть и стыдно, но в самый последный момент повернули обратно. Хотели красиво срезать дорожку над мелкими приливными местами, как местные, но не стали.
1830, пришли в местечко Абер Врач. Переход составил 35 миль.
На входе в залив встретили шхуну. Тоже обучение яхтингу и путешествие под парусом. Видно, как проходит инструктаж по работе с парусами.
Еще одно школьное судно для путешествий — марсельная шхуна.
6 сентября
Утром закупились продуктами на все оставшееся время плавания. Все-таки надо это делать в самом начале похода, тогда не будет каждодневных поисков магазина.
1500, вышли из Абер Врача. С остатком отливного течения выходим из залива. Через два часа течение в этой части Ла Манша повернет на приливное, попутное.
Получается, что при каботажном плавании вдоль берега на восток нужно выходить из марины за час до смены вод, перед Малой водой. С отливом выходишь из залива (марины здесь в заливах, как правило), потом садишься на попутное приливное течение в Канале и идешь с ним следующие шесть часов. К Полной воде приходишь в следующую марину. Но это в западной части канала, у французского берега, до Шербурга.
1700, лавируемся против восточного ветра. Ждем смены течений. Сегодня жаркий солнечный день. Бабье лето.
1720, сели на попутное течение.
1850, совсем другая лавировка: попутное течение, попутная волна, длинной сто метров, встречный ветер 12 узлов, солнце! Скорость около девяти узлов, товарищи!
2040, пришли в новую марину порта Роскоф. Переход 35 миль.
7 сентября
Марина новая. Много хороших, интересных лодок, безопасный вход в любой ветер.
На берегу вот так стоят лодки, не только на осушке. Простенько, правда, не уверен, что долго так стоять хорошо для корпуса.
1525, вышли из Роскофа. С попутнысм отливным течением выходим из залива.
1540, ветер встречный, восточный, до четырех баллов. Встали под паруса. Лавируемся.
1930, Валера снимает кино, берет интервью. Например, спрашивает у меня про соседство океана и земли здесь. Удачные, очень удачные для яхтинга места. Океан совсем рядом: высуни нос из залива — сразу попадешь на волну, ветер, течения. Походил под парусом — и спрятался в заливе. Красота. Как и Галисия, по которой мы шли два месяца назад, это место напоминает Новую Зеландию.
8 сентября
Занимались картографией с Дмитрием Никулиным. Долго, но это правильно, такая наука должна быть долгой, муторной.
Отливы по семь метров. Интересно, когда приходишь по Полной воде, а потом через шесть часов видишь, как вырастают колонны держащие понтоны.
Гуляли по Трегуиру.
Красивый город.
Остались в Трегуере. Погода подсказала, плюс Дима Никулин решил нас развлечь и залил воду в топливный бак. Позвонил мне и говорит трагическим голосом: » Плохое дело сотворил я». Действительно, нехорошо. Но ничего такого страшного, откачали 400 литров топлива с водой и заправились новой соляркой. Управились до темноты.
9 сентября
Устром вышли в Сен-Мало.
Хороший ветреный денек.
Сен-Мало.
Пришли в гавань Сен-Мало. Зайти в порт можно через шлюзы. Благополучно прошли это испытание. Переход составил 50 миль. Плавание вдоль Бретани закончилось.
Уведомление: Франция 2016