31 июля, Виго
Закончили короткую стоянку в Виго. Бывают такие города, которые не смотрятся с воды, во всяком случае,с первого взгляда, но открываются потом, на суше. Вот такой Виго. Старый и новый, рабочий город Испании с испанцами на улицах. Есть хорошая архитектура и скульптура. Туристов нет.
Дама в полете!
Обновление в экипаже. Ильяс, после месячной вахты на «Джульетте», сошел на берег. Вместо него приехал мой давний ученик Константин Байковский. Нас трое на борту: Никита Нафиев, Константин Байковский и Евгений Шкаруба.
Утром выйти в море не смогли из-за соревнований плавцов. Массовый заплыв в заливе Рио де Вига с финишем в нашей марине. В одиннадцать часов работники марины на динги перекрыли выход яхтам и мы оказались запертыми до полудня. Зато было время для прощального обеда и прогулок по городу.
1500, Вышли из Реал Клаб Виго.
1515, встали под паруса, лавируемся в заливе Виго. Солнечный день, ветер северный до 15 узлов.
Залив отлично защищен от атлантической волны. Совсем рядом, в Атлантике, бродит волна, а здесь спокойно, только ветер залетает. На изрезаных берегах Галисии встречается много старых городков, марин — мест, где может причалить странствующий моряк. Есть островки, пляжи, якорные стоянки, хорошо укрытые бухты. Каждый день в заливе есть ветер. Удачное сочетание. Прибавьте сюда то, что Галисия — приливная зона. Приливы — до четырех метров. Получается, что этот район отлично подходит для обучения яхтингу. Рядом с защищенными заливами — океан с волной, куда всегда можно высунуть нос, чтобы ужаснуться волнам и мощи и перейти в следующий залив. Навигационная обстановка сложная, но хорошо обставленая, интересная, как раз чтобы заниматься навигацией. очно — это удачное место для обучения на краю Бискайского залива.
Под прикрытием острова Илла Монте Агудо перешли в залив Риа де Понтеведра. В Галисии все глубокие заливы образованы или связаны с реками. Поэтому названия заливов начинаются с Риа де… а дальше название речки.
Паром «Иван».
1800, пришли в марину Санхенхо. Переход составил 20 миль.
Гуляли по набережной города, участвовали в городском променаде.
Старые лодки у причала.
1 августа
Утром ездили в небольшой рыбацкий поселок Комбарро. Знаковое местечко с старинными амбарами, оррео, и каменными распятиями, круссейрос. Стоит у воды, в десяти километрах от Санхенхо, в котором мы встали. Здесь тоже есть приличная марина, жаль, что карта и лоция нам про нее не рассказали. В следующий раз встанем прямо здесь.
Литораль.
Крусейрос. Местное распятие. С одной стороны Богоматерь, смотрит в сторону моря, с другой — Спаситель.
Говорят, здесь были развиты магические культы, вот с ними крестом и боролись.
А бабки-ежки не сдаются.
Оррео. Сначала я подумал, что это склеп на ножках. Тем более кресты на крышах… Оказалось, зерно здесь хранили и картошку.
1625, вышли из марины Санхенхо. Идем на выход из залива Пантеведра.
Сильный встречный ветер. Поставили паруса.
1730, лавируемся у острова де Онс. Остров скалистый, с зеленью и белыми пляжами.
1900, лавируемся под островом Салвора. Вышли в море и уперлись в сильную встречную волну. Решили, что пора прятаться на ночь. Шарахаться по этим живописным заливам, среди сотен банок и островов без особой надобности я не согласен. Повернули в залив Риа де Ароса.
2010, проходим основным фарватером (здесь их десяток) мимо островка Де Риа. Вдруг совсем рядом с фарватером обнаруживаем огромные поля, заставленные платформами для разведения молюсков. Стоят посреди залива десятки этих платформ, практически никак не обозначены на карте, если не считать тоненького пунктира, который показывет эти области — и все! Таких объектов бластей ограниченых пунктиром по миру полно, но только здесь вижу что они могут быть заставлены бетонными платформами. И не огонька на них! Мы молодцы, что не стали продолжать свой путь ночью… Обязательно бы поймали такую штуку.
2145, встали на якорь под ветром мыса Пунта де Кабио. Координаты 42*35.0’N 008*55.3’W. Переход составил 25 миль.
Платформы не обозначены никаким светом! Вообще-то свинство, мол, свои и так знают а на чужих наплевать.
2 августа
Ночью, вдруг, подумал, что в заливе могут быть приливные течения и сейчас нас начнет крутить вокруг якоря, но нет, все прошло спокойно, переночевали между берегом и устричными платформами.
Утром спас наши аккумуляторы: Костя спросонья начал искать электирический чайник. А он спрятан! Хоть прячу я его от женщин и детей, но вот и взрослые мужики способны на такое с утра. Если включить чайник на инвенторе от акумуляторов, то акумуляторы быстренько прекратят свою жизнь. Один способ -прятать чайник, каждый раз, когда отходишь от берега и включаешь инвентор.
Занимались темой «Курсы относительно ветра». Занимались лодкой. Костя починил упорный шарнир дивана — теперь открывается и закрывается как новенький.
1150, снялись с якоря. Ветер почти не изменился, может, немного зашел к востоку. Медленно идем по заливу между платформами, смотрим места и берега.
1255, поставили зарифленные паруса, выходим из залива.
1320, лавируемся на север вдоль банок и каменных островков.Вокруг много рыбаков на красных деревянных лодочках, краболовов, траулеров. Ветер до 20 узлов, солнечно. Закусываем апельсинами.
1420, пока шли мимо рыбаков, подхватили от них стаю мух, теперь они нас донимают. Лавируемся.
1445, огибаем мыс Коррубедо. Лавируемся. Ветер 25 узлов. При смене галсов лодку кренит так, что все пуфики и прочие незакрепленные вещи едут на подветренный борт. Фордек в соленой воде, красота.
1800, пришли в рыбацкий городок Мирос. Переход составил 30 миль. Марина удобная и пустая. В путеводителе Мирос обозначен как туристическое местечко, но туристов здесь не видно. Зато по соседству с нами стоит хорошая лодка из Гренландии. Хозяин ее — пожилой инуит с отличным английским. Говорит, во всей Гренландии — четыре парусных лодки, значит, он владелец двадцати пяти процентов флота своей страны. Собирается в Черное и Каспийское море…
Фото с вечерней прогулки.
Старое фото. Это они так «убирали» паруса. Действительно, чего их вверх-вниз гонять, когда можно мачту наклонить.
3 августа
Утром видел, как собирается на работу бригада сборщиков мидий, или устриц, или еще чего морского. Похоже на наши сборы «на картошку»: утро, автобус с заспанными работниками института, лопаты, тяпки, нежное летнее солнце сквозь легкий туман…
1300, вышли в море. Раньше у нас не получается. Ветер слабый, переменный. Постараемся идти под парусами.
1550, плавно лавируемся вдоль мысов, скоро выйдем в Бискайский залив. Все хорошо, только мухи одолевают.
2000, огибаем мысы, один за одним. В тумане.
2200, ненавижу и призираю такую волну. Нет ей числа. Безжизненная, безжалостная — без-вет-ра.
Идем в Ла Корунью.
4 августа
Прошли мимо Геркулесова маяка.
0530, встали на якорь, спрятались за небольшой мыс, напротив бухточки Сан Амаро в черте Ла Коруньи. Переход составил 85 миль. Спать.
0900, снялись с якоря, пришли в марину Реал Клаб. Ищу механника. Обороты главного двигателя стали еще меньше. Теперь больше 1800 не поднимаются.
С ходу толкового механика найти не удалось. Приехал только к вечеру, нашел, что у нас проблемы с топливной системой, но пока не понятно, в чем точно дело. Просил перейти утром к техническому причалу соседней марины.
Гуляли по Ла-Корунье, городу стеклянных фасадов. Незаметно дошли до Геркулесового маяка, самого старого действующего маяка в мире, как говорят.
5 августа
0900, перешли к понтону марины Sаco. Вчерашний механик пришел на лодку с переносным топливным баком, присоединил его к двигателю, минуя фильтр тонкой очистки. Локализовал таким образом проблему.
1240, отошли от причала марины. Правильные там механики работают. Исследование нашего мотора показало, что у нас проблемы с насосом. Это долгий ремонт. Решил, что пока будем ходить на средних оборотах 1700, тем более, что обычно я так и хожу. А большой ремонт отложим. Есть промежуточное решение — поставить небольшую нагнетающую помпу на шланг между сепаратором и фильтром тонкой очистки. Вот это мы, наверное, сделаем сами.
1320, встали под паруса, лавируемся в заливе, выходим из Ла-Коруньи. Ждем усиления восточного ветра.
1250, встречный ветер до 15 узлов, лавируемся. Нужно успеть пройти мысы северной Галисии, пока ветер с востока не набрал силу. Такие у нас прктики в этот раз, исключительно «против ветра».
1520, день в разгаре, команда спит, мы с «Джульеттой» лавируемся. Волны с моря пока нет, рядом с мысами ветер усиливается и меняет направление, огибает галиские берега, мы идем ему навстречу.
1540, лодки которые сейчас идут по ветру, нещадно мотает длинная бискайская волна, а нам хорошо — ветер 12-14 узлов держит «Джульетту» от раскачки. Очень комфортная лавировка.
1600, прошли мыс Пунта Приори.
1730, мыс Пунта Фрохейра.
1830, ветер усиливается, скоро брать рифы. Неужели не успеем спрятаться? Вообще же побережье Галиссии мне напоминает… Новую Зеландию! В море почти всегда есть ветер и волна, но при этом береговая линия испещрена заливами, в которых есть закрытые якорные стоянки и марины. Отличное место для парусников.
1930, мыс Пунта Канделерия. Взяли рифы на гроте. Ветер до 20 узлов.
2210, мыс Пунто до Лима. Супер лавировка, без волны. Высокие берега, как хребты, вышли к морю. Вечереет, а нам еще часа четыре ноги глушить.
2240, прошли мыс Ортего. На небе молодая серпастая луна. Отдали рифы на гроте.
6 августа
0100, прошли самый северный мыс сегодняшней лавировки — Кабо де Барес. Подскисло.
0250, отдали якорь в заливе Риа де Вивейро. Спим и ждем утра, чтобы зайти в марину.
Лавировка по прямой получилась на 50 миль. Можно было найти интересные промежутоные стоянки, но завтра встречный ветер усилится и времени у нас осталось не много.
1200, связался с мариной Вивейра. Сейчас отлив, Малая вода. Самая малая будет в час дня. В канале мелковато, по этому нас попросили подождать до трех дня и тогда заходить в марину. Занимались темой «Приливы».
1500, пришли в марину. Под килем один метр. Ночью на Малой воде мы, возможно, немного «присядем на киль», но менеджер марины сказал, что это не страшно, грунт на дне — мягкая тина.
Гуляли по городу.
7 августа
0127, эхолот показал 0.00 метра под килем. «Джульетта» перестала крутиться и замерла.
Днем гуляли на гору. Отдыхали, спали, ели, вели счастливую праздную жизнь.
Плавание по Галисии закончено. Завтра мы выйдем из этой провинции заливов на юге Бискайского залива.