Азорские острова, Сен-Мигель, Понта-Делгада
«Погода такая, что не из кабака вон…»
«У меня все ходы записаны…»
На борту «Sea Fantasy»: Сергей Прохоренко, Евгений Рудаков, Алексей Семаков, Евгений Шкаруба.
Дмитрий Никулин на Азорах сошел — не прикачался за прошлый переход.
1 мая
Со смешанным чувством уходим с Сен-Мигеля. Не посмотрели Азоры. Место, которое нельзя вот так пролистывать за один день. Каждый раз мучусь вопросом, зачем мы так спешим? Сен-Маартен не посмотрели, теперь Азорские острова… Ответ один: перегон — есть перегон. В самом слове заключена философия нашего темпа движения. Ничего здесь не поделаешь, на это мы подписались, это нужно перетерпеть, сделать, от этого кайфануть, в этом движении смысл.
Но какое замечательное место! Так здесь интересно: земля, сады, города из вулканического камня… Люди. Тузик нам отремонтировали, хоть я уже и не надеялся сдать его Василию в порядке. Неприятное чувство: испортили хорошую вещь, как ты этот тузик теперь не клей, а он уже не будет новым, хоть другой покупай. Одна надежда была на то, что придем туда, где есть цивильная мастерская и нам его по-хорошему заклеят. Но мы пришли на Азоры в пятницу вечером, на ремонт только день, и тот — суббота. Никаких шансов. Жека почему-то был уверен, что надо расспросить таможенников, где поклеить тузик. Спросил. Они тут же позвали какого-то дядьку, хозяина соседнего катамарана. Дядьку наш вопрос нисколько не смутил. Сказал, чтобы мы тузик оставили на понтоне и вечером пришли за ним, он будет заклеен. Денег не надо. Сразу сделать не может, потому что детей нужно в бассейн везти. Обещал клеить в два часа дня. И действительно, заклеил, причем сделал сэндвич: подвел одну заплату изнутри. Сделал все очень аккуратно, красиво. Денег не взял ни в какую. Согласился на мороженное детям. Или вот гуляем мы вечером по городу и видим ворота в сад (хотя здесь везде сад). У ворот стоит охранник. Вечереет. Подхожу и спрашиваю, можно ли войти. И как мне вежливо охранник отвечает, что это сад президента, закрытый, и посмотреть его сейчас, вечером, никак нельзя. У нас так отвечать не умеют почему-то, сразу на место ставят.
Вчера вечером и сегодня ночью не утихает карнавал. Или это крестный ход? Ночью народу меньше, не то, что днем, но даже после полуночи можно встретить на улице детей: видел отряд человек из тридцати. Идут и поют какие-то гимны. На площади около собора люди идут по дорожке на коленях, их трогательно сопровождают пешие родственники и друзья, кого-то за руку держат. Ночью это похоже на кресный ход, а вот днем португальцы если крестным ходом идут, так уж дудят, гудят, бьют в барабаны и во все, какие только возможны, погремушки. Здесь тебе и оркестры, и сирены пожарных автомобилей, и байкеры, и паломники, и военные моряки постреляют, а если какой самолет пролетит, так он обязательно сделает круг над колоннами. Одним словом все-все должны отметиться, что-нибудь пропеть, пропищать, взорвать. Три дня этот карнавал-кресный ход продолжается, все идут и идут вокруг города и храма.
Поля узнала подробности про шествие. Оказалось, что мы застали один из главных праздников года на Азорских островах — Праздник Господа Иисуса Христа. На пятое воскресенье после Пасхи статую Иисуса Христа, украшенную гирляндами цветов, торжественно проносят по улицам Понта-Делгада. Крестный ход продолжается три дня и не останавливается даже ночью. Для одних это выполнение данного Богу обета, для других — возможность отдать дань памяти чудесам Христовым и отпраздновать Воскресение.
И радость наша сегодня совпала — ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В полночь по Москве и Архангельску накрыли стол. Достали из холодильника заветную упаковку селедки, бутылку водки, крашеные яйца и разговелись.
Рано позавтракали и отошли от понтона, пришли в соседнюю марину за тузиком.
0828, вышли из Понта-Делгада. Огибаем остров. Пасмурно, ветра нет. Небольшая зыбь.
1200, проходим восточную оконечность Сен-Мигеля. По правому борту купается большая касатка.
Не ожидал, что море успокоится так быстро. Гладь. Включили оба двигателя на 2200 оборотов и идем со скоростью 7 узлов. Держим курс 90*, несколько севернее нашего генерального. Завтра подует NE и эта высота нам понадобится. У нас началась большая гонка со своим опозданием. Пытаемся наверстать упущенное и успеть к самолету.
Первомайский привет экипажу «Морских фантазий», участникам перегона через Атлантический океан! Уррра!!!
1400, мается ветер, маемся мы с парусами. То он подует и мы их ставим, то убираем.
1945, продолжаем маяться переменным ветром. Хмуро и холодно.
2030, заход солнца. Видели зеленый луч.
2 мая
0000, ветер скачет как зайчик. Никак не может придумать, откуда ему дуть. Это у нас есть прогноз, а ему не нравиться жить по расписанию.
Координаты 37*38’N 023*38W. Стараемся идти чисто на восток, курсом 90*. Набираем высоту перед усилением ветра.
0550, сильная встречная волна. Идем на парусах и левом моторе. В моторные отсеки поступает вода, каждые полсуток срабатывает помпа. Откачиваем ее.
0630, поймали тунца. Наконец-то для Сереги эта тема закрыта, а то исстрадался весь. Теперь корма в крови, а главное, вся эта возня с чисткой рыбы предстоит на волне, которая никак не уймется.
0930, ветер NE четыре балла. Взяли первый риф на гроте. Стараемся держать 50-60* к ветру, при этом помогая катамарану одним мотором на средних оборотах. В таком режими наши «Фантазии» могут разогнаться до 8 узлов, а без мотора — встать.
Хмуро, сыро. Ожидаем ухудшения погоды.
1200, мчимся сквозь волны. Увалились на курс 110*, получается идти полным бэйдевиндом.
1350, погода не самая благоприятная, но любую погоду можно несколько поправить, посмотреть на нее под другим углом. Виски и свежий тунец отлично могут исправить положение.
1540, палуба подветренного корпуса все ближе к уровню воды. С носа до кормы все чаще пробегает волна. «Морские фантазии» кренятся. Пашем Атлантический океан.
1900, на палубу без куртки лучше не входить. Я разок попробовал и был умыт соленой атлантической водичкой.
Взяли второй риф на гроте, зарифили стаксель. Ветер на порывах 30 узлов. Волна, злющая как собака, трепет нас снизу и сверху.
Видели кита.
3 мая
0145, штормовые порывы ветерка. Думаю про третий риф.
0340, взяли третий риф. Невозможно довериться сну на такой тряске.
0730, координаты 365*41’N 019*44W. Продолжаем пересекать зону пониженного давления. Ветер нехотя, но отходит к NNE. Катамаран может идти бэйдевиндом под парусами и мотором на средних оборотах в диапазоне 35*-55* градусов к ветру. Дальше без мотора 55-65* градусов к ветру, немного не уверено, но может. Начиная с угла к ветру 65* идет уверено под парусами. Другое дело волна. Горы и горы волн. Их начинаешь ненавидеть, на них материшься, их уговариваешь — и все без толку.
Страдаем от качки и ударов волн. «Морским фантазиям» тоже достается. У Алексея в носовой каюте начал протекать бортовой люк. Спутниковая связь Furuno работает с перебоями. Антена в обтекателе, наверное, устала крутиться, чтобы смотреть все время на спутник, сильно качает, вдобавок, она расположена на мачте (правильно — ближе к палубе), а там амплитуда качки серьезнее.
1230, принял душ. На такой качке в душевой каюте в носу корпуса примерно одну пятую времени проводишь в состоянии невесомости. Паришь вместе с водой и вехоткой. Нужно стараться не терять человеческого обличия не смотря на погоду.
Волны более четырех метров.
1415, большое грузовое судно навстречу.
1610, начала отстегивается сетка на баке. Люк в носовом левом поплавке не держит ударов волн и протекает.
Ветер плавно отходит к N, но старая волна от NE продолжает бить и пинать наш катамаран.
1750, отстоял вахту и срочно спать, лежать, ничего не делать. Вот к чему свелось. Делать что-то, кроме необходимого, невозможно.
2200, глухо зарифелись на ночь. Идем в центре фронта. Ветер отходит галфинду.
4 мая
0145, смыло спасательную подкову по левому борту. Серега заметил, что мы тащим ее за кормой. Взяли обратно.
0530, координаты 35*55N 016*50E. Фронт двигается вместе с нами. Дуют все те же 30 узлов. Почти шторм.
0830, открыли грот. По прогнозу мы проскочили самую стремнину, скоро должно стихать. Идем с притопленным носом поддветренного поплавка. Скорость 9 узлов. Начали привыкать к такому положению вещей. Если сейчас начинать плавание сначала, то пригружали бы катик больше.
1200, море понемногу разглаживается, но все равно бьет нас под дых и встает стенкой на пути.
1300, невозможно его разогнать. Как только «Фантазии» набирать скорость 8 узлов, начинают рыть воду носами, все волны, которые еще бродят здесь, даже самые маленькие, наши. Мы цепляем их передней балкой, поднимаем кучу брызг и встаем как вкопанные.
1750, зашли в область безветрия. Обогнали циклон, сквозь который так мучительно продирались и который должен догнать нас в Гибралтаре через два дня. Идем на моторах.
Море успокоилось за пять часов. Как будто и не было ничего. Устроили банный день, приготовили ужин в мультиварке, которую советовал Василий. Отличнаяя вещь на яхте. Нужно будет обязательно завести такую на «Джульетте».
2240, прем на моторах. Чтобы хоть как-то, с опозданием в сутки, успеть в Малагу, нужно идти с средней скоростью 7,5 узлов. Прогноз все еще «бьет» хотя он старый, а новый не скачать, что-то со связью. Завтра нас начнет догонять циклон, от которого мы только что сбежали. Будем рады любому попутному ветру! Приглашаем в гости.
Поля в процессе переписки (пытаемся разобраться с билетами, утрясти опоздание) пишет мне: «А у вас точно на судне 4 мая, среда?». Долго считал, сличал записи. Помог судовой журнал. У нас все ходы записаны.
5 мая
0710, солнечно, слабый попутный ветер. Время сушиться, выгонять соль из углов. Координаты 35*45’N 12*59’E. До пролива Гибралтар 363 мили. Большую часть пути, пока нас не догонит ветер, придется пройти на моторах. Для этого у нас есть еще два бака топлива.
1350, теплый солнечный день. Утром сушили каюты, проветривали одежду. Натянули и подштопали сетку на баке. Подрезали грота-фал.
Начали большую приборку судна. Драим белый пластик палубы, наводим порядок в кают-компании. Мы прониклись и полюбили наши «Морские фантазии», хочется оставить его в полном порядке.
1450, слабый ветер от NW. Поставили грот и легкий генакер.
По горизонту справа и слева ходят большие грузовые суда.
1910, переменный ветер. Ставим и убираем паруса, прибавляем и убавляем обороты на двигателях.
Прилетела птичка, похожая на птенца качурки, и устроилась у нас на отдых.
2250, большое грузовое судно обгоняет нас по правому борту. Идет в два раза быстрее, в сторону Гибралтара.
Темная безлунная ночь. Слабый ветер от ENE. Несем грот и легкий генакер. Помогаем мотором. Волна с океана длинная, почти не видная, но таскает «Морские фантазии» так, что автопилот еле справляется.
2340, дождь с усилением ветра, похожими на шквал. Была моя вахта и я в кромешной темноте это дело совершенно прозевал. Поменяли генакер на стаксель.
6 мая
0650, координаты 35*50’N 09*26,W. Ветер слабый, попутный. Тяги не дает совершенно. Идем на моторах. Считаю и пересчитываю условия задачки: успею я или нет улететь завтра в 2220 из Малаги в Сплит. Там у меня мастер-класс по швартовкам, практика скиперов Bareboat. Лодку мы получаем уже завтра днем, но мне, понятно, не успеть ее получить. Есть шанс прилететь в Сплит послезавтра утром. Для этого в Малаге нужно быть завтра в 1930. До Гибралтара 182 мили и там еще 70 миль. Семьдесят миль можно пройти за 10 часов. Значит, Гибралтар проходить в районе 0930 утра. В это время в проливе будет приливное, попутное нам, течение. Это хорошо. Сейчас семь утра, если по местному времени, то восемь. Значит, 182 мили нужно пройти за 25 с половиной часов. Получается, средняя скорость должна быть примерно 7,2 узла. Если расчитывать на мотор, то у нас осталось топлива две трети бака и еще полбака в канистрах. Сейчас, чтобы держать соответствующую скорость, приходится давать по 2200 оборотах на движках. При оборотах двигателей 2400 мы съедали бак ровно за сутки, но как только появляется хоть какой-нибудь полезный ветер, мы начинаем идти экономнее. Нужен ветер. Нужен ветер. Багштаг или галфвинд хоть в десять узлов. Тот, что сейчас пристроился нам в корму, бесполезный.
Вокруг гуляют дождевые тучки.
При обходе палубы нашел маленького кальмарчика.
0950, проснулся от домашнего запаха подгорелых гренок. Серега на кухне сегодня. Вкусно.
Ветер усилился до 12 узлов. Поставили легкий генакер и заглушили правый мотор. До Гибралтара 150 миль.
1410, выпили черногорского вина 2008 года. Эта бутылка уже два раза пересекла Атлантику. Вещь! Где-то в коллекции у меня есть бутылочка с «Дочери ветра» Виктора Языкова, которая сделала кругосветку.
2040, маемся бездельем. Последний день в поезде дальнего следования.
2215, около десятка судов двигаются слева от нас, примерно столько же справа. Входят и выходят из Системы разделения движения пролива Гибралтар.
Считаем топливо.
7 мая
0210, продолжаем пересекать плотный трафик судов. Перенесли паруса на левый борт, ожидаем ветра от S.
Хорошо видно зарево огней африканского берега. До пролива 45 миль.
0515, попутный ветер. Подняли грот. Плюс попутное течение. Идем со скоростью 10 узлов. Двигаемся вдоль Системы разделения движения. До самого южного мыса Европы — Тарифа — 23 мили. Идем между двумя континентами. Над Гибралтарским проливом хмурятся грозы.
0615, поставили легкий генакер.
0700, наша скорость 11,5 узлов. Время от времени влетаем в места, где встречаются течения с волновой толчеей.
0730, встречное течение из пролива.
0800, прошли мыс Тарифа. Интернет показал, что сейчас в Испании на час больше, переводим судовое время на 0900.
1050, прошли английский Гибралтар.
1700, пришли в Малагу. Весь переход с Карибских островов составил 3500 миль и занял 17+7 дней.
От членов клуба «Морские практики», участников перегона и себя лично хочу поблагодарить Василия Козлобаева за предоставленную возможность. Это был очень интересный, новый опыт — отличные практики.
Фотографии Евгения Шкаруба и Сергея Прохоренко.
Уведомление: Обучение яхтингу 2016
Уведомление: Португалия 2016