26 декабря, Мармарис
На борту «Джульетты» экипаж: Евгений Гриневич, Наталья Куликова, Ильяс Нафиев, Александр Тупицин, Евгения Хорзова, Евгений Шкаруба.
1530, отошли от понтона Яхт-марины, идем к таможенному причалу Мармариса оформить выход из Турции, поставить штампы в паспорта. Завтра уходим в Грецию. Ура. Мне теперь тягостно здесь находиться, хоть турки и делают вид, что все в порядке. Ни фига не в порядке, не знаю, когда теперь сюда вернемся.
За последние три дня переделали гору работы. Накопилось, как это всегда бывает после продолжительной стоянки и перед долгим путешествием. Хорошо, что мы появились на борту заранее. Ильяс тоже приехал за несколько днейдо начала похода. Много успели сделать, но многое еще нужно доделать, например, трастер не работает, опреснитель и генератор тоже.
Сейчас с нами на борту Володя Мусатов. Он работает в парусной мастерской в Мармарисе. Вчера помог перевезти наш грот из ремонта и остался ночевать на русской яхте. Говорит, ему в Турции комфортно.
1730, закончили оформление документов, заправились топливом, вернулись в марину. Володя сошел в Мармарисе.
27 декабря
Последнее дело, которое успели сделать перед уходом: с третьей попытки заставили работать фонарь на клотике. Теперь у нас есть и якорный, и триколор.
1130, вышли из Яхт-марины. Отсчет лага 69353 мили. Идем на моторе. Начинаем заводить грот.
1333, прошли мыс, повернули направо, на Родос. Пообедали, выпили бутылку красного вина. Погода чудная. Солнце. Ветра ноль. До грота еще не дошли, уперлись в лэзи-джек. Подшиваем углы и молнии.
1400, спустили турецкий флаг, подняли греческий.
1500, Ильяс все подшил и поставил марки на веревках. Закончили возиться с лэзи-джеком, какое-то время он у нас еще походит.
1630, пришли в новую марину на Родосе. Никого нет вокруг. Всего пара яхт под тентами. Новая марина пустая, а в старую мы не стали пробовать войти.
Вечером гуляли по Родосу. Совсем нет людей, в смысле, туристов. Свободно.
28 декабря
Утром прошел по скорбным кругам оформления греческой таможни.
Сначала пошел в полицию, там заполнил судовую роль в четырех экземплярах. Полицаю вдруг не понравилась наша страховка, хотя мы по ней уже приходили на Родос два раза в этом году, заканчивается она через три дня. Бывают такие тупо-дотошные служаки, что прямо застрелиться хочется. Потом пошел в иммиграционную службу и к таможенникам. Потом снова в полицию. Долго уговаривал начальницу полиции пропустить нас с действующей страховкой. С трудом договорился. На все ушло три часа. Хотя, если вспомнить таможенников в Венесуэле, например… Так это еще не плохо.
Пока я бродил по коридорам таможни, Женя и Наташа успели погулять по городу, который я люблю.
1235 вышли из Родоса. Капитан сегодня — Ильяс, штурман — Александр, боцман — Евгения. Я стараюсь не показываться наверху без причины. Наше учебное плавание продолжается. Тепло, солнечно и безветренно, идем на Сими. Отсчет лага 69381 миля.
1535, закончили вооружать грот. Он у нас после починки. Вспоминаю, как эта работа проходит иногда в одиночку или вдвоем, могу сказать, что коллектив — великая сила. За час управились. Ветра нет. Подняли грот, полюбовались на него и спрятали до завтра.
1705, встали в порту Сими. Рядом две яхты, несколько рыбацких лодок и больше никого. Отсчет лага 69403 мили.
2100, смотрим кино. Фраза с экрана ласкает слух — «океан извинений».
29 декабря
Встали рано. Готовимся к выходу в море, к ветру, к Новому году. Закупаем шампанское, селедку и прочее.
0955, отошли от стенки порта Сими. Хороший городок, душевный. Идем на остров Астипалея. Сегодня у нас ожидается первый день с ветром.
1040, вышли из пролива Нимоу. Поставили паруса. Несем стаксель и зарифленый грот. Ветер от норда, три балла. Анемометр не работает. Что с ним случилось, пока не знаю.
1230, идем под турецким берегом. Ветер отложен на пару часов. Готовим обед.
1320, разбил экипаж на вахты, а то они так и будут громоздиться всем скопом в кокпите.
1450, пару часов пытались держать севернее острова Нисейрос, не получилось, пройдем его южнее. Зря мы столько времени топтались и набирали высоту.
1520, встречаем на воде брошенные спасжилеты. У нас на ветру в 20 милях остров Кос, там идет переправка эмигрантов из Турции в Грецию. Ветер четыре балла.
1700, закат. Полчаса назад увидел на стакселе дырку. Ветер пять балов, появились облака, холодает.
1740, вышли из-под островов. Волна в правую скулу, идем полным бэйдевиндом.
1840, над нами Млечный путь. Ступаем по пролитому молоку Геры.
1920, ритм движения по волнам как дыхание.
2000, усиление ветра. Глухо зарифили стаксель. Идем под девять узлов.
2140, ищем место стоянки на Астипалее. Марины здесь нет, хочется найти причал с водой и электричеством. Летом это было бы совершенно нереально, а сейчас зимой очень может быть.
2250, встали в замечательном местечке Атерио, за молом.
30 декабря
Утром занимались приливами, ремонтировались, ели блины и гуляли. В море идти совсем не хочется: холодно, ветренно и стаксель у нас подорван.
1120, отошли от причала. Ветер пять баллов. В виду усиления ветра на ближайшие дни решили не идти на Санторини. Идем на Милос.
Поставили стаксель, приклеели заплатки. Идем под островом, на порывах лодку кренит, уже уронили чайник и сшибли ножку штурманкого стола.
1225, выходим на ветер.
1330, прошли под ветром скалы без названия. Дует больше пяти баллов. Солнце, прохладно.
1501, идем под ветром Аморгоса. Волна меньше, идти легче, но холодище, не побоюсь этого слова. Солнце спряталось за серые тучи, серое море не греет.
Надоела мне эта качка. Хочу ходить по морю в средний ветер, по гладкой воде. Чтобы крен градусов 15, ход 8 узлов, чтобы ничего не ломалось и не рвалось. Чтобы было не жарко и не холодно. Чтобы дождики были грибные, а солнце — ласковым. Чтобы по пути встречались небольшие, удобные марины. Хорошо бы еще какую-нибудь приятную киношку посмотреть вечером… Вот такие мысли накануне Нового года.
1550, жаль, что Колумб не брал в свои плавания фотоаппарат. Было бы интересно посмотреть на его фотки.
1610, ветер шесть баллов. Под одним стакселем лежим на боку.
1640, воет за окном. Не охота на улицу выходить. Как будто вьюга.
1720, экипаж героически несет вахты. Мне кажется, у нас минусовая температура. Продолжаем идти галфвидом правого галса. Ветер шесть баллов.
1905, обогнули южную оконечность острова Иос. Ветер на порывах штормовой силы. Под одним стакселем лодку
неконтролируемо приводит. Спрятались под берег, ищем место стоянки.
2040, встали у стенки в симпатичном городке Иос (кажется, это столица одноименного острова). Чем хорошо ходить зимой, так это тем, что никого нет вокруг, всегда есть место у самого козырного причала.
Отсчет лага 69539 миль.
Фото Евгения Шкарубы, Евгения Гриневича и Натальи Куликовой.
Уведомление: Эгейское море 2016