11 октября, Стамбул
Перед стартом в Мраморное море успели посмотреть Морской музей Стамбула. Я когда-то давно слышал, что это один из самых интересных морских музеев мира. Сложно сказать, так ли это, но вот одна тема представлена здесь очень полно. Это — гребные суда акватории Босфорского пролива, средства переправы огромного города, который расположился на разных берегах бухты Золотой Рог и Босфора.
Начинается экспозиция со скульптурных портретов адмиралов Турецкого флота и ботиками, на которых в свое время греб сам Ататюрк.
Дальше — галеры султана. Огромные, роскошные.
Феррари 19-го века. Стремительные, как сабли, галеры придворных султана.
Это не нос, как кто-нибудь мог подумать, а корма.
Вот как это выглядело в действии.
Лодочек в музее много, всех не показать. Вот эта понравилась, посовременнее и подемократичнее.
Веселки.
Кусок цепи, которой перекрывали Босфор во времена Византийского Константинополя. Длина одного звена, «на глазок», около 40 сантиметров.
На борту «Джульетты» экипаж: Алексей Мартынов, Александр Дугин, Евгений Рудаков и Евгений Шкаруба.
Идем в Грецию. Через Мраморное море и Пролив Дарданеллы.
1525, вышли из Атакой-марины. Идем на якорную стоянку острова Бургада, на другую сторону Босфора.
1720, пришли к острову и обнаружили муринги. Удача для нас. Подарок при неработающей якорной лебедке. Встали на крайний муринг, ура! Координаты стоянки 40*52,9’N 029*4.2’E. Дожди идут один за другим весь вечер. Не пошли на берег.
12 октября
Всю ночь дожди, утром солнце. Гуляли по острову, купались. Ждем смены встречного южного ветра на попутный северный.
Осень в Турции.
«Джульетта» с экипажами.
Греческая церковь.
Деревянные гостиницы.
Ничего нет лучше, чем курортные города без туристов.
Турецкий танкер. И все в нем хорошо: и флаг, и тузик, и якорь с кормы.
1500, вышли в море. Дует слабый северный ветер, встали под паруса.
1800, точно по прогнозу подул крепкий ветер от NO. Летим по Мраморному морю под парусами.
1930, ливень, темень.
1950, сильная волна, под зарифленым гротом идем со скоростью 10 узлов.
13 октября
0200, идем рядом с островом Сарайлар. Ветер подскис и зашел в корму. Делаем свои шесть узлов под гротом. Спать хочется. Ищем место для ночевки. Лодку раскачивает попутная волна, в баке пресной воды такое ее количество, которое при качке начинает гулко бухать о стенки. Голодная, уставшая «Джульетта», голодные мы. Газ кончился в новозеландских баллонах, вечером будем без чая.
0205, встали на муринг под ветром Сарайлара. Координаты 40*34.7’N 027*35.8’E. Непросто. Сначала привязались к одному бую, похожему на розовый «колобок», но пришел порыв ветра и сдернул «Джульетту» вместе с «колобком». Отпустили «колобка», надо было видеть, как он кинулся обратно к берегу, непривязанный к «Джульетте». Продолжили поиски подходящего муринга. В свете фары нашли другой буй в виде бодрого «огурца» серого цвета. Привязались к нему. Выпили полбутылки узо и легли спать.
Утром выяснилось, что с другой стороны к нашему «огурцу» (бую) привязана рыбацкая лодочка, а лодочка — к острову. Если бы не эта веревочка к острову, нас, наверное, сорвало бы вместе с «огурцом». Пришел хозяин лодочки и завопил. По жестам я понял, что у него сил не хватает подтянуть свою лодочку в месте с «Джульеттой».
0940, к радости рыбака с недоваренным куриным супом отвязались от серого «огурца».
1000, встали под паруса, идем в пролив Дарданеллы, до которого еще миль сорок и там еще миль тридцать идти до города Канаккале, где есть марина и который является «портом входа» со всеми таможенными службами. Там будем оформлять выход из Турции.
1050, вокруг горы, покрашенные в разные оттенки серого.
1600, зашли в пролив Дарданеллы. Осеннее солнце.
1900, пришли в марину Канакале. Отлично встали кормой к пирсу. Небольшая уютная марина в центре города.
14 октября
«Джульетта», в марине Канаккале.
Странно. Лоция говорит, что Канаккале — неинтересный для посещения город. Но парни не правы. Здесь Троя была когда-то.
Вот мы по ней гуляем.
Трой было много, оказывается. Девять штук.
Когда ехали сюда, я думал, мы ничего, кроме холма, не увидим, а вот поди ж ты: стены, храмы, амфитеатр…
Вон там, где виднеется кусочек берега, стояли корабли ахейских вождей.
Отличный день. Если еще добавить, что вечером были в хамаме.
15 октября
Оформили выход из Турции. Здесь, в Канаккале, это оказалось намного удобнее. ВНИМАНИЕ! Морским практикам! Если вам нужно идти через Турцию в Черное море или обратно, ни за что не планируйте оформлять документы и менять команду в Стамбуле или на берегу Черного моря. Делайте это в Канаккале. Почти бесплатно и всего за час. А если вам нужно пройти Босфор и Дарданеллы без смены команды, оформлять заход в турецкие воды вообще не обязательно!
На прощание рыбацкие лодочки в марине. Обратите внимание на ремень, который сдерживает повороты руля. Почти авторулевой, может быть очень удобным.
Якорь-абажур. Здесь много таких.
1125, вышли из марины. Идем по проливу Дарданеллы.
Ширина пролива от одного до четырех километров.
Оказывается в Канаккале есть морской музей, а мы его проворонили.
Ветер от NO до четырех баллов в проливе. Идем без волны, под берегом. Счастье.
1320, вышли в Эгейское море. Закончили проходить Дарданелы. Подворачиваем влево и с попутным ветром топаем в сторону юга.
1730, бабье лето, тепло и солнечно. Попутный ветер балует нас. Уже пару раз скрутили неконтролируемый поворот через форденвинд. Проходим мыс Баба. Виден остров Лесбос.
1850, стемнело. Идем в проливе между Турцией и Лесбосом. Над проливом и над нами летают беспилотники. Парами. Ищут эмигрантов.
2100, встали в порту Митилини рядом с таможенным причалом.
16 октября
Утром столкнулись с отрядами сирийских беженцев, которые прибывают сюда каждый день. Сейчас уже меньше, а пару месяцев назад, говорят, приплывали тысячами.
Мусорные контейнеры для спасательных жилетов. Все равно их полно по берегам.
В девять утра закончили оформлять вход в Грецию. Перешли в марину.
Помыли лодку, прибрались и махнули на машине в городок Агиасос — знакомый маленький городок в горах с Храмом, кривыми улочками и узериями.