13 сентября, Стамбул
На борту «Джульетты» экипаж: Зиновий Штайнберг, Борис Захаров, Валерий и Евгений Бабичи, Варвара, Полина и Евгений Шкаруба. Впереди плавание из Стамбула через Босфор и Черное море в Крым.
1445, стартовали от причала иммиграционной службы. Есть здесь такой идиотизм: для того, чтобы поставить штампы в паспорт, нужно всей командой на лодке подходить к специальному причалу. Все, что связано с яхтингом неоправданно дорого — сутки стоянки в марине обошлись под двести долларов. Совет тем, кто собирается в плавание через Стамбул: не планируйте смены команды в этом интереснейшем и красивейшем городе. Оформить заход яхты в Стамбуле стоит раз в пять дороже, чем, например, в Мармарисе. Можно пройти Босфор и Дарданеллы транзитом, не оформляясь. Постоять в Стамбуле пару дней и идти дальше (сутки официально, а вторые — просто так).
Проходим старый Стамбул. Нью-Йорк, Окленд, Сингапур… Каждый заход на яхте в большой город — это событие.
Сильное встречное течение до пяти и больше узлов, идем по огромной реке.
1600, с лева по курсу бухта «Золотой рог». Вокруг в разных направлениях носятся паромы и прогулочные суда. Они паресекают судовой ход или плывут вдоль берегов, любуются дворцами и ялами.
1730, прошли под мостом. Ищем стоянку на ночь. Яхтенных марин в Босфоре нет. Если встречаем какие-либо причалы, то здесь они заняты местными, приезжих не пускают. Зиновий много раз проходил Босфор на своей яхте. Пытается найти местечко нам для ночлега.
1840, нашли отличное место и встали на якорь. Координаты: 41*8.4’N 029*4.8’E. Точнее — встали на чей-то муринг. Любуемся ночным Босфором. Берег сияет огнями, шумит музыкой. Муэдзины призывают на вечернюю молитву здесь по-другому, музыкальнее, чем в душных городах. Большие грузовые суда проходя Босфор, идут, не включая никаких огней, кроме ходовых. Бесшумно скользят по проливу, их можно угадать только по огромным темным силуэтам, закрывающим пестроту праздничного берега. Театр теней.
14 сентября
0630, снялись с муринга. Ночь прошла спокойно, только ливни и небольшая волна под кормовой свес.
0645, встретили два российских военныйх корабля: «Азов» и «Цезарь Куников». Предполагаем, следуют в Сирию.
Встали на якорь в рыбацком порту Пойраз, перед самым выходом в Черное море. Ждем погоды.
15 сентября
0310, неожиданно приехал Серегин. Теперь нужно будет проходить оформление входа-выхода в Турцию второй раз: мы уже закрыли турецкую границу, а просто так нового члена экипажа в судовую роль не вписать.
Стартовали из Пойраза. Встречный ветер немного успокоился, идем вдоль турецкого берега на северо-восток.
0700, встали под паруса. Получается идти «трамваем», параллельно берегу. Около мысов лавируемся.
1700, пришли в порт Эрегли. Переход составил 110 миль. Вызвали агентов, начали оформлять документы. Завтра и послезавтра встречный ветер около берега. Как будем идти в Крым? Не понимаю.
Вечером в городе побрился в местной цирюльне. На дорожку.
16 сентября
Ждем оформления документов. Гуляем по городу. В этой части Турции нет международных туристов. Все домашнее, для своих, тем и интереснее. Город живет вокруг набережной. Местные занимаются рыбалкой, для зароботка и просто для себя. Первая линия отдана под гаражи, домики владельцев лодок. Эта линия образует городскую стенку набережной. Сверху по набережной прогуливаются туристы и местные жители, внизу у воды на слипах занимаются своими делами рыбаки. Кто-то возится с лодкой, кто-то просто отдыхает.
1330, нам отдали документы, не спешим с выходом — дует встречный ветер. В Турции ранняя осень.
Маленький рыбак.
1645, стартовали. Ждали, что ветер успокоится, а его и так не много. Только попутное течение поднимает волну.
2100, сильная волна навстречу.
2330, бриз с берега, поставили паруса.
17 сентября
0200, очень сильная встречная волна. Приняли решение идти в ближайший порт. Как только подошли к берегу на две мили, море успокоилось. Видимо, ушли со стремнины течения. Вернулись на курс, идем вдоль берега.ё
0750, встали на якорь в порту Сиде. Переход составил 85 миль.
Высаживались на берег. Хочется размять ноги перед переходом через Черное море. Еще один местный турецкий курорт.
1030, вышли из порта.
1145, ставим паруса и отваливаем от берега. Берем курс на Крым. Ветер от ONO до 17 узлов. Волна крутая и короткая. Несем зарифленный грот и стаксель. Уваливаемся до полного бэйдевинда, чтобы меньше бится о встречную волну.
1340, ветер становится ровнее, волна не такая крутая.
1600, отличная погода. Волна улеглась, ветер около 12 узлов, идем «на гайке».
Птичка залетная на «Джульетте»
1920, на северо-востоке облака. Поддувет ветер и идет волна. Снова начали биться носом. Взяли рифы на гроте и стакселе, увалились до полного бейдевинда.
18 сентября
0600, видим Крым! Ветер зашел на встречный, идем на моторе.
1230, подошел парусный катамаран, передал, что с нами пытаются связаться пограничники. Вышли на связь с пограничниками, те спросили наш маршрут и количество человек на борту. Пожелали счастливого пути.
Ласточкино гнездо в бинокле.
1430, пришли к причалу порта Ялта. На берегу стоят три офицера: пограничник, доктор и таможенник. Все —дамы. Высадиться на берег, чтобы привязать швартов, нам не разрешили, увы. Документы оформили без задержек. Правда — дорого.
Варя в ожидании берега. Переход составил 170 миль.
Много формальностей. Чтобы перейти на соседний причал (50 метров) , нужно запросить «добро» у диспетчера порта.
1600, после оформления документов вышли на берег. Когда мы оказались на улице, вдруг пришло понимание того, что мы с «Джульетты» шагнули прямо на российскую землю. Не с самолета, а с «Джульетты»! Радостный шок.
19 сентября
0700, вышли из Ялты. Перед выходом нужно спрашивать «добро» у диспетчера порта и у пограничников. От этого «добро» кислинка в горле. Как будто поводок надели.
0740, еще раз прошли мимо Ласточкиного гнезда. Совок задавливает. Много бездарных построек на берегу, увы.
1500, пришли в Севастополь. Переход 45 миль. В бухте рядом с яхт-клубом 57 гоняются ялы.
Флотский яхт-клуб 57! Мы дома.