2 августа. Разбитый причал в Рабочеостровске
На борту «Морошки» экипаж: Александр Горожанцев, Михаил Колядко, Павел Мансуркин, Евгений Шкаруба. Впереди экспедиция: плавание по Онежскому заливу, из Кеми на Кузова, по Онежским шхерам, вдоль Поморского берега в Онегу и вдоль Лямницкого берега на Соловки.
1255, стартовали от причала.
Ветер попутный до трех баллов, встали под паруса. Хорошо идем, обойдемся сегодня без мотора.
Для практики разбились по ролям: каждый день по очереди Александр, Михаил и Павел будут выполнять должности рулевого (рулить), штурмана (следить по картам и навигатору наше место и подсказывать рулевому курс к цели мимо опасных мест) и боцмана (отвечать за веревки и якоря лодки). Переходы впереди не длинные, максимум 50 км, погоды стоят капризные, места нами еще нехоженые. Посмотрим, что впереди.
1500, пришли на Немецкий Кузов. Дождь каждые полчаса.
После обеда проводник заказника Иван повел наших наверх. Я не пошел, не могу спокойно смотреть на то, что творится наверху. Кроме того, я заболел: горло, насморк и температура. Валяюсь на лодке, пью аспирин и пытаюсь спать.
3 августа
Дождь не прекращается, идет почти без перерывов.
0820, Полная вода.
1110, идем на острова Жужмуй. В Онежском заливе сильные приливные течения. Чем глубже мы будем в него заходить, тем сильнее течения будут влиять на скорость нашего движение. Пробуем разобраться с «Атласом течений Белого моря». Атлас у нас есть, но карты атласа составлены в водном времени (новый термин для меня), за 0 часов которого принят момент Полной воды у острова Сосновец, находится он в Горле Белого моря. Понятно, время Полной воды для острова Сосновец и Онеги разное. Нужно срочно узнать, насколько они расходятся, иначе атлас нам не поможет.
1300, немного солнца на нашем пути. Вытащил на палубу кроссовки и куртку в надежде их подсушить. На море штиль, с левого борта видим острова Сеннухи.
1440, встали у мыса Сенной на острове Большой Жужмуй. Стоянка так себе. Вокруг мыса по всему берегу камни, с моря заходит волна. Пришли мы по Малой воде, на камнях не получается прижаться к берегу.
На мысу стоит полуразвалившаяся изба. Внутри еще сохранился какой-то обветшалый порядок.
Рядом еще дом.
Бесприютная общажка.
Женские картинки на шкафчиках. Моряку это понятно.
Прогулялись к Жужмуйскому маяку. Маяк старый, клепанный, изготовлен в 1909 году на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге.
Маленький поселок рядом с маяком. Еще недавно живой, судя по качелям, теперь брошенный. Кинопленка в углу, думаем фильм был «Путь к причалу».
Легендарный маяк. Долгое время не работал, а теперь вот, говорят, Шойгу сказал, чтобы все маяки светили на Белом море. Маяки засветили, только пороху и воображения не хватило старый фонарь восстановить. Приляпали на деревяшки новый, дешевый и батарейки на скрутках.
4 августа
Ночью поднялся Северо-западный ветер. Лодку на Малой воде стало бить о камни, я подумал, что это хороший повод для нас сменить время старта и выходить рано утром.
0550, позавтракали и отошли от Большого Жужмуя.
Встретили МРС (малое рыболовное судно) «Выг».
0620, подняли геннакер и грот.
Умеренный ветер, тянет «Морошку» со скоростью около 8 км в Онежский залив. Прошли острова Песах, Малый Жужмуй, Салмалуды, Мягостров. За пять часов прошли под парусом около 40 км.
1130, пришли на остров Голомянный Борщовец В проливе напротив Длинного Борщовца на Полной воде встали в отличную бухту с небольшим песчаным пляжем. Первый солнечный день на нашем пути.
Сушились и проветривались.
Выгоняли воду из вещей. Сварили борщ, наелись черники.
День закончился баней на небольшой туристической базе с другой стороны острова. Старая тоня, несколько фанерных домиков и горстка тепло одетых туристов. Хозяева за баню попросили как-нибудь развлечь отдыхающих: рассказали про кругосветку, теплые моря и океаны.
5 августа
Ночью на Малой воде лодка села штевнем на камень и благополучнот завалилась на правый борт. Я спал на банке по этому же борту, вещи с левого борта свалились на меня. В прошлый раз крен был в другую сторону и я свалился в проход между банок, продолжать спать на таком крене сложнее.
К утру подул ветер от NW, я подумал, что не стоит задерживаться здесь на дневку, лучше ехать дальше с попутным ветерком. Нелегко менять планы, когда команда уже настроилась на отдых, но что делать.
1050, вышли из гостеприимной бухты. Поставили прямой парус.
Полина написала, что время Полной воды у Сосновца (горло Белого моря) на пять часов раньше Онежского. Я предполагал, что разница около трех. Теперь можно будет более точно считать течения в заливе.
1350, поменяли прямой парус на геннакер и грот.
Онежский залив в солнечную погоду видится все более дружелюбным. Высокие каменные шапки островов. На многих растет лес. Представляю, как красиво здесь золотой осенью.
Прошли острова Горелый, Толстик, Плоский Кеврей, Вороньй. Море спокойное, немного качает попутная волна.
1600, пришли на южную оконечность Кондострова. Встали в бухте с восточной стороны.
Здесь Соловецкий монастырь добывал гранитные плиты. Следы каменоломных работ видны до сих пор. Камня хватает. Немного позже нашли старый монастырский причал, сложенный из гранитных плит и перешли сюда.
Прошли сегодня около 40 км. Удобная дистанция: «Морошка» под парусами уверено идет 7-10 км в час. Переход в 40 км сделали за пять часов.
Ночью ветер развернулся на NO и стал трепать нас волной. После двух ночи вода стала убывать и мне пришлось оттягивать лодку от берега, чтобы не биться о камни.
6 августа
Гулял по острову. Он замечательный, мне все больше нравятся эти места.
Дачка.
.
Чувствуется, что здесь часто бывают. Даже лампочка вкручена над столом.
Нашел зеркало на дереве.
И понеслась)
1740, стартовали на Малой воде. Пробовали нести паруса, но курс слишком острый, идем на моторе.
Прошли острова Коткано и Кедостров.
2200, пытались зайти в Устье реки Унежма. Сели на песок и около получаса ждали подьема воды. Не получается грамотно планировать переходы. Зачем ждали Малой воды на Кондострове? Это чтобы идти с попутным течением, а переход-то всего 20 км. Зачем ждали? Зачем нужно было ломиться к берегу сейчас, ведь можно было спокойно чайку попить на Кедострове.
2230, вода прибыла и мы встали рядом с островом напротив Мыса Бранница в Губе Унежма.
7 августа
Утро.
Гуляли в деревню. Издалека Унежма казалась брошенной. Нашли несколько человек.
Виктор Вячеславович Вербицкий. Лесник. С детства ездит в эту деревню. Поддерживает один большой дом, садит картошку, косит траву, судя по всему, самый авторитетный здесь человек.
Еще один дом. Архитекторы и художники из Питера. Елена Федосеева. Пишет об Унежме книги, сама их издает: www.strana-naoborot.com.
Быт их жизни мне очень напомнил питерские сквоты девяностых годов. Богемная тусовка любила выселенные дома. Обживали брошенные дома и дворики. Помню такой сквот на Гангутской, где в двухэтажном выселенном особняке жили художники, музыканты вместе со своими музами, женами и детьми. Летом в небольшом дворике они разбивали цветники, каждый день накрывали большой обеденный стол, а к зиме посадили елку для празднования Нового года.
Хорошая деревня, очень нам понравилась. Все здесь необычно, даже сушки у Виктора на столе напоминают какой-то символ жизни.
1250, вышли из Унежмы, идем в Кушереку. Справа остается Губа Смолениха.
1340, прошли между острвом Михайлика и мысом Сосновый Наволок.
1640, живописно обсохли на входе в устье Кушереки.
Вот снова я не подумал: то, что мы не успеем к Полной воде в Кушереку было очевидно, так чего бежали сюда? Нужно было на Сосновом Наволоке чаю попить. Ждать теперь нам следующей Полной воды до ночи. Хотя такое времяпровождение может настроить на творческий лад. Пожалуйста — новая трактовка туристических хоб в солнечный день.
Гуляли по литорали. Жаль, что нет дров или самовара на шишках.
Пробовали копать червей.
В космосе.
1950, мимо проехали две машины на больших колесах.
Пошел дождь, поставили тент.
8 августа
0130, вода прибыла. Снялись с мели. Идем вверх по течению, в деревню Кушерека. Маневрируем между мелей и камней. Время от времени налетаем на какой-нибудь булыган под водой.
0230, двигаться вперед больше не можем. Камни один за другим. Прижались к заросшему травой заболоченному берегу и решили спать. Саня Горожанцев поставил палатку, Миша лег в кокпите, Павел в каюту на левую банку. Нет ни чая, ни каши, только комары звенят. Когда уснули, вода ушла, лодка сволилась на правый борт и Павел с вещами повалились на меня.
Утром прошли по берегу в деревню. Людей здесь больше, постоянно живут четыре пенсионера и летом есть дачники. Но, то ли дорога нас так утомила и река, что показалось здесь бесприютно.
1425, столкнули «Морошку» с камня и повели ее по Кушереке между камнями как лошадь в поводу. Вообще, она у нас умница. Какая бы другая лодка выдержела такую жизнь?
1455, вышли из устья реки. Больше сюда уж не пойдем. Может она и была когда-то судоходной, но сейчас обмелела и ходить по ней нельзя.
1530, справа Губа Нименьга.
1630, проходим мыс и деревню Ворзогоры.
1940, заходим в устье Онеги. Спасаемся от инспекторов: надели жилеты. Терпеть их не могу.
Тихо кругом. Завораживающе.
2050, причалили к земле.
Уведомление: Белое море 2016