10 июля. Жижмуйская бухта
Ночью ветер усилился до штормового. С моря пошла волна и морось. Долго искал топор, пока не догадался постучать в палатку Артема. Точно, топор был у него: приготовился к медведям.
Развели костер, завтракали… Очень долго. Никак не научимся это делать быстрее. Еще одна досада — набрал воды в сапоги. Но сделал маленькое открытие: быстрее всего носки можно высушить, если надеть их на руки, сидя у костра.
1100, стартовали с Полной водой. На Соловки нам сегодня дороги нет. В голове еще не улеглись вчерашние волны. Идем по Жижмуйской бухте в Летнюю Золотицу. Очень нужен сухой угол и баня. Дует крепкий NE почти параллельно берегу. Если у Золотицы будет волна, как нам туда пройти?
1340, пришли в Летнюю Золотицу. Нашли дорогу между банок и вошли в устье реки. Гармин в этот раз оказался молодцом, все банки указаны корректно. И какое счастье и отдохновение кругом! Какая ровная вода в реке!
С дорожки, для сугреву.
По соседству с поморским карбасом.
Встали, опять по наитию, удачно напротив сарая, где шьют карбаса. В деревне встретили рабочих, которые приехали сюда на заработки. Из Луганска. Живут в библиотеке. Предложили нам баню во временное пользование. Еще горячую. Чувствуя удачу попробовали найти бригадира Евгения, чтобы получить разрешение заночевать в сарае. Не нашли его и остаток дня провели в бане. Топили ее, мылись, сушили вещи. В магазине купили хлеба, наливку, пиво, квас и, мешая все эти удовольствия с бесконечными банными разговорами, набирались сил.
Вечером, когда готовили ужин на берегу у лодки, к нам подошел хозяин сарая и предложил заночевать там. В сарае стоит только что сшитый карбас. Даша прямо в нем и спала.
11 июля
Встали рано, в шесть утра. За ночь сомнения и страхи исчезли. Не стали слушать страшилок о шторме в Салме, позавтракали, собрали вещи, оставили луганским мужикам бутылку водки в бане и были готовы идти на Соловки в девять утра. Ждали прилива, чтобы выходить. Рассказал, что делать, если нас накроет волна и перевернет: быть в спасжилетах, держаться за лодку, поставить ее на ровный киль и отчерпать кокпит. Инструкция произвела желаемый эффект.
1026, вышли из Золотицы. Прошли знакомым фарватером, поставили паруса. Ветра под берега немного, около трех баллов, волны почти нет. Небо затянуто тучами. Видно дождевые полосы. Спускаемся к мысу Орлов, чтобы начать пересекать Салму (пролив).
1207, прошли мыс Орлов. Сразу на мысе сулои на ровном месте подняли крутую волнишку. Понятно, что когда здесь штормит, то вода у мыса встает на дыбы.
1230, видны Муксалма, Большой Соловецкий остров, Голгофа. Мы в Восточной Соловецкой Салме. Жизнь налаживается. Ни шторма, ни ветра нет.
1330, пасмурно, небо в облаках, но видимость отличная: с середины Салмы отлично различимы Кузова.
1530, зашли в бухту Благополучия, встали у Монастырского причала. Здравствуйте, Соловки!
12 июля
Отдыхали, гуляли, грелись у друзей. Ходили на Большой Заяцкий остров. Ставили прямой парус.
Церковь Андрея Первозванного, где в 1702 году Петр Первый осветил Андреевский флаг.
Переставили лодку к причалу Товарищества северного мореходства.
Мои любимые Сельдяные ворота.
13 июля
1400, заправились топливом и отошли от причала ТСМ. По боковому фарватеру мимо Игуменского и Бабьего островов вышли в море. Ветер слабый от Севера, идем на моторе. Огибаем Большой Соловецкий остров со стороны Муксалмы.
1700, напротив Малой Муксалмы большая отмель, ели обошли ее, потратив больше часа. Смогли найти канал прямо под островом, на килевой яхте я бы не рискнул сюда зайти, а на шлюпке можно.
Обошли Большую Муксалму, и против отливного течения, зашли в Железные Ворота — так называется вход в бухту Долгая. Очень замерзли, встали к берегу. Собрали грибов!
14 июля
День начался неудачно: я проспал момент, когда надо было оттянуть лодку на берегу, чтобы не обсохнуть утром. пришлось ждать когда вода вернется и мы сможем идти. Вышли из Долгой Губы после обеда. Пришли на Анзер и встали у берега рядом с Городками. Вечером пошли гулять на Голгофо-Распятский скит. Паломники и туристы уехали, вокруг было тихо и торжественно.
15 июля
0550, Полная вода. Наученные вчерашним опытом, отошли от берега пораньше, сегодня переход на Кузова.
0630, легкий северный ветер. Поставили паруса, идем по Анзерской салме, в северо-западном направлении, как раз туда, где над мысом Ребалда видна радуга.
0650, прошли мыс Кеньга Анзера.
0720, пересекли Анзерскую Салму.
0735, закончили огибать банки севернее мыса Ребалда.
1000, закончили огибать северозападную оконечность Большого Соловецкого острова.
1120, на банках напротив мыса Перечь Наволок пасутся белухи, много их в этом году. Идем через водовороты сулоев.
Видны сразу два берега: на юге — Карельский, на востоке — Онежский. Белое море такое маленькое, как колыбель. Но здесь есть все.
По небу ползут низкие, тяжелые дождевые тучи, но вот солнце согрело банки в кокпите и сразу стало уютнее. Несем Генакер.
1500, пришли на Немецкий Кузов.
Вторая половина дня радовала солнцем и теплом, даже купались.
Кузова… Последний раз я был здесь лет десять назад. Тогда поразило обилие диких туристов, которые вели себя по настоящему дико. Не помню насчет мусора, но на горе они настроили много новых, идиотских, сейдов и много старых разрушили — вандализм самый настоящий.
Сейчас туристы ведут себя уже организованнее. Здесь объявлен заповедник. С людей собирают деньги за посещение островов, можно даже купить дров… Но сейды на верху, на горе, остались в том же плачевном состоянии. И от этого очень больно.
Помню, какое незабываемое ощущение вызывали у меня Кузова, когда мы приходили сюда в начале девяностых. Никого не было здесь тогда. Только кемские рыбаки заходили, но наверх они не поднимались, там им было нечего делать На верху, на горе, не было никаких следов человека. Только море, небо, гранит острова, мох и камни. Сейды, составленные из нескольких камней, не тронутые резьцом, не разрисованные, но сколько в них было от человека! Того, древнего, человека, о котором мы ничего не знаем и уже не узнаем… Такая потеря. А ведь можно еще найти фотографии, мы когда-много здесь снимали, попробовать восстановить то, что можно восстановить. Люди, кому это не все равно, ПОМОГИТЕ!
16 июля
Главное в походном быте, какой бы тяжелый он не был, не забывать чистить зубы, это я для себя утром вывел. Хотя, думаю, что это я не первый сказал.
1150, отошли от берега. Ветра нет, идем на моторе.
1250, проходим между островов Северный Коловар и Топарухой. Давно-давно, лет двадцать назад, мы с покойным Сергеем Морозовым попали здесь в сильный встречный ветер, долго лавировались, пытались вести наш ял в поводу, потом я попал в воду, ветер сразу стих и ударил мороз, одежда превратилась в скафандр… Это было на ноябрьские праздники.
1400, пришли и встали в Рабочеостровске. Нашли себе местечко у разрушенного причала. Ели, пили и гуляли по Кеми.
Марина Рабочеостровска. Плавание закончено.
Уведомление: Белое море 2016