…Идучи морем, непогоду не брани и тиха не хвали…
Борис Шергин.
Этап Галифакс (Новая Шотландия) Северо-восточное побережье США. Расстояние около 300 миль, времени на дорогу – неделя. Первые сто миль идут на юго-запад, вдоль Новой Шотландии, потом обогнув мыс можно стартовать к побережью Штатов. Переход – сто пятьдесят миль. Нужно подгадать погоду на это этап.
24 сентября.
Утром пришлось пропустить хороший галфинд с берега. Нужно было купить лоцию штатовского побережья. Я ни одного порта входа не знаю, не то, что процедур захода в их воды. В Галифаксе отличный яхтенный магазин, покатался по заливу на тузике на прощанье и в пол десятого был на Лодке.
Из наблюдений – большая часть яхт здесь стоят на мурингах. Намного удобнее, меньше заметна волна с океана, ну и конечно дешевле. Так же пожалел, что встал в Squadron Яхт Клуб. Именно его рекомендует лоция. В следующий раз пойдем в глубь канала в Армдал яхт-клуб. Сюда совсем не доходит волна и до центра города рукой подать.
1010, снялись с муринга. Выходим из залива. Погода солнечная, покачивает, ветра почти нет, зацепиться не за что. Пробираемся к морю, между банок у мыса Самбро. От нечего делать, решил заменить черный швартовый конец на новый крапчатый и за одно поставить нормальные марки.
1130, попытки нести грот провалились, убрал его.
1540, нет смысла сегодня ползти дальше под мотором. Не доходя до Луненберга три мили, положил якоря напротив рыбацкого местечка Blue Rocks (Голубые Скалы). Довольно нагло с моей стороны было не заходить в бухту, но ветер будет только ночью и северный, так что мы под берегом и рано утром уйдем.
За день прошли 50 миль.
Скатался на тузике на землю. На живописном берегу, вокруг старого деревянного маяка, стоит поселок рыбаков. Ловят лобстеров. В бухточке, защищенной (голубыми) скалами, как скворечники стоят на сваях рыбацкие сараюшки, часть из которых переделана под туристические кемпинги. Тут же пришвартованы небольшие траулеры и разбросан рыбацкий хлам.
Пробовал найти бар с интернетом – неудачно. Пошел по грибы –тоже. Грибы здесь похоже растут только в поселках на аккуратных газонах. А в лесу только комары.
25 сентября.
0540, снялся с якоря. Ветер 13 узлов, северо-западный. Звезды на небе давно не виденные. Холодно. К обеду ветер кончится, а потом зайдет на встречный. Лучше идти в галфинд чем в лавировку.
0555, на востоке начинает светлеть. Разгоняемся до девяти узлов. Ветер с берега – парим.
0700, светло но очень холодно, одно слово – северный ветер.
0830, ветер начинает стихать. Завел двигатель.
0941, проходим мимо бухты Ливерпуль. Вокруг кормятся дельфины, именно кормятся, никаких лишних прыжков из воды или красивых зигзагов перед штевнем «Джульетты». Роют носом воду, на нас ноль внимания.
1109, заходим в бухту Мутон. Встречный ветер 10 узлов, скоро будет пятнадцать, правильно сделал, что вышел рано утром.
1155, встали на якорь. За день прошли 40 миль.
26 сентября.
Первый раз за много дней хорошо спалось.
Днем ездил в поселок Мутон. Поболтал с местными жителями. Боб Смит, ловец лобстеров рассказал о своей работе. Нашел его на причале заставленном ловушками. Ловушки от старых, деревянных, обтянутых сетью, до новых пластиковых. Сезон начинается в конце ноября и длиться пол года. В это время вода холоднее и лобстеры малоподвижны, поэтому легко соглашаются на любую предложенную наживку. Можно ловить и летом, но на большой глубине там, где ниже температура.
Супружеская пара Ден и Су, подвезли меня до магазина, подождали пока сделаю покупки, а когда узнали, что я хочу посидеть в интернете, взялись довезти продукты до тузика и там их сложить.
В другом месте зашел в магазин-галерею, старый поляк с женой делают деревянные скульптуры для туристов. В сувенирном ходу деревянные раскрашенные буйки, такие же совсем недавно привязывали к ловушкам на лобстеров.
Яхтенный сезон здесь уже закрыт. Мимо порта Мутон в начале лета идет настоящая миграция яхт из США на север и обратно осенью. В какой то вечер жители Мутона насчитали напротив Картерс Бич, где мы с «Джульеттой» сейчас стоим, сорок шесть яхт. Сейчас сезон уже закончился. Мы его закрываем.
Вечером нашел пару подосиновиков и сварил неплохой грибной суп. Завтра стартовать в США. К обеду встречный ветер начнет заходить к Северо–западу, пора ехать дальше.
27 сентября.
Всю ночь дождь и порывы ветра. «Джульетту» крутит на якоре.
1015, повозившись с якорной цепью (где-то ее между камнями закусило) четверть часа, снялись с якоря.
1040, выходим в море. Ветер уже развернулся к северу, а ночная волна нас сейчас поваляет, никуда не деться. Впереди двухсотмильный переход в американский Роклэнд.
1100, поставил паруса. Временами выглядывает солнце. Ветер Северо-западный два бала.
1140, с правого борта Скала Музыкальная. Ветер почти три бала.
1155, мыс Порт Джули по правому борту. Пока что, у нас комфортный ход. Есть большая встречная волна, но она уже сгладилась и почти не мешает. Ветер до трех балов дует с берега, бакштаг правого галса, идем 7-8 узлов. Все это перемениться, когда мы выйдем из под берега, там, особенно у юго-западного мыса, хорошенько покачает. Хорошо бы пройти это место за темно – сорок миль, за шесть часов.
1220, мыс Малой Надежды (Lesser Hope) по правому борту.
1330, мыс Гермионы.
1530, остров Черного Мыса. Ветер «дышит» ослабевая и усиливаясь от 10 до 17 узлов.
1555, остров Белый.
1710, проходим остров Соболиный мыс. Дальше есть несколько небольших островков, но можно считать, что Новая Шотландия а с ней Канада, для нас осталась позади. Вместе с Канадой заканчивается северный, летний поход… Начинается Америка. До порта-входа Рокленда на побережье США 156 миль Нужно успеть пройти до завтрашних четырех дня, пока работает таможня.
Как только высунули нос за Соболиный мыс, началась хорошая встречная волна, это нам развлечение на пол ночи. Взял рифы на гроте. Ветер до 20 узлов, Попутное течение, Толкотня волн у мыса. Растравил грот, уж очень нас кидает к ветру навстречу волне. Вместе с течением идем 10 узлов. Ветер будет еще усиливаться и к ночи, а потом начнет подскисать и заходить к северу.
1750, въехали в волновую толчею. На вскидку, высота волн до двух с половиной метров, длина, метров десять не больше. На порыве ветра в 23 узла порвалась оплетка шкота генуи, шкот пока держит, но не на долго. Что здесь твориться в «хорошую» погоду, трудно представить.
1910, закат солнца. На востоке встала полная луна. Ветер 18 узлов. Пока, что удается идти курсом 270 градусов, это градусов семьдесят к ветру, круче не хочется, потому, что начнем биться об волну и нет смысла — когда ветер зайдет к северу и ослабнет, вот тогда, подниму весь грот и пойдем к ветру острее. Сейчас до Рокленда 140 миль. Справа виден Тюлений остров, дальше земли до американского побережья нет.
1950, ветер стих до трех балов. Поставил полный грот. Температура воздуха заметно упала, надел на себя «северный» костюм, даже гетры пригодились. Лодка держит пятьдесят пять градусов к ветру. Сейчас ей лучше не мешать, можно лечь и поспать. В море вокруг никого, можно отдохнуть. Хорошая мысль: бутерброд и глоток виски перед сном!
2020, координаты 43*19N 066*13W. Слева по курсу целая флотилия «рыбаков». Таскают свои тралы над Немецкой банкой. Нормально поспать не удастся. Нужно сначала пройти шельф.
2210, разошлись с пассажирским лайнером «Навигатор Семи Морей». Ветер скис до двух балов.
Через час шельф кончился, вместе с ним опустело и море. Только луна горит как огромный прожектор.
28 сентября.
Ночь прошла спокойно. В какой-то момент понял, что на банке около штурвала спать очень неудобно. Спать, это громко сказано, но даже, дремать. Пришла мысль принести из каюты матрас и положить его под козырек над входом. Если закрыть крышку люка, то получается отличное местечко. Видимость круговая (лучше чем в кокпите), ни дождя, ни ветра и главное, можно вытянуться в полный рост. Это место для ночной вахты придумалось в прошлый одиночный переход из французского Сент–Пьера в Новую Шотландию. Но, тогда меня под козырек загнал дождь, а теперь совсем другой поворот…
Часов около четырех пришлось включить мотор. Ветра почти нет.
0754, координаты 43*43N 067*53W. Справа по курсу виден остров, американский. Надо повесить американский гостевой и карантинный флаги.
1130, координаты 43*52N 068*27W. Закончил приборку.
Далее долгий путь вверх по заливу между островов и банок. В заливе, во всех бухтах и на фарватерах сотни буйков ловушек на лобстеров. Местные мореходы мне кажется, не обращают на них внимания. Едут через буйки. Объехать их не возможно.
1540, встал у причала, 210 миль прошли за 29 часов. Через час пришел таможенный офицер, проверил документы и все, я в Америке. Надо бы пойти снять карантинный флаг, да дождь льет не переставая, пусть до завтра повесит.
Закончилось одиночное плавание.Мне понравилось. Особенно не спеша. Двести пятьдесят миль в неделю, это максимум, а лучше двести миль. Но дело не в этом. Когда то я много путешествовал один пешком по Алтаю. Так вот, неделя, вторая и третья проходят, а привычки к одиночеству не появляется. Сколько бы ни был один, все равно по вечерам, когда сидишь у костра — ночные звуки леса заполняют все вокруг и не избавиться от желания увидеть людей. А на яхте другое дело. Твой дом, все время с тобой.