Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Куба

Морские практики

Ильяс Нафиев

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Северное море. Плавание из Голландии в Норвегию. 8-12 октября

Голландия

Перед плаванием в Норвегию я спланировал недельную стоянку и ремонт «Джульетты» в Лелистаде. Помогать мне на лодку приехал Алексей Чиркин. Подняли голубушку из воды, покрасили днище новой необрастайкой, поменеяли якорную цепь на нержавеющую. Вернули двигателю обороты, починили вибасты. «Джульетта» помытая, покрашенная и вообще довольная вниманием к себе ждет спуска в воду, чтобы идти в Норвегию.

DCIM100MEDIADJI_0017.JPG

Осенний переход «Джульетты» в Норвегию задержался. Виной тому стал сильный Северный шторм, который не прекращался более недели. Говорят, всё это остатки урагана, который недавно перетряхнул Америку. Похоже на правду. В Северном море свистит северный ветер до 50 узлов. Хорошо, что мы заложили на это последнее плавание навигации 2017 года 12 дней. Чистого хода из Голландии в Норвегию всего два дня, но вот шторм запер нас здесь. С другой стороны, провести неделю в Голландии не составляет труда. Вокруг много интересных портов, каналов, музеев, лодок. Есть, чем заняться и на что посмотреть.

Закончив красить и ремонтировать «Джульетту», мы пробовали пересечь Фрисландию по внутренним каналам. Не получилось. Пришлось вернуться и ждать погоды в Леммере.

Наконец, 5 октября перешли в Энкхэйзен. Через день погода улучшится и мы сможем стартовать. На борту «Джульетты» экипаж: Артем Кривополенов, Александр Бардеев, Антон Михеев и Евгений Шкаруба.

Пока смотрим город, лодки и музей. Бродили по набережным каналов и вдруг увидели фрегат «Штандарт».

IMG_8400

Идем посмотреть.

IMG_8437

Вот он, красавец.

IMG_8440

Фрегат почти настоящий. Если бы не моторы и еще кое-какие мелочи, не отличить бы его от оригинала. Или он всё-таки построен масштабированным? Смотрится немного игрушечным. Не разобрался в своих ощущениях.

IMG_8443

Дерево работает, гниет и меняется на другое дерево.

IMG_8447

Видимо, эта работа по замену деталей идет постоянно.

IMG_8449

Талреп натяжения штага. Где-то я читал, что на старых парусниках после каждого шторма стоячий такелаж растягивается и нужно его обтягивать.

IMG_8455

Какие-то детали не успели поменять.

IMG_8464
 Работа по поддержанию этой деревянной конструкции не заканчивается ни на минуту.
IMG_8472

Не могу понять, откуда здесь взялся надувной риб, увы. Зачем тогда спать в гамаках и терпеть другие лишения?

IMG_8476

Идем-гуляем дальше. Вот, например, лодка Монтесьера — был когда-то такой знаменитый популяризатор круизного яхтинга. В последний раз мы встречались с этой лодочкой в Ла-Рошели год назад.

IMG_8481

Ой, какая некрасивая алюминиевая лодка!

IMG_8486
6 октября. Морской музей в Энкхэйзене

Пережидаем дождь и ветер в морском музее.

Смотрю на эту работу и узнаю местную волну болотного цвета, очень короткую и крутую. Глубина в заливах 3-5 метров. Всего!

IMG_8545

Модель верфи.

IMG_8559

Хороший, красивый музей.

IMG_8565
IMG_8577
IMG_8598

Восточный кардинальный знак?

IMG_8603

Самые разные плоские парусные колоши. Чего здесь только нет.

IMG_8640
IMG_8644
IMG_8659
IMG_8669
IMG_8674

Раньше, видел такие блоки с горизонтальной поперченной и думал, зачем она. Оказывается это стопорный блок!

IMG_8677
IMG_8691
IMG_8694

Продолжение экспозиции на улице под дождем.

IMG_8707
IMG_8706
Дождь, куда от него деться?
IMG_8712

Ах, вот они откуда, рыбацкие конусы «верхушками вместе».

IMG_8720
IMG_8722
IMG_8736

Сравнительно недавнее наводнение, после которого залив Эйсселмер отгородили от моря большой дамбой.

IMG_8753
IMG_8754
7 октября

Шторм продолжался больше недели, сорвал и унес голландский гостевой флаг.

Перешли в Ден-Увер. В море все еще хозяйничает северный ветер. Завтра он закончится, а мы готовимся стартовать, пододвигаемся ближе к морю.

По соседству стоят лодки. Вот эта алюминиевая замечательно хороша. Даже своим серым цветом.

IMG_8780
8 октября. Переход

северное море

Сегодня выходим в Северное море. В начале будет тихо, но через день у берегов Норвегии ожидается усиление ветра до штормового. Готовимся. Тренируемся ходить по палубе на четвереньках.

IMG_8787
IMG_8797

1340, отошли от понтона марины Ден-Увера.

1420, прошли шлюз.

IMG_8801

Перед нами длинная приливная акватория с глубинами меньше двух метров. Вышли в середине отлива. Через час «Джульетта» здесь уже не пройдет. К этому знанию невозможно привыкнуть.

IMG_8803

1500, поставили грот.

1530, идем по длинному заливу в сторону моря. Пока нет ни волны, ни сильного ветра. Солнечно и не предвещает ничего плохого, но вода уже соленая.

IMG_8815

1550, открыли стаксель. Вместе с отливным течением делаем больше 10 узлов. Правда, пока не в строрну Норвегии.

1600, идем мимо Ден Хелдера.

1650, прошли последний буй. Мы в Северном море.

1655, легли на бэйдевинд правого галса. Получается держать курс 290. Отодвигаемся от Фризских островов, чтобы лечь на нужный нам северный курс.

IMG_8304

1708, проверил отсчет лага от Азорских островов, получилось  2574 мили.

1755, немного настоящего осеннего солнца. Это вовремя, а то я уже не знаю что на себя и пододеть.

1850, пересекаем систему разделения движения которая идет из Ла-Манша в Балтику.

2120, ветер, как и говорил прогноз, скисает. Убрали паруса, завели мотор, легли на курс 005. В сторону норвежского Ставангера. Идем, можно сказать, пробираемся между газовыми платформами, которых здесь полно. Светятся как новогодние ёлки.

9 октября

0200, одеваюсь на ночную вахту как в космос. Белье, теплая водолазка, кофта, еще кофта и десяток штанов разных категорий. Главное, конечно, это — теплые гетры!

Ветра пока нет. Но волна есть. Трясет нас безжалостно.

0230, поставили паруса. Пробуем идти с ветром и мотором.

Оказывается, сегодня почти полнолуние. Светло на небе. Вокруг стоят заброшеные и новые вышки. Как космические спутники земли.

0340, вот и дождик. А я то думаю, почему так тепло?

0415, проходим фронт. Теплые дождики с порывами ветра. Тепло, снял перчатки.

0700, ветер 15 узлов.

0930, который раз мы ставим и убираем паруса за сегодня? Раз пятый, наверное. Ветер то есть до 15 узлов, то нет его.

С востока на запад, наперерез нам, идут рыбаки. Интересно, с рыбой или за рыбой?

1010, большая плавающая буровая установка справа по борту.

Антон готовит завтрак, Саша и Артём спят, я на вахте. По небу плывут зимние сизо-серые облака. Здравствуй, госпожа Зима, мы к тебе надолго.

1115, после завтрака экипаж нужно обязательно чем-то занять. Сегодня придумывать не пришлось. Ликтрос лэзи-бэга снова вылез из ликпаза гика, нужно его завести обратно, пока не начался ветер.

Ветер уже на подходе. А сейчас дуют комфортный 12 узлов с запада. Я бы с с таким и шел дальше.

Вахта прошла, мне пора снять свои сорок одежек и лечь спать.

1400, короткие порывы ветра.

1530, усиление ветра до 19 узлов. Морось. Зарифили грот. Я бы сделал это позже, но тогда придется все время стоять с рулевым.

1600, отдали рифы. Ветер 14 узлов. Чувствую своей головой, как падает давление.

1855, странное дело: пока стоишь наверху, кажется, что лодка летит и ее очень качает, а спустишься вниз — здесь спокойствие и уют. Впрочем, я это давно заметил.

Мы где-то посреди Норвежского моря. Координаты 55*26′ N 004*28’E.

1920, еще одно поле буровых, через которое мы идем. Это хорошо, следующие 60 миль у нас будут удобные орентиры.

1950, больше всего я думаю сейчас о том, успеем ли мы пройти мимо мыса Скогерака до того, как подует северо-западный ветер?

2100, выглянул на улицу. Что-то сильно меня трясет в носовой каюте. Ветер 16 узлов. Скорость «Джульетты» 9 узлов. Неплохо. Идем между небоскребами газовых вышек.

2147, почти уснул и вдруг услышал странные гудки с улицы. Вышел наверх. Саша и Артём бесстрашно рулят мимо разукрашенной огнями конструкции вышек. Кругом темень, космические огни и заунывная сирена туманного горна. Нехорошо. Неуютно.

2235, ветер продолжает играть с нами. Скис до 10 узлов.

2325, не спится.

10 октября

0400, Затишье? Убрали паруса.

0700, несмотря на протесты ночной вахты поставили паруса бабочкой. Ветер, как и обещалось, отошел на юго-запад.

1000, ветер усилился до 18 узлов, тянет «Джульетту» вперед, но волна такая неудобная и странная, подходит сбоку, резко раскачивает, что паруса нет-нет, да и хлопнут.

1120, ветер усилился до 20 узлов. Наполовину зарифили стаксель. Скоро ветер продолжит усиливаться и заходить. Попробуем нести небольшой стаксель в багштаг на ветру с помощью спинакер-гика. На «Frezy Grant» у нас это хорошо получалось.

1200, зарифили грот. Раскачало. Лодка рыскает на руле, норовит привестись.

1240, ветер заходит на западный.

Отвязался рифшкентель шкотового угла. Я его привязывал!

IMG_8832

Легли на багштаг левого галса. Все еще стараемся держаться на 000 градусов.

1412, дельфины приплыли, к удаче.

1600, ветер до 25 узлов. Зарифили стаксель.

IMG_8871

1800, сильная волна с запада. Скоро к нам придет ветер.

1950, что-то мы проскочили. Была очень сильная вона, но без ветра. Волна отступила, видно, ветер был совсем рядом, но не задел нас. Главное, что нет захода на встречный ветер. Grib ошибся? Очень повезло. Впервые со мной такое: где-то совсем рядом прошел сильный ветер — вот его волна и его дыхание — но нас не задел.
IMG_8889
2030, совсем рядом по правомуборту зарево огней Ставангера. Сюда мы уже не успеваем зайти.
11 октября

0005, ветра 15 узлов не хватает, чтобы удержать нас от раскачки и хлопков паруса. Черт знает, что за волна. Убрали паруса за 20 миль до фьордов, идем на моторе.

0153, зашли в фьорд. Не качает!

0400, встали на якорь рядом с портом Копервик. Ветер. Идет снег. Мы дома, на Севере!

1100, снялись с якоря.

1400, пришли в город Хёугессун. Дождь. Отдыхаем.

IMG_8925
Вечером уехал Антон. Навигация близится к завершению.
12 октября

0910, Вышли из Хёугессуна. Ливни и порывистый ветер с запада. Спешим перейти в спокойный фьорд.

IMG_8987

Солнце, иногда показывается солнце.

IMG_9013
IMG_9025

Поморская уха из норвежской трески. Я сегодня дежурный на камбузе. Пришлось звонить в Архангельск для консультации.

IMG_9027

Вечером пришли в Норхеймсун.

13 октября

Конец навигации. «Джульетта» проветривает паруса — готовим лодку к зимовке.

Посмотрел на местную погоду и понял, что надо срочно шить тент от дождя и снега. Попробуем сделать это к ноябрю.

IMG_9038

А пока «Джульетта» осталась отдыхать в укрытом фьорде у причала городка Норхеймсун. Навигация 2017 закончена.

IMG_9117

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Голландия. Стоянка в Леммере.

Черный шар в городской гавани Леммера означает шторм на море. Видимо, природа уже выдала нам все лимиты хорошей погоды на эту осень. Остались только шторма и дожди. Причем, шторма встречные, а дожди — без перерывов.

IMG_8269

Так или иначе, а нам не приходится выбирать. После удачного ремонта и неудачных попыток пройти каналами в центр Фрисландии мы оказались здесь — в небольшом городке с каналом и лодками посреди города, а также хорошим, домашним музеем.

IMG_8101

Эти железные посудины когда-то были рыбацкими судами на местном мелководье, а теперь — почти гоночный монотипный флот.

IMG_8103

Буксирчик. Почти игрушечный.

IMG_8127

Вот этот стоит рядом. Чуть больше размером.

IMG_8131

Обратите внимание, как гордо он несет свой буксирный ромб. Правда, желтого цвета. Не знаю, законно ли это…

IMG_8137

Да, а вот мы в музее Леммера. Домашнем, уютном, о море и лодках.

IMG_8232

Типичная деревянная галоша.

IMG_8168

Блоки.

IMG_8174

IMG_8181

Еще блоки. Вот этот, стопорный с рогами по сторонам, хорош.

IMG_8186

Ручные сверлильные станки. Могут сверлить под прямым углом, а могут — и не под прямым.

IMG_8194

Стенд, посвященный добыче торфа. Интересно.

IMG_8203

Готовый торф возили на специальных баржах, конечно.

IMG_8206

Вот как он выглядел. Так я и не понял, строили из него или им топили печи.

IMG_8210

IMG_8213

Фото с торфозаготовок.

IMG_8217

Рыбаки.

IMG_8226

Интересно, как называются эти дополнительные паруса?

IMG_8228

Городская пристань.

IMG_8235

Голландский пейзаж.

IMG_8238

Ледокольного типа буксир!

IMG_8245

Большие паруса.

IMG_8246

6 октября.

Ветер скис до 30 узлов и мы решили перейти на другую сторону залива, в городок Энхузен. Продолжаем ждать погоды.

IMG_8297

 

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Нормандия, Бельгия, Голландия. Фотографии Алексея и Марии Самошкиных

Сегодня 2 октября. Бродим по каналам Голландии, ждём, когда над Северным морем пронесется очередной осенний шторм и мы сможем двинуться дальше на север, в Норвегию. Целую неделю с Алексеем Чиркиным работали на «Джульетте». Поднялись из воды, покрасили днище, отремонтировали двигатель, рулевое, Вибасто… Даже якорную цепь поменяли и покрыли тик маслом.

Всю прошлую неделю работали на лодке с утра и до вечера. Не было времени разобрать и опубликовать фотографии, любезно предоставленные морскими практиками Алексеем и Машей Самошкиными, с которыми мы тянем морскую лямку не в первый раз — и каждый раз после путешествия с удовольствием разглядываю их снимки. Теперь, когда лодка на воде и на борту новая команда, появилось больше времени — с радостью публикую фото с небольшими комментариями. Полный текст судового журнала плавания вдоль берегов Ла-Манша можно прочитать здесь.

Набережная Сен-Мало. Нам обещают шторм. Но шторма еще нет. По морю бродят отдельные сердитые волны, не представляя особенной угрозы горожанам и нам.

IMG_2104

Половина моря ушла.

IMG_2154

Утро в Шербурге после шторма. Дети выгребают на урок моря.

IMG_2195

Алексей Самошкин.

IMG_2256

Ветренно.

IMG_2261

В море.

IMG_2262

Паруса бабочкой. Одно время мы как-то забыли этот способ нести паруса.

IMG_2271

В этот этап нам очень везло с попутными ветрами.

IMG_2272

Уистреам.

IMG_2277

Пикник — лучший способ познакомиться с местом.

IMG_2309

Северный кардинальный знак.

IMG_2342

Регата в Онфлёре.

IMG_2353

Старая гавань.

IMG_2363

IMG_2443

Белые берега Нормандии.

IMG_2522

«Джульетта» на ходу. Пока это — редкие кадры.

DCIM100MEDIADJI_0099.JPG

DCIM100MEDIADJI_0104.JPG

Маяк в Булони.

DCIM100MEDIADJI_0147.JPG

DCIM100MEDIADJI_0154.JPG

Депп.

IMG_2591

Пикник на немецком блиндаже.

IMG_2637

Каналы Голландии.

IMG_2717

Очередной «гостевой» флаг.

IMG_2725

Мосты подъемные, мосты поворотные.

IMG_2731

Сосед по шлюзу.

IMG_2749

Шлюзование в Амстердам.

DCIM100MEDIADJI_0188.JPG

DCIM100MEDIADJI_0196.JPG

«Джульетта» выходит в канал Амстердама.

DCIM100MEDIADJI_0216.JPG

 

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Нормандия, Бельгия и каналы Голландии. 17-23 сентября

падекале 2017
17 сентября. Гавань Онфлёра

На борту «Джульетты» экипаж: Алексей Самошкин, Мария Квитко, Игорь и Сергей Шевцовы, Евгений Шкаруба.

Лена и Антон сошли в прекрасном Онфлёре. Последнее, что мы успели вчера вечером «пока ещё мы вместе», осмотреть гавань и съесть морской ужин.

1050, вышли из шлюзов Онфлёра. С отливным течением выходим из Сены в море. У берегов Нормандии, там, где Сена впадает в море, мелко. На десяток миль тянуться отмели, через которые пробиты судоходные каналы. Каналы широкие, вполне можно идти под парусами, но ветра сегодня мало.

1200, проходим мимо Гавра, поворачиваем направо, на северо-запад, в сторону Па-де-Кале.

1400, встречное течение. Встали под паруса напротив большого грузового терминала. Встали не только под парус, но и в прямом смысле — почти перестали двигаться относительно земли, хотя скорость относительно воды почти пять узлов. Утешает то, что стоим мы под парусом, а не на моторе.

IMG_7057

1740, течение павернуло на попутное. Наслаждаемся движением.

IMG_7038

Мимо проплывают белые берега Нормандии.

IMG_7059

2310, пришли в Дьепп. Когда Маша вызвала диспетчера порта (лоция сказала, что нужно спрашивать разрешение о входе в порт), ей ответили, что вход в порт свободен и посоветовали: «Не забудте убрать парус». Мы как всегда представились «sailig boat «Julietta»» — вот диспетчер и пошутила над нами. Это хорошо, когда диспетчер шутит. Еще интересное языковое: в лоции не рекомендуют вставать к «голове молотка» понтона, «head hammer» по-английский, имея в виду край понтона, потому что там качает.

Прошли сегодня 60 миль.

18 сентября

Снова солнце. Разглядываем. Это место любили импрессионисты. Сама гавань с тех пор изменилась, но вот собор на противоположном мысу сохранился как на картине Клода Моне.

IMG_7078

Сверху.

DCIM100MEDIADJI_0144.JPG
DCIM100MEDIADJI_0149.JPG

1412, вышли из Дьеппа. Мне нравится этот порт. Вспоминается, как мы были здесь в 2012 году. В памяти остались темные, высокие стены гавани. Такие глубокие и заросшие мхом, как старый колодец. Клепанный поворотный мост, которому лет сто или больше…

IMG_7086

Новое ограждение старого мола.

IMG_7094

1430, поставили паруса.

1720, ветер поднял короткую волну.

Сейчас северо-западный ветер 17 узлов. Мы держим наветреннее курса, чтобы иметь высоту к моменту, когда ветер зайдёт навстречу. Идем с хорошим креном и скоростью относительно воды, но не земли. Снова мы вышли в море на встречное течение. Иначе нужно было бы выходить рано утром без спасительной прогулки по Дьеппу. Или в ночь, а ночью будет встречный ветер. Одним словом, так легли карты — придется пережидать встречное течение под парусами.

Солнце и дождь вперемешку.

IMG_7095

1830, грозы рядом. Огромные мрачные тучи из которых веет зимой.

1920, встречное течение кидает лодку вправо и влево от курса. Кажется, ветер тоже зависит направления водных струй, сложно идти заданым курсом. Выручает картплотер. Какие моряки здесь практиковали раньше, без нынешних планшетов!

Продолжаем карабкаться на север, набирать высоту.

2110, «Пора бы ему уже и развернуться!», — из разговоров о течении.

2200, оно повернуло. До Булони осталось 9 миль, а весь путь составил около 50 миль.

Пришли в большой порт Булони и встали в самом конце гавани, рядом с парусными лодками, рыбаками и нечистоплотными чайками.

19 сентября

Сегодня решили устроить разгрузочный день — соскочить с порочной практики стоять против течения и шарахаться потом по незнакомым маринам в темноте. Погуляем сегодня по Булони, отдохнем, а завтра стартуем с началом попутного течения. Оно начнётся ближе к 12 дня.

Ездили в местечко Экиан-Плаж. Там в тридцатых годах прошлого века люди от бедности, или от лени, решили использовать лодки как крыши домов. На старых фотографиях эти домишки смотрятся очень живописно. Но в действительности всё оказалось немного не так. Стоят девять домов под лодками. Одинаково  чёрно-белые, с дурацкими стульями за забором. И главное — вокруг полно дешевых, невзрачных домов. Такой всеобщий, угнетающий эконом-класс.

IMG_7130

Выручили фотографии сверху. Птицы имеют возможность видеть это место по-другому.

DCIM100MEDIADJI_0045.JPG
DCIM100MEDIADJI_0039.JPG
DCIM100MEDIADJI_0019.JPG

20 сентября

В порту, где мы стоим, есть доисторические понтоны. Лодочками. Такие делали до появления современных пластиковых, бетонных и нержавеющих прямоугольных.

IMG_7146

Перед выходом в море успел увидеть Мадонну с младенцев в лодке в кафедральном соборе старого города.

IMG_7167

Вчера у нас под боком выступал цирк — кричащее заведение, где мучают животных.

IMG_7185

1105, отошли от причала Булони.

IMG_7189

1120, встали под паруса, выходим из гавани. Попутное течение подхватило лодку еще на выходе, еле увернулись от столкновения с молом.

1230, проходим мыс Гриз-Нес. Попутное течение добавляет 4 узла. Вместе с парусным ходом получается больше десяти узлов.

1250, стаксель бабочкой на спинакер-гик. Отличная комбинация на курсе фордэвинд.

1420, прошли Кале. Ох, мне это местечко! Вспоминаю нашу эпопею с отваливающимся рулём на волне и на ветру, напротив банок Кале.

1530, пороходим порт Гравелинас. Течение еще с нами, но уже слабее, вокруг полно контейнеровозов, газовозов и паромов. Крутятся, вертятся, снуют туда-сюда.

1730, вышли из Франции в Бельгию.

1900, пришли в Ньюпорт. Пробежали с течением на пару 60 миль.

IMG_7218
21 сентября

Утро ушло на небольшой ремонт, замену газа. Кто-то успел погулять, кто-то ничего не успел.

1111, вышли из Ньюпорта.

На выходе из канала подьехал лоцман и попросил идти курсом  290 градусов 4 мили. Потом можно ложиться на курс вдоль берега. Видимо, учения.

1125, поставили паруса. Хороший ветер с берега.

1500, несёмся с течением. Денек сегодня ветреный и солнечный.

1520, проходим последний порт Бельгии — Остэнэ. Короткая страна. Даже флаг не успели поднять.

1600, поменяли Бельгию на Голландию.

Решили попробовать пройти в Амстердам каналами. Есть здесь такая дорожка для яхт. В Голландии очень много каналов, большая часть из них с ограничением по высоте. Проблема в неразводных мостах. Поэтому и баржи, и лодки, и все у них низенькое. Но одну дорожку, которая так и называется — «Стенд Маст Рут» (с неубранными мачтами) — оставили для нас. Попытаемся найти её. Штурманы, Маша и Лёша, вооружились лоциями и пытаются разобраться в этом клубке лабиринтов.

1751, прошли первый шлюз Влиссингейн. Теперь мы не в море. Чудно.

IMG_7251

1842, пошли с зеленой волной подъема мостов. Как было написано на бегущий строке у шлюза, волна начинается в 1742.

IMG_7271

Дальше нужно следовать по каналу со скоростью 5 узлов. Пробуем.

1905, sport. Так было написано пройденном мосту. Не пойму, что это значит… Поворотный?

Пропустили вперед лысого джентельмена с молодой спутницей. Джентельмен не может сидеть спокойно, елозит взад и вперед. Пусть идет перед нами.

1930, Миделбург, середина полуострова, который мы сегодня проходим. Темнеет, идем посреди красно-зеленой дорожки фарватера.

2100, частица «О боже мой». Мимо пролетел яркий метеорит и Сергей его так определил.

2150, встали к внешнему понтону марины Волфхарстьюг. Электрические розетки на замках. Да нам и не надо. Очень утомительный день сегодня.

22 сентября

0815, отшвартовались от ночного понтона. Идем к мосту, который нужно пройти и выйти в залив. Штурмана показывают мне, куда идти. Я, честно говоря, не пытаюсь вникать. Как будто сегодняшняя наша цель — Роттердам.

IMG_7280

0900, прошли шлюз.

1123, идем по плоским заливам приплюснутой Голландии. Нерпа в канале нам навстречу, разошлись.

IMG_7336

1125, дельфин.

1338, долго проходили большой коммерческий шлюз. В маленький мы не влезли.

IMG_7285

1615, вышли снова в море. До следующего канала 8 миль.

IMG_7294

1730, день мимо идущих барж. Сколько сегодня прошло мимо нас.

IMG_7350
IMG_7311

1900, течение два узла навстречу. Идем в сторону моря. Сдались. Решили идти в Амстердам морем. По каналам нам не успеть. Слишком много шлюзов и мостов. На каждый мост нужно время. Но пройти можно. Маша нашла дорожку.

IMG_7352

Приняли это спасительное решение, повернули в сторону моря. Туда еще 20 миль, потом до Амстердама 40 миль, но это кажется нам легче, чем петлять внутри каналов.

IMG_7367

2200, были остановлены Роттердамским порт-авторити, пришвартованы, допрошены и отпущены. Пока я спустился перекусить, морские практики умудрились срезать угол поворота фарватера, выйти на встречную полосу движения. В темноте, в последний момент, увидели идущую навстречу баржу. К этому времени баржа во всю отрабатывала задним ходом, чтобы не врезаться в нас. Представляю, что думал о нас капитан этой баржи. Он, вероятно, и позвонил в лоцманскую службу и пожаловался на шальную яхту в канале. Обо всех коллизиях я не знал, пока нас не остановили. Только расширенные зрачки моих спутников, увиденные наверху, когда я поднялся отужинав, насторожили.

Меня эти каналы вымотали окончателтно. Скорее в море, лечь и поспать.

23 сентября

0530, пришли в Seaport Marina на входе в Амстердамский канал. Свалились спать.

1100, идем в Амстердам. Отошли от понтона, заправились, прошли шлюз.

IMG_7380

1320, пришли в марину Амстердам. Плавание закончено.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Морские интерьеры церквьи Нотр-Дам-де-Грас в Онфлёре. 17 сентября

Старая церковь над Онфлёром. Почему-то в путеводителях о ней сказано совсем не много. И говорится, в основном, об этой церкви в связи с тем, что её писал Клод Моне.

IMG_6947

И не слова о том, что у неё внутри… А здесь — корабли плывут под небесами.

IMG_6964

IMG_6950

Модели самых разных конструкций и эпох. На полках картины с изображениями тех, за кого просят и благодарят.

IMG_6961

Настоящая морская дарохранительница.

IMG_6989

IMG_7002

Никогда такого не встречал.

IMG_6955

IMG_6971

IMG_6975

IMG_6984

Картограф тоже под присмотром.

IMG_6980

Все времена.

IMG_7009

Рыбацкий траулер готов пришвартоваться — кранцы развесил.

IMG_6993

Такой подарок в конце дня отдыха.

IMG_7018

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Старая гавань Онфлёра. Сверху, снаружи и немного изнутри. 17 сентября

Онфлер — это портовый город, находящийся в устье Сены. Отсюда когда-то начиналось нормандское вторжение. Здесь успешно торговали и воевали. Пересказывать долгую историю этого места нет смысла. Скажу только, что в  XIX веке Онфлёр полюбили импрессионисты. Это и понятно. Здесь достаточно просто бродить и глазеть по сторонам.

DCIM100MEDIADJI_0083.JPG

Сейчас гавань Онфлёра — это порт для яхт и маленьких катеров.

DCIM100MEDIADJI_0110.JPG

IMG_6679

Конечно, есть старые суда.

IMG_6945

В этой церкви расположился небольшой морской музей.

IMG_6938

IMG_6929

В музее большая коллекция предметов творчества моряков, которым нужно было скоротать время в долгих океанских переходах. Вот как перевел музейный текст автопереводчик, мне не хочется его править:

«Во время длительных путешествий, длившихся несколько недель, будь то на торговых судах или черепах, скука — главный противник борьбы. Три вида деятельности позволяют матросу убивать время, рассказывать истории, которые часто замечательны, практиковать отдельные игры, такие как кости или домино, для создания небольших объектов (деятельность, которая особенно подходит для самых опытных и молчаливых). Производство этого небольшого морского судна включает в себя в основном небольшие модели диорамы и бутилированные лодки. Маленькие модели — это отборочные задания моряков на малые модели лодок, которые они построили на борту с грубыми материалами. Кусок дерева, нож, скребок, несколько гвоздей, рыбный клей, китовый костяк, позволили им сделать миниатюрные репродукции лодки своими толстыми толстыми пальцами. Часто тот, на котором они были отправлены, служил моделью. Диорамы имеют небольшие модели на скульптурном гипсовом стенде, представляющем их знакомую вселенную, атмосферу морского пейзажа. Они часто производятся по возвращении в течение периода отдыха. Техника бутилированных лодок была разработана около 1890 года, когда появилось выдувное стекло. Он состоит в том, чтобы ввести в бутылку небольшую модель, из которой различные элементы складываются на корпусе в виде длинной сигары, прежде чем размещать их внутри с помощью струны. Эти действия раскрывают не только великую ручную ловкость своих авторов, но и их реальную художественную чувствительность. Маленькие морские объекты являются подлинным выражением настоящего народного искусства. Собранные матросами в их домах или подаренные их близким, они обеспечивали свое символическое присутствие в течение их длительных периодов отсутствия».

IMG_6804

IMG_6915

IMG_6892

IMG_6890

IMG_6850

IMG_6832

После тесной и шумной гавани приятно породить по окрестным причалам.

IMG_6798

Много портовых приспособлений. Они уже не рабочие. Но скульптуры.

IMG_6796

Совсем рядом с «Джульеттой» на набережных стоят такие причудливые кнехты с рогами.

IMG_6719

Первый раз такие встречаю.

IMG_6671

И вот еще небольшая, аккуратная шхуна. Отлично вооружена. Залюбуешься ее веревкам и палубным оборудованием. Правда, покрашена в дурацкий белый цвет. Все от корпуса до последнего блока.

IMG_6775

Зато хозяйство боцмана в полном порядке.

IMG_6778

К концу дня погода окончательно разгулялась. Солнце и кучерявые облака на небе.

IMG_6755

IMG_6722

Фотография на набережной. Обратите внимание, как завернута нижняя шкаторина грота. Чтобы не слишком парусил и не мешал разбирать улов на палубе.

IMG_6692

«Джульетту» в старую гавань не пустили, туда впускают лодки до 14 метров. Но в нашем распоряжении был гостевой понтон. Может, это и к лучшему. В гавани шумно.

DCIM100MEDIADJI_0122.JPG

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Плавание вдоль берегов Нормандии. 11-16 сентября. Шторм

11 сентября. Сен-Мало. Марина Вобан

ла манш 2017

На борту «Джульетты» экипаж: Антон Навой, Елена Ершова, Алексей Самошкин, Мария Квитко, Игорь и Сергей Шевцовы, Евгений Шкаруба.

Впереди плавание вдоль берегов Нормандии. Завтра подует сильный западный ветер — мы собираемся хорошенько подъехать на нём, а сегодня гуляем по Сен-Мало.

Башня Солидор. Сейчас в этой башне находится небольшой музей кейп-хорнеров, парусных судов, их капитанов и экипажей, тех, кто в начале двадцатого века регулярно совершал рейсы из Франции в Чили. Это был одновременно и расцвет, и закат коммерческого парусного флота. Пароходы наступали на пятки, но большие стальные парусники, вооруженные фрегатами, еще держали марку, регулярно ходили через мыс Горн на запад и на восток, возили грузы с западного побережья Южной Америки.

IMG_6238

Капитаны кейп-хорнеры.

IMG_6273

Экипажи.

IMG_6276

В музее много экспонатов матросских поделок: небольшие диорамы, бутылочные модели — творчество моряков, свободных от вахты.

IMG_6244

IMG_6252

IMG_6251

Рабочая карта.

IMG_6280

Вид с башни на малой воде.

IMG_6282

12 сентября

1104, ворота гавани Сен-Мало открылись, мы зашли внутрь шлюза. Опустимся на пару метров вниз, заправимся в соседней марине топливом и пойдем в Шербург, до него 60 миль, к ночи будем в Нормандии.

IMG_6309

1150, выходим в море после заправки. Почему-то вспомнилось, как одна девушка приезжала к нам на Кубу: провожая дочку в море, мама, наслышенная о перебоях с продуктами на Острове Свободы, положила ей в вещи плитки гемоглобина, чтобы девочка могла подкрепиться в дороге. Но продуктов хватало, а гемоглобин выкладывать на стол было не удобно. Поэтому пришлось его есть тихонько на баке, в одиночестве, на жарком солнце. Почему это вспомнилось сейчас — не знаю.

Часов с десяти вечера у мыса Аг нам прилетит юго-западный ветер, силой до 45 узлов. Надеюсь, мы всё правильно рассчитали и к этому времени течение повернёт на попутное. Иначе… Что там будет, когда столкнётся штормовая волна и противное течение, скоростью 5 узлов?

1240, прошли фарватером, поставили паруса. Сначала зарифленые, потом расхрабрились и открыли полные. Ветер 20 узлов, полный галфвинд левого галса. Ждем усиления. А пока солнце светит и ничего не предвещает. Несемся вперед.

1430, летим по ветру и волне 8-9 узлов несмотря на то, что встречное течение набирает силу. Тормозит нас на узелок. Глубина в заливе смешная, всего 30-20-10-5 и меньше метров. Кругом рифы, между которыми мы петляем, как зайцы. Стараемся уйти от погони, юго запад уже закрыт мокрыми серыми тучами. Идет штормовой фронт.

1520, штормовые предупреждения по радио каждые 15 минут. Голоса у дикторов как у артистов. Ничего драматического не говорят, а мурашки по коже.

1548, «Уважаемый клиент, добро пожаловать в Великобританию» — Алексей эсэмэску получил. Проходим остров Джерси по левому борту. Жаль, сюда теперь без английских виз никак нельзя. А я только Гюго прочитал, «Труженики моря».

1830, очередное штормовое предупреждение на 8 узлов. До мыса Аг, который будет самым сложным и за которым мы укроемся, еще 20 миль.

1850, встречное течение три узла. По нашим расчетам оно повернет на попутное в восемь вечера. Снова предупреждение о шторме. Пока дует 22 узла.

1930, убрали грот. Ветер до 31 узла. Взяли немного мористее, чтобы отодвинуться от наветренного берега. До мыса 17 миль. Только сейчас сообразил, что если ветер усилится, но не повернет, а будет дуть на берег, — мы здесь такие с лоскутком стакселя при ветре 45 узлов.

1950, зарифили стаксель, ветер 36 узлов. Идем относительно воды 8 узлов. Истинная скорость 5 узлов.

2010, ветер 38 узлов на порывах. Зарифили стаксель еще. Оставили метр. Надели спасжилеты. Мы сейчас под ветром островов Джерси, Гернси и прочих поменьше, но волна уже два метра.

2100, ветер на порывах 42 узла. Течение все еще встречное, задирает волну. Гребнем накрыло кокпит. Вылилось на нас ванна воды и долго гуляла по кокпиту, пока не утекла через шпигаты. Обновил сапожки, которые Ваня Шинкаркин мне нашёл в Москве.

2130, как будто немного разгладилась, значит, течение поворачивает на попутное. Прибавили узел истинной скорости.

2140, 45 узлов ветерок.

2210, течение становится попутным. До мыса пять миль.

2230, по-моему, волны 3 метра, не меньше. Темень, ничего не видать. Огромные гребни волн смутно белеют в темноте.

Ничего не видно, кроме приборов и маяка на мысу. Как рулевые справляются — не понимаю.

2250, огибаем мыс Аг. Скрутили поворот, легли на правый галс, наконец-то. Скорость 12 узлов.

2330,  спрятались от волны за мысом.

13 сентября

0100, пришли к гостевому, непонятному понтону в марине порта Шербург. Понтон обозначен как гостевой, но почему-то без электричества, воды и не соединён с землей. Швартовались в ветер 40 узлов, в дождь. Капли бъют по глазам, если смотришь против ветра. Встали. Потеряли круглый кранец, пока готовились к швартовке. Обнаружил, что слегка свернули стол в кают-компании.

0230, воспоминание о шторме: как будто к акулам в клетке ныряли. Вовремя спрятались от волны. Вот, что значит, предсказуемый прогноз.

Утром никуда не пошли. Остались в Шербурге. Только перешли к нормальному понтону. В Вааст, куда мы собирались зайти после Шербурга, нас не пускают, говорят, что там что-то красят и уровень воды в приливной марине вместо 2.5 метра всего 2.2 метра. Нам этого не хватит. Решили сегодня отдохнуть, и идти завтра уже подальше.

Напротив офиса марины пришвартованы знаменитые «Пен Дюк» Эрика Табарли. Мы насчитали четыре. Третьего не хватает. Погиб Эрик, но дело его живет во Франции.

IMG_6346

Утренняя картинка: у детей урок физкультуры, точнее — моря.

IMG_6328

Третий класс.

IMG_6332

Напротив марины Шербурга находится большой морской музей.

IMG_6397

Французская атомная лодка.

IMG_6400

Пусть эта лодка одна из первых, но очень смахивает на питерскую котельную. Обязательно возьмите распечатку текста на русском, если загляните сюда. Смешной перевод.

IMG_6404
IMG_6409

Главное впечатление, которое поймал, — убого у них в подлодке. Помню, как покойный Саша Баженов показывал живопись своего папы. Живопись была вытянутой формы, с березками, закатанная полимером и предназначенная для интерьерьеров наших подводных лодок.

IMG_6420

Экспозиция «Титаника», в отличии от лодки (настоящая, можно все потрогать), — почти полностью визуальная. Только морской музей, откуда отправлялся в последнее плавание «Титаник», настоящий. Но это не мешает погрузиться в атмосферу трагедии.

IMG_6429

Лодка-луна.

IMG_6433

Кнехт.

IMG_6438

Старые лодки в гавани.

IMG_6384

14 сентября

Утром мимо нас прошла еще одна колонна школьников. Уроки моря.

IMG_6477

1038, вышли из Шербурга.

Ветер 30 узлов. Увидели бригантину под половиной парусов и открыли стаксель на полную. Вспомнились дети на оптимистах, которые выходили в аванпорт сегодня утром на занятия.

IMG_6501

1115, волна тычет «Джульетте» в брюхо, никак не может успокоиться. Разволновавшаяся волна.

1203, прилетал вертолет. Здоровый. Завис у нас над головой, повисел так — и улетел. Послушали 16 канал — никто не вызывает.

1220, сделали поворот через фордевинд напротив мыса Гэтвиль.

1650, прибавили грот бабочкой. «Джульетта», как пришпоренная лошадь, помчалась галопом. Скорость 11 узлов. Ветер 25 узлов.

IMG_6504

1830, встали к гостевому понтону городка Уистреам. Порт приливный, ждем, когда откроют ворота шлюзов. Прошли сегодня 50 миль.

IMG_6508

2000, прошли шлюзы и встали в тихой, спокойной марине. Дожди один за другим.

Напротив «Джульетты» — некрупная гафельная шхуна.

 IMG_6558

Раньше я думал, что у нас на севере самые широкие,  развалистые лодки с высоким бортом. А теперь вижу, что здесь, у французского побережья, лодки еще более мореходные. Правда, парусов у них значительно больше.

IMG_6562

IMG_6566

IMG_6571

IMG_6574

IMG_6581

Добротная крестьянская лодка.
15 сентября

Утро. Шлюзовые камеры Уистреама. Ворота открываются за два часа до полной воды. Слева, сразу за шлюзами, удобная марина. Правда, так и не разобрались, как принять душ горячей водой.

DCIM100MEDIADJI_0031.JPG

Осушка.

DCIM100MEDIADJI_0040.JPG

Гуляли и по городу, и по дождливому и ветреному пляжу, пока не нашли солнечный уголок, чтобы устроить небольшой пикник.

IMG_6614

Свежие сардины очень напоминают селедку.

IMG_6609

1915, прошли шлюзы. Идем в Гавр, это совсем рядом, немногим больше 25 миль. Мы хотели сразу идти в Онфлёр, но там тоже приливная марина. С одной водой выйти из Уистреама и прийти в Онфлёр не получится.

IMG_6619

2000, поставили паруса, бабочка.

2300 пришли в Гавр. Ночной порт, темный порт, никого вокруг.

16 сентября

0530, вышли из Гавра. Идем к утреннему открытию ворот Онфлера. Старый город-гавань совсем рядом с Гавром в устье Сены. Здесь викинги высаживались во Франции, поднимались по Сене к Парижу и осаждали его. Отсюда пошло название Нормандия.

0830, прешли в порт Онфлёр. Встали в шлюзе.

IMG_6639

Прошли шлюзы, нашли около гостевого причала целый ворох разнокалиберных лодок. Стоят лагом по пять-шесть штук. Регата. Встали рядом.

IMG_6655

Говорят, Онфлер очень красивый город. Немного отдохнём и отправимся его смотреть.

IMG_6664

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Новый Год в Новой Зеландии! Путешествие и обучение управления яхтой в Стране киви

Друзья, приглашаем вас встретить Новогодние праздники в мировом центре яхтинга — Новой Зеландии.

НЗ НГ

Плавание пройдет вдоль красивого, изрезанного защищенными бухтами, подветренного берега Северного острова. Сюда каждую неделю прилетает с Тасманового моря хороший шторм. В океане шторм и волна, а в бухтах — спокойные якорные стоянки. Это сочетание защищенных бухт и открытого, полного ветра и волн моря, делает побережье Новой Зеландии настоящей Меккой парусников всего мира.

4 — 10 января

Начало и конец плавания в Окленде. Это учебное плавание. Мы будем много швартоваться, работать с парусами, вставать на якорь. Кроме этого, мы конечно успеем посмотреть прекрасную Новую Зеландию.

В нашем распоряжении буде 33 футовая Бавария. Лодка маленькая, но отлично подходит для маневров и учебы. Расстояние 200 — 250 миль. Продолжительность 7 дней. Стоимость 1500 евро. Курсантов на борту не более трёх человек.

11 — 19 января

Начало и окончание плавания в Окленде.

Расстояние 250-350 миль. Продолжительность 10 дней. Стоимость 2100 евро.

Для справки: билет в Новую Зеландию в обе стороны стоит 80-100 тыс руб, виза стоит 7750 рублей, оформляется не сложнее Шенгена. Дипломы оплачиваются отдельно.

Морскую программу мы берем на себя, но для полноты картины советуем спланировать поездку в Новую Зеландию так, чтобы часть времени побыть и посмотреть острова самостоятельно. Например, можно съездить на Южный остров. Новая Зеландия — это удивительная, очень необычная страна.

Несколько фотографий и ссылок из наших новозеландских плаваний 2014 года.

Лодки, завоевавшие для Новой Зеландии Кубок Америки.

Оклендская регата. Бодающияся буксироы.

На лесной дороге неожиданно для себя встретили валаби. Сначала отказывались верить: ведь мы уже в Новой Зеландии, здесь нет кенгуру! Потом выяснилось, что когда-то владелец острова завез сюда из Австралии пять видов кенгуру. Потом, когда на родине один из видов исчез, часть сумчатых мигрантов вернулась в Австралию для восстановления популяции.

Поймали небольшую, полтора метра, акулу. Подтащили ее к транцу лодки. Задумались: что делать дальше?

Стоянка в Вангарее где полно самых разных лодокСлавный, уютный, уверенный, полосатокрыший тримаран с парусным тузиком.

Раскаченное море.

Шхуна «Rat Bag»,»Крысиная сумка» или, в переводе с новозеландского английского, «Прохиндей».

В гостях к Лин и Ларри Парди.

Те самые «ферны».

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Круизное судно для двоих - мотосейлер Аврора в марине Вобан Сен-Мало

Недавно в Сен-Мало на соседнем причале увидел этот мотосейлер — воплощение мечты круизёра, которых хочет путешествовать по миру в своём уютном доме и на своем диване.

Стальной кэтч «Аврора», длина 14 метров, ширина 6 метров, под бельгийским флагом, видимо, самодельный.

IMG_6163

Первое, что привлекло к себе внимание, — удачный размер и форма рубки. В правильном месте, не загромождающая палубу и вместительная.

IMG_6159

Корпус сварен из стали, просто и добротно, чисто покрашен. Когда вижу такую работу, сразу хочется взять и построить что-нибуть такое же самому.

IMG_6171

На лодке два поста управления. Один внутри, впереди салона, второй на улице.

Полноценное парусное вооружение. Часто на мотосёйлерах ставят какие-то жалкие прутики вместо мачт. Неудобно на них смотреть, а здесь нормальные алюминиевые мачты и добротный стоячий такелаж. Идея кэча — разнести площадь парусности по двум мачтам — решена отлично.

При наличии большой рубки на палубе осталось еще достаточно места, чтобы и работать с парусами, и просто отдыхать.

IMG_6174

Немного смущает этот самодельный якорь и несъёмный бушприт, за длину которого владелец лодки постоянно переплачивает в маринах.

IMG_6177

Не удалось побывать внутри, думаю там просторно, уютно. Есть печка, могла бы быть и баня, диван, старенький телевизор, стиральная машина, ковер на стенке и много книжек. Мечта путешественника. Крепкий, надежный и неприхотливый Ковчег спасения на двоих.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Плавание вдоль Бретонского побережья из Дуарнене в Сен-Мало. 1-9 сентября

1 сентября. Порт Рю. Франция

Бритонь 2017

 

На борту «Джульетты» команда морских практиков: Дмитрий Пановицин, Дмитрий Замятин, Василий и Ирина Будрины, Евгений Шкаруба. Впереди плавание по приливной акватории Французской Бретани. То, что мы во Франции, я могу определить с закрытыми глазами, как только открывается холодильник. Никак не могу привыкнуть к этому сырному амбре.

Утром гуляли по марине, разглядывали лодки в морском музее Дуарнене. Дождались прилива, уровень воды поднялся до необходимого уровня, чтобы ворота порта Рю открылись и мы перешли во внешнюю гавань. 

1500, вышли в бухту Дуарнене. Ветер северный до 15 узлов. Встали под паруса, лавируемся в сторону Брестского залива. Встречный ветер не успевает разогнать волну в бухте. Лавируемся. Солнце, ветер и много красивых лодок вокруг.

1630, комфортно идем правымс галсом. Ветер с берега, поэтому пока нет волны. Солнце и ветер.

IMG_5530

IMG_5534

1700, лавируемся вокруг мыса Кап-де-Ла-Шервер. Попутное течение подняло крутую волну. Ветренно.

1725, сижу внутри. Делаю запись о Бискайском заливе. Наверху крутят повороты, слышатся команды и объяснения стареньких морских практиков — новеньким. Не высовываю носа.

1950, пришли в Камаре-сюр-Мер. Уютный, отлично защещённый порт в самом начале Брестского залива. Здесь всегда есть места у гостевого причала марины, крохотная карманная крепость, морская церковь и главное — в последние наши сюда визиты мы разведали отличные места для пикников.

DCIM100MEDIADJI_0014.JPG

Бретонский гафельный йол.

DCIM100MEDIADJI_0021.JPG

Люгерный кэтч.

IMG_5591

2 сентября

Утром устроили пикник на дальнем пляже. С грилем и купанием. А перед пикником долго и радостно рылись в морском магазине, искали одежку.

Ветер будет только вечером и попутное приливное течение будет ночью, поэтому решили стартовать в конце дня. Путешествуя вдоль берегов Ла-Манша обязательно нужно идти с попутными приливными течениями.

1820, вышли из Камаре. Скоро подует попутный юго-западный ветерок, подхватит нас и занесет в Английский Канал, или просто Канал, как здесь говорят, пролив между Францией и Англией. Попутное течение в Канале начнется с приливом, около 2200 часов, но мы решили не ждать его. Немножко постоим против течения с попутным ветром, посмотрим на берег Франции при дневном свете. А как стемнеет, течение повернёт — и мы поедем.

1840, поставили паруса.

1920, выходим из Брестского залива. Отливное течение помогает нам, но как только мы повернем за мыс Сен-Матье, отливное течение станет для нас встречным.

2030, поставили паруса бабочкой. Медленно, чинно ступаем в канале с попутным ветром против течения 2 узла. Тащимся. Без волны и без стрессов.

2140, присекаю попытки включить автопилот. Среди рифов и течений при наличии пяти человек на борту — это непозволительная раслабуха. «У семи рулевых на автопилоте — дитя без глазу», кажется, так говорят.

2210, легли на правый галс. Море спокойное. Течение в канале поворачивает на попутное.

2350, поворачиваем в Ла-Манш. Вместе с попутным течением идем с скоростью 9 узлов.

3 сентебря

0125, пришли в марину Абер-Врач. Встали у внешнего понтона. Подключили электричество. Снова дома, в смысле — мы стоим у понтона марины.

Утро. Любуемся отливом. Вид обнаженного морского дна, обнаженного днища не устает цеплять глаз. Есть в этом что-то от обратной стороны луны.

IMG_5606

Вдруг обнаружилось, что мы забыли вчера папку с документами в офисе порта Камаре.

1200, с остатками вчерашнего короткого шторма выходим в море.

В прошлом году мы уже видели эту шхуну. На этой же бочке. Интересно, такие лодки-дома выходят в море? И зачем?

IMG_5611

1230, поставили паруса. Ветер 20 узлов на порывах.

1300, вышли из залива Абер-Врач, сделали поворот через фордевинд. Легли на правый галс, идем курсом на следущий западный кардинальный знак.

1320, морось, плохая видимость. Попутное течение и ветер разгоняют «Джульетту» до 10 узлов.

1500, убрали грот. Слишком быстро бежим. Сегодня мы идем в луковый город Роскоф. Самый короткий путь в этот порт лежит через пролив между материком и островом Иль-де-Ба, который обсыхает на малой воде. На карте обозначены высоты (!) вместо глубин. Пролив можно проходить в полную воду. Мы сейчас немного обгоняем график. Полная вода около пяти вечера.

1630, прошли пролив. Уф. Всегда «мокрая» спина после таких практик.

1650, пришли в Роскоф.

 4 сентября

Чтобы забрать документы из Камаре, решили взять машину и прокатиться через эту часть Бретани все вместе. Покатаемся, устроим пикничёк на берегу, еще раз поздороваемся с Камаре.

Вот он. Вид порта из города.

IMG_5663

Забрали документы в офисе порта и поехали на берег моря. Сегодня здесь сильный приливный накат.

DCIM100MEDIADJI_0032.JPG

Что может быть лучше для моряка, чем звуки бушующей волны разбивающейся о берег? С бутылкой вина или пива в руке…

IMG_5696

Вечером вернулись в Роскоф.

5 сентября

Ожидая попутного течения, утром гуляли по Роскофу. В старой обсыхающей гавани лодки стоят на грунте — как вышедшие из воды рыбы.

IMG_5728

Кто-то прислонился к бетонной стенке в ожидании возвращения моря.

IMG_5762

Эта лодочка напоминает футболиста с занесенной перед ударом по мячу ногой.

IMG_5791

Море волнуется — раз, море волнуется — два… Морская фигура замерла, а моря в это время убежало.

IMG_5812

IMG_5814

1430, вышли из Роскофа. Ветер до 27 узлов, попутный. Поставили зарифленый грот. С приливным течением идем за Восток.

1550, ветер 31 узел. Угораздило нас поставить грот. Нам еще 10 миль до того момента, когда спрячемся от неприятной короткой волны. Город Трегье находится в длинном заливе. Амплитуда приливов здесь достигает 11 метров. На малой воде есть мелкие места, поэтому лучше заходить с полводы.

IMG_5833

IMG_5846

В вечерних сумереках пришли в марину Трегье. Отдыхаем «за пазухой».

DCIM100MEDIADJI_0093.JPG

6 сентября

Трегье. В городе сельская ярмарка. Продают овощи, фрукты, сыр… Все, что угодно. И вот, пожалуйста, — пушистые курицы. Из таких шубы на куринном меху шить можно! Надо их в Сибирь поставлять.

IMG_5855

В главном городском соборе, там, где хранятся пожертвования и дары прихожан, есть несколько моделей судов. Вотивные суда, как они правильно называются.

IMG_5870

На площади рядом собором продолжает радоваться жизни базар. Судя по помидорам — сейчас осень.

IMG_5909

Пикник на мосту. Продолжаем дегустировать бретонские сидр + сыры + багет.

IMG_5923

Пока гуляли, вода ушла.

IMG_5924

1610, вышли из Трегье. Выходим из залива на третьем часе прилива, против течения, чтобы с этой же водой входить в соседний залив Лезардрьё.

1730, вышли в море и встали под паруса. Ветер до 25 узлов. Лавируемся в море.

1800, сели на попутное течение в заливе Лезардьё скоростью до 5 узлов. Летим.

2000, пришли в Лезардрьё.

Марина разделена на внутренюю приливную и внешнюю. Нам можно стоять у гостевого причала внешней марины в любое время. Очень удобно, заходить сюда можно смело в любой момент прилива.

7 сентября

DCIM100MEDIADJI_0115.JPG

Так во время отлива выглядит внутренняя приливная марина. Ниже этой отметки вода в бассейне уже не уйдет.

DCIM100MEDIADJI_0103.JPG

Когда вода прибудет и скроет стенку, вход укажут красные и зеленые вешки. А глубина на входе будет отражена на специальном табло справа.

DCIM100MEDIADJI_0107.JPG

Вот так эта конструкция выглядит в полводы.

IMG_5929

Лодка стоит «надолго» на двух палочках и двух бочках.

IMG_5936

«Джульетта» у гостевого причала.

DCIM100MEDIADJI_0125.JPG

1600 на первом часе прилива отходим от понтона, выходим в залив.

1720, прошли залив Лезардьё и свернули направо, на боковой фарватер, который срезает мыс и между рифами и ведет нас в большую акваторию залива Сен-Мало. Поставили паруса.

1800, несемся свою заветную десяточку узлов.

2000, ливень, ветер, пришли в марину Сен-Ке-Портриё.

IMG_5985

В вечерних сумерках гуляли по брошенному туристами городу. За весь вечер почти ни одного туриста. А город хорош, почти Ялта.

8 сентября
Никак не могу привыкнуть к отливам и лежащим на дне судам. Море ушло. Апокалипсическая картина Мира без воды.

IMG_6002

IMG_6034

И в марине воды уже осталось чуть-чуть.

IMG_6036

Звонили в следующий порт Сен-Каст. Мы можем придти туда в любое время, в любом настроении.

1430, вышли из марины Сен-Ке-Портриё.

При отходе я почему-то не стал выдвигать подруливающее и мы чуть не собрали понтон, но обошлось.

1450, встали под паруса. Свежий попутный ветер в заливе.

1600, поставили стаксель бабочкой на спинакер-гик.  Крутая нерегулярная волна. Встречное течение. Лодку мотает препротивно.

1850, пришли в марину Сен-Каст. Никого нет из работников. Ворота на гостевом причале крепко закрыты, пришлось лазить через забор, чтобы прогуляться по еще одному брошенному непостоянными туристами городу.

9 сентября

0845, вышли из марины Сен-Каст. Ливень и шкал. Пока ставили парус, умылись и приняли душ. Идем в Сен-Мало. До порта совсем рядом, но сейчас почти полная вода, скоро ворота шлюза закроются, поэтому спешим.

IMG_6049

В море много воды и много света.

IMG_6060

IMG_6068

Василий на руле.

IMG_6080

На подходе к Сен-Мало полно старых лодок.

IMG_6105

Разошлись с люгерной шхуной.

IMG_6111

1025, зашли в шлюз. Неужели скоро закончится волна, которой сегодня сыты по горло?

1027, створки шлюзовых ворот сомкнулись. Нет волны! «Джульетта» замерла.

IMG_6134

1110, вышли из шлюза и встали в марине Вобан Сен-Мало! Плавание вдоль берега Бретани благополучно завершено.

IMG_6154

Прошли всего около 250 миль, но запись, кажется, получилась супер-длинной.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal