школа

Архивы

11_deel_logo

Рубрики

Плавание по Лофотенским островам 19 - 24 марта

19 марта. Гавань Свольвера

Норвегия 3 этап

На борту «Джульетты» экипаж: Александр К.,  Марина Литвинцева, Наташа Чернова, Николай Чёрненький, Алексей и Катя Яшенькины, Михаил Малышев, Евгений Шкаруба.

«Джульетта» у понтона среди рыбаков. На понтоне мало электричества, но есть жидкая, то есть незамерзшая пресная вода!

IMG_4647

Только позавчера закончился наш переход на Лофотенские острова с Игорем Белокобыльским на двоих. Переход был красивым и сложным. Холодно, навигация такая, что от карт-плоттера не отойти ни на минуту. Вокруг банки и гроздья островов. Мы с «Джульеттой» порядком выдохлись по дороге, но с новой энергичной командой, думаю, быстро восстановимся.

Прошли инструктаж по безопасности и устройству лодки. Гуляли на дальний мыс Свольвера, туда, где сушат на специальных вешалах лофотенскую треску.

IMG_4682

Вчера закончился чемпионат по её ловле. Трески полно, метель метет. Устроили небольшой пикничек на берегу моря.

IMG_4690

Погода здесь сейчас такая: то солнце, то мгла.

IMG_4665

IMG_4662

Вернулись на лодку. Снова снег и ветер.

IMG_4697

IMG_4709

Уборка палубы с помощью воды. Солнце выходит из-за туч и снова дарит нам надежду. Хочется верить, что сейчас скинем снег, а дальше — весна! Снега больше не будет…

IMG_4713

1155, вышли из гавани Свольвера. Идем ловить треску.

1230, ловили треску и удачно, первый раз в этом году. Уф! Солнце и рыбий жир. Мечты сбываютя! Как пишут в комментариях — Омега 3 в чистом виде.

IMG_4737

Технология нашего лова проста. Ищем банку или свал. Встаем над глубиной 50 метров. Дружно закидываем удочки. Если треска в этом месте есть, она начинает ловиться. Здесь главное вовремя очнуться и прикинуть: а сколько нам её нужно, трески этой? Сколько мы готовы почистить и съесть?

IMG_4740

IMG_4747

Снежные заряды с ветром и полным отсутствием видимости каждые полчаса. Снег налетает так, что нужно постоянно чистить лобовое окошко козырька.

Рулевой и штурман на вахте.

IMG_4759

1407, только что было солнце, а теперь налетел снежный шквал. Ничего не видно. Пережидаем его, чтобы начать заходить в место сегодняшней стоянки, Хеннингсвайер. Это местечко я давно знаю и люблю. Небольшой рыбацкий посёлок на двух плотно прижатых друг к другу островках.

1530, зашли в гавань Хеннингсвайера. Все стенки и несколько понтонов заняты рыбацкими суденышками. Встали к короткому понтону гостиницы, но вовремя увидили, что рядом с понтоном мелко. Ищем другое место.

IMG_4783

1700, закончили швартоваться к рыбаку в самом конце гавани. Завтра в пять утра он отчаливает — придется выпускать. Всего намотали сегодня 12 миль. Координаты 68*9’N 014*12’E.

Погода меняется на глазах.

IMG_4802

IMG_4818

Улов на столе.

IMG_4830

Вечером смотрели северное сияние.

20 марта

0500, выпускали рыбака. Вчера мы встали к нему лагом. К удивлению, он стартовал ровно в пять. Мы немного задержались с выходом, так мужичек вскочил нам на палубу и начал топать сапогами изо все сил. Спешит, переживает что всю его треску выловят. Рыбацкая флотилия стартовала — гавань опустела к полшестому утра. Ну и славно, теперь понтон и всё электричество будут в полном нашем распоряжении.

1000, вышли на рыбалку. Пробуем найти рыбу. Ветер с вчерашнего северного повернул на южный. Холодно.

1340, видимость 200 метров. Метет метель. Идем под зарифленым гротом, по карт-плоттеру с попутным фордевиндом. Рыбалка сегодня не вышла. Сматыаем удочки. Лофотены накрыло снежным бураном.

IMG_4858

1556, видимость из кокпита почти нулевая. Несем вахты: рулевой, штурман, впередсмотрящий, он же дворник лобового окна.

Идём исключительно по приборам. Рулим руками (слишком много замечательных практиков на лодке, чтобы включать авторулевой). Учимся держать курс при полном отсутствии ориентиров. Рядом с рулевым сидит штурман с картплоттером и проговаривает: лево пять, на курсе, право пять, на курсе… И так далее. Трек который рисует карт-плотер, похож на волну. У каждого рулевого волна разная, как почерк, его не подделаешь. Из замечания штурмана: «Николаю я говорил 5*, а Марине надо говорить 10*».

1630, слава вперёдсмотрящим! Четвертое судно навстречу замечают — и мы вовремя уворачиваемся.

1715, ветер зашел. Скрутили неконтролируемый фордевинд. «Джульетта» встряхнулась, как большая собака от снега.

1720, штормовые порывы ветра. Разгоняемся до 10 узлов. Идем в большом  заливе, при плохой видимости.

1820, героически встали у внешнего понтона марины города Сторкмаркнес. Сначала, сдуру, влетели внутрь тесной марины, чудом не налетели ни на кого. Только благодаря подрульке смогли развернуться в узких лабиринтах понтонов. Все это при сильном ветре. Выскочили из ловушки наружу и только тогда увидели отличный, гостеприимный внешний понтон. Встали к нему. Координаты 68*33.9’N 014*55.8’E. Прошли сегодня 40 миль.

Вечером, после ужина, услышал подозрительную возню на палубе. Матросы, вместо того, чтобы прибирать палубу от снега, слепили снежную бабу. Со всеми элементами. Хулиганьё. Так отметили День весеннего равноденствия! Ура! У нас, в северном полушарии, день возобладал над ночью!

IMG_4909

Вечером гулял по городу. Снег, такой несносный в море, здесь кажется волшебным, новогодним.

21 марта

0820, отошли от причала. Ночью потеплело, баба растаяла бесследно, как ночные грезы. Ветер повернул на попутный от NW. Низкая облачность, но видимость сносная, не то, что вчера. Можно немного расслабиться и рулить по ориентирам.

1100, пошел снег. Выставили вахту дворника.

Миша — дежурный штурман.

IMG_4938

1250, ловили треску. Вытащили больше 25 хвостов.

ANMG8300

Ловим так много, потому что Лёша и Катя приехали с огромным холодильником — нам его нужно забить под завязку. Самую большую трещину вытащила Марина — на 8 кг. Ну, это понятно: помню, как она в нарды играет — все дубли в рукаве.

IMG_4989

IMG_4969

Добытчики!

IMG_4991

1842, понимаю, что во время снежных зарядов мы идем на грани фола, все время вслепую. Не смотря на то, что включили радар и на баке дежурит вперед-смотрящий.

Вечером пришли в гавань местечка Скрольсвик. Координаты 69*3.9’N 016*48.9’E. Почти ничего нет в гавани. Электричества крохи, только чтобы зарядить аккумуляторы. Мусорного бака даже не нашли.

Впервые попробовали завести газовый гриль. Получилось. Правда, балон все время замерзал и его нужно было поливать теплой водой, чтобы он горел.

Ужин.

IMG_5015

Прошли сегодня 65 миль.

22 марта

Солнце и большая приборка с утра. Убираем кают-компанию, убираем снег с палубы. Это у нас теперь такое развлечение — прибирать палубу. Лодку помыть нельзя, но снег почистить можно. Нужно как-то разнобразить отдых и придумывать новые развлечения.

Проветривание подушек.

IMG_5024

0935, стартовали из Скрольсвика. Идем по солнечным заливам, вдоль высоких скалистых берегов.

1050, видели дельфинов, которые едят рыбу и нами не интересуются.

Высматриваем место для рыбалки и мы, чтобы не было волны и была крупная треска. Но так как с моря идет вчерашняя зыбь, шансов у нас не очень много. Качает. Вышли в Северную Атлантику.

IMG_5038

1140, пробуем безрезультатно рыбачить. Зашли в залив и приютились на склоне свала.

IMG_5064

1500, пришли в местечко Гриллефьорд. Отлично защищенное место в глубине фьорда. Встали к понтону. Пришлось для этого слегка разогнать лёд в гавани. Координаты 69*21.8’N 017*3.5’E. Прошли 22 мили.

IMG_5084

IMG_5088

Гуляли. Радовались северному сиянию и успешно его фотографировали!

IGZU7546

TSPJ0908

23 марта

0800, заправились водой у рыбной фабрики. Вода — гавная наша забота в последнее время. Все замерзло на севере Норвегии, и норвежцы не слишком озабочены этим.

0915, отошли от причала рыбаков. Освобождаем палубу от остатков льда.

1200, спустили на палубу стаксель, клеим заплатки.

IMG_5150

1430, вернули стаксель на место.

1545, пришли на остров Соммарой. Бьемся за электричество. Электрощитки почти все на запоре. Почти. Алексей нашел ключик, открыли щиток и смогли подключить 230 вольт к лодке.

IMG_5180

«Джульетта» на самом севере зимнего путешествия.

IMG_5201

Координаты 69*38.4’N 017*59.9’E. Переход составил 30 миль.

Почему-то Марина назвала эту композицию «Диагональ Шкарубы».

IMG_5281

Вечером гуляли по посёлку и окрестностям.

IMG_5225

24 марта

0745, вышли из Соммароя. Долго мучались с отходом от понтона. То ли я совсем потерял квалификацию, то ли… Не знаю. Хорошо, что команда сплоченная и уже в теме.

По небу гуляют снежные тучки.

0820, встали под паруса. Идем внутрь фьордов, в Тромсё.

Сегодня уже заезжает следующая группа. Припозднились мы, потому что хотелось больше видить открытого моря и команда обещала мне помочь с приборкой по приходу в Тромсё.

1100, отлично лавируемся в узостях фьорда.

1240, встречный ветер до 20 узлов. Хорошо, что течение не встречное.

1350, пришли в Тромсё. Этап закончен, всего получилось немногим больше 2оо миль. Из главных моих забот — лодка очень мокнет внутри из-за конденсата. Ребята подкинули идею: можно купить осушитель воздуха. Завтра буду его искать.

PIWZ8185

Фото: Евгений Шкаруба и Николай Чёрненький.

Новогоднее плавание Джульетты

Друзья, после Нового года «Джульетта» отправляется в плавание с Сардинии вдоль Италии, через Мисинский пролив в Черногорию. Дальше вдоль зимней Хорватии через Дубровник, Сплит, по островам на самый север Адриатки в Пулу.

5-17 января 2022 года

Старт с Сардинии из города Олбия. Дальше вдоль берега по городам Италии или, наоборот, прямиком в Миссинский пролив, на Сицилию и дальше. Погоды могут быть лихие в это время года, мы будем выбирать, корректировать, прятаться от встречных ветров и в конце концов придем в Каторский залив Черногории. Всего по прямой путь состравит 740 миль, по этому этап 12 дней.

Продолжительность плавания 12 дней. Взнос в судовую кассу для участия в плавании 1200 евро.

17-25 января 2022 года

Из Черногории переходим в Дубровник, под старые крепостные стены, потом идем хожеными дорогами вверх, между островов в Сплит, Трогир, выше и выше до северной Пулы. Самое хорошее, что в это время там никого не будет. Пустые марины и города, мокрая брусчатка, дождь, сливовица и что там еще пъют.

Продолжительность плавания 8 дней. Всего прямой дороги на 280 миль.

Взнос в судовую кассу для участия в плавании 950 евро.

Во время практик можно учиться, повышать свою яхтенную квалификацию и получать очередные яхтенные дипломы.

Фотографии любимой «Джульетты» разных лет, из разных стран и континентов.

Трансатлантика 2010
Азоры 2011
Ирландия 2011
Шотландия 2011
Норвегия 2011
Швеция 2011
Канары 2012
Шетландские острова 2012
Гренландия 2012
Бостон 2012
Нью-Йорк 2012
Куба 2013
Панамский канал 2013
Остров Пасхи 2013
Вануату 2013
Автралия 2013
Австралия 2013
Индонезия 2014
Суэцкий канал 2015
Италия 2016
Франция 2016
Канары 2017
Азоры 2017
Франция 2017
Норвегия 2017
Норвегия 2018
Лофотены 2018
Лофотены 2018
Шпицберген 2018
Шпицберген 2018
Спуск на воду после ковидного карантина 2021

Строим шхуну в Архангельске

Судостроительная, экскурсионная и гастрономическая программа в ноябрьские праздники на верфи Товарищества поморского судостроения. В эти шесть дней мы будем работать на верфи и знакомиться с городом.

Для тех, кто будет в Архангельске первый раз, мы приготовили авторскую экскурсионную программу. Думаю, прогулки по улицам Архангельска, в морской порт, на рыбный рынок, в архитектурный музей-заповедник будут интересны всем. Но каждый день, кроме экскурсий, мы будем встречаться на верфи и строить шхуну. Будет изготовлен и поставлен очередной шпангоут шхуны. Кроме того, мы с вами начнем сканировать чертежи старого архива Соломбальской верфи.

Мы разработали две программы на шесть и на четыре дня:

1 — 6 ноября

День первый. Прибытие в Архангельск

Размещение в гостиннице.

15:00 – 16:30. Встреча на верфи. Лекция «Океанское плавание начинается с верфи».

16:30 – 18:00. Знакомство с оборудованием верфи, работами, в которых предстоит участвовать.

Второй день. Рабочий день

9:30 – 18:00. Верфь.

Делаем шпангоут: разбиваем плаз, делаем шаблон, строгаем доски, клеим заготовки, собираем все детали шпангоута вместе и устанавливаем шпангоут на киль — это программа на все дни работы.

Переводим в «цифру» старые чертежи деревянных судов из архива Соломбальской судоверфи.

19:00 – Поморский ужин на верфи. Под руководством Александра Антонова совершаем рейд на рынок за настоящей рыбой, готовим ее на верфи и съедаем запивая.

Третий день. Деревянный

10:00 – 13:30. Александр Анонов — архитектор-реставратор проведет авторскую эксккурсию по ахитектурно-ландшафтной экспозиции — музею «Малые Корелы».

14:30 – 18:00. Продолжение работ на верфи.

Четвертый день. Праздничный

10:00 – 13:00. «Архангельск — город на пороге в Арктику». Авторская экскурсия по городу с историком Михаилом Капицей.

14:30 – 18:00. Продолжение работ на верфи.

18:30 – 19:30. Рассказ-лекция капитана Евгения Шкарубы «Как путешествовать под парусом вокруг земного шара».

19:30 – Праздник! День народного единства. Ужин на верфи.

Пятый день. Корабельный

9:30 – 13:30. Экскурсия в ковш верфи «Красная Кузница». Будем глазеть и восхищаться настоящими рабочими параходами (судами).

14:30 – 18:00. Продолжение работ на верфи.

18:30 – 19:30. Лекция «Что нам стоит корабль построить!» Поморская шхуна. История. Что пройдено, а что впереди. Рассказывает Михаил Крупенин.

Шестой день. Завершающий

9:30 – 13:30. Верфь. Устанавливаем изготовленный шпангоут!

15:00 – 17:30. Экскурсия в Северный морской музей.

18:00 – … Прощальный ужин на верфи. Обмен впечатлениями.

Седьмой день. Отъезд

День отъезда. Завтрак. Освобождение номеров гостиницы.

Стоимость участия в программе — 26 тыс. рублей.

Включено:

  • мастер-классы по судостроительному делу, лекции на верфи;
  • проживание: отель Двина, размещение в двухместных номерах;
  • два ужина на верфи (02.11 и 6.11);
  • транспортное и экскурсионное обслуживание по программе;
  • входные билеты в музеи.

Внимание! Те, кому кажется, что 6 дней — слишком много, смогут приехать на короткую программу 3-6 ноября. Стоимость участия в этом случае 19 тыс рублей.

На верфи тепло и уютно. Мы предоставляем все необходимые инструменты и средства защиты. Если у вас нет опыта работы с деревом или вообще, ручного труда — не переживайте, мы научим держать стамеску с правильной стороны! Многообразие видов деятельности позволит подобрать ту работу, которая вам наиболее подходит.

Необходимо иметь с собой комплект рабочей одежды и обуви — подойдёт повседневная одежда, которую не жалко. Важно, чтобы одежда не была слишком свободной, не имела тесёмок, длинных пол или иных болтающихся частей. Если будет использована одежда с длинными рукавами, необходимо, чтобы рукава застёгивались и плотно облегали запястье.

Во время работы на верфи необходимо снимать все украшения и аксессуары.


Важно! В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в регионе в указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года внесены изменения. Теперь для посещения музеев, гостиниц, кафе и других общественных мест нужно будет предъявить один из документов в бумажном/электронном виде или действующий QR-код, подтверждающий:

– Сертификат профилактической прививки от COVID-19 после завершения вакцинации одно- или двухкомпонентной вакциной;
– Справку о выздоровлении от COVID-19, выданную не ранее 6 календарных месяцев;
– Справку с отрицательным результатом ПЦР-теста на COVID-19, выданную не ранее чем за 3 календарных дня до посещения мероприятия;
– Справку о наличии медицинских противопоказаний к профилактической прививке от COVID-19.

Эти требования не применяются в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.

Океанское плавание на карбасе Вашка по Северной Двине


18 июня. Великий Устюг

Я приехал в город вечером, на автобусе, еле живой после разбитой, дороги которую вот уже несколько лет строят между Березником и Котласом. Немного прогулялся по городу и свалился спать в уже знакомой гостинице «Чайка». Город также пустынен и умиротворен, как нам показалось в первый раз, когда мы пришли сюда три недели назад из Тотьмы. Карбас стоит у понтона Виктора Чучина. Уверен, что Виктор Николаевич позаботился о «Вашке» должным образом. Завтра утром приедет Игорь Белокобыльский из Новосибирска и мы двинемся в безостановочный перегон до Березника. Манера движения предполагается океанская — почти без заходов в деревни и поселки. У меня и Игоря очень мало времени. В Арханегельске строятся три карбаса для регаты, нужно скорее возвращаться на верфь. У Игоря полно своих дел и забот в Новосибирске. В этом плавании нам интересна РЕКА. В каком-то смысле, такое плавание из точки А в точку Б более подлинное, историческое, что-ли. Река была дорогой и нам по этой дороге нужно ехать.

19 июня

Утром гуляли по городу, были в краеведческом музее, любовались Устюгом.

Закупили продукты и вместе с Виктором Николаевичем приехали на его самоходный понтон, который стоит там же, где мы его и оставили — напротив затона городского флота. Карбас впорядке, ждет нас, хочет скорее в путь. Погрузили вещи, продукты и поблагодарив Виктора Николаевича Чучина за стоянку, гостеприимство и самогонный чай оправляемся в путь.

1420, сейас нас поджимает свеженьким ветерком к подветренному берегу, как бы не оплошать во время отхода. В плавание нас провожает группа устюжских журналистов во главе с Макисмом Тятовым. Чтобы не опозориться с ходу, попросили Виктора Николаевича пробуксировать нас немного на ветер на своем катере. Подняли паруса на ветру и лихо прошли мимо гостеприимной стоянки Чучина вниз на большую воду Северной Двины. Мы на ходу!

Выбрались на фарватер, который здесь хорошо обставлен бакенами и створами. Ветер попутный, порывистый — несемся, порой летим.

1449, скоро гроза. Поддувает из-под тучи. Игорь на руле, я за самоваром, как обычно.

1501, деревни мелькают по берегам. Хорошая, чистая река бежит с нами вниз.

1515, цифра 670 км.

1554, цифра 665 км. Много народу отдыхает по берегам. Нас как всегда первым делом фотографируют на телефоны, потом машут рукой.

1638, цифра 660 км. Ветер зашел на встерчу, или река так повернула, но мы неожиданно для себя обнаружили, что лавируемся. 

1810, пролетела которткая гроза. 

1935, встали у песчанного островка на ночевку. Пару недель назад его еще не было. Он был спрятан под вешними водами. Теперь есть. Нехоженый, мы первые, кто встали на эту песчаную землю. Ставим палатки, самовар. Достали огрызок весла по этому случаю, бессменный источник самоварных дров еще с прошлого этапа. Солнце почти не садиться за горизонт.

Благодать. Купаемся в прекрасной воде.

20 июня

0500, вышли. Пытаемся поймать ветер в паруса.

0526, самоварным дымом сбиваем со следа мошку, которая прицепилась к нам с острова. 

0651, первая посадка на мель.

0741, цифра 640 км. Ползем, плетемся. Река хорошо проставлена створами.

0908, цифра 630 км. 

0753, признаки ветра в парусах. 

1102, пришли в Котлас. Здесь нас встретили доктора Сергей и Галина Сухановы, Александр Шутихин — мастер-берестянщик, Игорь Афонасьев — руководитель Парусного клуба AQUILON. Были в гостях у Александра в его мастерской, где он делает не только великолепные берестяные туеса, но и берестяные лодки. Это восторг. Подлинные вещи из бересты еще есть, еще существуют настоящие мастера.

В мастреской Александра берстяные лодки.

Но кроме лодок есть и туеса, и много всего очень настоящего. Порой, когда смотришь на прилавки сувенирных магазинов, кажется, что ничего настоящего, подлинного из бересты уже не делают. Но вот попал к Александру и понял, есть еще настоящие художники в поморской земле.

1430, вышли из Котласа. Алесандр Шутихин и Игорь Афанасьев приняли приглашение проводить нас немного вниз по ветру и по реке с самоваром.

Разсказ про то, как сеяли хлеб.

1457, вышли в реку Вычегду — это крупный приток Северной Двины. В месте соединения старая Вычегда уже пробежала с тысячу километров и намного больше молодой Двины. Но Двина главнее, поэтому имя реки остается за Двиной. Вычегде обидно с одной стороны, с другой — можно уже расслабиться.

1547, Саша и Игорь вышли в Шепицино. Договоились встретиться с ними в Котласе и Архангельске еще и еще. Идем дальше. Ветер усилился до свежего. Чудно бежим вниз. 

1725, церковь Николы Чудотворца в Комарице.

Ночевали на песчанной косе.

21 июня. Жуткий день

0630, стартовали. Ветер слыбый, попутный. Солнце раскаляется неумолимо, мы намазались кремом от загара, приготовились прринимать солнечные ванны. Вдруг появились оводы или, как еще их называют, пауты. Их было так много, как это описывают в Библии, в Апокалипсисе, как саранча из колодца, которая затмила небо. Они разные, большие и маленькие, шерстяные, рогатые.

Сначала мы этого не поняли, думали — временно.

0720, цифра 570 км. Гребем. 

0920, пришли в Красноборск. Вышли в попытке погулять и сбить со следа оводов. Оказывается, в Красноборске этой напасти не намного меньше.

Коптильня? Три замка??

Местная лодочка.

1046, вышли из Красноборска. Пока мы здесь гуляли и ели мороженное, ветер развернулся, засвежел и стал встречным. 

1100, лавируемся. Солнечно и ветренно, а главное сдувает нечисть. 1139, цифра 555 км. Как приятно, когда тебе машут рукой с берега, на стоянке подходит байкер и любуется невиданной лодкой или сигналит пароход. Это очень важно, потому что мы художники здесь, на реке. Нам нужны зрители, а мы им.

И наоборот, какие пошлые, хмурые лица порой проплывают мимо, делая вид, что карбас не замечают. 

1202, длинные чистейшие пляжи, изящные переломы песчанных берегов, оставленные рекой, складки дюн. Редко — девушки в красивых купальниках под солнечными зонтиками. Австралия это или новая Зеландия? Это не сфотографировать. Очень здорово лавироваться здесь. Динамично, освежает на ветру, среди пляжей под огромным небом. 

1440, мы сдались. Точнее, я сдался. Игорь еще держится. Слишком много оводов, паутов и еще гадкого, похожего на шерстяных вампиров в воздухе. Их тысячи. Они как птицы ужаса. Кроме того, жара и встречный ветер. Уговорил Игоря немного отдохнуть. Разбить палатки и залечь в них, пусть даже на жаре и в духоте.

1650, поехали дальше. Меня как лося все время тянет забраться в воду по ноздри.

1733, кончился ветер. Садимся на весла. Атаки камикадзе-паутов не останавливаются ни на минуту. Я уже смирился: надел крутку, потому что рубашку они прокусывают, надел три пары носков, потому что две пары они прокусывают, надел даже накомарник — пусть я умываюсь потом, но хотя бы они не лезут в лицо. Остается пить зеленый чай и представлять себя узбеком в чайхане, хотя там дерево должно быть от солнца, а у нас его нет.

2130, встали к берегу к большой чистой косе. Кровососы убрались, скукожились. Это был день паутов — вот что это было. Они легко могут с ума свести — вот о чем думаю. Потому что они сумасшедшие. Спешат жить и умереть. Тоже, небось, трагедия. Комары воспринимаются теперь как родные. Теперь можно купаться в свежей, прохладной воде, дать смыть с себя грязь, пот и отчаяние. 

22 июня


0740, погребли. Ставим дымы из зеленых спиралек. Изо всех сил стараюсь не думать о поутах. Или хотя бы не говорить. 

0927, порывы встречного ветра. И слава Богу. На левом берегу деревни проплывают одна за другой. Интересные, но мы не останавливаемся. Сегодняшние 70 км за нас никто не пройдет. Интересно, что местные жители называют «Вашку» шхуной. Ошибаясь угадывают. Мы не шхуна, но если задуматься, мы карбас, вооруженный шхуной. 

0853, цифра 515 км. 

1019,  выкинули качан капусты за борт и через десять минут видим, что пока мы делаем длинные галсы в берег, капуста нас обгоняет. Под берегами течение реки замедляется, а капуста упорно держится в стремнине. Будем с ней гоняться теперь. 

1149, цифра 505 км. Деревня Череменинская. Деревня расположена на берегу с сильным течением. Чтобы лодки не сносило, хозяева устанавливают колья, чтобы лодки не сваливались в кучу. Назвал для себя эти колья «заколами». Может, угадал.

Ищем воду в деревнях — много пьем чая на жаре и духоте. Но все бестолку — у нас обезвоживание.

1235, с позором (навалили на сильном течении и прижимном ветре лодочки) отошли. Купили предварительно Бобровниковской воды. 

1446, счастье. Сегодня паутов в разы меньше. А когда мы развели заградительно-отравительные  дымы, они потеряли к нам симпатию и интерес. Я снял куртку.

Удалось сфотогрфировать «Вашку» и путеводные створы на берегу.

Готовимся к грозе. Это второе счатье, потому что тень из-под большой тучи нависла над нами и дает спасительную прохладу.

Цифра 495 км. 

1515, шквальчики. Прекрасно. Пару раз рифились и убирали паруса. Кажется, мы надломили фок-мачту за этим делом. Шквалы приходят ожиданно, но все равно внезапно.
1529, посидели на мели — пытались срезать уголок реки.

Цифра 490 км.

1557, проходим каменистый перекат. Шумит как горная река. Первые видимые камни на нашем пути.

1655, искупались у цифры 485 км. 

1726, еще одна гроза подходит. Грохочет. Накроет она нас или нет? Пусть хоть дождичком умоет. 

1741, цифра 480 км. 

1820, цифра 475 км. Шквалистый неровный ветер развлекает нас. Заходит в нос, в борт. После того, как грозовая туча подходит, ветер поворачивает нам на попутный.

1933, навалили на белый знак 167, а перед этим рифились, убирали паруса, ставили. Опять рифились. Одним словом, работали в шквалистом ветре. 

2048, цифра 460 км.

2210, проплыли огромную Верхнюю Сойму. Здесь и городок на высоком берегу, и бесконечные штабеля леса. Люди работают по ночам. Баржи тянут буксиры, самолеты летают и прилетают на местный аэродром. Страда одним словом. А у нас попутная поветерочка из-под уходящей тучи. Давно нас не баловали способными ветерками. 

2240, все. Встали на ночь. За день прошли 75 км. На веслах половину и почти половину под парусом в лавировку и попутно. 

23 июня

0830, стартовали. Дождики и грозы были всю ночь и так и продолжаются.

0928, цифра 445 км.

1018, цифра 440 км.

1121, цифра напротив деревни Ермолинская. 

1200, купались. Разговаривали с местными жителями. Они подъехали к нам поболтать на своих моторках. Внимательно рассматривают наш карбас наряженный шхуной.

1240, цифра 430 км.

1419, деревни по правому берегу расположены одна за другой. И много жизни в них. Это приятно видеть.

1359, цифра 425 км.

1526, цифра 420 км.

Пробовали убрать паруса и грести веслами, но тяжело. Снова поставили паруса и снова лавируемся. Там, где течение слабое, стоим на месте. 

1622, цифра 415 км.

Весь вечер шли под грозами и проливными дождями. Сильные порывы ветра переживаем на якоре посредине реки и смотрим на дождь. Мокро и чисто.

Молния!

В конце дня, в награду за работу, когда прошел грозовой фронт, нам на 15 км пути включили свежий попутный ветерок. Не желая его терять шли дальше. Кипятили чай, готовили ужин. Днем на жаре есть было не возможно, теперь захотелось. Уже в ночи ткунулись в изгиб косы под боком дноуглубительной машины и поставили палатки — наши временные жилища. 

24 июня

0730, искупавшись едем дальше. Проплываем мимо дно-углубительной планерки речников. Они собрались несколькими судами, что-то обсуждают, работают люди. Но на нас отвлекаются, машут руками, а мы дрейфуем дальше, пьем утренний чай и мечтаем. 

0938, попутный ветерок. Невероятно. На долго ли такое счастье?

Цифра 365 км. Жара такая, что грозы не миновать. 

1330, ветер зашел на встречный и начинается лавировка. 

2200, следущие восемь с половиной часов мы лавировались против очень крепкого ветра. Пару раз безопасно черпанули бортом забортной воды. Один раз приставали к песчанной косе, чтобы вскипятить чаю и искупаться. На борту в лавировку кипятить самовар уже невозможно. Лавировка в ветер до 30 узлов на карбасе в реке — это весло и утомительно. Спасает упорство и то, что русло реки меняются и время от времени ветер заходит на длинный галс, тогда наше чистое продвижение к цели сильно убыстряется.

Наконец пришли в Двинской Березник. Здесь разобрали вещи, оставили «Вашку» под покровительством Юрия Викторовича, аккурат напротив его дома с лесными кошками. Выпили с хозяевами чаю и бегом отправились в Архангельск, на верфь где полным ходом идет строительство гоночных карбасов!

Всего за шесть ходовых дней мы прошли около 400 километров Северной Двины. Отличная река. Красивая, быстрая, динамичная. Мы не прощаемся здесь!

Из Тотьмы до Великого Устюга. Сплав по реке Сухона 21-29 мая на карбасе Вашка

21 мая. Тотьма

В прекрасную Тотьму мы приехали вчера. Карбас ехал на прицепе и, кажется, был доволен всеобщим вниманием. Он, конечно, красавчик и знает об этом.

Храмы в городе похожи на парусные суда.

22 мая

Сегодня приезжают участиники плавания: Андрей Старостин (Санкт-Петербург, Даша Гасюн (Санкт-Петербург), Полина Дудкина (Москва). Из Москвы приехал еще Миша Малышев, дотянул до старта, но по пути простудился и с нами не пойдет. Нас будет четверо. Немного, но и не мало. Мише желаем скорее выздороветь и ждем на следующем этапе.

В Тотьме нас опекает и принимает в гостях Алексей Новоселов — директор Тотемского музейного объединения. Сегодня и завтра у нас эксурсии и прогулки по городу.

1152, спустили «Вашку» в Сухону. Спуск к реке находится напротив улицы Красной. Встали к понтону причала. С другой стороны понтона стоит судно «Удача». Хорошее, правильное название у нашего соседа. То, что нам нужно.

Река Сухона сейчас полноводна и стремительна. Вешние воды еще по—весеннему высоки. Скорость течения в реке около 5 км, а высотный перепад 46 метров падения на 250 километров. Такой уклон приравнивает эту равнинную реку к горным. Говорят, что когда уровень упадет в межень, на реке появляются коварные каменистые пороги. Мы так наслушались рассказов про навигационные коварства Сухоны, что даже скачали карты. Будем теперь знать, как спастись в случае чего.

Вокруг нас тотемское барокко с якорями на стенах.  Меня давно интересовало (как и наверняка многих), почему именно отсюда стартовали экспедиции в Америку? И что они здесь, в Тотьме, строили свои суда и Северным морским путем топали? Оказывается: в феврале 1725 года, направляясь на Камчатку, через Тотьму проследовала первая правительственная экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова. Экспедиция шла через Сибирь к Тихому океану. Вместе с экспедицией поехали восемь тотьмичан — получилось, что они участвовали в открытии Алеутских островов и Аляски. Как раз в это время Тотьма, также, как и многие города Подвинья, были в кризисе — у них отняли возможность торгавать пушниной с Европой. Вся торговля с иностранцами переехала в новый Санкт-Петербург. И вот, спустя некоторое время после экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова, за богатством, а главное — за пушниной, в Америку поехали вологодские, великоустюжские, каргопольские и тотемские купцы. 

В 1747 году тотемский купец Фёдор Холодилов в компании с иркутским купцом Никифором Трапезниковым снарядили и отправили на промыслы к берегам острова Беринга судно «Иоанн». Это положило начало освоения тотьмичами новых земель в Русской Америке. За 40 лет Фёдор Холодилов и его племянник Алексей получили огромную прибыль. Не случайно они в XVIII веке были одними из самых богатых представителей тотемского купечества. Одна экспедиция длилась от 3 до 5 лет, затраты составляли 25 тысяч рублей. Доход 250 тысяч. Сначала ехали до Тихого океана приторговывая по пути с сибиряками. Потом строили суда и шли на Запад к Алеутским островам, Алеске. Добытую в Америке пушнину в Россию уже не везли, а продавли в Китай. обратно везли китайские товары, фарфор, шелк и деньги.

Тотемские морские практики открыли и обследовали Андреяновские острова, острова Акун, Унга, Кадьяк. Тотемский посадский Петр Шишкин известен как первый составитель карты островов Алеутской гряды, подытоживавшей русские открытия в Тихом океане за 20 лет.

Венцом морских прогулок через океан стало в 1812 году основание Иваном Александровичем Кусковым Форта Росс в Калифорнии. А тотьменское барокко — храмы-парусники строили купцы мореходы на «избытки капитала» в благодарность за удачу в делах.

На гербе Тотьмы, который высочайше утвержден 2 октября 1780, изображена черная лисица в золотом поле. «В знак того, что жители города в ловле тех зверей упражняются». Единственный иностранный зверь на гербах Российской Империи.


23 мая

После замечательной городской экскурсии, которую нам организовал Алексей Новоселов, закупив продукты и сгузив вещички в «Вашку» готовимся отправиться в путь.

1325, пришвартовались к «Удаче» с левого борта. Поставили паруса. 

«Вашка» несколько великовата для реки. Но все равно очень гармонична здесь.

1331, намагнителись с левого борта «Удачи» и помахав родным и друзьям на прощание отдали швартовы и отправляемся в путь. Дует слабый попутный ветерок, но и его вместе с попутным течением хватает, чтобы бодро скользить по течению.

1350, лавируемся на переменных ветрах. Учим повороты с выносом фока на ветер. Течение такое, что прекрасно несет нас вниз. Ширины реки хватает лавироваться. Никаких каменных порогов не видать.

1359, Еденский остров. 

1417, цифра (отметка) 270 км до Великого Устюга. 

1440, прошли остров Лось.

1600, встали в устье реки Старая Тотьмы. Сегодня не пойдем далеко. Нужно освоиться, погулять по берегу. Стоянка наша на крутоватом, неровном бережке. Видимо отсутствие ровных стоянок для ночевок будет проблемкой.

Гуляли в летние деревни Слуда, Тихониха и Колупатиха. Вечером снимали с себя клещей, пили чай из самовара, слушали, как заливаются птицы в зарослях. Одна издает очень оригинальный звук — как корова траву жует. 

Зарасшие, почти заброшенные деревни, как и везде.

Поля выдала про сестренку, недавно обгоревшую на солнце: «Маленькие уроки жизни». Добрая.


24 мая 

0650, вышли. Белые ночи уже не ночи, а белый день. Вставать лучше пораньше. День обещает быть жарким. Ставим паруса. 

0704, только расслабился и отдал Даше руль. Отвернулся. Собираюсь Дашу поснимать за рулем. Смотрю — лодка старнно гуляет. Оборачиваюсь — Даша рулит кое-как и нас уже щелкает телефоном!

0714, пала способная поветерочка, нас балуют. Не хочу думать о том, что будет, если подуют сильные встречные ветра. Сможем ли мы лавироваться или будем грести веслами? Не хочется. Карбас большой и нас только четверо.

0718, деревня Филинская. Стоило здесь ночевать.

0733, цифра 255 км. Изучаем карту. Сейчас будет перекат Березовый. Точнее, должен быть летом в межень, а сейчас мы врядли его увидим. Воды еще на три метра больше, чем летом, хотя каждый день она сантиматров на 25 падает, по моим прикидкам. 

0813, цифра 250 км.

0830, спасали реек-шпрют-шринт. Встали в деревне Камчуга. 

На берегу вот такие железные гаражи для хранения лодочного барахла. Чудно.

0900, вышли из Комчуги. Купили: бизе, консервированой кильки в томате, балтийской и атлантической скумбрии и эскимо. Тем временем раздуло попутными ветрами. 

0940, при отходе для порядку посидели на мели. Поставили фок для начала. Уже не страдаем по крему от солнца. Вместо него холодные облака на небе. Поставили зарифленый грот. «А налейка нам, маточка, по рюмочке рому!». 

Хороший ветерок.

0959, цифра 245 км. 

1024, цифра 240 км. 

1053, цифра 235 км.

1118, цифра 230 км. Порой летим. Пролетели деревню Михайловка. 

1158, цифра 220 км. За 40 минут пробежали 10 км. Средняя скорость 15 км в час. Значит на порывах до 20 км в час. Это много.

1210, причалили к деревне Коченьга.

1305, отошли от Коченьги. Ветер до штормового. Решили обедать под рангоутом. Пойдем немного без парусов, иначе пролетим речку и не заметим. 

1335, цифра 215 км.

1511, цифра 205 км.

Река хорошо проставлена створами. По всему течению. Сейчас они нам не нужны. Летом, возможно, будут полезны.

1525, поставили фок. Ищем стоянку. 

1549, цифра 200 км. Не можем остановиться. Нет пологих мест у воды.

1653, цифра 195 км. 

1759, ищем стоянку в районе деревни Брусеница. Высокая воды скрыла все пологие пляжи и песчаные косы, которые откроются здесь летом в межень. Пока это единственная проблема для сплава по Сухона, которую мы видим.

1820, встали лагерем кое-как в конце деревни. Ночью в три часа прилетела кукушка и буквально села мне на голову. 


25 мая

Гуляли по Брусенице. Вчера деревня встретила нас как непрошеных гостей. Сегодня как минимум показалась красивой.

0930, отошли из Брусеницы. Попутный ветерок. Поставили паруса и чайник. 

1005, по правому берегу ниже Брусеницы большой причал для пароходов. Хорошее место для стоянки наверху причала. 

1011, цифра 185 км.

1023, звук, издаваемый водой, которая обтекает деревянный корпус клинкерного шитья, особый. Каждая грань каждой доски в воде резонирует по-своему. Булькают как хороший симфонический оркестр.

1044, цифра 180 км. Когда нет попутного ветра, мы ждем его, ленимся, грести веслами нет охоты. Слышим трепетания мимолетные и самые тонкие попутного ветерка. 

1050, речка Кочевала. 

1111, игры в кошки-мышки с порывами ветерка. 

1123, обогнали пешехода с собакой.

1126, цифра 175 км. 

1138. Здесь так: или за погоду пить, или против ветра грести. 

1152, отгребали от берега и сломали весло на ровном месте. Неправильно надели на кочет. Или оно уже было подломано. Жаль, хорошее было веселко, заслуженное. Теперь сгорит в самоваре.

1206, цифра 170 км. 

1220, прошли Березовую слободку и мост через Сухону. Идем гулять в Нюксеницу.

1420, сбежали из огромной Нюксеницы. Слишком большая.

1430, цифра 165 км.

1529, цифра 160 км.

1544, цифра 145 км.

1616, пытаемся догнать весло. Уплыло незаметно, соскочило с борта.

1622, нашли весло. Не далеко убежало. Потерять два весла за один день — это перебор. 

Вечером стало холодно и сыро. Остановились в живописной деревне Озерки, чтобы найти ночлег. Жителей здесь осталось, может быть, десятая часть. Почти все позаброшено. Стоят огромные столетние дома, в которых никто не живет. Интересно, как это — жить среди заброшенных руин… Кладбище домов…

Жителей почти нет, но есть огромный и злобный Мухтар, который нас грозится покусать и растерзать. Пришлось уделить собачке пристальное внимание и 100 граммов колбасы из запасов экспедиции. Сработало: через час, следуя за нами по пятам, злобно лая, но подъедая кусочки колбасы, Мухтар незаметно для себя стал нашим лучшим другом.

Искали возможность переночевать в доме с печкой и баней. После долгих поисков нас пустила переночевать Марина Матвеева. Обошли всю деревню и почти безнадежно постучали в ее дом — и вот Марина пустила нас в дом родителей. Топили печи. Мылись в бане и благодарили гостеприимную хозяйку. Так пережили первую ночь похолодания.


26 мая

Сегодня второй день похолодания. Греемся кофе и ромом.

0842, отошли под грусные взгляды Мухтара. 

0847, ставим паруса. Судя по прогнозу, попутного ветра нам осталось совсем чуть-чуть.

0923, цифра 135 км. 

Около 1000, нам случайно подарили рыбу.

1022, пришли в деревню Бобровское. Гуляем. Мы уже научились быстро швартоваться под парусами к крутым берегам. 

Фотографировать общие планы нынче сложно. Тянет в детали. «А потому что много мусора вокруг. Нету цельности образа», — это от Даши, преподавателя Мухинского училища, между прочим. 

1214, снова в путь. 

1243, цифра 125 км.

1326, цифра 120 км.

1411, цифра 115 км. Холодно. Пытаемся греться на веслах. Проходим деревню Восточное. 

1451, цифра 110 км.

1456, разошлись с маленьким пароходиком «Касатка».

1530, из списка великих вещей в походе: газ, парус, ром с чаем или чай с ромом. Зефир в шоколаде — это святое. 

1536, цифра 105км.

1625, деревня Копылово. Цифра 100 км. Остановились здесь на ночлег. Сегодня нам снова нужна крыша над головой, иначе замерзнем — ночью будет около 2-3 градусов. Опытные Даша и Поля сразу от карбаса отправились в магазин и нашли сдающийся на ночь дом. Таскаем вещи и топим печки, варим уху. Гуляем по деревне.


27мая

0701, вышли из Копылово. Ждем дождя. Греемся на веслах. 

0715, ставили паруса.

0725, поставили грот и фок. Ветер встречный. Идет дождь. 

Даша говорит, это не нога чешется, а руки замерзли.

Около десяти, изрядно промокнув, остановились и решили развести костер. Посидеть у огня, съесть что-нибудь горячее.

1114, закончили греться у костра. Идем дальше. 

1150, отметка 85 км. Сплю. 

1422, вышли из деревни Полдорсы. Цифра 80 км.

1437, заходим в порог Опоки. На всякий случай поставили только фок. И что вы лумаете? Карбас стал легче крутить оверштаги. На понимаю. 1529, пришли в Опоки. Встали на ночевку на берегу порога. Певая большая поляна на берегу, как раз на мысу. Поставили палатки. Пошли гулять по окресностям. Когда вернулись, берег был полон рыбаками. 1948, побелил потолок в палатке и завалился спать.


28 мая

0807, отошли. Переменое солнце в небе. Ветерок из-под тучек. Приставали к Опокскому фонтану. Жаль, что не знали этого места. Нужно было здесь и ночевать. Фонтан бъет. Столы. Поляна и стол там великолепный, покрытый граффити.

0948, лучший самоварный чай на весельных дровах. 

1009, цифра 65 км. Звонили журналисты из Великого Устюга. Собираются нас встречать.

1058, цифра 60 км. Прошел дождь. 

1210, приставали к мысу Бык. Теплеет. Дует спасительный южный ветер. Малый ледниковый период мая 2021 года на Сухоне закончился. 

1252, цифра 55 км.

1423, причалили в деревне Красавино. Тут же видели переправу двух переплывающих лосих. Помчался за ними через тайгу сделать селфи, но бесполезно.

1637, цифра 30 км. Снимаем убыстренные ролики с поворотами. Балдеем от тайм-лапса.

Динамичная лавировка на реке. Течение и маневренность карбаса позволяют легко идти против ветра на парусах.

Причалили на ночевку и вдруг началась гроза. Приехал Саня на тракторе. Предлогал нам самогон, мы ему — Полин спирт, он нам сало — мы ему маршмеллоу. Саня называл нас комерсами, а себя роботом. Хотели ехать на тракторе за ружьем, чтобы пострелять, но обошлось. 

29 мая

0751, отошли от берега. Ставим паруса. 

0803, цифра 25 км.

1122, прошли под мостом, заходим в Устюг. Ветра почти нет. Плетемся и не хотим усткоряться.

1130, пришли в Великий Устюг. Встретились с журналистами Максимом Тятовым и Николаем Бычихиным.

Коротко гуляли по Устюгу. Заметили, что надвигается большая грозовая туча и поспешили переставить карбас к понтону Виктора Чучина.

1304, выгребли на слияние с Югом! Удираем от грозы.

Встали в гости к Виктору Чучину. Виктор проводит лето на самоходном понтоне. Здесь есть и баня, и жилой кубрик. Время от времени Виктор сплавляется по Сухоне от Вологды до Устюга и до Архангельска. Пока. планов по передвижению понтона нет — мы постоим в гостях до следущего плавания.

После спасительной бани и прекрассного самогона гуляли по старому городу. Даша, в свое время, приезжала сюда на художественную практику — многое может показать и рассказать.

Так закончилось наше плавание. Прошли всего 270 километров по комфортаной, быстрой, красивой Сухоне. Немного нехватает стоянок и гостевых домов. В остальном — все здорово.

Плавание по рекам Северная Двина и Вычегда из Великого Устюга через Котлас в Сольвычегодск и дальше до Березника, 18-28 июня

Путешествие начнется из города Великий Устюг. Мы стпустимся по Свереной Двине до Котласа, повернем в приток Вычегду и поднимемся пару десятков киломметров в загадочный Сольвычегодск.

Далее путь наш пойдет вниз и вниз по течению Северной Двины. Мы будем ставить паруса, идти на веслах. Идем на парусно-весельном карбасе «Вашка», который мы построили в 2017 году. Карбас на ходу легко идет на веслах и летит под парусом. Длина 7,5 м.,  ширина 2,5 м.

karbas785-профиль-4

За десять дней пройдем около 400 километров. Возможны как дневные, так и ночные переходы (Белые ночи). Кроме реки и городов-деревень, нам нужно ловить рыбу и готовить уху на костре, пить чай из самовара. Раньше по этому маршруту ходили параходы из Архангельска в Виликий Устюг. Теперь тех параходов уже нет. Никто не знает, что нас ждет по пути. Ясно что приключения, но какие… непонятно. Кто-нибудь живет на этой реке обязательно.

Совсем забыл — ночевки будут в палатках и иногда в гостевых домах, если нам такие встретяться. Наверняка встретятся, но палатки возьмем с собой. 

96780722_555805795128616_6692754572789678080_n

Закончится плавание в городе Березник. Такой план!

Опыт хождения под парусом и на веслах не требуется. Всему этому научимся по пути. Стоимость участия 40 тыс. рублей.

Плавание по Реке Сухона на карбасе Вашка, 22-30 мая

Путешествие начнется из города Тотьма. Отсюда, если помните, когда-то стартовали поморские экспедиции, открывшие Русскую Америку где-то далеко на Востоке. Здесь начиналась морская дорога к Белому морю, к Ледовитому океану, в тысяче километров от моря на фасадах храмов Тотьмы изображали якоря.

Идем на парусно-весельном карбасе «Вашка», который мы построили в 2017 году. Карбас на ходу легко идет на веслах и летит под парусом. Длина 7,5 м.,  ширина 2,5 м.

karbas785-профиль-4

За восемь дней пройдем 250 километров. Можно и больше, но по берегам Сухоны столько всего интересного, что можно и нужно посмотреть. Возможны как дневные, так и ночные переходы (Белые ночи). Кроме реки и городов-деревень, нам нужно ловить рыбу и готовить уху на костре, пить чай из самовара. Такая вот нехитрая туристическая романтика вниз по течению.

Совсем забыл — ночевки будут в палатках и иногда в гостевых домах, если нам такие встретяться. Наверняка встретятся, но палатки возьмем с собой.

96780722_555805795128616_6692754572789678080_n

Закончится плавание в Великом Устюге. Такой план!

Опыт хождения под парусом и на веслах не требуется. Всему этому научимся по пути. Мотор не берем. Расчитываю на хорошее попутное течение вешних вод! Стоимость участия 40 тыс. рублей.

Мастер-класс по швартовкам в Турции, 2-12 января

Судовой дневник яхты Beneau 46 «Дельта». Экипаж: Игорь Макаркин, Георгий Староверов, Александр Горожанцев, Михаил Крупенин, Андрей Петров, Румяна Блум и Евгений Шкаруба.

В этот раз мы учимся на двух лодках сразу, в нашей флотилии лодка «Поларис» с экипажем: Иван Горелов, Кирилл Кондратьев, Павел и Юлия Вешаевы под командой Михаила Малышева.

2 января.

К самому позднему вечеру экипажи, кто на чем, собрались в Фетхие в Иси-марине на своих лодках. Спасибо Андрею, Саше и Юлии — мы не остались голодными. Продукты закуплены, и ужин готов, и рома полный анкерок.

3 января

1000, приняли лодки. Как всегда нужно не забыть много мелочей, типа спросить, где предохранители якорных лебедок, переключатели баков с водой и прочее. Смутил звук работающего подруливающего устройства. По всему — сломан винт. Турки не поверили, но в чек-листе мы поставили соответствующую галочку. Попросили пару дополнительных кранцев, теплые одеяла — и готовы выйти в море. Погода теплая, около 20 градусов.

1445, вышли из марины. Капитан Андрей Петров.

1500, начинаем тренировать подходы к желтому знаку кормой. Главное — попасть центром транца к бую и вовремя остановить лодку. Первое упражнение.

1545, работники марины (или это просто капитаны лодок?) предложили швартоваться к наружнему понтону. Как везде и всегда — люди уважают работу и обучение других. Отрабатываем подходы к понтону кормой с закладкой кормовых швартовых и вывеской на переднем ходу.

1628, закончили маневры и идем в сторону Гёчека.

1644, поставили грот.

1651, открыли стаксель.

1651, заглушили мотор. Ветра мало и спешить некуда.

1800, убрали паруса. Идем на моторе. Пресек попытки капитана и штурмана срезать путь через каменную банку у острова рядом с входом в Гетчек. Постоянная беда не слишком опытных экипажей —не чувствовать опасности под водой.

1848, отшвартовались в городской марине Гёчика.

4 января

0945, отход от причала. Ветра нет. Капитан Румяна.

1000, учебные швартовки лагом. Провесили левый борт кранцами и учимся использоваться центральным швартовым на подходе и носовым шпрингом при отходе.

1205, закончили швартоваться — идем купаться.

1250, встали на якорь. Оттянули корму швартовыми к берегу, как это часто делается в Турции. Купались. Температура воды +20. Осмотрели заодно подрульку: точно, из пяти лопастей — три сломано.

1350, снялись с якоря. Идем в сторону Екенчика. Хотя мне не очень верится в успех. Ночью будет дуть юго-западный ветер, лоция не рекомендует. Надеемся встать у причала в марине справа. Надеемся…

1445, начинаем простую игру: ставим грот, ставим стаксель, убираем, засекаем время и так раз за разом. Работают двойки. Соревнование — правильная форма обучения.

1700, придумали нештатную ситуацию — буксировку. Буксир задавали с «Поляриса» на «Делту» на полном моторном ходу. Важно, что экипаж «Дельты» не растерялся и выставил матросов с кранцами. После того, как мы год назад принимали буксир в Атлантике, в хорошую волну такой невинный маневр полезно хоть раз попробовать в компании инструктора.

1720, отрабатываем ситуацию поломки штурвального устройства. Рулим аварийными румпелями.

Марина, в которую мы хотели спрятаться от волны, стоит в темноте и без признаков жизни. Так я и думал.

1916, встали кормой к городской стенки Екенчика. В море нас держит якорь. Мы упакованы в угол между туристическими лодками и камнями. С одной сторны, сюда будет меньше заходить волна, с другой стороны — будет сложнее сбежать. Рядом стоит «Полярис», ему достался муринг. Тихонько накинули веревочку на центральную уточку левого борта «Поляриса». Чтобы подстраховаться. Мурингу больше доверия.

2200, усиление ветра. К нашей стенки начинает доходить отраженная волна. Не очень хорошо. Ребята по собственному почину установили ночную вахту.

5 января.

0200, дожди и грозы, сила ветра на порывах до 30 узлов. В гавани сильные протяжные тягуны. Лодки дергает. Вытравили швартвые, оттянулись от стенки.

Ночью, несмотря на вахты, не спалось. Льет как из ведра, гроза, молнии. Утром нужно пораньше выйти в море, чтобы прокатиться на этом ветерке, но как будем отходить…

0700, у «Поляриса» пополз муринг. Пришлось отвязаться.

0940. Отходим. Сначала «Полярис», потом мы. Вокруг полно веревок в воде, если ненароком цепануть такую, потерять ход, вынесет на отмель. Вышли без ЧП. Капитан — Александр Горожанцев.

1010, встали под паруса. Ветер до 35 узлов, крутит, бросает лодки на борт. Лавируемся в море.

1220, дошли до крайнего в море мыса и легли курсом на Мармарис, в бакштаг левого галса.

1300, вернулись на преждний курс для соединенния с «Полярисом».

1320, дождались «Поляриса», катим в Мармарис.

1400, учебные маневры под парусами в бухте Мармариса. В том числе ложились в дрейф под парусами.

1515, пришли в Нэтсел марину. Ищем продукты, ищем еды. Рестораны работают на вынос. Нам нужно мясо, овощи, фрукты, сладости и вино! Мы вышли из свежего ветра!

6 января

1050, отходим от причалов марины. Капитан Юля Точилова. Идем к заправке.

1058, заправились топливом. Это полезно делать как можно чаще во время учебы. Залили 62 литра дизеля. Можно хоть каждый день заправляться. В разных портах, при разном ветре и настроении команды — это еще долго не станет скучным делом.

1110, отошли от заправки. Баражируем в гавани в ожидании Игоря с макаронами. Вчера мы их купили и забыли. Мы сегодня с Игорем дежурные, будем готовить макороны по-флотски.

1129, выходим из Мармариса.

1240, встали под паруса.

1258, заглушили двигатель.

1340, швартуемся к пирсу Чифтлина. Тренировки. Рядом стоит огромная украинская лодка. Стальная шхуна современной постройки. Вот на такой бы нам в океан Южный и океан Северный.

1415, идем в сторону бухты Гербекс. Здесь планируется якорная стоянка.

1433, встали на якорь купаться и обедать. «Румяна рулила — лодку не убила» — так записано в судовом журнале.

1540, снимаемся с якоря. Идем в Бузук Кале. Вяжем узлы на время.

1710, пришвартовались в Бузук Кале. К самому близкому к крепости причалу у ресторана. В ресторане никого. Электричества нет. Замечательно. Взяли бутылку рома и бегом смотреть закат с крепости.

7 января

1005, вышли из Бузук Кале. Ветра мало. Дежурный капитан Миша Крупенин.

1035, проходим траверз мыса Карабуруи.

1105, проходим траверз мыса Кязил Бурци.

1200, вошли в бухту Бузбурун.

1205, ошвартовались к причалу верфи Бузбуруна. Здесь стоит армоцементная лодочка Дениса Романова. Вооружена джонкой. Востанавливается для путешествий по Тихому океану. Люблю бетонный лодки. Мне кажется, это хорошо.

Гуляли по верфи. Удивлялись тому, как лихо здесь строят гулеты. Турецкое судостроение деревянных лодочек — это что-то особенное: здесь и новые веяния и прогматизм проекта который должен приносить деньги. Строят дешево, быстро. Успевают заработать на туристах. Если подойти поближе к стройке, удивляешься, как это все халявно сделано, когда отходишь подальше, удивляешься красоте форм и востребованности. Сегодня деревянный Турецкий флот — самый большой флот Европы. И это в любом случае достойно уважения.

Конечно, зашли и к нашей знакомой краснодеревой лодочке в 140 метров длиной. Здесь Турция, Украина и Айзербаджан слились в поиске совершенных, самых распантовых форм нового падишахского яхтинга. Как всегда здесь интересно и поучительно.

Вот такую штуку нам нужно сделать на верфи Товарищества.

1530, идем в Бузбурун. Поставили паруса.

1551, отработали швартовку под парусами с внешней стороны причала местного яхт-клуба. В марине никого кроме лающей собаки. Вернемся завтра с утра.

1607, встали в городской марине Бузбуруна.

8 января

1045, отошли от причала. Каждодневный поздний выход у нас связан с тем, что с утра на свежую голову мы, как правило, занимаемся теорией: навигацией, МППСС, якорными стоянками, штормованием, погодой и прочими науками.

Дежурный капитан сегодня Егор Староверов.

1110, швартуемся лагом под парусами. Ветра мало и это осложняет дело, но мы стараемся. В слабый ветер швартовка под парусом полезна тем, что можно почуствовать работу грота. С помощью грота можно затормозить лодку, двинуть ее вбок, резко привестись к ветру.

1225, встали под паруса.

1345, на обед луковый суп от Румяны.

1650, пришли в Дачу.

1705, переставились на новое место к электричеству, свету и воде.

9 января

1030, вышли из Дачи. Капитан — Игорь Макаркин.

На отходе зацепили муринг боковым пером руля. Какая противная вещь эти боковые рули.

1045, открыли паруса. Лавируемся против ветра в сторону «Домой». В какой- то момент между судами флотилии началась гонка. Очень напряженная, вся на нервах. И конечно, очень плодотворная гоночка, потому что можно поднастроиь паруса относительно своего товарища.

Сначала лавировались на мысы, потом увалились и так шли чем-то вроде галфвинда, пока не пришли в бухту Санге.

1705, встали на якорь кормой к деревянному пирсу. Прекрасно. Праздновали День рождения Андрея Петрова.

10 января

0945, отходим из бухты Сердже. Капитан — Андрей Петров. Сегодня у нас длинный переход в Гечек. Пойдем его без электронных навигаторов, по картам и мыслям.

1000, поставили паруса.

1105, завелись. Считаем путь вдоль границы с Грецией.

1317, заглушились.

1730, завелись. Ждем, ловим ориентиры входа в залив Гечека.

1805, включили навигационный огни. Темень и плохая видимость.

1840, заходим в какойто узенький и длинный пролив. Темень. Идем по карте. Румяна штурман, а в её команде Миша и Егор. Без устали берут пеленги, считают, обсервируют. Зашли в залив Гечека. Развиднелось, хмарь исчезла, звезды в небе, в воде и по берегам.

1945, купаемся на якорной стоянке. В воде сияет искортся звездочный планктон.

2020, снялись с якоря, идем в Гетчек.

2125, встали в городской марине Гёчека.

Румяна, несмотря на все запреты, пошла в город и принесла полные рукава спиртного.

11 января

Под командование капитана Румяны шли в Фетхие, купались на якоре, опаздывали, успевали и благополучно сдали лодку. Егор успел на свой самолет, а мы погуляли по народной верфи Фетхие.

Фотографии записи общие, всех все участники практик, большое спасибо ВСЕМ!

Нам повезло с погодой и компанией. Дождь лил ровно одну ночь, а температура ночью не опускалась ниже 10 градусов, а днем 20, тепла.

Поздравляем Михаила Малышева с капитанским дебютом!

Весенние мастер классы в Турции 1-11 мая

Друзья, традиционные морские практики этой весной пройдут в Турции в майские праздники. Это хороший шанс получить капитанский Сертификат IYT Bareboat или обновить имеющийся до уровня IYT Coastal.

 В программу обучения войдут:

Швартовки кормой, лагом, швартовка по средиземноморски с якорем, швартовка под парусами; Маневрирование под парусами; Навигация, в том числе ночная; Постановка на якорь в разных условиях.

Если случится сильный ветер, то займемся штормовыми практиками. В любом случае будет рассказ о тактике штормования.

Из теоретических занятий пройдем: Приливы, МППСС, Погода в Мире, Особые случаи в море.

Старт и финиш мастер-классов в Фетхие, Даты 1 — 11 мая.

Дистанция около 250 миль. Продолжительность практики 10 дней. Стоимость участия 1290 евро. Сертификаты оплачивается отдельно.

КЕНОЗЕРСКИЕ МОРСКИЕ ПРАКТИКИ в 2021 года

Путешествие по системе озер на традиционных «сельдяных» карбасах

Друзья, осенью мы продолжим практиковать плавания в водах Кенозерья. Для этого на верфи Товарищества поморского судостроения было построено три «сельдяных» карбаса по старым чертежам Соломбальской верфи. Форма карбасов отличается особыми обтекаемыми обводами, что делает их удобным и легким на ходу. В июле 2021 карбасы приняли участие в Поморской карбасной регате в Архангельске, и сразу после регаты переехали на Кенозеро.

Карбасы оборудованы двумя парами весел, двумя парусами и рулем. Управлять карбасами флотилии будут сами участники похода. На ночь будем останавливаться в гостевых домах парка и палатках.

Кенозерский национальный парк.

В южной части Архангельской области к западу от Онеги расположено одно из красивейших мест области — Кенозерье. Удаленное от обычных доступных дорог, Кенозерье сохранило до нашего времени и нетронутую природу, и многое из древнего уклада жизни, и замечательные памятники русского деревянного зодчества: деревни, деревянные часовни, окруженные священными рощами и неотделимые от пейзажа, памятные или обетные кресты.

Кенозерский парк — это край озер. Здесь насчитывается до 300 озер и водоемов. Кенозеро, озеро Свиное, озеро Долгое — расположены компактной группой у северных границ парка. Они соединены проливами и представляет собой обширную акваторию, разветвлённую и интересную для водного туризма. Большие открытые пространства перемежаются узкими коридорами между островами, такой рельеф создаёт разнообразную ветровую картину и даёт возможность для увлекательной парусной практики.

Природная красота прекрасно гармонирует с историческими и культурными памятниками, которых на территории Кенозерского Парка насчитывается около 150. Это — деревянные церкви, часовни, кресты, бытовые постройки, святые места. Каждый кенозерец может перечислить все церкви и часовни Кенозерья с их точным названием: церковь Георгия Победоносца на Порженскои погосте, Спасский храм на Почозерском погосте у деревни Филиповская, церковь Александра Свирского на Хижгоре у деревни Масельга, Часовня Св. Диодора в деревне Тыр-Наволок и многие-многие другие.

Примерный план похода:
1 день. Прибытие
Прибытие в Плесецк поездом. На ЖД вокзале нас встречает микроавтобус, на котором мы отправляемся в Вершинино — центральную точку Кенозерского сектора парка, где и начнётся наш поход. По дороге знакомимся. Регистрируемся в визит-центре парка. Проходим первоначальный инструктаж, изучаем маршрут, проверяем снаряжение. Ужинаем в гостевом доме пирогами от бабы Вали! После бани отправляемся спать.

2 день. д. Вершинино — о. Медвежий
Завтракаем местными продуктами (молоко, творог и сыр от фермера). Готовим лодки (учимся вязать узлы, ставить мачту, знакомимся с морской терминологией). Осуществляем учебный выход на воду. Изучаем и отрабатываем приёмы работы с парусом и вёслами. Загружаем вещи и продукты в лодки, обедаем в трактире и отправляемся в поход. Переходим на туристическую стоянку Медвежьего острова. Изучаем приёмы навигации на воде, отрабатываем швартовку лодок на вёслах.
Ужин на костре. Введение в теорию паруса.Ночёвка в палатках.

3 день. о. Медвежий — д. Видягино — Порженский погост

Завтрак на костре. Переход о. Медвежий — д. Видягино (по пути посетим д. Тырышкино и найдём в лесной гуще самую маленькую часовню). Гуляем по Видягино — это нежилая, но красивая деревня в невероятно живописном месте. Здесь же швартуем лодки и отправляемся в пеший поход (6 км) по экотропе до лодочной станции, оттуда нас на моторке транспортирует инспектор парка до Порженского погоста (от слова гость! — это церковный двор, куда приезжали государевы люди и гостили). На месте нас ждёт гостевой домик и натопленная баня. Готовим ужин, паримся в бане, купаемся в озере. Вечером — теоретическое занятие по морским дисциплинам.

4 день. Порженский погост — д. Зехнова — о. Виловатый

Завтракаем, осматриваем церковь погоста, гуляем.  Затем собираемся и возвращаемся к лодкам. Обед на костре. Переходим на лодках в Зехнова, где осматриваем деревню, расположенную на очень красивом пригорке, по которому спускается сосновый лес. Здесь мы находим водяную мельницу и очень интересную часовню с “небесами” (сводами, расписанными в уникальной технике). На лодках переходим на турстоянку о. Виловатый. Готовим ужин на костре, разбираемся с теорией. Ночуем в палатках.

5 день. о.Виловатый — д. Усть-Поча

Завтракаем рано, предстоит довольно долгий переход о. Виловатый — д. Усть-Поча (ок. 20 км). По пути зайдём в Вершинино за пирогами, молочной продукций местных жителей. Обедаем. В Усть-Поче гуляем, посещаем ремесленное подворье, где местные жители изготавливают предметы быта традиционными способами. Осматриваем часовни и старые деревянные дома. Изучаем теорию судовождения. Ночуем в гостевом доме с баней.

6 день. Усть-Поча — Почезерский погост

Завтракаем, выходим на воду. По реке Поча поднимаемся до д. Поча (это другая деревня!). Там гуляем, любуемся прекрасным канатным мостом, посещаем музей и дом ремёсел. Обедаем здесь же. После нам предстоит преодолеть простой, но довольно быстрый порог интересной конфигурации, после которого ещё через несколько километров мы выходим в Почозеро на котором расположена, пожалуй самая красивая церковь, являющаяся частью ансамбля Почезерского погоста. Готовим ужин, паримся в бане, изучаем теорию. Ночуем в гостевом доме или в палатках, по желанию.

7 день. Почезерский погост — оз. Свиное.

Завтракаем и возвращаемся вниз по течению р. Поча, проходим до турстоянки близ Усть-Почи. Здесь очень широкое место, есть где развернуться, поэтому, пообедав, остаток дня посвящаем практическим занятиям — отрабатываем лавировку против ветра, приёмы маневрирования, швартовку под парусом. Ужинаем. Остаёмся на ночёвку в палатках.

8 день. Оз. СвиноеКривцово.

Позавтракав, отправляемся в урочище Кривцово — живописный уголок в неисследованном ещё рукаве Кенозера. По пути заходим в несколько деревень (Качикова горка, Тамбич-Лахта, Захарова), осматриваем часовни и любуемся северной архитектурой. Переход довольно длинный, поэтому обедаем на привале в одной из деревень. В Кривцово нас ждёт очень красивый гостевой дом, баня. Занимаемся теорией, ужинаем, отдыхаем.

9 день. КривцовоВершинино.

После завтрака возвращаемся в исходную точку маршрута — д. Вершинино. По дороге устраиваем регату. Приходим в Вершино, обедаем, приводим в порядок лодки и отправляемся на прогулку по деревне. Посещаем музей, часовню 18-го века.

Ужинаем в гостевом доме, готовим фирменные блюда из местных продуктов. Паримся в бане, делимся впечатлениями.

10 день. Отъезд.

С утра приезжает машина, чтобы доставить насна ЖД вокзал Плесецка. Завтракаем, собираем вещи. Едем к поезду.

Набираются группы: 

9-19 сентября

Стоимость участия в  Кенозерских морских практиках 40 тыс. рублей. Отдельно оплачиваются питание, оплата ночевок в гостевых домах и ночевок на оборудованных палаточных стоянках, парковые сборы, оплата трансфера из Плесецка в Вершине и обратно (при необходимости) — всего около 15 тыс. рублей.

Участники практики обеспечиваются индивидуальным спасательным оборудованием (спасжилетами), туристическим снаряжением (палатками и посудой для готовки на костре).

Организатор проекта — Клуб «Морские практики». 

seapractic.ru   +79032474055  shkaruba-s@yandex.ru

Черновик

Live! Друзья, 21 ноября в 12 часов на страницах Facebook и Вконтакте начинаем прямую трансляцию торжественного начала работы верфи Товарищества поморского судостроения — закладку киля шхуны, открытие и презентацию созданного при верфи культурно-выставочного пространства «Открытая палуба», представление результатов фотоконкурса-исследования «Наследие деревянного судостроения Поморья», открытие передвижной выставки Северного морского музея «Не только топором». До встречи онлайн!  

Проекты верфи реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Министерства культуры Архангельской области. 

Партнеры проекта: Северный (Арктический) федеральный университет, Норвежский Баренцев Секретариат, Министерство культуры Архангельской области, Агентство регионального развития Архангельской области, Национальный парк «Кенозерский», Северный морской музей, РМ-Стил, ГАУ Архангельской области «Региональный центр патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе», Управление по делам молодежи и патриотическому воспитанию администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области. 

#поморскаяшхуна #открытаяпалуба #матица #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов