Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Кринан канал. Шотландия

Морские практики

Алексей Самошкин

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Плавание по Лофотенским островам 19 - 24 марта

19 марта. Гавань Свольвера

Норвегия 3 этап

На борту «Джульетты» экипаж: Александр К.,  Марина Литвинцева, Наташа Чернова, Николай Чёрненький, Алексей и Катя Яшенькины, Михаил Малышев, Евгений Шкаруба.

«Джульетта» у понтона среди рыбаков. На понтоне мало электричества, но есть жидкая, то есть незамерзшая пресная вода!

IMG_4647

Только позавчера закончился наш переход на Лофотенские острова с Игорем Белокобыльским на двоих. Переход был красивым и сложным. Холодно, навигация такая, что от карт-плоттера не отойти ни на минуту. Вокруг банки и гроздья островов. Мы с «Джульеттой» порядком выдохлись по дороге, но с новой энергичной командой, думаю, быстро восстановимся.

Прошли инструктаж по безопасности и устройству лодки. Гуляли на дальний мыс Свольвера, туда, где сушат на специальных вешалах лофотенскую треску.

IMG_4682

Вчера закончился чемпионат по её ловле. Трески полно, метель метет. Устроили небольшой пикничек на берегу моря.

IMG_4690

Погода здесь сейчас такая: то солнце, то мгла.

IMG_4665

IMG_4662

Вернулись на лодку. Снова снег и ветер.

IMG_4697

IMG_4709

Уборка палубы с помощью воды. Солнце выходит из-за туч и снова дарит нам надежду. Хочется верить, что сейчас скинем снег, а дальше — весна! Снега больше не будет…

IMG_4713

1155, вышли из гавани Свольвера. Идем ловить треску.

1230, ловили треску и удачно, первый раз в этом году. Уф! Солнце и рыбий жир. Мечты сбываютя! Как пишут в комментариях — Омега 3 в чистом виде.

IMG_4737

Технология нашего лова проста. Ищем банку или свал. Встаем над глубиной 50 метров. Дружно закидываем удочки. Если треска в этом месте есть, она начинает ловиться. Здесь главное вовремя очнуться и прикинуть: а сколько нам её нужно, трески этой? Сколько мы готовы почистить и съесть?

IMG_4740

IMG_4747

Снежные заряды с ветром и полным отсутствием видимости каждые полчаса. Снег налетает так, что нужно постоянно чистить лобовое окошко козырька.

Рулевой и штурман на вахте.

IMG_4759

1407, только что было солнце, а теперь налетел снежный шквал. Ничего не видно. Пережидаем его, чтобы начать заходить в место сегодняшней стоянки, Хеннингсвайер. Это местечко я давно знаю и люблю. Небольшой рыбацкий посёлок на двух плотно прижатых друг к другу островках.

1530, зашли в гавань Хеннингсвайера. Все стенки и несколько понтонов заняты рыбацкими суденышками. Встали к короткому понтону гостиницы, но вовремя увидили, что рядом с понтоном мелко. Ищем другое место.

IMG_4783

1700, закончили швартоваться к рыбаку в самом конце гавани. Завтра в пять утра он отчаливает — придется выпускать. Всего намотали сегодня 12 миль. Координаты 68*9’N 014*12’E.

Погода меняется на глазах.

IMG_4802

IMG_4818

Улов на столе.

IMG_4830

Вечером смотрели северное сияние.

20 марта

0500, выпускали рыбака. Вчера мы встали к нему лагом. К удивлению, он стартовал ровно в пять. Мы немного задержались с выходом, так мужичек вскочил нам на палубу и начал топать сапогами изо все сил. Спешит, переживает что всю его треску выловят. Рыбацкая флотилия стартовала — гавань опустела к полшестому утра. Ну и славно, теперь понтон и всё электричество будут в полном нашем распоряжении.

1000, вышли на рыбалку. Пробуем найти рыбу. Ветер с вчерашнего северного повернул на южный. Холодно.

1340, видимость 200 метров. Метет метель. Идем под зарифленым гротом, по карт-плоттеру с попутным фордевиндом. Рыбалка сегодня не вышла. Сматыаем удочки. Лофотены накрыло снежным бураном.

IMG_4858

1556, видимость из кокпита почти нулевая. Несем вахты: рулевой, штурман, впередсмотрящий, он же дворник лобового окна.

Идём исключительно по приборам. Рулим руками (слишком много замечательных практиков на лодке, чтобы включать авторулевой). Учимся держать курс при полном отсутствии ориентиров. Рядом с рулевым сидит штурман с картплоттером и проговаривает: лево пять, на курсе, право пять, на курсе… И так далее. Трек который рисует карт-плотер, похож на волну. У каждого рулевого волна разная, как почерк, его не подделаешь. Из замечания штурмана: «Николаю я говорил 5*, а Марине надо говорить 10*».

1630, слава вперёдсмотрящим! Четвертое судно навстречу замечают — и мы вовремя уворачиваемся.

1715, ветер зашел. Скрутили неконтролируемый фордевинд. «Джульетта» встряхнулась, как большая собака от снега.

1720, штормовые порывы ветра. Разгоняемся до 10 узлов. Идем в большом  заливе, при плохой видимости.

1820, героически встали у внешнего понтона марины города Сторкмаркнес. Сначала, сдуру, влетели внутрь тесной марины, чудом не налетели ни на кого. Только благодаря подрульке смогли развернуться в узких лабиринтах понтонов. Все это при сильном ветре. Выскочили из ловушки наружу и только тогда увидели отличный, гостеприимный внешний понтон. Встали к нему. Координаты 68*33.9’N 014*55.8’E. Прошли сегодня 40 миль.

Вечером, после ужина, услышал подозрительную возню на палубе. Матросы, вместо того, чтобы прибирать палубу от снега, слепили снежную бабу. Со всеми элементами. Хулиганьё. Так отметили День весеннего равноденствия! Ура! У нас, в северном полушарии, день возобладал над ночью!

IMG_4909

Вечером гулял по городу. Снег, такой несносный в море, здесь кажется волшебным, новогодним.

21 марта

0820, отошли от причала. Ночью потеплело, баба растаяла бесследно, как ночные грезы. Ветер повернул на попутный от NW. Низкая облачность, но видимость сносная, не то, что вчера. Можно немного расслабиться и рулить по ориентирам.

1100, пошел снег. Выставили вахту дворника.

Миша — дежурный штурман.

IMG_4938

1250, ловили треску. Вытащили больше 25 хвостов.

ANMG8300

Ловим так много, потому что Лёша и Катя приехали с огромным холодильником — нам его нужно забить под завязку. Самую большую трещину вытащила Марина — на 8 кг. Ну, это понятно: помню, как она в нарды играет — все дубли в рукаве.

IMG_4989

IMG_4969

Добытчики!

IMG_4991

1842, понимаю, что во время снежных зарядов мы идем на грани фола, все время вслепую. Не смотря на то, что включили радар и на баке дежурит вперед-смотрящий.

Вечером пришли в гавань местечка Скрольсвик. Координаты 69*3.9’N 016*48.9’E. Почти ничего нет в гавани. Электричества крохи, только чтобы зарядить аккумуляторы. Мусорного бака даже не нашли.

Впервые попробовали завести газовый гриль. Получилось. Правда, балон все время замерзал и его нужно было поливать теплой водой, чтобы он горел.

Ужин.

IMG_5015

Прошли сегодня 65 миль.

22 марта

Солнце и большая приборка с утра. Убираем кают-компанию, убираем снег с палубы. Это у нас теперь такое развлечение — прибирать палубу. Лодку помыть нельзя, но снег почистить можно. Нужно как-то разнобразить отдых и придумывать новые развлечения.

Проветривание подушек.

IMG_5024

0935, стартовали из Скрольсвика. Идем по солнечным заливам, вдоль высоких скалистых берегов.

1050, видели дельфинов, которые едят рыбу и нами не интересуются.

Высматриваем место для рыбалки и мы, чтобы не было волны и была крупная треска. Но так как с моря идет вчерашняя зыбь, шансов у нас не очень много. Качает. Вышли в Северную Атлантику.

IMG_5038

1140, пробуем безрезультатно рыбачить. Зашли в залив и приютились на склоне свала.

IMG_5064

1500, пришли в местечко Гриллефьорд. Отлично защищенное место в глубине фьорда. Встали к понтону. Пришлось для этого слегка разогнать лёд в гавани. Координаты 69*21.8’N 017*3.5’E. Прошли 22 мили.

IMG_5084

IMG_5088

Гуляли. Радовались северному сиянию и успешно его фотографировали!

IGZU7546

TSPJ0908

23 марта

0800, заправились водой у рыбной фабрики. Вода — гавная наша забота в последнее время. Все замерзло на севере Норвегии, и норвежцы не слишком озабочены этим.

0915, отошли от причала рыбаков. Освобождаем палубу от остатков льда.

1200, спустили на палубу стаксель, клеим заплатки.

IMG_5150

1430, вернули стаксель на место.

1545, пришли на остров Соммарой. Бьемся за электричество. Электрощитки почти все на запоре. Почти. Алексей нашел ключик, открыли щиток и смогли подключить 230 вольт к лодке.

IMG_5180

«Джульетта» на самом севере зимнего путешествия.

IMG_5201

Координаты 69*38.4’N 017*59.9’E. Переход составил 30 миль.

Почему-то Марина назвала эту композицию «Диагональ Шкарубы».

IMG_5281

Вечером гуляли по посёлку и окрестностям.

IMG_5225

24 марта

0745, вышли из Соммароя. Долго мучались с отходом от понтона. То ли я совсем потерял квалификацию, то ли… Не знаю. Хорошо, что команда сплоченная и уже в теме.

По небу гуляют снежные тучки.

0820, встали под паруса. Идем внутрь фьордов, в Тромсё.

Сегодня уже заезжает следующая группа. Припозднились мы, потому что хотелось больше видить открытого моря и команда обещала мне помочь с приборкой по приходу в Тромсё.

1100, отлично лавируемся в узостях фьорда.

1240, встречный ветер до 20 узлов. Хорошо, что течение не встречное.

1350, пришли в Тромсё. Этап закончен, всего получилось немногим больше 2оо миль. Из главных моих забот — лодка очень мокнет внутри из-за конденсата. Ребята подкинули идею: можно купить осушитель воздуха. Завтра буду его искать.

PIWZ8185

Фото: Евгений Шкаруба и Николай Чёрненький.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Аренда яхт

Товарищи морские практики! Теперь мы — официально зарегистрированное чартерное агенство. В вашем распоряжении — база из более чем 8200 лодок и 620 чартерных компаний. С удовольствием поможем вам взять в аренду парусную, моторную яхту или катамаран в любом регионе Земного шара.

Подобрать яхту

Вопросы и комментарии приветствуются

*(поля, обязательные для заполнения)

МП - логотип агентства

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Штормовая практика на Канарских островах, 1-11 февраля

Друзья, в феврале мы проведём очередные практики на Канарских островах. В этот раз мы совместим практику на первый капитанский уровень IYT Bareboat и штормовые практики. По прошлому году знаем, что на Канарских островах такое сочетание возможно и интересно.

штормовая и бербоут практика
В программу обучения уровня бербоут войдут:

Швартовки, работа с парусами, маневрирование под парусами. Навигация, в том числе ночная. Постановка на якорь. Радиодело.

В штормовые практики войдут:

Выходы в море в сильный и штормовой ветер, переходы между островами в любой ветер, отработка приёмов штормования с использованием плавучего якоря.

Ориентироваться будем по месту и по погоде. Если ветра не будет, будем отрабатывать швартовки, это никому не помещает. Постараюсь дать кое-что из теории (например, обзор исторического опыта по штормованию, в первую очередь — опыт Лин и Ларри Парди или «особые случаи» в море — рассказ о разного рода поломках и о том, как с ними справляться).

Старт и финиш на Тенерифе, 1 — 11 февраля.

Для практик возьмем лодку Элан 43.

Между выходами в море успеем посмотреть удивительные Канарские острова. На каждом из островов, которые мы посетим, будем брать машину на полдня и кататься в интересные места. Конечно, предпочтение будет отдано занятиям в море, но несколько таких поездок мы постараемся совершить.

Дистанция около 300 миль. Продолжительность практики 10 дней. Стоимость участия 1250 евро. Сертификата IYT Bareboat оплачивается отдельно.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

По реке Мезень на парусно-гребных карбасах. Вторая часть

15 июля. Большая Нисогора

Экипажи речных карбасов «Шармань» и «Шалман» отдыхают. В виду усталости, перемены погоды (на дождевую) и комфорта дома в Нисогоре экипажи «Шармани»: Марина Литвинцева, Наталья Чернова, Анна Надеинская, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба и «Шалмана»: Никита Литвиненко, Михаил Филипповский, Алина Саранча, Даниил Шкаруба и Владимир Манилов спят, едят и гуляют. Вчера мы закончили первую часть плавания по реке Мезень. За четыре дня прошли из Усть-Кымы около 125 километров. Сегодня утром не звучал горн, не заводили специальной музыки, все спали до упора сколько влезет.

Днём гуляли в деревню Малая Нисогора. Рассматривали старые дома, заходили в гости к местным жителям. Были у Ивана Иовича Смородина. Здесь, в Нисогоре, его родительский дом. Сейчас Иван Иович живет в Лешуконском, а в Нисогору приезжает как на дачу. 

Вечером пришла обещанная гроза и умыла Лешуконье дождем.

Никольская церковь перед дождём.

IMG_4380

16 июля

После днёвки у нас осталось 3 ходовых дня и 115 километров пути вниз по реке. Если встречный ветер успокоится — пройдём эти километры легко. Если не успокоится… будем работать.

0948, стартуем из Нисогоры. Комары и дождь нас приветствуют. 

Церковь Троицы Живоначальной в Большой Нисогоре

1130, подъехали к урочищу Кельчемгора. Здесь в пределах нескольких километров расположен целый куст деревень: Заозерье, Заручей, Шилява. Гуляем по мокрой траве. Ищем Никольскую церковь в Заозерье. В деревнях уже почти не живут, все заросло травой, в траве живут комары.

Заозерье

Заручей в траве

Церковь Николая Чудотворца в Кельчемгоре

Нашли Никольскую церковь 1895 года постройки. Попали в гости к Алексею Николаевич Морозову, он и второй житель деревни понемногу ремонтирует церковь. Покупают на свои деньги и на деньги землячества доски, латают крышу. Не смотря ни на что люди живут и, устав ждать распоряжений Москвы, берут дело в свои руки.

в Никольской церкви

иконостас деревни Заручей

Старинный поклонный крест.

Поклонный крест в Заручье

1504, стартуем. Дождь прошел. 

1554, прошли отметку 135 км. Начиная с Лешуконского, река плотно обставлена створами. Фарватер петляет от одного берега к другому, но нас это мало волнует. Воды много. Выбираем удобную и самую быструю сторону реки. Впрочем, как правило, течение идет по фарватеру, по самому глубокому месту, наши интересы совпадают. 

1810, проходим Юрому. Большая, крепкая деревня. Экипаж «Шалмана» высадился добывать продукты, а мы продолжаем идти дальше, будем искать место для ночевки. 

2000, встали рядом с Кисломой, сразу после отметки 115 км. Прошли сегодня 35 км. Если бы не встречный ветер, прошли бы и больше. Дождь закончился, ветерок с Севера сдувает комаров, мы стоим на роскошной песчаной косе. 

Через полчаса к косе пристает «Шалман». Можно отдыхать.

17 июля

1020, выходим с ветреной косы. Северный ветер чуть стих, но все еще встречный.  

1133, пришли в Палугу. Один из главных показателей состояния жизни в деревне — наличие коров. Здесь есть они, и есть молоко, и нет травы по пояс. Почему-то местные жители решили, что иметь корову не зазорно и держат здесь целое стадо.

коровы Палуги

Палуга

молоко в Палуге

1221, вышли из Палуги. 

1353, пришли в прекрассное Азополье. Одна из немногих деревень на Мезени, которая расположены на левом берегу. Жители Мезени любят когда дома стоят окнами к реке и на Запад, к солнцу ближе.  В Азаполье дома стоят окнами к Западу, но от реки. Тем ни менее деревня живая, доброжелательная и открытая туристам.

Азаполье

Азапольские дома

1527, купли щуку, картошку и зеленый лук. Выходим.

1549, пршли отметку 95 км

1900, чуть было не проехали мимо Погарельца. Река промыла фарватер у противоположного берега и заманивает путешественников подальше от деревни. Пришлось возвращаться против течения. Секунд 30 мы сомневались, потом четверть часа гребли против течения. Хорошо, что не сломали вёсла. 

1930, пришли в Погорелец. Встали на песчаную косу напротив деревни. Вечером в гости заглянули Николай Окулов и Олег Коткин: посмотреть на наши лодки и обсудить планы на будущее.

Погорельцы на закате

«Шалман» (слева) пошит Виктором Петровичем 10 лет назад, «Шармань» — два месяца назад. Обводы лодок почти одинаковы, но вот линия борта разная. Борт «Шалмана» ниже, с прогибью. Борт «Шармани»почти без прогиби. Виктор Петрович специально его приподнял под парус. Наверное, зря.

Шалман и Шармань

Красивые лодки.

верховки

18 июля

Утром собрали лагерь и гуляли по Погорельцу. Николай Окулов провёл по деревне с экскурсией. Чувствую себя душителем свободы, сатрапом: тороплю выход на реку. Некогда гулять. Сегодня нам надо пройти почти 50 километров до Кимжи. Ветер утром был попутный, сейчас не могу понять, какой. Прилетают порывы с боку, с носа и с кормы. Пятьдесят километров против ветра мы выгребем, но замучимся.

Николай Федотович Окулов

Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Погорельцы

Познакомились с реставраторами из Вологды и Архангельска. Восстанавливают мельницу в Погорельце. Первый пример участия государства в сохранении памятников деревянного зодчества на Севере, встреченный нами в этот раз.

новая мельница в Погорельцах

1200, вышли из Погорельца. 

1222, поставили паруса. Генеральный курс относительно ветра — около галфвинда. В пол-ветра и острее лодки здорово дрейфуют. Но на скорости наша «Шармань» приводится, я опускаю на корме рулевое весло и оно как шверт одерживает лодку от слишком сильного дрейфа. 

верховка под парусом

1253, с удачными порывами скорость карбасов доходит до 12 км/ч. При этом нас почти не кренит. Лодки хорошо загружены. Гребцы затаились, прилегли — боятся спугнуть удачу. 

1330, летим. Гребцы достали помаду, зеркальца и захотели шампанского. Как быстро мы превратились из галеры в яхту.

верховки под парусами

1420, зашли в чудной канал. Он должен привести нас в деревню Кильцы на левом берегу.

1448, пришли в Кильцы. Действительно, замечательная деревня, красивая, крепкая. Говорят, здесь живут староверы.

поклонныйкрест в Кильцах

улица в Кильцах

Фронтон дома в Кильцах

улица в деревне Кильцы

дома в Кильцах

деревяные дворцы

1620, стартовали дальше. Попутный ветер тянет нас вперед даже без парусов. Связались в катамаран и перекусываем.

1700, открыли паруса.

1801, на порыве лодка показала 13,7 км/ч, при боковом ветре около 17 узлов. Карбаски наши поразительно остойчивы, очень удачно выбран баланс между количеством парусины и размером корпуса. «Шармань» немного приводит, а «Шалман» сбалансирован лучше. Володя почти не опускает в воду рулевое весло. 

1900, пришли к Мезенской переправе. Здесь история с проходом между понтонов совсем другая. Нужно выгребать в середину реки и правильно все рассчитать, чтобы попасть между понтонами. Проход там метров 5-6. Из-за насыпной дамбы ширина реки уменьшена в два раза. Довольно сильное течение идет в проход и прямо под понтоны. Если промахнуться и встать лагом к понтону, карбас скорее всего перевернёт и начнет затягивать вниз. Это грозит неприятностями.

С переходом «Шалмана» мы немного промахнулись. Не учли сильную диагональную струю течения напротив прохода, поэтому нас снесло и хорошо приложило правым бортом о понтон. Было бы хорошо, если бы работники переправы побеспокоились и хоть доску как отбойник привязали.

С «Шарманью» мы старались учесть полученый опыт и взяли левее. Получился недолет, чуть было не воткнулись левым бортом. Хорошо, что гребцы работают как мотор. Нос успел пройти сам, а корму я задвинул рулевым веслом. Гребцы шутили, что все предыдущие 200 км, мы тренировались перед этими понтонами.

1947, закончили проход переправы. Идем в Кимжу. Проход в реку с Мезени закрыт мелями и островами.

Мезенские пески

Нужно постараться их не пропустить и войти в реку по короткому рукаву, чтобы не грести против течения. 

Шалман

2037, начали заходить в реку Кимжа. Попутный ветер в Кимжу — большего счастья мы и предположить не могли. 

2050, ветер скис, гребем против течения. Хорошо, что течения почти нет.

2205, пришли в Кимжу. 

Сегодня прошли около 50 километров.

19 июля

Утром нежданно-негаданно приняли участие в подъеме колоколов на Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия. В последний раз я занимался этим в 1992 году на Соловках.

подьем колоколов на колокольню Одигитриевской церкви

С помощью местного жителя Николая Георгиевича Митькина подняли лодки на зиму.

подъем лодок на зимовку

Как-то всё это, включая колокола, стремительно произошло. К 1100 управились и были свободны. Девушки потянулись за платьями.

Шалман, Шармань и экипаж 2019 года

Новый элемент наших практик — наряжение в народные платья наших девушек — надо еще будет осознать. Когда мы готовились в поход, Наташа и Марина написали, что шьют народные платья: будут в них гулять по деревням. Полю я давно уговаривал справить что-нибудь северное. Наверное, повлияло то, что мы часто видим такое в поездках заграницей. Какой в этих народных платьях смысл, я пока не понимаю. Почему-то хочется. Наверное, здесь много всего намешано. Желание прикоснуться, оказаться ближе к этим вековым экстерьерам. Попытка оживить деревянные улицы, мельницы, храмы и стены… Своего рода дань за путешествие в этом сказочном мире Русского Севера.

фотопрогулки с сеном

фотокрасота

Аня с березой

Поля в северном наряде

Ещё — это элемент нашего творчества здесь. Желание потрудиться здесь. Оживить, украсить, расцветить реку Мезень.

фото пленер

Всего плавание заняло 7 ходовых дней. Пройдено 240 километров.

Фотографии и видео Владимира Манилова, Никиты Литвененко, Марины Литвинцевой, Натальи Черновой, Даниила и Евгения Шкаруба.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

По реке Мезень на парусно-гребных карбасах. Первая часть

Усть-Кыма. 9 июля. День заезда.

К вечеру экипажи речных карбасов «Шармань» и «Шалман» разными путями прибыли к точке старта в деревне Усть-Кыма на реке Мезень. Добирались по-разному: одна часть — на самолете, другая — на микро-автобусе, а мы с Володей Маниловым — на машинах вместе с карбасами, по очереди 7 и 8 июля. Всего участие в плавании примут 11 человек. Экипаж «Шармани»: Марина Литвинцева, Наталья Чернова, Анна Надеинская, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба. Экипаж «Шалмана» Никита Литвиненко, Михаил Филипповский, Алина Саранча, Даниил Шкаруба и Владимир Манилов.

В Койносе по прилёту.

Аэродром а Койносе

Усть-Кыма.

Усть Кыма

зырянки на склоне

Наши новые карбасы или, как правильнее их называть, карбаски (есть еще один вариант названия — «верховки») построены на реке Мезень в селе Лешуконское Виктором Петровичем Кузнецовым. Это вытянутые, с низким бортом лодки клинкерной постройки. Такие раньше ходили по рекам под веслами и на моторах. Сегодня карбаски вытесняются более плоскими и дешевыми зырянками. С появлением моторов значение легкости хода уступило грузоподъемности. Но на веслах округлые, с плавными обводами, карбаски идут, конечно, легче, почти летят.

Вчера, перед выездом из Лешуконского.

отправка новых лодок из Лешуконского

Обмываем новое судно.

Мастер обмывает новый карбас

Очередная зырянка на стапелях.

Новая зырянка

Наша цель — освоить весельно-парусный маршрут на Мезени. Такая идея появился два года назад, когда мы сплавились из Лешуконского по Мезени на новом карбасе «Вашка». За два дня на веслах и под парусом прошли 100 километров. Впечатление от плавания вниз по течению реки среди старинных поморских сёл и живописных северных берегов привело к желанию пройти по Мезени еще раз, более полным маршрутом и на более подходящих лодках («Вашка»— морской карбас). Для сплава мы выбрали не каяки, не надувные катамараны или лодки, а традиционные деревянные суда. Мезень — спокойная, без перекатов река, мореходность наших карбасов здесь естественна и достаточна, а комфорта в наших еловых карбасках намного больше.

Местная зырянка на ходу.

местные зырянки

«Шармань» и «Шалман».

карбаски верховки

10 июля

Завтрак перед отплытием.

перед стартом

Лагерь морских практиков стоит на правом берегу Мезени у деревни Усть-Кыма. Вчера вечером нас угостили баней, поэтому, несмотря на прохладную ночь и комаров, выходим в плавание довольные и полные надежд. Разбились на два экипажа, собрали лагерь, загрузились в карбаски и стартуем.

0922, отчалили.

Слабый попутный ветерок, но парус пока не ставим, потому что река скоро сделает большой, на десять километров, зигзаг и ветер, наверняка, зайдет нам на встречу. Эта чудесная извилина русла называется Чучепалский мег. В центре петли стоит старинная деревня Чучепала. 

на веслах на верховке

0935, лодка «Шалман» обнаружила нехватку шпринтовой реи и пристала к берегу, дабы послать гонца и вернуть потерю. Лодка «Шармань» продолжает движение. 

0950, поставили парус. Пока зарифленый. Непонятно, как наши узкие лодки («Шармань» 8.5 метров в длину и 1.4 метра в ширину) будут крениться. Понемногу идем вперед, поджидаем «Шалман». Парус — прекрассное дополнение веслам. 

1000, груженая лодка легко справляется с креном, поэтому открываем полный парус.

1010, Чучепалский мег начинает свой поворот, ветер разворачивается навстречу, убираем парус, беремся за весла. Одновременно гребут три гребца. Один на передней банке двумя веслами и двое на центральной банке. Лодка легка на ходу, но встречный ветер мешает.

1018, гребем против ветра, прошли устье впадения реки Мутасья. 

1040-1100, решили размять ноги и пройти бечевой. Толка от нашей инициативы немного.

1108, вышли на реку на веслах.

1109, увидели «Шалман». 

1116, встречный ветер до 20 узлов, гребем изо всех сил. 

1130, догадались убрать мачту. Дело пошло лучше, но все равно, движение наше не похоже на легкую прогулку.

1340, надоело грести. Связались с «Шалманом» швартовыми — пьем и закусываем. 

перекус

Лишний раз вставать в узкой лодке не стоит. Поэтому рюмку чаю рулевому подают на весле.

апперетив

1420, пришли в Палащелье. Разбили лагерь немного ниже деревни на большой галечной косе. Ставим палатки, тент от дождя, ждем ухудшение погоды, гуляем по деревни.верховка на веслах

Прошли сегодня около 20 километров.

11 июля

Всю ночь дождь, морось, сильные порыва ветра. То, что не было вовремя убрано под тент, промокло. Довольно холодно и бесприютно на реке.

старые зырянки

Нежилые интерьеры брошенных домов.

нежылые интерьеры

старые сани

1220, начали бурлачить. Свежий встречный ветер подкинул нам эту идею.

бичева

бичевой против ветра

1234, закончили бурлачить, не пошло это дело. Полная дурь. Песок рыхлый, тяжело идти. Сели на вёсла.

вода Мезени

1304, ветер стихает, карбас наш летит приободренно, стремится на Север. Выбираем дорогу около высоких берегов, там, где идет основное течение и меньше встречного ветра.

1320, когда гребёшь против ветра, очень полезны перекусы! 

1520, нет сил грести против ветра, а после сала смертельно захотели чаю.  

1546, осматривали полуразрушенные лома Конещелья и раздумывали, не стать ли здесь на ночь. 

1700, отошли от берега Конещелья, идем в Белощелье. Иногда кажется, что сейчас пойдет снег.

1800, прибыли в Белощелье. Мы промокли, мы натерпелись мокрого встречного ветра и решили переночевать в гостевом доме. Не слишком уютно, но есть баня. Это плюс.

вяжем узлы

Сегодня прошли меньше 20 километров.

12 июля

Утром, после теплой ночи и вчерашней бани, практики спят мертвым сном. Самый гуманный способ в таком случае — включать музыку и будить их на завтрак патриото-лирическими песнями.

0950, чиним весло. Вчера мы его подломили. Только вышел на улицу, как Одиссей с веслом на плече и первый встречный не отказал нам в помощи. Александр. Живет и работает в Архангельске, но каждый год бывает в Белощелье. Приводит в порядок свой родовой дом. 

Белощелье живая деревня. Видно, что живут поморы, со смекалкой, механизмами, джипами, которые стригут траву. Жаль коров нету.

дом с журавлём

Белощелье

старый дом

1330, стартуем из Белощелья. Тепло. Ветра нет. Есть комары. Нет встречного ветра! Сегодня надо сделать большой переход. 

1450, перекус. Повод полениться. 

IMG_3800

1516, небольшой дождик. Хороший предлог, чтобы поехать дальше. Хотя, грех жаловаться, нас и так приятно тащит попутным течением. 

1600, пришли в Ценогору.

синий крест

1640, поставили парус, вышли из Ценогоры. 

1703, идем под парусом с хорошей с скоростью. Следом за нами идет большая грозовая туча и поддувает на нас своим ветерком. Лодки, как и ожидалось, очень легкие на парусном ходу. 

под парусами

1808, дождь догнал. 

1821, лодка уверенно идет в пол-ветра. 

2000, пришли в Селище. Ищем ночлег на сегодняшнюю ночь. Лагерь ставить не хочется.

На берегу много интересных лодок. Например, эта, с объеденной палубой. Что вынудило хозяина на такое раздевание судна? Две весомые причины: облегчить судно и сдать металлалом.

IMG_3859

А вот этот карбасок, без шуток, представляет собой большой интерес. Хотя транец у него уже осовременен, сделан плоским, под мотор, но форма корпуса еще зримо показывает тенденции старого судостроения. Сильно зауженная к носу и корме, такая форма наиболее обтекаемая. Лодка не «тащит» за собой воду. Скользит как рыба в воде, при этом, правда, проигрывая в грузоподъемности.

карбасок или верховка

Прошли сегодня 25 километров.

13 июля

Дом нашего ночлега.

дом в Селище

В музее Деда Мартына. Татьяна Ивановна рассказывает и показывает.

у деда Мартына

И даже разрешила нашим практикам померять музейные одежки.

с балалайкой

Сэлфи. А как же!

селфи в сарафанах

съемка

Поля и Варя

1420, обмерили карбасок Николая Дмитриевича Максимова и вышли дальше. 

1700,  были в Колмогорах. Очень вкусная вода в ключе. 

DCIM100MEDIADJI_0025.JPG

на Мезени у косы

1740, несемся с попутными течениями. Купаемся! Тепло ужас как.  

штиль

1900, причалили к песчаной косе напротив деревни Палощелье. Легкий ветерок продолжает нам благоволить и сдувает всю комаринную братию подальше. Сегодня прошли 30 километров

14 июля

Вчерашние переодевания нас вдохновили, девушки надели свои сарафаны и мы устроили фотосессию с карбасами.

фотосессия

Есть такое старая фото: три поморские женки гребут на карбасе.

фотосесссия на лодках

Пасторальные картинки. Нужно еще будет понять, в какую такую сторону мы покатились с вами, товарищи!

Наташа и Марина

три грации под парусом

1200, после фотосессии отчалили дальше. Сегодня нам нужно пройти Лешуконское. Поменять там весло, пройти понтонную переправу и прийти в Нисогору.

1410, прошли приток Вашки, идем к переправе.

1430, благополучно переправились. Виктор Петрович принёс новое весло .

1642, отобедали. Попутный способный ветерок тянет нас дальше. Едем «бабочкой».

бабочкой

1718, проходим деревню Березник на красном угоре. Кажется, что от этой горы так и веет жаром. 

красный угор

1900, пришли в Большую Нисогору.

Храм на угоре

Прошли сегодня 35 километров. В сумме от Усть-Кымы получается 100 километров. Половина пути.

Фотографии Владимира Манилова, Никиты Литвененко, Марины Литвинцевой и Евгения Шкаруба.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Новое в расписании Джульетты! Приливные практики вдоль Бретонского берега Ла-Манша

Друзья! В расписании «Джульетты» неожиданно появился еще один этап. Нам, конечно, добавилось хлопот, чтобы собрать экипаж. Но, скажу честно, это один из самых интересны и любимых нами берегов Франции с приливными маринами, течениями, осушаемыми портами и настоящими бретонскими красотами. 

Стартуем из Сен-Мало 10 августа.

Идем вдоль берега с попутными приливными течениями, в полную воду заходим в приливные марины, смотрим суровые и прекрасные бретонские берега, одним словом — практикуем. 

Посмотрим с вами следующие места: Динан (это старый город на реке, рядом Сен-Мало, никогда здесь не были, очень приливная марина), Трегуер, Роскоф, Камаре-сюр-Мер.

Закончится этап в Бресте 17 августа.

Длина этапа 200 миль. Стоимость участия 800 евро.

Ниже несколько фотографий из наших прошлых походов. Тогда мы проходили здесь по пути в Норвегию в 2016 году.

img_1888

img_8942

img_8856

img_8804img_8885

img_8888

img_9168

 

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Нормандия. Плавание из Онфлёра в Сен-Мало. 17-23 июня

17 июня, гавань Онфлёра

Утром вскрыл панель и добрался до коробки механизма ручки газа и реверса. Точно! Винт, который все держал, открутился и механизм рассыпался. Поставили винт на место, как будто проблема решена. Ручка работает. Можем ехать дальше.

Гуляли на холм над городом, туда, где находится моя любимая церковь церковь Нотр-Дам-де-Грас. Здесь, под старинными сводами, на стенах, на полках стоят модели кораблей, картины с изображением лайнеров и атомных подводных лодок, а сама Богородица держит в руках парусник, помогает своим благословением нам, морским путешественникам.

Церковь Нотр-Дам-де-Грас

вативные скульптуры в Нотр-Дам-де-Грас

Нотр-Дам-де-Грас

На борту «Джульетты» экипаж: Александр Кашкуров, Михаил Малышев, Мария…, Андрей и Никита Евдокимов, Евгений Шкаруба.

1450, отшлюзовались из Онфлера. Пока маневрировали, понял, что реверс работает некорректно. Придется еще раз лезть в механизм. Неприятно. Нехорошо идти по этим суровым местам с полуработающей механикой. 

Обратили внимание, как по-домашнему ведут себя французы в шлюзовой камере: не ждут, когда створки откроются на сто процентов, а лихо проскакивают вперед на выход. Также и под разводными мостами. И главное — служители этих шлюзовых сооружений смотрят на это спокойно, даже доброжелательно. Молодцы.

Миша и Маша

На выходе из канала, как всегда с новым экипажем, главная забота — научить всех, кто есть на борту, как бухтовать веревки, убирать кранцы и т.д.

1530, встали под паруса на фарватере, не дожидаясь выхода в море. Идем хорошим бейдевиндом с попутным отливным течением. Срезаем мелкие места, по которым мы не рискнули бы пройти на малой воде. 

1840, пришли в Уистрем на малой воде. Здесь начинается канал в старый Каен. Ворота откроются через два часа. Диспетчера на наши запросы молчат. Поставили стаксель и дрейфуем в сторону моря на пару часов.

2030, зашли в канал. Встали в ближней марине на ночь.

18 июня

яхтинг во Франции

1224,  вышли из марины. Идем в Каен. По пути у нас несколько мостов, половина из них открывается по расписанию, остальные по требованию. Кажется, мы все правильно рассчитали.

1400, очень вальяжно идем по каналу. Рулят Маша и Никита. Мужщины налаживают канал связи с Вселенной. Говорят о Вечном. 

в канале

1414, еще один мост по пути. 

мост через канал

1530, пришли и встали в марине Каена. Рукоять переключения скоростей капризничает, не хочет работать штатно. Неприятное ощущение. 

Гуляли в первой столице Нормандии. Смотрели старинные готические соборы, приценивались к недорогому жилью средневековой постройки, ели морскую живность, особенно устриц. Некоторые дошли до 30 штук. Замечательно.

19 июня

Купили устриц. Перед самым выходом из Каена. Небольшой поднос, но хватит всем. 

Рядом с городом стоит вот этот катамаран с необыкновенным парусным вооружением. Помню, лет 20 назад был о таких турбодемонических штуках разговор. Но что-то не пошли они в тираж…

странные паруса

1200, прошли первый мост из Каена.

Накрыли устрицами стол — и тут чёрт меня дёрнул похвастаться этим столом. Тут же посыпались нас за моё хвастовство проблемы: рычаг переключения скоростей стал переключаться все хуже. Решили дойти до марины у моря, встать в марине и перед выходом чиниться.

экипаж с устрицами

1400, залезли в механизм. Увлеклись. Сломали то, что еще не было, сломано. Это я молодец: свернул винт — пришлось его высверливать. Если бы не Андрей и Миша, сидеть бы нам в этой марине еще неделю.

На улице дождь. Нормандия, ничего не поделаешь. Всё тонет.

утонул

Вечером вместо моря устроили пикник на отливном пляже.

20 июня

К полудню закончили ремонт, на сколько это возможно. Реверс переключается, но как-то невнятно. Невозможно нащупать с первого раза «нейтраль», не отчетливо включается «задний ход».

Пришлось назначить на время швартовых маневров механика, который дежурит рядом с двигателем и проверяет правильность работы рычага переключения. На должность механика назначен Андрей, на телеграфе работает Маша — передаёт команды с мостика в моторное отделение.

1340, шлюзуемся. 

Силуэты по корме.

русалки

1400, вышли в море, поставили грот. Сегодня предстоит переход около 30 миль против ветра. Лавировка. Но лавировка с хорошим попутным течением. 

1430, ветер скис до неразумного. Спустили паруса. Завелись.

1455, ветер. Поставили паруса.

1530, скисло.

1930, снова, в пятый раз, наверное, вернули паруса. Дуют 13 узлов. Достаточно, чтобы хорошо идти. Правда, спешить нам некуда. Ворота в порт Сент-Вааст-ла-Уг, куда мы сегодня направляемся, откроются в 2243. До порта еще 12 миль. Солнечно. Отлавируемся против ветра и слабого течения как раз к сроку.

Прилетела стая шмелей. После ремонта мы немного выбиты из колеи. Точнее — я выбит. Остальные молодцы. 

2300, прошли над литоралью и встали у гостевого понтона в гавани Сент-Вааст-ла-Уг.

21 июня

DCIM100MEDIADJI_0037.JPG

Утром гуляли по городку. Смотрели на устричные грядки, ремонт рыбацких сейнеров, небольшую верфь рядом с гаванью.

рыбацкие суда в Сен-Вааст-ла-Угэ

обработка днища на отливе

морская деревня

амфибия Сен-Вааст-ла-Угэ

1420, вышли в море.

1430, ставим паруса. Нормандская лодка спешит в Сент-Вааст-ла-Уг, а мы сегодня в Шербург. 

нормандские красавицы

1444, несемся в брызгах. 

1600, огибаем мысы. С попутным течением мчимся через ряды сулоев. Они даже сейчас, когда в море почти нет волны, явственно присутствуют напротив мысов. А что делается здесь в свежую погоду?

800

1711, скорость «Джульетты» до 12 узлов. Плюс вино и закуски.

1855, пришли в Шербург. Сегодня был очень позитивный переход.

Вечером пошли искать ресторан. В городе шумит музыка выходных, не шумит, а грохочет, бьется в истерике. Наконец нашли самое тихое место с поющей негритянкой. И там мы в лучших ресторанных традициях ужинали больше трех часов! Как будто встали против приливного течения и стояли так, пока наконец не случился «slaсk time».

22 июня

Утром, пока экипаж ходил в морской музей, я «вернулся» в Шенген. Сходил в полицию и поставил в паспорт штамп на въезд. А выписался я еще в Алесунде, перед стартом в Северное море. Таким образом увернулся от лишних дней прибывания в Шенгене: маленькая хитрость странствующего круизёра.

Стоянка местных корабликов.

домашние лодки

Вот так надо жить.

подарите себе море

Корпус и парусное вооружение традиционные, а вот рубка новая… И ничего, вписалась!

французские суда

1430, вышли из Шербурга.  Хороший попутный ветер в наших парусах.

1600, подошли к мысу Гури. Кажется, так его называют. Попутное течение до 4 узлов. Мчимся вперед, в Бретань, в Сен-Мало. 

1640, общая скорость 12 узлов. Течение. Ветер. Бывает в жизни счастье. 

Справа Канальные острова. Не надолго вошли в английские территориальные воды. Телефоны автоматом подключилась к английской сети и изрядно хлебнули дорогущего интеренета.

Ночью прошли каналом Сен-Мало. Спешили к последнему открытию шлюза на ночной полной воде.

23 июня

0140, подошли к шлюзу. Но нас в него не пустили. Пришлось встать в соседнюю марину до утра.

Утром перешли сначала в гавань Вобан, потом в следующую, совсем в глубине. Здесь «Джульетта» будет ремонтироваться и отдыхать до осени. Путешествие из Северной Норвегии в самый центр атлантической Франции закончено.

в конце похода

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Перегон катамарана Lagoon 52

Друзья, этой осенью у нас будет интересная и комфортная практика — перегон новенького катамаран Lagoon 52.

lagoon-52F-catamaran

Получим катамаран на верфи в Бордо 15 ноября (еще одна полезная практика — приемка катамарана на верфи).

Далее выйдем в Бискайский залив и  вдоль Испании и Португалии по Атлантике пойдем на Канарские острова. По дороге предположительно зайдем в Бильбао, Ла-Корнунью, какой-нибудь из портов Галисии, Порто, Лиссабон, Мадейру и, если хватит времени, на канарский Лансароте.

Финиш в Лас-Пальмас на Гран-Канарии 3 декабря.

Всего пройдем 1200 миль. Из 18 дней путешествия — ходовых 9 суток. Значит останется время посмотреть берега и города, которые будут у нас по пути.  Такие планы. Многое в перегоне, конечно, будет зависеть от погоды и, вообще, от нашей удачи)).

Катамаран большой, можно сказать, очень большой. Поедем с комфортом. Максимальное размещение практиков на борту — 9 человек. Как видно на картинках — на катамаране 6 кают. Пять заселим, а шестую оставим под чемоданы.

Снимок экрана 2019-06-28 в 12.53.44

Стоимость этапа 1700 евро. Дополнительные расходы в судовую кассу на продукты, топливо, стоянки — все как всегда.

Снимок экрана 2019-06-28 в 12.52.27

Можно взять побольше книг и фильмов или, наоборот, постараться ничего не брать — смотреть сны и разгружать голову.

Почему-то я думаю, что это будет интересное путешествие!

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Из Амстердама в Онфлер с грехом пополам, 8-16 июня

8 июня. Марина Амстердам

Из-за сильного встречного шторма в Канале (так англичане называют Ла-Манш) не можем выйти в море. Культурная программа (поход в музей судоходства Амстердама) выполнена. Матросы отпущены на берег, изучают знаменитые притоны. В воздухе порывы ветра, летают шляпы и зонтики, нехорошо хмурится небо. 

IMG_2653

Вечером Гоша, садясь за стационарный обеденный стол, попробовал его подвинуть. Нужно срочно уходить из Амстердама.

9 июня

На борту «Джульетты» экипаж: Кирилл Кондратьев, Георгий Мищенко, Евгений Т., Филипп Левшин, Константин Корнилов и Эливира Старостина, Евгений Шкаруба.

1029, отошли от понтона марины Амстердама. 

1333, отшлюзовались и заправились до отметки 331 литр в знакомой марине у самого моря, на выходе из канал ведущего в Амстердам. Обедаем. Ждем, когда в море стихнет вчерашняя волна. Ветер слабый, его не хватит тянуть нас и одерживать от раскачки. 

1410, выходим в море. Ставим паруса. 

1430, лавируемся вдоль берега. Как ни странно, но волна уже успокоилась и ветерок вполне сносный. Отличный ветерок. Бежим вперед. 

1840, пришли в гавань Висерхавен напротив Гааги. Здесь суд, здесь трибунал, но они нас не касаются. Мы стоим в небольшой марине, набитой лодками какой-то регаты. 

порт

судейское судно

Вечером неожиданно показались на своей лодке Сергей и Аня Кищенко! Встали к нашем борту! Прославленные морские практики! Обзавелись своей лодкой и отправились в дальние страны. Дружно выпили за их успех и удачу в море!

Сергей и Аня Кищенко

10 июня

1020, распрощались с Сергеем и Аней. Стартовали дальше, вдоль берега на юго-запад. 

1050, поставили паруса бабочкой. Сегодня дует попутный ветер. Как раз для перехода в 60 миль. 

1250, проходим фарватер Ротердама. Лоцман, не увереный в нашей квалификации, подъехал и проконтролировал расхождение с целым веером судов, следующих из Ротердама и в Ротердам. Работа у него такая. Помнит, как два года назад глубокой ночью мы чуть было не потопили в канале пару контейнеровозов.

1320, течение повернуло на попутное, как и планировалось. 

1425, сильный дождь. Пришел нам на встречу из Ла-Манша. 

1440, оказывается это не просто дождь, а шквал. Убрали паруса. 

1500, ветер от NW. Летим полным бейдевиндом со скоростью 10 узлов. Течение с нами. Везем тысячу мух. Сели к нам около берега, не реагируют на угрозы и ругань, нет нам спасения от них. Топчем их, плюём на них. Ничего не помогает.

1930, пришли в Зеландию, в порт Брискенс. Где она, Новая Зеландия, и где она, Старая Зеландия! Ливни весь вечер. 

11 июня

Утром пока мы с Филиппом занимались МППСС, остальные члены экипажа смотрели гавань и город вокруг. Главная достопримечательность — рыбный завод и магазин при нём. Главная рыба в магазине — селедка и скумбрия. Есть от чего потерять голову!

1050, вышли из Зеландии. 

1240, подняли паруса. Встречный ветер. Лавируемся. 

1440, завели мотор, крадемся вдоль самого берега. 

Зеландия

Прошли мимо Брюгге. 

1520, долго рисовали план сегодняшнего перехода. Кругом мели. Сложно вот так, сразу, довериться карте. А теперь легли на курс 240 и идем с клиренсом 3 метра. Осмелели. Парусим над мелями. 

1740, блаженно идем. Галфинд и скорость до 6 узлов. Мимо один за одним проплывают дикие и урбанистические песчаные берега Бельгии. В волну мы не рискнули бы идти по таким мелким местам. А сегодня с удовольствием идем. 

Проходим памятный для нас порт Ньюпорт. Здесь мы в первый раз ремонтировали руль. Первая авария, Пан-Пан, спасательный буксир, счет за буксировку на 5 тысяч евро и разговоры со страховой компанией. Первые ужасы, короче.

1850, уперлись в встречное течение, но попутный ветер нам благоволит и нет волны.

1920, счастье не бывает долгим. Ветер скис. Пришлось завести мотор. 

Вечером пришли  в французский Дюнкерк, где полиция любит досматривать лодки, прибывшие из порочного Амстердама. Ждали обыска и мы, но просчитались.

франция

сэлфи

Франция, домики

12 июня

1145, отошли. Дождь. Идем в Па-де-Кале. 

1232, дождище. Штиль. Погода шепчет достать бутылочку портвейна и выпить её. Плывем по течению. 

1410, затекаем с течением в Канал. 

1450, прошли мимо Кале. Ничего не видно, дождь и дымка тумана кругом. Включили радар. Может, в Ла-Манше погода будет другая. Посмотрим. Сейчас одна радость — выспаться. 

1640, солнце. Прошли Па-де-Кале. Видели тюленей.

1800, пришли в порт Булонь-Сюр-Мер. Пока сомневались, не успели войти в ворота гавани Наполеон, пришлось час ждать у душистого рыбацкого понтона, пока снова откроют шлюз. Гуляли по безлюдному старому городу. Где французы, куда делись — не известно.

Евгений Т

Булонь на море

м-практики

на баке — копия

Булонь Сюр Мер

13 июня

Рано выходить в море сегодня нет смысла. Во-первых, встречный сильный ветер, во-вторых, сильное встречное течение. Дождемся хоть какой-то перемены в лучшую сторону.

Гуляли, ели, решали навигационные задачи и чинили розетку бортового питания.

1700, пытаюсь спать. 

2000, вышли из Булони.

2020, поставили паруса. Летим на месте. В море встречная волна и встречный ветер. Бьет с разных сторон. Ветер до 20 узлов. Пытаемся лавироваться. Идем против течения и ветра. Это не плохо пока. Течение разглаживает волну. Когда течение повернёт на попутное и начнет волну задирать, ветер уже ослабнет. Такая у нас стратегия на эту ночь. Не самая красивая, но ничего не поделать. Лучше вариантов нет.

2310, встречное течение около 4 узлов. Топчемся на месте.

14 июня

0145, зигзаги нашей лавировочной линии становятся перестают напоминать клыки и становятся полнее. Встречное течение сошло на нет, ждем чуда —  попутного течения. 

0333, прекрассная лавировка с попутной водой. 

лавировка

0700, течение развернулось на встречное. Я бы спрятался куда-нибудь. Но некуда. Продолжаем идти вперед.

Сломалась ручка лебедки. От старости и нелегкой жизни. Покупали её, если мне не изменяет память, на том конце света, в Новой Зеландии. Служила долго и исправно. Облезлая, уже без краски. Недавно подумал, что надо бы поменять и вот она сломалась. 

0800, нашли на палубе стальные шарики. Какой-то подшипник рассыпался. Какой? Понял. Это привет от ручки лебедки.

0925, солнце. Рядом высокий берег Нормандии, но как нам к нему добраться, не знаю. Даже если завести мотор, придется биться о встречную волну. Не хочу так. Пусть вахтеные лавируют нас понемногу, в час по чайной ложке, а остальные пока спят.

0939, лежу и думаю, заведется ли мотор на подходе к Дьеппу или нет? После Северного моря, когда мотор не хотел заводиться, мы грешим на волны и крен. Если верно, мотор должен покапризничать перед Дьеппом. 

Тем временем вахты меняют вахты. Эля кашу варит. Жизнь в море идет своим чередом.

1115, завели мотор. Он завелся без сомнений, за полсекунды, как всегда. Что это было с нами в Северном море? 

Убрали паруса. Ветер кончился. До Дьеппа два часа ходу. За 14 часов мы отлавировали 38 миль. Против ветра. Из них 8 часов против течения. 

1400, пришли в Дьепп. 

Нормандия

гавань Дьеппа

Вечером я выпил полстакана уксуса. Дело было так. Накануне почувствовал, что заболеваю. Точнее, уже заболело горло, появился насморк и прочие простудные симптомами. Товарищи рекомендовали большую шипучую таблетку витамина С. Хорошо. Бросил таблетку в стакан. Налил в стакан воды из бутылки, которая недавно появилась на столе, дождался, пока таблетка растворится и начал пить. Пью и думаю: «Какой кислый этот витамин С! Надо же. Непривычно кислый. Уж на что я кислое люблю, а здесь — аж зубы сводит, такая кислятина. Наверняка, очень полезная»… Выпил полстакана, зубы у меня окончательно свело — решил прерваться. Уж больно кисло. Засомневался и решил проверить бутылку — глотнул из горла. Уксус! Но, вроде, не эссенция. Так просто полстакана эссенции не выпьешь. Можно сразу помереть. Позвонил Поле в Архангельск. Спасали меня потом полночи: заставляли есть сырые яйца, пить молоко, воду в количестве трех литров… И портвейн. Он с сахаром — помогает. Так и не спасли, продолжаю чихать.

Джульетта в Дьеппе

15 июня

1040, вышли из прекрассного Дьеппа.

на баке

1140, нас догнала полиция Дьеппа. Второй раз проверяют документы. В первый раз мирно приходили в порту. Спрашивали паспорта. Во второй раз догнали уже в море и потребовали поднять домашний флаг. Флаг у нас BVI. Честно говоря, ленюсь его носить. Все спрашивают, что это такое. Надоели. Наверное, пару лет как не раскрывали этот флаг. Ни в Норвегии, ни на Шпицбергене — никого это не волновало. А теперь приспичило французам. Пришлось поставить. 

1600, лавируемся. Отлично идем под берегом с попутным течением. Команда спит. «Джульетта» сама рулит с застопоренным штурвалом.

1710, не смогли зайти в Фекам. Мой Навионикс катострофически не бьет. Чуть не влетели в мель. А Женин правду показывает. Но мелко здесь. Идем дальше, в Гавр.

1810, нашел причину вранья Навионикса в настройках. Стало легче дышать. 

берег Нормандии

1840, из устья Сены надвигается в полнеба туча. Встречный ветер. Невероятное маловезение у нас с погодой. Вот сейчас у нас рыба в духовке приготовилась, а тут эта гроза… Как жить и что планировать дальше? 

1930, карабкаемся против грозы. Глухозарифленные. 

2230, о, сколько же это еще будет продолжаться! Волны задирают нос «Джульетты» и подло дают под дых. Выбивают воздух из легких. Гроза идет одна за другой. Что с нами не так в этом плавании?

Спрятались от волн под берегом. Здесь как будто потише. Он нас немного прикрывает. Убрали паруса, побуем грести мотором. 

0033, пришли в Гавр. В море свистит безобразие. 

Выпили горячего молока и легли спать

16 июня

0122, на улице как будто вьюга воет. В кают-компании накрыт новогодний стол: закуски, стаканы, бутылки.

0700, вышли из Гавра. 

0830, заходим в канал Руен. Попутное течение несёт нас в Онфлёр.

1000, отшлюзовались и зашли в Онфлёр. При подходе к гостевому причалу вдруг понял, что не включается задняя передача. Где-то такое у нас уже было… На Мадейре, кажется, лет семь назад. Умер механизм переключения скоростей в кок-пите. Как мы тогда смогли выскочить из марины и никого не задеть… Видимо и сейчас тоже самое. Отрулили и встали со второй попытки. Вот так.

Всего прошли 375 миль.

Старая гавань Онфлера

Онфлер

кафе

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Норвегия, Северное море и Голландия, 29 мая - 7 июня

29 мая. Берген

Накануне выхода в море гуляем по старому городу. Смотрим на деревянные улицы, радуемся, что где-то такое сохранилось. Жаль, что не у нас.

IMG_2123

На борту «Джульетты» экипаж: Кирилл и Ольга Филимоновы, Александр и Герман Орионовы, Евгений Шкаруба. В этом плавании мы выйдем из Норвегии, пересечем Северное море и придем в Голландию.

0920, отошли из Бергена. Встречный холодный и мокрый ветер.

1145, пришли в местечко Хеллистад за латами. Здесь, в двух часах от Бергена, есть небольшая марина и парусная мастерская. Недавно обнаружил, что у нас сломаны вдрызг две верхние латы. Еще раз спасибо Вадиму Соловьеву за помощь в этом ремонте!

1400, отошли с новыми латами в гроте.

1455, прилег отдохнуть на диванчик кают-компании и вижу, как на палубе колбасит непогода. Дождь и встречный ветер.

1625, карабкаемся против ветра и течения на юг.

1750, пришли в знакомый городок Бекярвик. Здесь есть небольшая гавань, гостевой понтон, супермаркет и магазин с цветами. И даже сарай со старыми лодками есть.

IMG_2217

Вот такие постова для вёсел. Не знаю, как правильнее их назвать.

IMG_2210

Координаты 60*0’N 005*12’Е.

30 мая

1050, чудом не залили воду в бак с топливом перед выходом в море! А ведь я только рассказывал боцману страшные истории о заливании воды в дизель, от том, как потом нужно очищать бак от воды… Отвлекся на минуту — и вот, поворачиваю голову в сторону иллюминатора над камбузом, а там извивается змеёй воткнутый в топливную горловину шланг и рука занесена над вентилем с водой. Будьте внимательны к расслабленным боцманам, даже к конкретно предупреждённым!

1145, вышли в фьорд на исходе ночного южного ветра, с надеждой не пропустить его поворот на попутный северный. У нас на этот ветер серьезные намерения на ближайшие сутки хода. Потом будем бороться с встречным ветром уже в Северном море.

IMG_2221

1305, заглушили мотор, добавили к гроту стаксель и помчались на юг. Мы почти в море.

IMG_2225

1340, с севера проглядывает чистое небо, приятно поддувает до трех баллов. Уваливаемся и набираем скорость.

IMG_2227

1445, завели стаксель на спинакер гик. Ветра немного, но хватает, чтобы парус не хлопал на раскачке старой волной. Очень надеюсь, что так и продолжится еще часов двенадцать или больше. Идем мимо Норвегии. Узлов семь с половиной. Солнце!

1710, унесло мою соломенную шляпу. Рано надел. Это еще одно нам предупреждение. Сначала топливо, теперь шляпа…

Ветер до четырех баллов. Резво бежим до 9 узлов. Спешим идти в языке попутного северного ветра, который сегодня облизывает юго-западный мыс Норвегии. Можно неплохо подъехать в этом завитке ветра, но он быстро движется. Важно успевать бежать с ним в ногу.

1750, переносим стаксель на ветер бабочкой.

1820, ветер заходит в корму.

2130, сплю. Одеяло плотно обнимает меня, но все равно холодно. День был теплым, двери на распашку по-летнему… И вот похолодало.

Качка стала меньше, ветер продолжает тянуть нас на юг. Надеюсь, он не покинет нас и до моей вахты в два часа ночи.

На верху звучит Пинк Флойд. Не могу понять, попадают они в ритм нашего движения или нет.

2140, оделся потеплее, чтобы поесть мороженного. Читаю Амундсена. «Южный полюс».

2300, включил навигационные огни, чего давно уже не делал.

31 мая

0145, начинаем отваливать от Норвегии. Северный ветер все еще тянет нас вперед. Все бы хорошо, если бы не эти волны с юго-западного направления. Вытряхивают из наших парусов остатки благотворного ветерка. Свинство — эта зыбь.

0225, перенесли стаксель под ветер. Приводимся, чтобы увеличить вымпельный ветер и спастись от хлопков парусами.

Ноне не ночь еще.

Координаты 58*33.1’N 005*20.3’Е

0400, белёсое утро.

0430, завели двигатель.

1200, чтобы хорошо спать на качке, нужно или сильно устать, или уметь расслабляться. Проспал вахту. Едем на моторе. Терпим волны. Вспоминаем прекрасное вчера.

1310, слабый встречный ветерок. К ночи он раздует до крепкого. Завели бэбиштаг. Вооружили штормовой стаксель.

1320, кит. Одна штука по левому борту, предположительно, большая гринда.

1405, завели штормовые леера.

1417, мы уже часа три как в Северном море.

1437, приплыли полярные дельфины с лихо загнутыми спинными плавниками и белыми, как у касаток пятнами.

IMG_2268

1515, поставили паруса, легли на бейдевинд левого галса. Ждем усиления и захода ветра.

1805, взязли риф на гроте. Дуют 17 узлов, разлувает и поднимает волну. Продолжаем идти левым галсом, ждем захода ветра, чтобы выгодно лечь на правый.

1840, поменяли основной на штормовой стаксель.

1940, морось. Плохая видимость. Хочу сделать поворот, но рис на камбузе еще не сварился.

2121, дождь. Судя по всему, подходит холодный фронт.

2140, легли на правый галс, отдали рифы на гроте. Ветер 15 узлов.

2258, отвратительная волна. Не наша, чужая. Откуда такая только берется.

1 июня

0100, идем мимо нефтяной вышки. Жгут газ. Вдалеке увидели сильный и неровный огонь и долго не могли разобраться, что это. Координаты 56*37.5’N 004*55.4’E. Ветер непонятен. Ждем захода. Зарифили грот. Скорость упала, но и биться о встречную волну перестали.

0750, сгинула эта ужасная ночь. Туда ей и дорога. Ветер до 25 узлов. Топтались против омерзительной и рваной волны. Измучали себя и лодку.

0855, поменяли штормовой на основной стаксель. Видим яхту, идущую навстречу параллельным курсом.

Ветер восемь-девять узлов. Галфвинд.

1250, отдали риф на гроте. Ветер 12 узлов. Ласточка прилетала. Посидела, пошарахалась по каюте и понесла своё лето дальше.

1745, ветер комфортные 10 узлов. Волна  успокоилось. Можно сыграть в нарды, можно прибраться.

1800, попытались завести мотор, а он не завелся! Стартер работает, крутит вал, но без толку. Пробовали прокачать топливо вручную, проверяли воздух в тонком фильтре. Отключали стартовую батарею. Снова прокачивали и пробовали крутить стартер. Наконец, мотор завелся. Работает ровно. Что это???

2 июня

0009, встали под паруса. Слабый ветер от SW.

0330, подходим к первой системе разделения движения.

0420, прошли полосу разделения. В море пустынно. Почти ровная вода. Примерение с морем ненадолго. Ветер, можно сказать, идеальный для «Джульетты», до 15 узлов.

0525, нет, так просто оно нас не пропустит. Раздувает навстречу до четырех баллов. Поднимается волна. Судя по всему, без лавировки нам не обойтись. Зарифили грот.

0621, отдали риф на гроте. Не понимаю, сомневается ветер или хочет обмануть.

0840, вошли во вторую полосу разделения движения наискосок, против правил, пока никого не видно.

1140, прилетел голубь-почтарь. Был напоен и накормлен. Теперь сидит: отдыхает на юте.

IMG_2286

Голландия уже рядом, не за горами.

1300, начали заходить в zuider Stortemlk. Идем под парусами навстречу течению.

1343, в виду острова Vlieland голубь ожил, встрепенулся и сошел, точнее, слетел на берег.

1520, лавируемся в потоке местных лодок всех мастей. Их не смущает лавироваться против отливного течения. Это у них воскресная прогулка. В таком случае, и нам не зазорно.

Идем узким фарватером. Кое-где приходится набирать высоту контр-галсами. Постепенно течение поворачивает на попутное. За две мили до порта, при попытке завести мотор, мотор опять не завелся. Нас уже не остановить. Ширина фарватера около 60 метров. Вода начала прибывать. Свернуть некуда. Пока Кирилл и Саша пытались прокачать топливо в моторном отсеке, мы наверху зарифили грот и стаксель, чтобы снизить скорость.

За полторы мили до порта фарватер делает зигзаг на ветер. Вопрос: нужно ли идти по фарватеру или продолжать следовать в потоке яхт напрямую. Впереди глубина 2,5 метра. Решаем идти со всеми.

1740, коснулись килем песка. Коротко, видимо пробили небольшой песчаный бар. Идем дальше. Пытаюсь сигнализировать идущим рядом яхтам, что нам нужна помощь в буксировке. Немецкая яхта рядом не понимает или делает вид, что не понимает. Толстый немец разводит руками.

1750, двигатель завелся.

1820, встали в Южной гавани городка Харлингем. Вокруг роскошь старых голландских барж.

IMG_2304

IMG_2307

3 июня

Ремонтировались. Поменяли порванные стаксель-шкоты. Заводили двигатель — работает штатно. Пытаемся понять, что с ним было такое два раза?

IMG_2315

Местный яхтенный магазин.

IMG_2321

Лодки

IMG_2332

Пал.

IMG_2364

1800, вышли из Харлингена.

IMG_2375

Прошли фарватером против приливного течения 3 узла.

2000, пришли к шлюзам Воорхавен. Здесь ждем открытия моста и камеры шлюза. В гавани дует поперечный ветер шлюза. Чтобы не париться с ожидаанием, лодки подходят носом к наветренной стенке и задают носовой швартов. Болтаются на нем как на якоре.

2030, в шлюзе, прямо перед нами, экипаж немецкой яхты не справился с швартовыми. Лодку развернуло поперек шлюзовой камеры. Чуть не боднули нас и бетонную стенку. Увернувшись от немцев с удовольствием замечаем, что это им наказание за вчерашнее.

2040, отшлюзовались. Вошли в пресные воды Голландии — залив или озеро Эйсселмер.

IMG_2380

Пришли в Ставорен.

4 июня

Утром гуляли по городу. Расспросили дорогу по каналам в сторону Леммера.

IMG_2398

1255, отошли от понтона.

1315, шлюзуемся. Немцы опять крутятся под ногами.

1345, подняли паруса, плетемся по каналам и озерам.

IMG_2412

1545, сели на а мель. Вроде, все грамотно делали: пошли по каналу, который нам советовали сегодня утром. В середине канала глубина резко пошла вверх. На малом ходу «Джульетта» присела в ил и никак не хотела оттуда вылезать. Мотор не помог. Поставили грот, чтобы накренить лодку, — бесполезно.

Выручили голландцы, которые подошли сами, не дожидаясь просьбы, на двух лодках и предложили помощь. Сначала дергали нас швартовыми, потом, поразмыслив, прицепили швартов к фалу и кренили нас катером за мачту. Мы при этом газовали вперед. Помогло, лодка сошла с мели. Свернули в канал Принцессы Маргарет.

1646, продолжаем движение по Голландии. Приятно пованивает с полей.

1826, выходим из канала Принцессы Маргарет.

Вечером пришли в Леммер. Гуляли, спасались от жуткой ночной грозы.

IMG_2455

5 июня

Любовались лодками.

IMG_2474

DCIM100MEDIADJI_0023.JPG

DCIM100MEDIADJI_0006.JPG

Вышли из Леммера и через четыре часа пришли в Энкхёйзен — город с морским музеем.

IMG_2521

Наслаждались.

IMG_2526

IMG_2528

6 июня

Были в морском музее. Снова наслаждались.

IMG_2552

IMG_2562

IMG_2568

IMG_2585

IMG_2588

1345, вышли из города-музея. Ветрено навстречу. Идем в Амстердам.

1415, прошли шлюзы. Вошли в акваторию Маркмер. Или это озеро так у них или залив называется.

1440, приняли решение повернуть назад. Снова шлюзы. Этот фарватер нам не подходит. Мелко в середине. После двух посадок на мель нам это надоело.

1525, прошли шлюзы обратно. Вернулись к моменту старта. Открыли стаксель. Сели обедать. Мимо идут парусные баржи.

IMG_2608

Искусство по берегам.

IMG_2624

1922, зашли в шлюз. Долгий сегодня будет день.

2020, лег спать перед Амстердамом, а не спится.

2210, петляем между мелких банок. Богатая у ребят получается практика. Норвегия, Северное море, теперь эти каналы и банки.

2226, смотрю на старые голландские лайбы, которые сумели сохранить голландц, и думаю: какие молодцы! Все у них будет хорошо.

2330, еще один шлюз.

IMG_2626

2400, пришли в марину Амстердам.

Плавание закончено. Всего прошли 550 миль.

Напоследок одарили парой зимних одеял соседнюю лодку. Говорят, идут в Балтику. Пусть греются, нам под такими уже жарко.

d4458e64-fbe8-4a4f-8f78-1575ed032753

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Премьера в Москве! Поморский карбас, документальный фильм

Дорогие друзья!

Рады вам сообщить, что 26 июня в 18:30 в Московском лектории Русского географического общества (Новая пл., 10, стр. 2, 5 этаж) состоится премьера документального фильма «Поморский карбас» (режиссер Павел Вабищевич). 

Будем счастливы видеть участников проекта, тех, кто строил и плыл на карбасе, спонсоров и меценатов, благодаря которым мы смогли собрать средства на фильм, членов клуба «Морские практики» и всех, кому интересна морская культура Русского Севера.

Обратите внимание! Для посещения Московского лектория РГО необходима предварительная запись. Записаться можно любым из следующих способов (записывайтесь один раз, дублировать не нужно):

1) Регистрация на странице анонса (укажите фамилию и имя):  https://www.rgo.ru/ru/lektorii/moskovskiy-lektoriy (откроется за 5-7 дней до показа; предварительной записи по почте нет).

2) На странице лектория в социальных сетях Вконтакте и Facebook (укажите фамилию и имя).

3) В случае крайней необходимости (невозможна регистрация никаким иным способом) принимается запись по телефону 8-800-700-18-45 (Кирилл Кузнецов).

Вход бесплатный, по списку и документу, удостоверяющему личность.

Ждем вас!

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal