школа

Архивы

11_deel_logo

Рубрики

Плавание по Лофотенским островам 19 - 24 марта

19 марта. Гавань Свольвера

Норвегия 3 этап

На борту «Джульетты» экипаж: Александр К.,  Марина Литвинцева, Наташа Чернова, Николай Чёрненький, Алексей и Катя Яшенькины, Михаил Малышев, Евгений Шкаруба.

«Джульетта» у понтона среди рыбаков. На понтоне мало электричества, но есть жидкая, то есть незамерзшая пресная вода!

IMG_4647

Только позавчера закончился наш переход на Лофотенские острова с Игорем Белокобыльским на двоих. Переход был красивым и сложным. Холодно, навигация такая, что от карт-плоттера не отойти ни на минуту. Вокруг банки и гроздья островов. Мы с «Джульеттой» порядком выдохлись по дороге, но с новой энергичной командой, думаю, быстро восстановимся.

Прошли инструктаж по безопасности и устройству лодки. Гуляли на дальний мыс Свольвера, туда, где сушат на специальных вешалах лофотенскую треску.

IMG_4682

Вчера закончился чемпионат по её ловле. Трески полно, метель метет. Устроили небольшой пикничек на берегу моря.

IMG_4690

Погода здесь сейчас такая: то солнце, то мгла.

IMG_4665

IMG_4662

Вернулись на лодку. Снова снег и ветер.

IMG_4697

IMG_4709

Уборка палубы с помощью воды. Солнце выходит из-за туч и снова дарит нам надежду. Хочется верить, что сейчас скинем снег, а дальше — весна! Снега больше не будет…

IMG_4713

1155, вышли из гавани Свольвера. Идем ловить треску.

1230, ловили треску и удачно, первый раз в этом году. Уф! Солнце и рыбий жир. Мечты сбываютя! Как пишут в комментариях — Омега 3 в чистом виде.

IMG_4737

Технология нашего лова проста. Ищем банку или свал. Встаем над глубиной 50 метров. Дружно закидываем удочки. Если треска в этом месте есть, она начинает ловиться. Здесь главное вовремя очнуться и прикинуть: а сколько нам её нужно, трески этой? Сколько мы готовы почистить и съесть?

IMG_4740

IMG_4747

Снежные заряды с ветром и полным отсутствием видимости каждые полчаса. Снег налетает так, что нужно постоянно чистить лобовое окошко козырька.

Рулевой и штурман на вахте.

IMG_4759

1407, только что было солнце, а теперь налетел снежный шквал. Ничего не видно. Пережидаем его, чтобы начать заходить в место сегодняшней стоянки, Хеннингсвайер. Это местечко я давно знаю и люблю. Небольшой рыбацкий посёлок на двух плотно прижатых друг к другу островках.

1530, зашли в гавань Хеннингсвайера. Все стенки и несколько понтонов заняты рыбацкими суденышками. Встали к короткому понтону гостиницы, но вовремя увидили, что рядом с понтоном мелко. Ищем другое место.

IMG_4783

1700, закончили швартоваться к рыбаку в самом конце гавани. Завтра в пять утра он отчаливает — придется выпускать. Всего намотали сегодня 12 миль. Координаты 68*9’N 014*12’E.

Погода меняется на глазах.

IMG_4802

IMG_4818

Улов на столе.

IMG_4830

Вечером смотрели северное сияние.

20 марта

0500, выпускали рыбака. Вчера мы встали к нему лагом. К удивлению, он стартовал ровно в пять. Мы немного задержались с выходом, так мужичек вскочил нам на палубу и начал топать сапогами изо все сил. Спешит, переживает что всю его треску выловят. Рыбацкая флотилия стартовала — гавань опустела к полшестому утра. Ну и славно, теперь понтон и всё электричество будут в полном нашем распоряжении.

1000, вышли на рыбалку. Пробуем найти рыбу. Ветер с вчерашнего северного повернул на южный. Холодно.

1340, видимость 200 метров. Метет метель. Идем под зарифленым гротом, по карт-плоттеру с попутным фордевиндом. Рыбалка сегодня не вышла. Сматыаем удочки. Лофотены накрыло снежным бураном.

IMG_4858

1556, видимость из кокпита почти нулевая. Несем вахты: рулевой, штурман, впередсмотрящий, он же дворник лобового окна.

Идём исключительно по приборам. Рулим руками (слишком много замечательных практиков на лодке, чтобы включать авторулевой). Учимся держать курс при полном отсутствии ориентиров. Рядом с рулевым сидит штурман с картплоттером и проговаривает: лево пять, на курсе, право пять, на курсе… И так далее. Трек который рисует карт-плотер, похож на волну. У каждого рулевого волна разная, как почерк, его не подделаешь. Из замечания штурмана: «Николаю я говорил 5*, а Марине надо говорить 10*».

1630, слава вперёдсмотрящим! Четвертое судно навстречу замечают — и мы вовремя уворачиваемся.

1715, ветер зашел. Скрутили неконтролируемый фордевинд. «Джульетта» встряхнулась, как большая собака от снега.

1720, штормовые порывы ветра. Разгоняемся до 10 узлов. Идем в большом  заливе, при плохой видимости.

1820, героически встали у внешнего понтона марины города Сторкмаркнес. Сначала, сдуру, влетели внутрь тесной марины, чудом не налетели ни на кого. Только благодаря подрульке смогли развернуться в узких лабиринтах понтонов. Все это при сильном ветре. Выскочили из ловушки наружу и только тогда увидели отличный, гостеприимный внешний понтон. Встали к нему. Координаты 68*33.9’N 014*55.8’E. Прошли сегодня 40 миль.

Вечером, после ужина, услышал подозрительную возню на палубе. Матросы, вместо того, чтобы прибирать палубу от снега, слепили снежную бабу. Со всеми элементами. Хулиганьё. Так отметили День весеннего равноденствия! Ура! У нас, в северном полушарии, день возобладал над ночью!

IMG_4909

Вечером гулял по городу. Снег, такой несносный в море, здесь кажется волшебным, новогодним.

21 марта

0820, отошли от причала. Ночью потеплело, баба растаяла бесследно, как ночные грезы. Ветер повернул на попутный от NW. Низкая облачность, но видимость сносная, не то, что вчера. Можно немного расслабиться и рулить по ориентирам.

1100, пошел снег. Выставили вахту дворника.

Миша — дежурный штурман.

IMG_4938

1250, ловили треску. Вытащили больше 25 хвостов.

ANMG8300

Ловим так много, потому что Лёша и Катя приехали с огромным холодильником — нам его нужно забить под завязку. Самую большую трещину вытащила Марина — на 8 кг. Ну, это понятно: помню, как она в нарды играет — все дубли в рукаве.

IMG_4989

IMG_4969

Добытчики!

IMG_4991

1842, понимаю, что во время снежных зарядов мы идем на грани фола, все время вслепую. Не смотря на то, что включили радар и на баке дежурит вперед-смотрящий.

Вечером пришли в гавань местечка Скрольсвик. Координаты 69*3.9’N 016*48.9’E. Почти ничего нет в гавани. Электричества крохи, только чтобы зарядить аккумуляторы. Мусорного бака даже не нашли.

Впервые попробовали завести газовый гриль. Получилось. Правда, балон все время замерзал и его нужно было поливать теплой водой, чтобы он горел.

Ужин.

IMG_5015

Прошли сегодня 65 миль.

22 марта

Солнце и большая приборка с утра. Убираем кают-компанию, убираем снег с палубы. Это у нас теперь такое развлечение — прибирать палубу. Лодку помыть нельзя, но снег почистить можно. Нужно как-то разнобразить отдых и придумывать новые развлечения.

Проветривание подушек.

IMG_5024

0935, стартовали из Скрольсвика. Идем по солнечным заливам, вдоль высоких скалистых берегов.

1050, видели дельфинов, которые едят рыбу и нами не интересуются.

Высматриваем место для рыбалки и мы, чтобы не было волны и была крупная треска. Но так как с моря идет вчерашняя зыбь, шансов у нас не очень много. Качает. Вышли в Северную Атлантику.

IMG_5038

1140, пробуем безрезультатно рыбачить. Зашли в залив и приютились на склоне свала.

IMG_5064

1500, пришли в местечко Гриллефьорд. Отлично защищенное место в глубине фьорда. Встали к понтону. Пришлось для этого слегка разогнать лёд в гавани. Координаты 69*21.8’N 017*3.5’E. Прошли 22 мили.

IMG_5084

IMG_5088

Гуляли. Радовались северному сиянию и успешно его фотографировали!

IGZU7546

TSPJ0908

23 марта

0800, заправились водой у рыбной фабрики. Вода — гавная наша забота в последнее время. Все замерзло на севере Норвегии, и норвежцы не слишком озабочены этим.

0915, отошли от причала рыбаков. Освобождаем палубу от остатков льда.

1200, спустили на палубу стаксель, клеим заплатки.

IMG_5150

1430, вернули стаксель на место.

1545, пришли на остров Соммарой. Бьемся за электричество. Электрощитки почти все на запоре. Почти. Алексей нашел ключик, открыли щиток и смогли подключить 230 вольт к лодке.

IMG_5180

«Джульетта» на самом севере зимнего путешествия.

IMG_5201

Координаты 69*38.4’N 017*59.9’E. Переход составил 30 миль.

Почему-то Марина назвала эту композицию «Диагональ Шкарубы».

IMG_5281

Вечером гуляли по посёлку и окрестностям.

IMG_5225

24 марта

0745, вышли из Соммароя. Долго мучались с отходом от понтона. То ли я совсем потерял квалификацию, то ли… Не знаю. Хорошо, что команда сплоченная и уже в теме.

По небу гуляют снежные тучки.

0820, встали под паруса. Идем внутрь фьордов, в Тромсё.

Сегодня уже заезжает следующая группа. Припозднились мы, потому что хотелось больше видить открытого моря и команда обещала мне помочь с приборкой по приходу в Тромсё.

1100, отлично лавируемся в узостях фьорда.

1240, встречный ветер до 20 узлов. Хорошо, что течение не встречное.

1350, пришли в Тромсё. Этап закончен, всего получилось немногим больше 2оо миль. Из главных моих забот — лодка очень мокнет внутри из-за конденсата. Ребята подкинули идею: можно купить осушитель воздуха. Завтра буду его искать.

PIWZ8185

Фото: Евгений Шкаруба и Николай Чёрненький.

Из Тотьмы до Великого Устюга. Сплав по реке Сухона 21-29 мая на карбасе Вашка

21 мая. Тотьма

В прекрасную Тотьму мы приехали вчера. Карбас ехал на прицепе и, кажется, был доволен всеобщим вниманием. Он, конечно, красавчик и знает об этом.

Храмы в городе похожи на парусные суда.

22 мая

Сегодня приезжают участиники плавания: Андрей Старостин (Санкт-Петербург, Даша Гасюн (Санкт-Петербург), Полина Дудкина (Москва). Из Москвы приехал еще Миша Малышев, дотянул до старта, но по пути простудился и с нами не пойдет. Нас будет четверо. Немного, но и не мало. Мише желаем скорее выздороветь и ждем на следующем этапе.

В Тотьме нас опекает и принимает в гостях Алексей Новоселов — директор Тотемского музейного объединения. Сегодня и завтра у нас эксурсии и прогулки по городу.

1152, спустили «Вашку» в Сухону. Спуск к реке находится напротив улицы Красной. Встали к понтону причала. С другой стороны понтона стоит судно «Удача». Хорошее, правильное название у нашего соседа. То, что нам нужно.

Река Сухона сейчас полноводна и стремительна. Вешние воды еще по—весеннему высоки. Скорость течения в реке около 5 км, а высотный перепад 46 метров падения на 250 километров. Такой уклон приравнивает эту равнинную реку к горным. Говорят, что когда уровень упадет в межень, на реке появляются коварные каменистые пороги. Мы так наслушались рассказов про навигационные коварства Сухоны, что даже скачали карты. Будем теперь знать, как спастись в случае чего.

Вокруг нас тотемское барокко с якорями на стенах.  Меня давно интересовало (как и наверняка многих), почему именно отсюда стартовали экспедиции в Америку? И что они здесь, в Тотьме, строили свои суда и Северным морским путем топали? Оказывается: в феврале 1725 года, направляясь на Камчатку, через Тотьму проследовала первая правительственная экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова. Экспедиция шла через Сибирь к Тихому океану. Вместе с экспедицией поехали восемь тотьмичан — получилось, что они участвовали в открытии Алеутских островов и Аляски. Как раз в это время Тотьма, также, как и многие города Подвинья, были в кризисе — у них отняли возможность торгавать пушниной с Европой. Вся торговля с иностранцами переехала в новый Санкт-Петербург. И вот, спустя некоторое время после экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова, за богатством, а главное — за пушниной, в Америку поехали вологодские, великоустюжские, каргопольские и тотемские купцы. 

В 1747 году тотемский купец Фёдор Холодилов в компании с иркутским купцом Никифором Трапезниковым снарядили и отправили на промыслы к берегам острова Беринга судно «Иоанн». Это положило начало освоения тотьмичами новых земель в Русской Америке. За 40 лет Фёдор Холодилов и его племянник Алексей получили огромную прибыль. Не случайно они в XVIII веке были одними из самых богатых представителей тотемского купечества. Одна экспедиция длилась от 3 до 5 лет, затраты составляли 25 тысяч рублей. Доход 250 тысяч. Сначала ехали до Тихого океана приторговывая по пути с сибиряками. Потом строили суда и шли на Запад к Алеутским островам, Алеске. Добытую в Америке пушнину в Россию уже не везли, а продавли в Китай. обратно везли китайские товары, фарфор, шелк и деньги.

Тотемские морские практики открыли и обследовали Андреяновские острова, острова Акун, Унга, Кадьяк. Тотемский посадский Петр Шишкин известен как первый составитель карты островов Алеутской гряды, подытоживавшей русские открытия в Тихом океане за 20 лет.

Венцом морских прогулок через океан стало в 1812 году основание Иваном Александровичем Кусковым Форта Росс в Калифорнии. А тотьменское барокко — храмы-парусники строили купцы мореходы на «избытки капитала» в благодарность за удачу в делах.

На гербе Тотьмы, который высочайше утвержден 2 октября 1780, изображена черная лисица в золотом поле. «В знак того, что жители города в ловле тех зверей упражняются». Единственный иностранный зверь на гербах Российской Империи.


23 мая

После замечательной городской экскурсии, которую нам организовал Алексей Новоселов, закупив продукты и сгузив вещички в «Вашку» готовимся отправиться в путь.

1325, пришвартовались к «Удаче» с левого борта. Поставили паруса. 

«Вашка» несколько великовата для реки. Но все равно очень гармонична здесь.

1331, намагнителись с левого борта «Удачи» и помахав родным и друзьям на прощание отдали швартовы и отправляемся в путь. Дует слабый попутный ветерок, но и его вместе с попутным течением хватает, чтобы бодро скользить по течению.

1350, лавируемся на переменных ветрах. Учим повороты с выносом фока на ветер. Течение такое, что прекрасно несет нас вниз. Ширины реки хватает лавироваться. Никаких каменных порогов не видать.

1359, Еденский остров. 

1417, цифра (отметка) 270 км до Великого Устюга. 

1440, прошли остров Лось.

1600, встали в устье реки Старая Тотьмы. Сегодня не пойдем далеко. Нужно освоиться, погулять по берегу. Стоянка наша на крутоватом, неровном бережке. Видимо отсутствие ровных стоянок для ночевок будет проблемкой.

Гуляли в летние деревни Слуда, Тихониха и Колупатиха. Вечером снимали с себя клещей, пили чай из самовара, слушали, как заливаются птицы в зарослях. Одна издает очень оригинальный звук — как корова траву жует. 

Зарасшие, почти заброшенные деревни, как и везде.

Поля выдала про сестренку, недавно обгоревшую на солнце: «Маленькие уроки жизни». Добрая.


24 мая 

0650, вышли. Белые ночи уже не ночи, а белый день. Вставать лучше пораньше. День обещает быть жарким. Ставим паруса. 

0704, только расслабился и отдал Даше руль. Отвернулся. Собираюсь Дашу поснимать за рулем. Смотрю — лодка старнно гуляет. Оборачиваюсь — Даша рулит кое-как и нас уже щелкает телефоном!

0714, пала способная поветерочка, нас балуют. Не хочу думать о том, что будет, если подуют сильные встречные ветра. Сможем ли мы лавироваться или будем грести веслами? Не хочется. Карбас большой и нас только четверо.

0718, деревня Филинская. Стоило здесь ночевать.

0733, цифра 255 км. Изучаем карту. Сейчас будет перекат Березовый. Точнее, должен быть летом в межень, а сейчас мы врядли его увидим. Воды еще на три метра больше, чем летом, хотя каждый день она сантиматров на 25 падает, по моим прикидкам. 

0813, цифра 250 км.

0830, спасали реек-шпрют-шринт. Встали в деревне Камчуга. 

На берегу вот такие железные гаражи для хранения лодочного барахла. Чудно.

0900, вышли из Комчуги. Купили: бизе, консервированой кильки в томате, балтийской и атлантической скумбрии и эскимо. Тем временем раздуло попутными ветрами. 

0940, при отходе для порядку посидели на мели. Поставили фок для начала. Уже не страдаем по крему от солнца. Вместо него холодные облака на небе. Поставили зарифленый грот. «А налейка нам, маточка, по рюмочке рому!». 

Хороший ветерок.

0959, цифра 245 км. 

1024, цифра 240 км. 

1053, цифра 235 км.

1118, цифра 230 км. Порой летим. Пролетели деревню Михайловка. 

1158, цифра 220 км. За 40 минут пробежали 10 км. Средняя скорость 15 км в час. Значит на порывах до 20 км в час. Это много.

1210, причалили к деревне Коченьга.

1305, отошли от Коченьги. Ветер до штормового. Решили обедать под рангоутом. Пойдем немного без парусов, иначе пролетим речку и не заметим. 

1335, цифра 215 км.

1511, цифра 205 км.

Река хорошо проставлена створами. По всему течению. Сейчас они нам не нужны. Летом, возможно, будут полезны.

1525, поставили фок. Ищем стоянку. 

1549, цифра 200 км. Не можем остановиться. Нет пологих мест у воды.

1653, цифра 195 км. 

1759, ищем стоянку в районе деревни Брусеница. Высокая воды скрыла все пологие пляжи и песчаные косы, которые откроются здесь летом в межень. Пока это единственная проблема для сплава по Сухона, которую мы видим.

1820, встали лагерем кое-как в конце деревни. Ночью в три часа прилетела кукушка и буквально села мне на голову. 


25 мая

Гуляли по Брусенице. Вчера деревня встретила нас как непрошеных гостей. Сегодня как минимум показалась красивой.

0930, отошли из Брусеницы. Попутный ветерок. Поставили паруса и чайник. 

1005, по правому берегу ниже Брусеницы большой причал для пароходов. Хорошее место для стоянки наверху причала. 

1011, цифра 185 км.

1023, звук, издаваемый водой, которая обтекает деревянный корпус клинкерного шитья, особый. Каждая грань каждой доски в воде резонирует по-своему. Булькают как хороший симфонический оркестр.

1044, цифра 180 км. Когда нет попутного ветра, мы ждем его, ленимся, грести веслами нет охоты. Слышим трепетания мимолетные и самые тонкие попутного ветерка. 

1050, речка Кочевала. 

1111, игры в кошки-мышки с порывами ветерка. 

1123, обогнали пешехода с собакой.

1126, цифра 175 км. 

1138. Здесь так: или за погоду пить, или против ветра грести. 

1152, отгребали от берега и сломали весло на ровном месте. Неправильно надели на кочет. Или оно уже было подломано. Жаль, хорошее было веселко, заслуженное. Теперь сгорит в самоваре.

1206, цифра 170 км. 

1220, прошли Березовую слободку и мост через Сухону. Идем гулять в Нюксеницу.

1420, сбежали из огромной Нюксеницы. Слишком большая.

1430, цифра 165 км.

1529, цифра 160 км.

1544, цифра 145 км.

1616, пытаемся догнать весло. Уплыло незаметно, соскочило с борта.

1622, нашли весло. Не далеко убежало. Потерять два весла за один день — это перебор. 

Вечером стало холодно и сыро. Остановились в живописной деревне Озерки, чтобы найти ночлег. Жителей здесь осталось, может быть, десятая часть. Почти все позаброшено. Стоят огромные столетние дома, в которых никто не живет. Интересно, как это — жить среди заброшенных руин… Кладбище домов…

Жителей почти нет, но есть огромный и злобный Мухтар, который нас грозится покусать и растерзать. Пришлось уделить собачке пристальное внимание и 100 граммов колбасы из запасов экспедиции. Сработало: через час, следуя за нами по пятам, злобно лая, но подъедая кусочки колбасы, Мухтар незаметно для себя стал нашим лучшим другом.

Искали возможность переночевать в доме с печкой и баней. После долгих поисков нас пустила переночевать Марина Матвеева. Обошли всю деревню и почти безнадежно постучали в ее дом — и вот Марина пустила нас в дом родителей. Топили печи. Мылись в бане и благодарили гостеприимную хозяйку. Так пережили первую ночь похолодания.


26 мая

Сегодня второй день похолодания. Греемся кофе и ромом.

0842, отошли под грусные взгляды Мухтара. 

0847, ставим паруса. Судя по прогнозу, попутного ветра нам осталось совсем чуть-чуть.

0923, цифра 135 км. 

Около 1000, нам случайно подарили рыбу.

1022, пришли в деревню Бобровское. Гуляем. Мы уже научились быстро швартоваться под парусами к крутым берегам. 

Фотографировать общие планы нынче сложно. Тянет в детали. «А потому что много мусора вокруг. Нету цельности образа», — это от Даши, преподавателя Мухинского училища, между прочим. 

1214, снова в путь. 

1243, цифра 125 км.

1326, цифра 120 км.

1411, цифра 115 км. Холодно. Пытаемся греться на веслах. Проходим деревню Восточное. 

1451, цифра 110 км.

1456, разошлись с маленьким пароходиком «Касатка».

1530, из списка великих вещей в походе: газ, парус, ром с чаем или чай с ромом. Зефир в шоколаде — это святое. 

1536, цифра 105км.

1625, деревня Копылово. Цифра 100 км. Остановились здесь на ночлег. Сегодня нам снова нужна крыша над головой, иначе замерзнем — ночью будет около 2-3 градусов. Опытные Даша и Поля сразу от карбаса отправились в магазин и нашли сдающийся на ночь дом. Таскаем вещи и топим печки, варим уху. Гуляем по деревне.


27мая

0701, вышли из Копылово. Ждем дождя. Греемся на веслах. 

0715, ставили паруса.

0725, поставили грот и фок. Ветер встречный. Идет дождь. 

Даша говорит, это не нога чешется, а руки замерзли.

Около десяти, изрядно промокнув, остановились и решили развести костер. Посидеть у огня, съесть что-нибудь горячее.

1114, закончили греться у костра. Идем дальше. 

1150, отметка 85 км. Сплю. 

1422, вышли из деревни Полдорсы. Цифра 80 км.

1437, заходим в порог Опоки. На всякий случай поставили только фок. И что вы лумаете? Карбас стал легче крутить оверштаги. На понимаю. 1529, пришли в Опоки. Встали на ночевку на берегу порога. Певая большая поляна на берегу, как раз на мысу. Поставили палатки. Пошли гулять по окресностям. Когда вернулись, берег был полон рыбаками. 1948, побелил потолок в палатке и завалился спать.


28 мая

0807, отошли. Переменое солнце в небе. Ветерок из-под тучек. Приставали к Опокскому фонтану. Жаль, что не знали этого места. Нужно было здесь и ночевать. Фонтан бъет. Столы. Поляна и стол там великолепный, покрытый граффити.

0948, лучший самоварный чай на весельных дровах. 

1009, цифра 65 км. Звонили журналисты из Великого Устюга. Собираются нас встречать.

1058, цифра 60 км. Прошел дождь. 

1210, приставали к мысу Бык. Теплеет. Дует спасительный южный ветер. Малый ледниковый период мая 2021 года на Сухоне закончился. 

1252, цифра 55 км.

1423, причалили в деревне Красавино. Тут же видели переправу двух переплывающих лосих. Помчался за ними через тайгу сделать селфи, но бесполезно.

1637, цифра 30 км. Снимаем убыстренные ролики с поворотами. Балдеем от тайм-лапса.

Динамичная лавировка на реке. Течение и маневренность карбаса позволяют легко идти против ветра на парусах.

Причалили на ночевку и вдруг началась гроза. Приехал Саня на тракторе. Предлогал нам самогон, мы ему — Полин спирт, он нам сало — мы ему маршмеллоу. Саня называл нас комерсами, а себя роботом. Хотели ехать на тракторе за ружьем, чтобы пострелять, но обошлось. 

29 мая

0751, отошли от берега. Ставим паруса. 

0803, цифра 25 км.

1122, прошли под мостом, заходим в Устюг. Ветра почти нет. Плетемся и не хотим усткоряться.

1130, пришли в Великий Устюг. Встретились с журналистами Максимом Тятовым и Николаем Бычихиным.

Коротко гуляли по Устюгу. Заметили, что надвигается большая грозовая туча и поспешили переставить карбас к понтону Виктора Чучина.

1304, выгребли на слияние с Югом! Удираем от грозы.

Встали в гости к Виктору Чучину. Виктор проводит лето на самоходном понтоне. Здесь есть и баня, и жилой кубрик. Время от времени Виктор сплавляется по Сухоне от Вологды до Устюга и до Архангельска. Пока. планов по передвижению понтона нет — мы постоим в гостях до следущего плавания.

После спасительной бани и прекрассного самогона гуляли по старому городу. Даша, в свое время, приезжала сюда на художественную практику — многое может показать и рассказать.

Так закончилось наше плавание. Прошли всего 270 километров по комфортаной, быстрой, красивой Сухоне. Немного нехватает стоянок и гостевых домов. В остальном — все здорово.

Плавание по рекам Северная Двина и Вычегда из Великого Устюга через Котлас в Сольвычегодск и дальше до Березника, 18-28 июня

Путешествие начнется из города Великий Устюг. Мы стпустимся по Свереной Двине до Котласа, повернем в приток Вычегду и поднимемся пару десятков киломметров в загадочный Сольвычегодск.

Далее путь наш пойдет вниз и вниз по течению Северной Двины. Мы будем ставить паруса, идти на веслах. Идем на парусно-весельном карбасе «Вашка», который мы построили в 2017 году. Карбас на ходу легко идет на веслах и летит под парусом. Длина 7,5 м.,  ширина 2,5 м.

karbas785-профиль-4

За десять дней пройдем около 400 километров. Возможны как дневные, так и ночные переходы (Белые ночи). Кроме реки и городов-деревень, нам нужно ловить рыбу и готовить уху на костре, пить чай из самовара. Раньше по этому маршруту ходили параходы из Архангельска в Виликий Устюг. Теперь тех параходов уже нет. Никто не знает, что нас ждет по пути. Ясно что приключения, но какие… непонятно. Кто-нибудь живет на этой реке обязательно.

Совсем забыл — ночевки будут в палатках и иногда в гостевых домах, если нам такие встретяться. Наверняка встретятся, но палатки возьмем с собой. 

96780722_555805795128616_6692754572789678080_n

Закончится плавание в городе Березник. Такой план!

Опыт хождения под парусом и на веслах не требуется. Всему этому научимся по пути. Стоимость участия 40 тыс. рублей.

Плавание по Реке Сухона на карбасе Вашка, 22-30 мая

Путешествие начнется из города Тотьма. Отсюда, если помните, когда-то стартовали поморские экспедиции, открывшие Русскую Америку где-то далеко на Востоке. Здесь начиналась морская дорога к Белому морю, к Ледовитому океану, в тысяче километров от моря на фасадах храмов Тотьмы изображали якоря.

Идем на парусно-весельном карбасе «Вашка», который мы построили в 2017 году. Карбас на ходу легко идет на веслах и летит под парусом. Длина 7,5 м.,  ширина 2,5 м.

karbas785-профиль-4

За восемь дней пройдем 250 километров. Можно и больше, но по берегам Сухоны столько всего интересного, что можно и нужно посмотреть. Возможны как дневные, так и ночные переходы (Белые ночи). Кроме реки и городов-деревень, нам нужно ловить рыбу и готовить уху на костре, пить чай из самовара. Такая вот нехитрая туристическая романтика вниз по течению.

Совсем забыл — ночевки будут в палатках и иногда в гостевых домах, если нам такие встретяться. Наверняка встретятся, но палатки возьмем с собой.

96780722_555805795128616_6692754572789678080_n

Закончится плавание в Великом Устюге. Такой план!

Опыт хождения под парусом и на веслах не требуется. Всему этому научимся по пути. Мотор не берем. Расчитываю на хорошее попутное течение вешних вод! Стоимость участия 40 тыс. рублей.

Мастер-класс по швартовкам в Турции, 2-12 января

Судовой дневник яхты Beneau 46 «Дельта». Экипаж: Игорь Макаркин, Георгий Староверов, Александр Горожанцев, Михаил Крупенин, Андрей Петров, Румяна Блум и Евгений Шкаруба.

В этот раз мы учимся на двух лодках сразу, в нашей флотилии лодка «Поларис» с экипажем: Иван Горелов, Кирилл Кондратьев, Павел и Юлия Вешаевы под командой Михаила Малышева.

2 января.

К самому позднему вечеру экипажи, кто на чем, собрались в Фетхие в Иси-марине на своих лодках. Спасибо Андрею, Саше и Юлии — мы не остались голодными. Продукты закуплены, и ужин готов, и рома полный анкерок.

3 января

1000, приняли лодки. Как всегда нужно не забыть много мелочей, типа спросить, где предохранители якорных лебедок, переключатели баков с водой и прочее. Смутил звук работающего подруливающего устройства. По всему — сломан винт. Турки не поверили, но в чек-листе мы поставили соответствующую галочку. Попросили пару дополнительных кранцев, теплые одеяла — и готовы выйти в море. Погода теплая, около 20 градусов.

1445, вышли из марины. Капитан Андрей Петров.

1500, начинаем тренировать подходы к желтому знаку кормой. Главное — попасть центром транца к бую и вовремя остановить лодку. Первое упражнение.

1545, работники марины (или это просто капитаны лодок?) предложили швартоваться к наружнему понтону. Как везде и всегда — люди уважают работу и обучение других. Отрабатываем подходы к понтону кормой с закладкой кормовых швартовых и вывеской на переднем ходу.

1628, закончили маневры и идем в сторону Гёчека.

1644, поставили грот.

1651, открыли стаксель.

1651, заглушили мотор. Ветра мало и спешить некуда.

1800, убрали паруса. Идем на моторе. Пресек попытки капитана и штурмана срезать путь через каменную банку у острова рядом с входом в Гетчек. Постоянная беда не слишком опытных экипажей —не чувствовать опасности под водой.

1848, отшвартовались в городской марине Гёчика.

4 января

0945, отход от причала. Ветра нет. Капитан Румяна.

1000, учебные швартовки лагом. Провесили левый борт кранцами и учимся использоваться центральным швартовым на подходе и носовым шпрингом при отходе.

1205, закончили швартоваться — идем купаться.

1250, встали на якорь. Оттянули корму швартовыми к берегу, как это часто делается в Турции. Купались. Температура воды +20. Осмотрели заодно подрульку: точно, из пяти лопастей — три сломано.

1350, снялись с якоря. Идем в сторону Екенчика. Хотя мне не очень верится в успех. Ночью будет дуть юго-западный ветер, лоция не рекомендует. Надеемся встать у причала в марине справа. Надеемся…

1445, начинаем простую игру: ставим грот, ставим стаксель, убираем, засекаем время и так раз за разом. Работают двойки. Соревнование — правильная форма обучения.

1700, придумали нештатную ситуацию — буксировку. Буксир задавали с «Поляриса» на «Делту» на полном моторном ходу. Важно, что экипаж «Дельты» не растерялся и выставил матросов с кранцами. После того, как мы год назад принимали буксир в Атлантике, в хорошую волну такой невинный маневр полезно хоть раз попробовать в компании инструктора.

1720, отрабатываем ситуацию поломки штурвального устройства. Рулим аварийными румпелями.

Марина, в которую мы хотели спрятаться от волны, стоит в темноте и без признаков жизни. Так я и думал.

1916, встали кормой к городской стенки Екенчика. В море нас держит якорь. Мы упакованы в угол между туристическими лодками и камнями. С одной сторны, сюда будет меньше заходить волна, с другой стороны — будет сложнее сбежать. Рядом стоит «Полярис», ему достался муринг. Тихонько накинули веревочку на центральную уточку левого борта «Поляриса». Чтобы подстраховаться. Мурингу больше доверия.

2200, усиление ветра. К нашей стенки начинает доходить отраженная волна. Не очень хорошо. Ребята по собственному почину установили ночную вахту.

5 января.

0200, дожди и грозы, сила ветра на порывах до 30 узлов. В гавани сильные протяжные тягуны. Лодки дергает. Вытравили швартвые, оттянулись от стенки.

Ночью, несмотря на вахты, не спалось. Льет как из ведра, гроза, молнии. Утром нужно пораньше выйти в море, чтобы прокатиться на этом ветерке, но как будем отходить…

0700, у «Поляриса» пополз муринг. Пришлось отвязаться.

0940. Отходим. Сначала «Полярис», потом мы. Вокруг полно веревок в воде, если ненароком цепануть такую, потерять ход, вынесет на отмель. Вышли без ЧП. Капитан — Александр Горожанцев.

1010, встали под паруса. Ветер до 35 узлов, крутит, бросает лодки на борт. Лавируемся в море.

1220, дошли до крайнего в море мыса и легли курсом на Мармарис, в бакштаг левого галса.

1300, вернулись на преждний курс для соединенния с «Полярисом».

1320, дождались «Поляриса», катим в Мармарис.

1400, учебные маневры под парусами в бухте Мармариса. В том числе ложились в дрейф под парусами.

1515, пришли в Нэтсел марину. Ищем продукты, ищем еды. Рестораны работают на вынос. Нам нужно мясо, овощи, фрукты, сладости и вино! Мы вышли из свежего ветра!

6 января

1050, отходим от причалов марины. Капитан Юля Точилова. Идем к заправке.

1058, заправились топливом. Это полезно делать как можно чаще во время учебы. Залили 62 литра дизеля. Можно хоть каждый день заправляться. В разных портах, при разном ветре и настроении команды — это еще долго не станет скучным делом.

1110, отошли от заправки. Баражируем в гавани в ожидании Игоря с макаронами. Вчера мы их купили и забыли. Мы сегодня с Игорем дежурные, будем готовить макороны по-флотски.

1129, выходим из Мармариса.

1240, встали под паруса.

1258, заглушили двигатель.

1340, швартуемся к пирсу Чифтлина. Тренировки. Рядом стоит огромная украинская лодка. Стальная шхуна современной постройки. Вот на такой бы нам в океан Южный и океан Северный.

1415, идем в сторону бухты Гербекс. Здесь планируется якорная стоянка.

1433, встали на якорь купаться и обедать. «Румяна рулила — лодку не убила» — так записано в судовом журнале.

1540, снимаемся с якоря. Идем в Бузук Кале. Вяжем узлы на время.

1710, пришвартовались в Бузук Кале. К самому близкому к крепости причалу у ресторана. В ресторане никого. Электричества нет. Замечательно. Взяли бутылку рома и бегом смотреть закат с крепости.

7 января

1005, вышли из Бузук Кале. Ветра мало. Дежурный капитан Миша Крупенин.

1035, проходим траверз мыса Карабуруи.

1105, проходим траверз мыса Кязил Бурци.

1200, вошли в бухту Бузбурун.

1205, ошвартовались к причалу верфи Бузбуруна. Здесь стоит армоцементная лодочка Дениса Романова. Вооружена джонкой. Востанавливается для путешествий по Тихому океану. Люблю бетонный лодки. Мне кажется, это хорошо.

Гуляли по верфи. Удивлялись тому, как лихо здесь строят гулеты. Турецкое судостроение деревянных лодочек — это что-то особенное: здесь и новые веяния и прогматизм проекта который должен приносить деньги. Строят дешево, быстро. Успевают заработать на туристах. Если подойти поближе к стройке, удивляешься, как это все халявно сделано, когда отходишь подальше, удивляешься красоте форм и востребованности. Сегодня деревянный Турецкий флот — самый большой флот Европы. И это в любом случае достойно уважения.

Конечно, зашли и к нашей знакомой краснодеревой лодочке в 140 метров длиной. Здесь Турция, Украина и Айзербаджан слились в поиске совершенных, самых распантовых форм нового падишахского яхтинга. Как всегда здесь интересно и поучительно.

Вот такую штуку нам нужно сделать на верфи Товарищества.

1530, идем в Бузбурун. Поставили паруса.

1551, отработали швартовку под парусами с внешней стороны причала местного яхт-клуба. В марине никого кроме лающей собаки. Вернемся завтра с утра.

1607, встали в городской марине Бузбуруна.

8 января

1045, отошли от причала. Каждодневный поздний выход у нас связан с тем, что с утра на свежую голову мы, как правило, занимаемся теорией: навигацией, МППСС, якорными стоянками, штормованием, погодой и прочими науками.

Дежурный капитан сегодня Егор Староверов.

1110, швартуемся лагом под парусами. Ветра мало и это осложняет дело, но мы стараемся. В слабый ветер швартовка под парусом полезна тем, что можно почуствовать работу грота. С помощью грота можно затормозить лодку, двинуть ее вбок, резко привестись к ветру.

1225, встали под паруса.

1345, на обед луковый суп от Румяны.

1650, пришли в Дачу.

1705, переставились на новое место к электричеству, свету и воде.

9 января

1030, вышли из Дачи. Капитан — Игорь Макаркин.

На отходе зацепили муринг боковым пером руля. Какая противная вещь эти боковые рули.

1045, открыли паруса. Лавируемся против ветра в сторону «Домой». В какой- то момент между судами флотилии началась гонка. Очень напряженная, вся на нервах. И конечно, очень плодотворная гоночка, потому что можно поднастроиь паруса относительно своего товарища.

Сначала лавировались на мысы, потом увалились и так шли чем-то вроде галфвинда, пока не пришли в бухту Санге.

1705, встали на якорь кормой к деревянному пирсу. Прекрасно. Праздновали День рождения Андрея Петрова.

10 января

0945, отходим из бухты Сердже. Капитан — Андрей Петров. Сегодня у нас длинный переход в Гечек. Пойдем его без электронных навигаторов, по картам и мыслям.

1000, поставили паруса.

1105, завелись. Считаем путь вдоль границы с Грецией.

1317, заглушились.

1730, завелись. Ждем, ловим ориентиры входа в залив Гечека.

1805, включили навигационный огни. Темень и плохая видимость.

1840, заходим в какойто узенький и длинный пролив. Темень. Идем по карте. Румяна штурман, а в её команде Миша и Егор. Без устали берут пеленги, считают, обсервируют. Зашли в залив Гечека. Развиднелось, хмарь исчезла, звезды в небе, в воде и по берегам.

1945, купаемся на якорной стоянке. В воде сияет искортся звездочный планктон.

2020, снялись с якоря, идем в Гетчек.

2125, встали в городской марине Гёчека.

Румяна, несмотря на все запреты, пошла в город и принесла полные рукава спиртного.

11 января

Под командование капитана Румяны шли в Фетхие, купались на якоре, опаздывали, успевали и благополучно сдали лодку. Егор успел на свой самолет, а мы погуляли по народной верфи Фетхие.

Фотографии записи общие, всех все участники практик, большое спасибо ВСЕМ!

Нам повезло с погодой и компанией. Дождь лил ровно одну ночь, а температура ночью не опускалась ниже 10 градусов, а днем 20, тепла.

Поздравляем Михаила Малышева с капитанским дебютом!

Весенние мастер классы в Турции 1-11 мая

Друзья, традиционные морские практики этой весной пройдут в Турции в майские праздники. Это хороший шанс получить капитанский Сертификат IYT Bareboat или обновить имеющийся до уровня IYT Coastal.

 В программу обучения войдут:

Швартовки кормой, лагом, швартовка по средиземноморски с якорем, швартовка под парусами; Маневрирование под парусами; Навигация, в том числе ночная; Постановка на якорь в разных условиях.

Если случится сильный ветер, то займемся штормовыми практиками. В любом случае будет рассказ о тактике штормования.

Из теоретических занятий пройдем: Приливы, МППСС, Погода в Мире, Особые случаи в море.

Старт и финиш мастер-классов в Фетхие, Даты 1 — 11 мая.

Дистанция около 250 миль. Продолжительность практики 10 дней. Стоимость участия 1290 евро. Сертификаты оплачивается отдельно.

КЕНОЗЕРСКИЕ МОРСКИЕ ПРАКТИКИ в 2021 году

Путешествие по системе озер на традиционных «сельдяных» карбасах

Друзья, в пердстоящую навигацию мы продолжим практиковать плавания в водах Кенозерья. Для этого постоим на верфи Товарищества поморского судостроения три «сельдяных» карбаса по старым чертежам. Форма карбасов сельдяного карбаса отличается особыми обтекаемыми обводами что делает его удобным и легким на ходу. В июле 2021 Карбасы примут участие в Поморской карбасной регате в Архангельске, и сразу после регаты переедут на Кенозеро.

Карбасы будут оборудованы двумя парами весел, двумя парусами и рулем. Управлять карбасами флотилии быдут сами участники похода. На ночь будем останавливаться в гостевых домах парка и палатках.

Кенозерский национальный парк.

В южной части Архангельской области к западу от Онеги расположено одно из красивейших мест области — Кенозерье. Удаленное от обычных доступных дорог, Кенозерье сохранило до нашего времени и нетронутую природу, и многое из древнего уклада жизни, и замечательные памятники русского деревянного зодчества: деревни, деревянные часовни, окруженные священными рощами и неотделимые от пейзажа, памятные или обетные кресты.

Кенозерский парк — это край озер. Здесь насчитывается до 300 озер и водоемов. Кенозеро, озеро Свиное, озеро Долгое — расположены компактной группой у северных границ парка. Они соединены проливами и представляет собой обширную акваторию, разветвлённую и интересную для водного туризма. Большие открытые пространства перемежаются узкими коридорами между островами, такой рельеф создаёт разнообразную ветровую картину и даёт возможность для увлекательной парусной практики.

Природная красота прекрасно гармонирует с историческими и культурными памятниками, которых на территории Кенозерского Парка насчитывается около 150. Это — деревянные церкви, часовни, кресты, бытовые постройки, святые места. Каждый кенозерец может перечислить все церкви и часовни Кенозерья с их точным названием: церковь Георгия Победоносца на Порженскои погосте, Спасский храм на Почозерском погосте у деревни Филиповская, церковь Александра Свирского на Хижгоре у деревни Масельга, Часовня Св. Диодора в деревне Тыр-Наволок и многие-многие другие.

Примерный план похода:
1 день. Прибытие
Прибытие в Плесецк поездом. На ЖД вокзале нас встречает микроавтобус, на котором мы отправляемся в Вершинино — центральную точку Кенозерского сектора парка, где и начнётся наш поход. По дороге знакомимся. Регистрируемся в визит-центре парка. Проходим первоначальный инструктаж, изучаем маршрут, проверяем снаряжение. Ужинаем в гостевом доме пирогами от бабы Вали! После бани отправляемся спать.

2 день. д. Вершинино — о. Медвежий
Завтракаем местными продуктами (молоко, творог и сыр от фермера). Готовим лодки (учимся вязать узлы, ставить мачту, знакомимся с морской терминологией). Осуществляем учебный выход на воду. Изучаем и отрабатываем приёмы работы с парусом и вёслами. Загружаем вещи и продукты в лодки, обедаем в трактире и отправляемся в поход. Переходим на туристическую стоянку Медвежьего острова. Изучаем приёмы навигации на воде, отрабатываем швартовку лодок на вёслах.
Ужин на костре. Введение в теорию паруса.Ночёвка в палатках.

3 день. о. Медвежий — д. Видягино — Порженский погост

Завтрак на костре. Переход о. Медвежий — д. Видягино (по пути посетим д. Тырышкино и найдём в лесной гуще самую маленькую часовню). Гуляем по Видягино — это нежилая, но красивая деревня в невероятно живописном месте. Здесь же швартуем лодки и отправляемся в пеший поход (6 км) по экотропе до лодочной станции, оттуда нас на моторке транспортирует инспектор парка до Порженского погоста (от слова гость! — это церковный двор, куда приезжали государевы люди и гостили). На месте нас ждёт гостевой домик и натопленная баня. Готовим ужин, паримся в бане, купаемся в озере. Вечером — теоретическое занятие по морским дисциплинам.

4 день. Порженский погост — д. Зехнова — о. Виловатый

Завтракаем, осматриваем церковь погоста, гуляем.  Затем собираемся и возвращаемся к лодкам. Обед на костре. Переходим на лодках в Зехнова, где осматриваем деревню, расположенную на очень красивом пригорке, по которому спускается сосновый лес. Здесь мы находим водяную мельницу и очень интересную часовню с “небесами” (сводами, расписанными в уникальной технике). На лодках переходим на турстоянку о. Виловатый. Готовим ужин на костре, разбираемся с теорией. Ночуем в палатках.

5 день. о.Виловатый — д. Усть-Поча

Завтракаем рано, предстоит довольно долгий переход о. Виловатый — д. Усть-Поча (ок. 20 км). По пути зайдём в Вершинино за пирогами, молочной продукций местных жителей. Обедаем. В Усть-Поче гуляем, посещаем ремесленное подворье, где местные жители изготавливают предметы быта традиционными способами. Осматриваем часовни и старые деревянные дома. Изучаем теорию судовождения. Ночуем в гостевом доме с баней.

6 день. Усть-Поча — Почезерский погост

Завтракаем, выходим на воду. По реке Поча поднимаемся до д. Поча (это другая деревня!). Там гуляем, любуемся прекрасным канатным мостом, посещаем музей и дом ремёсел. Обедаем здесь же. После нам предстоит преодолеть простой, но довольно быстрый порог интересной конфигурации, после которого ещё через несколько километров мы выходим в Почозеро на котором расположена, пожалуй самая красивая церковь, являющаяся частью ансамбля Почезерского погоста. Готовим ужин, паримся в бане, изучаем теорию. Ночуем в гостевом доме или в палатках, по желанию.

7 день. Почезерский погост — оз. Свиное.

Завтракаем и возвращаемся вниз по течению р. Поча, проходим до турстоянки близ Усть-Почи. Здесь очень широкое место, есть где развернуться, поэтому, пообедав, остаток дня посвящаем практическим занятиям — отрабатываем лавировку против ветра, приёмы маневрирования, швартовку под парусом. Ужинаем. Остаёмся на ночёвку в палатках.

8 день. Оз. СвиноеКривцово.

Позавтракав, отправляемся в урочище Кривцово — живописный уголок в неисследованном ещё рукаве Кенозера. По пути заходим в несколько деревень (Качикова горка, Тамбич-Лахта, Захарова), осматриваем часовни и любуемся северной архитектурой. Переход довольно длинный, поэтому обедаем на привале в одной из деревень. В Кривцово нас ждёт очень красивый гостевой дом, баня. Занимаемся теорией, ужинаем, отдыхаем.

9 день. КривцовоВершинино.

После завтрака возвращаемся в исходную точку маршрута — д. Вершинино. По дороге устраиваем регату. Приходим в Вершино, обедаем, приводим в порядок лодки и отправляемся на прогулку по деревне. Посещаем музей, часовню 18-го века.

Ужинаем в гостевом доме, готовим фирменные блюда из местных продуктов. Паримся в бане, делимся впечатлениями.

10 день. Отъезд.

С утра приезжает машина, чтобы доставить насна ЖД вокзал Плесецка. Завтракаем, собираем вещи. Едем к поезду.

Набираются группы: 

22 — 31 июля,

1 — 10 августа.

Стоимость участия в  Кенозерских морских практиках 55 тыс. рублей. В стоимость входит питание, оплата ночевок в гостевых домах и ночевок на оборудованных палаточных стоянках, парковые сборы, оплата трансфера из Плесецка в Вершине и обратно.

Оплата экскурсии и посещений музеев происходит отдельно. 

Участники практики обеспечиваются индивидуальным спасательным оборудованием (спасжилетами), туристическим снаряжением (палатками и посудой для готовки на костре).

Организатор проекта Клуб Морские практики. 

seapractic.ru   +79032474055  shkaruba-s@yandex.ru

Черновик

Live! Друзья, 21 ноября в 12 часов на страницах Facebook и Вконтакте начинаем прямую трансляцию торжественного начала работы верфи Товарищества поморского судостроения — закладку киля шхуны, открытие и презентацию созданного при верфи культурно-выставочного пространства «Открытая палуба», представление результатов фотоконкурса-исследования «Наследие деревянного судостроения Поморья», открытие передвижной выставки Северного морского музея «Не только топором». До встречи онлайн!  

Проекты верфи реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Министерства культуры Архангельской области. 

Партнеры проекта: Северный (Арктический) федеральный университет, Норвежский Баренцев Секретариат, Министерство культуры Архангельской области, Агентство регионального развития Архангельской области, Национальный парк «Кенозерский», Северный морской музей, РМ-Стил, ГАУ Архангельской области «Региональный центр патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе», Управление по делам молодежи и патриотическому воспитанию администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области. 

#поморскаяшхуна #открытаяпалуба #матица #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов 

Турецкие мастер-классы швартовок и маневрирования, 26 сентября - 6 октября

26 сентября, Фетхие

Вторая группа осенних мастер-практиков в Турции.

Давно заметил, что в конце первой группы мастер-классов в Хорватии, Турции или еще где, и экипаж, и инструктор устают. Курсанты учиться, инструктор учить. Курсанты уже под завязку полны неразобранными знаниями, которые свалены у них в голове в порядке и в беспорядке. Инструктор к концу похода просто обалдевает от ожидания какой-нибудь засады. Но приезжает свежий экипаж, готовый идти в бой — и инструктор тоже обновляется. Перезагружается. И все же, больше двух раз подряд нельзя — вредно))). Взлет — посадка, повезет — не повезет, любит — не любит. Во всяком случае, я не практикую обучение больше двух групп, потом полгода обязательный перерыв. Тогда все в радость. Радость от хорошего драйва, от того, что получилось, от новых людей, с которыми сводят морские практики.

Экипаж Sun Odissey 41 «Sail Reigle»: Павел и Юлия Вешаевы, Ильяз Мухутдинов, Андрей Старостин, Жульнар Асфари и Евгений Шкаруба.

Одновременно с судовым журналом мастер-классов публикуются Новости с верфи Товарищества поморского судостроения

Виталий Дробиленко прислал новый логотип Товарищества. Мне очень нравится. Особенно — пила и топор.

товарищество поморского судостроения

От Михаила Крупенина:

Смена: Бобур, Ибрагим, Никита. Бобур с Ибрагимом почти закончили пол, осталлсь 3 ряда. Никита выдолбил гнездо под угловую стойку, подогнал стойку и гнездо так, чтобы стойка встала вертикально. Установили угловую стойку перил балкона. Стоит жёстко, наверное обойдёмся без закрепления на нагеля. Избавились от 6 мешков опилок — их забрал на дачу товарищ Богдана. Приступил к реставрации металлического рубанка. Разобрал, очистил подошву. Подошва ровная.

сложный узел
первые стойки ограждения
сложный узел
27 сентября

1047, закончил рассказывать тысячу слов о том, на что нужно смотреть при приеме лодки, о технике безопасности и о швартовках. Отоходим от понтона. Чтобы немного сорентироваться, идем маневрировать у специальных желтых знаков снаружи марины.

Упражнения простые: научится рулить вперед и назад, подходить кормой к знаку. Учимся оснавливать лодку, пытаемся почуствовать инерцию и все такое.

швартовка

1206, закончили маневрировать у знаков. Идем швартоваться в марину.

1245, закончили швартоваться в марине. Жарко в Турции. Идем на якорню стоянку купаться и перевести дух.

1310, встали на якорь у острова Фетхие Адаси. Купаемся и перекусываем.

компания

1457, подняли флаг — российский триколор. Забыли сделать это в марине за утренними делами.

1500, снялись с якоря.

1516, открыли паруса.

1627, подобрали свободно плавающий кранец с названием «Le Rouge», что значит «Красный». Это хороший трофей!

Идем под парусами в сторону залива Гётчика.

1712, встали на якорь у острва Ясика Адалари. Перед этим чуть не влетели на мель. Обычно здесь приглуба у берегов, и штурман явно расслабился. Идем рядом с бережком и тут вдруг становится видно дно… Еле успели отрулить в море. Влететь на мель — это, конечно, очень хорошая практика и встряска для всего экипажа, но лучше этого не делать.

1735, снялись с якоря освеженные. Идем в Гетчик.

Пришли в городскую марину. Теперь здесь хорошо, сделан ремонт, но мест мало и марина плоха защищена от волны, которую поднимают катера, гулеты и прочеие плавающие посудены. Поставили нас с наружнего причала, до позднего вечера лодку качало и дергало на швартовых, потом успокоилось.

1830, встали в марине Гетчек. Приборка после трудового дня. По расписанию Жульнар сегодня боцман. Юля — матрос, завтра — боцман, послезавтра — штурман, потом капитан, потом младший матрос!

приборка
28 сентября

0930, начали швартоваться лагом к месту, у которого мы стояли.

1057, закончили швартовку. Идем купаться.

Встали на якорь у острова Ясика Адалари.

1130, спустили тузик на воду.

1146, встали на якорь и пришвартовали корму к острову. В вахтеном журнале запись: «Яхта «Тута» недружелюбно противодействует швартовке». Вокруг много судов, подходим себе спокойненько, кладем якорь и начинаем швартовать корму к острову. Тут на соседнем катамаране выбегает турок и начинает орать что-то неразумное о том, что рядом вставать нельзя, швартовы не должны пересекаться и прочее. Видно, что он псих и видно, что очень не хочет, чтобы с ним рядом стояли. Мы на него стараемся не обращать внимание, а его прямо колбасит. Нехороший человек. Жалко было его русскую жену, видно, как ей это все неприятно, бедная женщина.

1253, снялись с якорной стоянки от психованного турка. Прекрасно пообедали дыней и вином.

1310, занимаемся узлами и идем в сторону Екинчика.

узлы

1405, открываем паруса.

1640, встали на якорь у острова Баба. «Сорок метров цепи за борт!» — это Ильяз так командует. Заслушаешься.

штурман

1709, снялись с якоря.

1815, ставим грот.

1912, пришли в Екинчик. В этот раз решили встать не у ресторана, а к городскому причалу. Из всех неудобств только то что здесь нет мурингов, нужно опускать якоря. И прекрассно, отличная практика с якорями.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Ибрагим, Богдан, НикитаИбрагим постелил пол на участке, где планируется гардероб. Никита выполнил шипы на стойках перилБогдан отреставрировал старый рубанок, заточил лезвие. Продолжают работать над рольгангом. Составили список задач, которые ребята будут выполнять в моё отсутствие.

WhatsApp Image 2020-09-29 at 09.46.10 точка ножа рубанка столб ограждения с шипом около лестницы

29 сентября

Утром занимались теорией — приливами. Точнее — решали задачки: «Ночь, вы пришли в марину, где никого нет на причале. Пришвартовались лагом. На эхолоте 0,5 метра под килем. Идет четвертый час отлива. Можно ли остаться здесь или нужно искать другую стоянку?» И так далее…

1140, швартуемся. Отходим, кладем якорь, подходим к стенке. Очень правильное место для тренировок. И никто не против, что здесь идут занятия.

1150, начинаем швартовки.

1301, нашвартовались. Встаем купаться. «Пятьдесят метров на клюз!»

1302, «Пятьдесят на клюзе»!  Заслушаешься! «Стопра наложить!» Это значит — снять нагрузку с брашпиля.

1325, искупались. Пора ехать в Мармарис. «Стопор снять! Поднять якорь! Якорь на клюз!» Держите меня.

Ветра сегодня нет. Понемногу вяжем узлы, гадаем, как расходиться с далекими яхтами, которые маячат на горизонте, и топаем в Мармарис.

Жульнар

1608, «отдать якорь на клюз 40 метров»! Ветра нет. Учебные купания на якорных стоянках тоже обязательны.

1630, снимаемся с якоря. Идем в Мармарис.

1710, Как раз напротив центра города подул порыв ветра и швартоваться расхотелось. Вспомнил наш с Игорем опыт неделю назад и очень захотелось так-же поманиврировать на якорной стоянке. Ставим паруса.

1822, закончили маневрировать. Завтра нужно повторить. Пока не очень понятно, что такое мы делаем.

Встали в Нетсел марине в Мармарисе. Идем к брадобреям и ужинать.

30 сентября

0840, занимались темой «Погода».

1020, отошли от понтона. Заправляемся топливом. Это еще одна хитрость швартовых практик — заправляться не один раз в конце чартера, а несколько раз. Чтобы дать возможность курсантам сориентироваться в этом важном деле. Еще, конечно, полезно заправляться в разных условиях, на разных заправках.

Залили 37 литров.

1055, вышли из гавани.

1150, подолжаем крутиться под парусами по якорной стоянке. Многие начинающие капитаны больше всего озабочены швартовками, а ведь это не главное. Намного важнее чувствовать, как движется парусная яхта. Странно, далеко не всем и не всегда это очевидно. Упражнение наше очень простое: отлавироваться на ветер, обогнуть одну небольшую гулету, потом спуститься по ветру с поворотом через фордевинд и обогнуть другую, большую и золоченую гулетищу. И так кругами, кругами, пока не надоест.

шкотовые

1228, вставали на якорь под парусом напротив центра Мармариса. Тоже полезно хоть раз это сделать с инструктором. Снялись с якоря. Купаться здесь не будем. Море читое рядом.

Встали под папуса.

1350, пришли на якорь в бухту Кайкагиз. Очень голубая вода. Готовимся перекусить и искупаться.

1450, снялись с якоря

1500, встали под паруса.

Вышли в море. Снова, как и неделю назад, здесь с берега дует прекрассный мельтеми.

хороший ветер

Порывы с берега до 35 узлов. Нас валит на борт. Лодка начинает брочинговать на ветер. Гика шкот уже растравлен, но это не помогает. Рифим грот. Ветер еще свежеет.

Ильяс

Стаксель новый и почти наверняка не порвется, но и его пора рифить. Тут нас ждал неприятный сюрприз: стаксель шкот так перекрутился, что не травится. Пришлось ждать небольшой остров по пути, под ветром его уваливаться, идти на бак и раскручивать там эту систему стаксель-шкот-автомат. Шкот уже перебран и с большим трудом удалось его растравить. Стремно становится, когда ветер и нет возможности убрать паруса. Почти также, когда не работает мотор и ты потерял ход.

Андрей

1915, встали на в якорь в бухте Серсе Лимани.

1 октября

Утром занимались приливами. Сдавали приливные тесты.

1025, снимаемся с якоря. Идем в Бузбурун. Ветер до 25 узлов. Лавировались сначала на ветер и под ветер, огибая мысы.

Встали на якорь на арбузный на обед. Купались.

1530, при поднятии якоря зацепились за скалу. Еще одна очень неприятная ситуация. Якорь зацеплен рядом с скалистым берегом. Если ветер повернет, нас положит на эти камешки. Маневрировать с якорем не получится… В таком случае помогает стопорная веревка, которую цепляют за цепь и крепят к носовой утке. Потом цепь потравливают. Когда таким образом с брашпиля нагрузка переведена на лебедку, можно подергать якорь и выдернуть его из засады в конце-концов.

Пробовали встать в гавани Бузбуруна — нет мест. Нашли в лоции открытый причал рядом с отелем. Пришли туда. Действительно, есть понтон на несколько лодок, удобства, электричесвто, вода и город совсем близко. Супер хорошо.

Рядом стоят настоящие океанские катамараны и тримараны, что в чартерной Турции не счасто увидишь.

рядам с катамаранами

В основном это отель, но с парусными элементами.

покатушечные лодочки

Хорошая утка на баке деревянной лодочки.

утка-кнехт

Ильяз и Андрей поделились морским профессиональным тостом: «Да отвратит беда свой лик суровый от всех идущих в море кораблей!» — говорит тостующий и все ему вторят: «Да отвратит!»

Вечером в городе нырнули за телефоном своим айфоном и вытащили. Айфон работате и под водой.

2 октября

Утром вполне насладились тем, что стоим не в городской гавани, а у внешнего понтона. Подул западный ветерок и мы начали швартоваться под парусом. Это прекрасное занятие на лодке в 41 фут. Очень бодрит и освежает.

Сначала отход.

Подход:

Подход с палубы, работа гротом, грот у нас — и движетель, и тормоз, и подрулька:

1145, закончили швартовку лагом под парусами. Идем дальше, высматриваем на берегу самую крупную в Турции верфь, где строят деревянные лодки.

1224, отшвартовались в марине D.S.V. Удача! Нашли верфь, совсем рядом с Бузбуруном.

DSV марина

Хозяева  — выходцы из Айзербаджана и Украины — оказались очень гостеприимны и показали то, чем занимаются. Например, строят вот эту лодочку 140 метров длиной. Это мы внутри идем, по килю среди шпангоутов и бимсов.

в трюме суперлодки

Так лодочка, у которой пока нет имени, выглядит сверху. Лодочка ждет одежки-обшивки и палубы. Силовой набор уже готов.

сверху

Конструкция кормового транца.

транец

Флоры.

флоры

Рядом с форпиком.

в носу

Мы на палубе.

масштабы

Дизайн верфи.

масштабы верфи

Соседняя лодка, всего 80 метров длиной.

красное дерево

Станков в этой огромной верфи сомсем почти нет.

инструменты

Это модель совсем маленькой, метров 16, лодки. Сначала делают такую прикидку масштабов.

макетирование

Потом такой макет. После этих примерок начинают делать 3D модель.

макетирование 2

Стосорокаметровая лодка с носа. После экскурсии здесь у меня поднимается насроение и растет увереность, что и наша поморская затея удастся.

вид с носа

1420, выходим из марины.

1445, встали на якорь купаться.

1550, подняли паруса. Лавируемся обратно. После верфи и швартовки под парусом мы немного обалдели.

«Кормило на средину» и поехали, как говорится.

1720, обогнули мыс Кисил. Здесь есть ветер — ставим паруса.

1755, обогнули мыс Карабурум.

1855, встали у ресторанного причала в бухте с крепостью.

1900, отметили заход солнца на развалинах крепости.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Сардор, Бобур, Ибрагим, Богдан, Никита. За последние три дня: Закончили укладку пола на втором этаже;
Изготовили второй рольганг для подачи заготовок; Установили дверь в электрощитовую. Для этого пришлось её подрезать и поправить коробку; Сняли остатки проводки и её крепежа со стен ангара; Сняли металлические скобы с ферм в местах, где они ничего не крепили; Провели ревизию и сортировку пиломатериала; Расчистили площадь верфи от хаотично сложенных досок; Избавились от мусора при помощи друга Богдана и Саши электрика. Мусор ещё остался, но его гораздо меньше; Изготовили и установили поперечную балку под окно на фасаде в районе лестницы. К слову, абсолютно без моей физической помощи — Никита и Ибрагим всё сами сделали; Выполнили шипы на стойках под перила. 

Совещались с Антоновым. Определились по следующим вопросам:
1. Установка дополнительных стоек перил и раскосин. 2. Устанока окна на фасад в районе лестницы. 3. Зашивка стен гардеробной. 4. Зашивка задней стены (зашить фанерой, по стыкам фанеры пустить декоративные элементы, имитирующие силовой набор фахверка).

старое окно на верфи
под электрическим солнцемантресоль - развитиеновые роульсыэскизы узлов

Новый свет в ангаре добавляет концептуальности.

вечернее творчество
3 октября

Занимаемся МППСС.

0930, швартуемся кормой к причалу.

Паша швартуется

1105, закончили швартовки, идем купаться.

1220, снялись с якорной стоянки.

Вечером пришли в Екимчик. Всю дорогу поддувыал хороший ветерок в корму.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Никита, Богдан, Сардор, Бобур, Ибрагим. Рассортировали лиственницу с грибком по типоразмеру с помощью рейсмуса. Пропускали с минимальным съёмом. Такая сортировка необходима для облегчения дальнейшей обработки и группировки материала для отдельных пластей клеёного киля. Провели совещание с Егором Ватлецовым по поводу технологии клейки киля. Струбцины подойдут, как он сказал. Нужно будет начиться усовать доски, а также придётся рейсмусовать 20-тиметровые пласти.

Провели плановую чистку рейсмуса и фуганка. Купили солярки, смазали ролики и столы по совету Ватлецова.

новое на верфи

4 октября

Утром занимались «Погодой». Швартовались, спасали человека за бортом. Не спешим выходить, собираемся сделать вечерний переход. Посмтреть, что такое ночная навигация.

игра с швартовым

Товарищи! Призываю вас участвовать в соревнованиях по уничтожению мух. Объявляю мухобойную вахту. Каждому сбить по пять штук! Чем-то мы провинились, на нас напали бесчисленная стая злющих, кусучих мух.

1755, стоим на якоре в бухте Екинчик. Скоро снимаемся в Гётчик. Слевой стороны на якорную стоянку заходит лодка под украинским флагом. Команда не слишком опытная. Якорь положили, стоя носом по ветру и т.д. Потом их развернуло. Они всей компанией сгрудились на баке. Разбираются с якорем. Видно, что делают это впервые. Понятно, что нервничают. Потом девушка у них на ботру, скорее — молодая женщина, нам помахала… И тут нас порвало. Мы начали им махать. Они нам — все. Стали показывать всякие знаки теплые, улыбаться. Прямо до слез пробрало. Все это блядское жлобство накопленное спало, вдруг. Стало светло, радостно на душе.

1820, вышли в море. Идем в Гетчик.

Вечером пришли в бухту Гетчика. Встретили там на якоре лодку Леши Мартынова, немного задержались за его гостеприимным столом и уже глубоко ночью пришли в городскую марину.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Богдан, Бобур, Ибрагим. Изготовили перекладины ограждения балкона, в стойках вырезали пазы под них и установили перекладины.

Богдан на сценеойки балкона

5 октября

Утром после блужданий в поисках сувениров, борьбы с мухами (почти безуспешной) швартовались, заправлялись, стояли на якоре.  Идем в домашнюю марину — сдавать лодку.

1600, пришли в Фетхие. Благополучно сдали лодку. Брились у дедушки бербера и гуляли по городу.

Наши практики закончились. Всего прошли 270 миль.

на троих

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Бобур, Ибрагим, Никита. Острогали часть лиственницы до толщины 50 мм. Продолжаем отбор по толщине. Изготовили и смонтировали дверную коробку основной входной группы Открытой палубы. Сложная конструкция, состоящая из трёх балок — поперечной между двумя колоннами, врубленной в каждую; двух вертикальных балок, врезанных на гип в пол и поперечину. В каждой балке выполнена четверть под двери.

Бобур и Ибрагимизготовление гнезда в балкеразметка шипа

Пора возвращатся домой и на верфь!

На верфи отметят именины Архангельска

В день Архангела Михаила 21 ноября верфь Товарищества поморского судостроения торжественно начинает работу. Во время праздника состоятся:

— закладка киля поморской шхуны, которая станет центральным событием на верфи. 

Такие шхуны были распространены в регионах Белого и Баренцева морей в ХIX — начале XX века, на них велась ловля рыбы, промысел морского зверя, их использовали как торговые и транспортные суда. Сегодня деревянные моторно-парусные шхуны, построенные с использованием современных технологий, могут найти новое применение, стать востребованными как туристические и научно-исследовательские суда. Сочетание классического парусного вооружения, конструкции деревянного корпуса, современной моторной установки, навионики, комфортных бытовых условий сделает такое судно востребованным для работы в труднодоступных, суровых регионах Арктики.

— открытие и презентация созданного при верфи культурно-выставочного пространства «Открытая палуба» — творческой площадки для сохранения и развития традиций северного судостроения.

Силами студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова под руководством наставника — архитектора и реставратора Александра Антонова — на верфи построено пространство для проведения тематических мероприятий: встреч, лекториев, показов фильмов, презентаций, выставок, конференций и пр.

— представление результатов фотоконкурса-исследования «Наследие деревянного судостроения Поморья».

В рамках конкурса жителям Архангельской области было предложено сделать фотографии, посвященные традиционным судам своего села, деревни. В комментарии к фотографии требовалось указать место съемки, основные размеры судна, информацию о его владельце и изготовителе, историю использования. Участники конкурса провели исследование, которое стало важной частью сбора информационных материалов о деревянном судостроении в регионе. Участие в конкурсе приняли 32 человека, прислав более 100 снимков. Реестр судов, уцелевших по берегам Белого моря, рек и озер области, публикуется на сайте zavetflot.ru.

— Открытие передвижной выставки Северного морского музея «Не только топором», которая представляет предметы из коллекции плотницких и судостроительных инструментов XlX начала ХХ вв. 

Деятельность верфи Товарищества поморского судостроения — это комплексный судостроительный, образовательный и культурный проект, посвященный сохранению и развитию морских традиций Поморья.

Торжественное начало работы верфи входит в фестивальную программу  международного проекта «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения», победившего в грантовом конкурсе «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Инициатор международного проекта — Северный морской музей.

Проекты верфи реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Министерства культуры Архангельской области.

Партнеры проекта: Северный (Арктический) федеральный университет, Норвежский Баренцев Секретариат, Министерство культуры Архангельской области, Национальный парк «Кенозерский», Северный морской музей, РМ-Стил, ГАУ Архангельской области «Региональный центр патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе», Управление по делам молодежи и патриотическому воспитанию администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

Расписание мероприятий:

12:00-13:00, торжественная закладка киля и презентация площадки «Открытая палуба».

14:00, представление результатов фотоконкурса-исследования «Наследие деревянного судостроения Поморья».

14:00-16:00, знакомство с верфью и выставочными проектами.

В связи с сохраняющимися рисками развития пандемии фестиваль в рамках международного форума «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения» проводится с соблюдением мер, рекомендованных протоколом Роспотребнадзора.

С целью ограничения количества гостей праздника просят заранее зарегистрироваться. Регистрация доступна по ссылке. Вход на мероприятие с 12:00 до 13:00 по приглашениям.

Прямую трансляцию фестиваля всех событий фестиваля можно будет посмотреть на официальном портале проекта «Поморская шхуна»:  pomor-schooner.ru

Сейчас, перед закладкой поморской шхуны на верфи клеится киль, устраивается стапель, заканчивается строительство площадки «Открытая палуба». Приглашаем всех желающих принять участие в подготовке верфи к работе!

+7 903 247 40 55,

+7 911 559 57 97

shkaruba-s@yandex.ru

верфь Товарищества поморского судостроения

 

Турецкие новогодние мастер-классы 2-12 января

Друзья, тем, кто соскучиля по парусу и морю! Мы собираем две лодки для практик в Турции на новогодние праздники. Это будет путешествие по зимней Турции. Погода может быть всякой, в том числе штормовой. В кают-компании будет уютно и всело. Будем путешествовать, засовывать нос на турецкие верфи и учиться). Это хороший шанс получить капитанский Сертификат IYT Bareboat или обновить имеющийся до уровня IYT Coastal.

НОВЫЙ ГОДА В ТУРЦИИ

 В программу обучения войдут:

Швартовки кормой, лагом, швартовка по средиземноморски с якорем, швартовка под парусами; Маневрирование под парусами; Навигация, в том числе ночная; Постановка на якорь в разных условиях. Теорию можно пройти в он-лайн режиме — для этого у нас есть хорошоая возможность.

В штормовые практики войдут:

Выходы в море в сильный и штормовой ветер, переходы в любой ветер, отработка приёмов штормования.

Ориентироваться будем по месту и по погоде. Если ветра не будет, будем отрабатывать швартовки, это никому не покажемтся не нужным. Постараюсь дать кое-что из теории штормования (например, обзор исторического опыта по штормованию, в первую очередь — опыт Лин и Ларри Парди или «особые случаи» в море из личного опыта — рассказ о разного рода поломках и о том, как с ними справляться).

Старт и финиш в Доломане 2-12 января.

Дистанция около 250 миль. Продолжительность практики 10 дней. Стоимость участия 1250 евро. Сертификаты оплачивается отдельно.