Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Греция

Морские практики

м-практики в Бермудском треугольнике

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Плавание по Лофотенским островам 19 - 24 марта

19 марта. Гавань Свольвера

Норвегия 3 этап

На борту «Джульетты» экипаж: Александр К.,  Марина Литвинцева, Наташа Чернова, Николай Чёрненький, Алексей и Катя Яшенькины, Михаил Малышев, Евгений Шкаруба.

«Джульетта» у понтона среди рыбаков. На понтоне мало электричества, но есть жидкая, то есть незамерзшая пресная вода!

IMG_4647

Только позавчера закончился наш переход на Лофотенские острова с Игорем Белокобыльским на двоих. Переход был красивым и сложным. Холодно, навигация такая, что от карт-плоттера не отойти ни на минуту. Вокруг банки и гроздья островов. Мы с «Джульеттой» порядком выдохлись по дороге, но с новой энергичной командой, думаю, быстро восстановимся.

Прошли инструктаж по безопасности и устройству лодки. Гуляли на дальний мыс Свольвера, туда, где сушат на специальных вешалах лофотенскую треску.

IMG_4682

Вчера закончился чемпионат по её ловле. Трески полно, метель метет. Устроили небольшой пикничек на берегу моря.

IMG_4690

Погода здесь сейчас такая: то солнце, то мгла.

IMG_4665

IMG_4662

Вернулись на лодку. Снова снег и ветер.

IMG_4697

IMG_4709

Уборка палубы с помощью воды. Солнце выходит из-за туч и снова дарит нам надежду. Хочется верить, что сейчас скинем снег, а дальше — весна! Снега больше не будет…

IMG_4713

1155, вышли из гавани Свольвера. Идем ловить треску.

1230, ловили треску и удачно, первый раз в этом году. Уф! Солнце и рыбий жир. Мечты сбываютя! Как пишут в комментариях — Омега 3 в чистом виде.

IMG_4737

Технология нашего лова проста. Ищем банку или свал. Встаем над глубиной 50 метров. Дружно закидываем удочки. Если треска в этом месте есть, она начинает ловиться. Здесь главное вовремя очнуться и прикинуть: а сколько нам её нужно, трески этой? Сколько мы готовы почистить и съесть?

IMG_4740

IMG_4747

Снежные заряды с ветром и полным отсутствием видимости каждые полчаса. Снег налетает так, что нужно постоянно чистить лобовое окошко козырька.

Рулевой и штурман на вахте.

IMG_4759

1407, только что было солнце, а теперь налетел снежный шквал. Ничего не видно. Пережидаем его, чтобы начать заходить в место сегодняшней стоянки, Хеннингсвайер. Это местечко я давно знаю и люблю. Небольшой рыбацкий посёлок на двух плотно прижатых друг к другу островках.

1530, зашли в гавань Хеннингсвайера. Все стенки и несколько понтонов заняты рыбацкими суденышками. Встали к короткому понтону гостиницы, но вовремя увидили, что рядом с понтоном мелко. Ищем другое место.

IMG_4783

1700, закончили швартоваться к рыбаку в самом конце гавани. Завтра в пять утра он отчаливает — придется выпускать. Всего намотали сегодня 12 миль. Координаты 68*9’N 014*12’E.

Погода меняется на глазах.

IMG_4802

IMG_4818

Улов на столе.

IMG_4830

Вечером смотрели северное сияние.

20 марта

0500, выпускали рыбака. Вчера мы встали к нему лагом. К удивлению, он стартовал ровно в пять. Мы немного задержались с выходом, так мужичек вскочил нам на палубу и начал топать сапогами изо все сил. Спешит, переживает что всю его треску выловят. Рыбацкая флотилия стартовала — гавань опустела к полшестому утра. Ну и славно, теперь понтон и всё электричество будут в полном нашем распоряжении.

1000, вышли на рыбалку. Пробуем найти рыбу. Ветер с вчерашнего северного повернул на южный. Холодно.

1340, видимость 200 метров. Метет метель. Идем под зарифленым гротом, по карт-плоттеру с попутным фордевиндом. Рыбалка сегодня не вышла. Сматыаем удочки. Лофотены накрыло снежным бураном.

IMG_4858

1556, видимость из кокпита почти нулевая. Несем вахты: рулевой, штурман, впередсмотрящий, он же дворник лобового окна.

Идём исключительно по приборам. Рулим руками (слишком много замечательных практиков на лодке, чтобы включать авторулевой). Учимся держать курс при полном отсутствии ориентиров. Рядом с рулевым сидит штурман с картплоттером и проговаривает: лево пять, на курсе, право пять, на курсе… И так далее. Трек который рисует карт-плотер, похож на волну. У каждого рулевого волна разная, как почерк, его не подделаешь. Из замечания штурмана: «Николаю я говорил 5*, а Марине надо говорить 10*».

1630, слава вперёдсмотрящим! Четвертое судно навстречу замечают — и мы вовремя уворачиваемся.

1715, ветер зашел. Скрутили неконтролируемый фордевинд. «Джульетта» встряхнулась, как большая собака от снега.

1720, штормовые порывы ветра. Разгоняемся до 10 узлов. Идем в большом  заливе, при плохой видимости.

1820, героически встали у внешнего понтона марины города Сторкмаркнес. Сначала, сдуру, влетели внутрь тесной марины, чудом не налетели ни на кого. Только благодаря подрульке смогли развернуться в узких лабиринтах понтонов. Все это при сильном ветре. Выскочили из ловушки наружу и только тогда увидели отличный, гостеприимный внешний понтон. Встали к нему. Координаты 68*33.9’N 014*55.8’E. Прошли сегодня 40 миль.

Вечером, после ужина, услышал подозрительную возню на палубе. Матросы, вместо того, чтобы прибирать палубу от снега, слепили снежную бабу. Со всеми элементами. Хулиганьё. Так отметили День весеннего равноденствия! Ура! У нас, в северном полушарии, день возобладал над ночью!

IMG_4909

Вечером гулял по городу. Снег, такой несносный в море, здесь кажется волшебным, новогодним.

21 марта

0820, отошли от причала. Ночью потеплело, баба растаяла бесследно, как ночные грезы. Ветер повернул на попутный от NW. Низкая облачность, но видимость сносная, не то, что вчера. Можно немного расслабиться и рулить по ориентирам.

1100, пошел снег. Выставили вахту дворника.

Миша — дежурный штурман.

IMG_4938

1250, ловили треску. Вытащили больше 25 хвостов.

ANMG8300

Ловим так много, потому что Лёша и Катя приехали с огромным холодильником — нам его нужно забить под завязку. Самую большую трещину вытащила Марина — на 8 кг. Ну, это понятно: помню, как она в нарды играет — все дубли в рукаве.

IMG_4989

IMG_4969

Добытчики!

IMG_4991

1842, понимаю, что во время снежных зарядов мы идем на грани фола, все время вслепую. Не смотря на то, что включили радар и на баке дежурит вперед-смотрящий.

Вечером пришли в гавань местечка Скрольсвик. Координаты 69*3.9’N 016*48.9’E. Почти ничего нет в гавани. Электричества крохи, только чтобы зарядить аккумуляторы. Мусорного бака даже не нашли.

Впервые попробовали завести газовый гриль. Получилось. Правда, балон все время замерзал и его нужно было поливать теплой водой, чтобы он горел.

Ужин.

IMG_5015

Прошли сегодня 65 миль.

22 марта

Солнце и большая приборка с утра. Убираем кают-компанию, убираем снег с палубы. Это у нас теперь такое развлечение — прибирать палубу. Лодку помыть нельзя, но снег почистить можно. Нужно как-то разнобразить отдых и придумывать новые развлечения.

Проветривание подушек.

IMG_5024

0935, стартовали из Скрольсвика. Идем по солнечным заливам, вдоль высоких скалистых берегов.

1050, видели дельфинов, которые едят рыбу и нами не интересуются.

Высматриваем место для рыбалки и мы, чтобы не было волны и была крупная треска. Но так как с моря идет вчерашняя зыбь, шансов у нас не очень много. Качает. Вышли в Северную Атлантику.

IMG_5038

1140, пробуем безрезультатно рыбачить. Зашли в залив и приютились на склоне свала.

IMG_5064

1500, пришли в местечко Гриллефьорд. Отлично защищенное место в глубине фьорда. Встали к понтону. Пришлось для этого слегка разогнать лёд в гавани. Координаты 69*21.8’N 017*3.5’E. Прошли 22 мили.

IMG_5084

IMG_5088

Гуляли. Радовались северному сиянию и успешно его фотографировали!

IGZU7546

TSPJ0908

23 марта

0800, заправились водой у рыбной фабрики. Вода — гавная наша забота в последнее время. Все замерзло на севере Норвегии, и норвежцы не слишком озабочены этим.

0915, отошли от причала рыбаков. Освобождаем палубу от остатков льда.

1200, спустили на палубу стаксель, клеим заплатки.

IMG_5150

1430, вернули стаксель на место.

1545, пришли на остров Соммарой. Бьемся за электричество. Электрощитки почти все на запоре. Почти. Алексей нашел ключик, открыли щиток и смогли подключить 230 вольт к лодке.

IMG_5180

«Джульетта» на самом севере зимнего путешествия.

IMG_5201

Координаты 69*38.4’N 017*59.9’E. Переход составил 30 миль.

Почему-то Марина назвала эту композицию «Диагональ Шкарубы».

IMG_5281

Вечером гуляли по посёлку и окрестностям.

IMG_5225

24 марта

0745, вышли из Соммароя. Долго мучались с отходом от понтона. То ли я совсем потерял квалификацию, то ли… Не знаю. Хорошо, что команда сплоченная и уже в теме.

По небу гуляют снежные тучки.

0820, встали под паруса. Идем внутрь фьордов, в Тромсё.

Сегодня уже заезжает следующая группа. Припозднились мы, потому что хотелось больше видить открытого моря и команда обещала мне помочь с приборкой по приходу в Тромсё.

1100, отлично лавируемся в узостях фьорда.

1240, встречный ветер до 20 узлов. Хорошо, что течение не встречное.

1350, пришли в Тромсё. Этап закончен, всего получилось немногим больше 2оо миль. Из главных моих забот — лодка очень мокнет внутри из-за конденсата. Ребята подкинули идею: можно купить осушитель воздуха. Завтра буду его искать.

PIWZ8185

Фото: Евгений Шкаруба и Николай Чёрненький.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Плавание по Лофотенским островам, 29 июня - 4 июля

Лофотены лето 1
29 июня, Будё

Распаковываю «Джульетту». Убираю тент с бака и думаю, как лучше будет укрыть лодку на зиму следующего года. Три месяца «Джульетта» стояла здесь, в Будё, напротив Лофотенских островов. Стоянка прошла благополучно исключительно благодаря заботе нашего друга Алексея Андреева. Время от времени в большую гавань Будё прилетал западный ветер штормовой силы, но Алексей вовремя докупил кранцев на борт — все обошлось. Кроме того, приезжал Алексей Чиркин — заменили аккумуляторы, ремонтировали генератор и занимались прочими хлопотами, которым нет конца.

Зимой мы наладили съемный бэби-штаг и пошили штормовой стаксель. Кроме того, ждем из Турции новый основной стаксель — «Джульетта» обновляет гардероб и, кажется, довольна этим.

Погода радует. Тепло. Это вам не зима и не весна, когда каждый выход на палубу равнялся выходу в космос. Одевали на себя всё, что можно, открывали люк и шли заниматься космическим яхтингом. Сейчас всё другое.

1440, убираю лодку и, представляете, «Джульетта» стоит с открытыми люками. Не холодно. Вчера, когда приехал, в первую очередь запустил Вебасту, закрыл все люки и стал ждать тепла. Алексея этим удивил. Потом расслабился и понял, что люки лучше открыть — на улице теплее, чем внутри. Проветриваю её, сушу стены, потолок и все прочее.

IMG_8537

Ездили с Алексеем посмотреть на местную классику.

IMG_8491

Совсем старый рыбачек стоит.

IMG_8501

Здесь у каждой деревяшки есть история.

IMG_8497

Алексей Андреев и Мортен Хесхамер в гостях.

IMG_8520

30 июля

Вечером приехали морские практики Андрей Суворкин, Варвара Дымова, Ольга Иевлева-Старк и Александр К. Итого со мной — пять человек.

1 июля

Утром начали заводить старый стаксель. Новый, который я заказал два месяца назад в Турции, еще не готов. Может, это и к лучшему, потому что когда мы начали поднимать старый стаксель, не заметили, что алюминиевые профили, из которых собрана закрутка, разошлись. В итоге оторвали пару метров лектроса в верхней части передней шкаторины.

IMG_8552

Оля и Саша

IMG_8560

Саша и Андрей.

IMG_8557

Саша и Оля ставят новый натяжитель ахтерштага.

IMG_8550

Первый натяжитель был у нас гидравлический и служил верой и правдой, пока в Тихом океане у нас не упала мачта. Была такая история. В самый драматический момент, когда обломки мачты уже висели у нас у нас за бортом,  нужно было срочно от них освободиться — отдать ванты, ахтерштаг и форштаг — натяжитель заупрямился и не хотел отпускать ахтерштаг. Кто-то сгоряча схватил плоскогубцами за шток и покарябал его. После этого гидравлический натяжитель перестал держать нагрузку. Мы долго мучались с ним, пытаясь восстановить поверхность штока — все без толку. Покупать в магазине дорого, решили сделать сами. Для этого Алексей Чиркин сделал такой чертёжик:

28906423_1571440402925430_1997668826_n

Сергей Коваленко и Алексей Чусов выполнили его внатуре. Такой классный получился аппарат со штурвалом и всеми внутренними сложностями. 30726615_1064425557030275_6669818738759434240_n

Таким натяжитель приехал из Новосибирска к нам в Архангельск.

33429711_1645685422167594_4791493802072211456_n

Сегодня он занял свое штатное место на корме «Джульетты».

1800, поднимаем Олю на мачту, проверить штаг. Что-то парус у нас не поднимается. Обнаружили, что оторвали лектрос. Понятно, это был пенсионный протест старого паруса, который работал на нас с 2013 года, со времен поломки мачты. Под этим старым стакселем мы прошли, наверное, тысяч сорок миль и давно уже обещали ему пенсию, но вот не случилось пока. Новый стаксель где-то застрял, а старый лезть наверх категорически отказывается. Что делать? Убрали его и пошли гулять.

Ура! Мы выиграли чемпионат! В том смысле, что победили в матче с Испанией. Отголоски футбольных страстей доносятся и к нам, на край света. Вид с самого верха главного отеля Будё.

IMG_8576

Вот и «Джульетта» в начале гостевого причала.

IMG_8567

По соседству стоит мотосэйлер-кэч для арктических походов.

IMG_8586

Слов нет, большой и мореходный, но вот мачты жидковаты, на мой взгляд. Сломаются такие тростинки!

IMG_8564

2 июля

Утром достали из закромов еще один, еще более старинный, стакселёк. Готовимся его поднять.

1130, закончили возиться со стакселем. Поставили. Он, конечно, лохматенький и потянутый по шкаторинам, но вполне себе парус.

1500, вышли из Будё.

1520, встали под паруса. Дует NE 17 узлов. Идем в фьордах. Скорость «Джульеты» до 8 улов. Отсчет лага 83580 миль.

1818, давно не ходили так комфортно. Ветерок дует из из залива, что отделяет Лофотенский архипелаг от материка. Волны почти нет. Солнце светит весь день. Топаем на самый запад Лофотенских островов.

Варя на подвахте дивана.

IMG_8588

Свеж и прозрачен здешний заполярный воздух. Идем на остров Верёу.

IMG_8589

2120, перед самым заходом в бухту произошел разворот ветра на 180 градусов и усиление до 27 узлов, почти шквальный порыв. Можно сказать, для меня такое впервые. К этому времени над морем уже заштилело. Ясное небо. Была какая-то рябь на воде, но совсем не до такой степени.

IMG_8593

Невозможное солнце прямо светит в глаза.

IMG_8595

IMG_8597

Убрали стаксель и грот , заходим в бухту городка Ресснесвоген. IMG_8602

Рыбацкий порт.

IMG_8607

В небольшой марине в углу стоят несколько яхт. По карте на входе мелко. Решили не рисковать и встали лагом к рыбаку. Вышел хозяин причала, убедил нас, что мы сможем зайти в марину. Хорошо. Попробовали. Когда эхолот начал показывать 0,8 метра под килем, а с яхт из марины нам замахали руками, дали задний ход и вернулись под бок к рыбаку. Ох, уж мне эти береговые умники.

2250, причалили к рыбацкому траулеру во второй раз. Не верьте умным людям с берега!

IMG_8611

Рыбак, к которому мы привалились, — «Havsula Vest» или «Океанское солнце запада».

IMG_8616

3 июля

Утром совершили попытку найти местных тупиков — есть такие северные птички с ярким клювом, треугольными глазками и подведенными бровями. Но не нашли. Только промокли под дождем и полюбовались местными ландшафтами.

IMG_8633

IMG_8623

1540, отошли от «Океанского солнца запада».

1650, пять пойманых сайд уняли грусть от невстреченых пуфиков (тупиков).

1705, поставили паруса. Идем в известный водоворот Мальстём. Помню, как когда-то читал про это место у Эдгара По. Дома никого не было, вечер, пурга за окном — пришлось читать сидя на лестничной площадке, чтобы быть по ближе к людям.

Отличные порывы с берега. Скорость «Джульетты» достигает  9 узлов.

1900, прошли Мальстрём и не заметили его. Угодили в момент стояния воды, значит, течений нет, волны с моря тоже нет. Можно сказать, повезло. Спокойно на море, хотя драматично.

IMG_8643

1940, пришли на остров Флаксадёйа в местечко Сёрвоген рядом с местечком А или по русски О. Встали лагом к аккуратному понтону в в бухте.

IMG_8649

4 июля

1110, заправились топливом.

1230, гуляем в А. Или О? Камни здесь носят водоросевые юбки.

IMG_8662

Здесь кончается западная автомобильная дорога по Лофотенам. Сухопутные туристы дальше пробраться не могут. Сидят там, несчастные. Даже в рыбацкий музей не идут, а он отличный!

Вот как легко традиционную ёлу переделать в мотобот!

IMG_8674

Спасительный черпак — вечный атрибут морского судна. Что он символизирует? Надо над этим как-нибудь поразмыслить.

IMG_8681

Ёла или что-то на неё похожее.

IMG_8682

Рулевое устройство. Хозяин, видимо, был левшой, если сделал удлинитель под левую руку.

IMG_8683

Старые фото, от которых глаз не оторвать.

IMG_8685

Вот примерно столько бывает трески на Лофотенских островах!

IMG_8686

Сезон уже прошел, а эти сушеные головы все еще ждут отправки в Африку.

IMG_8699

1710, вышли из Сёрвогена.

1740, закончили безуспешно рыбачить.

Очень тихо на море. Видели большую гринду. Прошла мимо нас на встречном курсе и не оглянулась.

IMG_8724

Варвара.

IMG_8731

Ищем рыбу.

HORL1383

2100, успешно ловили сайду и две трески.

Сайду попробую засолить.

2350, прошли между двух островов Сольвардхольмен и Хенингсвер. Эти два островка вытянулись друг напротив друга и разделены только узким каналом. Местные жители устроили дамбу со стороны моря и таким образом закрыли одну сторону канала. Получилась отлично защищенная гавань. Живут здесь рыбаки, это сразу видно, и туристы, конечно.

Встали к понтону в самой глубине гавани.

DCIM100MEDIADJI_0059.JPG

DCIM100MEDIADJI_0068.JPG

DCIM100MEDIADJI_0072.JPG

DCIM100MEDIADJI_0075.JPG

DCIM100MEDIADJI_0095.JPG

Завтра зайдем в Свольвер и отправимся дальше — на север Лофотенских островов.

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 19 июня

19-ое

Утром Пришли в Сюзьму. Это скорее дачный поселок, чем деревня, тем более Северодвинск рядом. Деревню и морской песчаный берег от сопки, обильно покрытой лесом, отделяет широкая речка. Так что слева у тебя соленая вода Белого моря, а справа пресная, речная. Конечно, все полезли купаться в реку, где вода была не такая холодная. Надо сказать, что начиная с Дураково, Паша и Евгений Александрович купались в ледяной воде регулярно. После обильного ужина завалились спать. Моросил дождик, переходящий в дождь.

36861243_957053791123978_9200395014088163328_n36788610_957053797790644_6937912186513653760_n

 

36817636_957053954457295_329117597226237952_n

На берегу Сюзьмы стоит часовня, похожая на киосок «Союзпечать». На горке очень странная деревянная церковь. У прибрежного дома море отодвинуло в сторону стену и, как в детском кукольном домике, на обозрение морским жителям выставило жилой интерьере с мебелью, посудой и часами-ходиками.

36834012_957054187790605_6214760249304285184_n

36781660_957054261123931_6063745359476162560_n

Вечером резко вскочили и ушли в море. Нас догонял настоящий, ужасный шторм. Сможет ли наш карбас пережить ненастье?

36823102_957053581123999_4799905796169138176_n

Сначала шли под парусами. Погода становилась все хуже, на горизонте дымили мрачные трубы Северодвинска. Их периодически закрывала рваная черная пелена. Было такое ощущение, что мы внутри урагана, как в рассказах Джека Лондона. Вокруг бушевала непогода, на горизонте, на фоне фиолетовых туч, проступали макароны проливного дождя. Вокруг кружили черные рваные тучи и явно бесновался порывистый ветер. А у нас вообще ветер закончился и мы пересели на весла. Трубы Северодвинска вращались вокруг карбаса, как смерч. В какой-то момент нас преследовал военный катер, потом сгинул в волнах. Мрачная декорация гнала нас к воротам Северной Двины, островам Сельдяная кошка и Разбойник.

36861990_957054794457211_8038862254671659008_n

Ветер и дождь появился только тогда, когда мы уже давно шли Мурманским рукавом в пойме Северной Двины. У подхода к Архангельску нас встретила «Морошка» с водкой, сигаретами, закуской и гармоникой. Нас встречали Андрей Тарбаев, Поля Шкаруба, Алексей Сухановский и Олег Попов. Какое-то время мы тащили «Морошку» по ветру. Потом отстыкавались и парадно пошли вдоль набережной Архангельска. Пришвартовались в яхт-клубе…

36923513_957053671123990_1957553133244645376_n 36830394_957054564457234_1854566891297701888_n 36789133_957054617790562_2431105120516177920_n

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 18 июня

18-ое

Мы с Женей после ужина ушли гулять по освещенной золотом рассветного солнца Яреньге. Надо сказать, что это одно из самых живописных мест на Летнем берегу Белого моря. Песчаный берег завален топляком свыше всякой меры, так, что выбеленное дерево всех мастей – могучие бревна, завинченные штормом в узлы дубины, заточенные стихией гигантские сигары, перемешенные рукой великана, — образуют некий фантастический город, циклопический муравейник. В центре хаоса возвышается простреленный насквозь невероятных размеров ангар. Везде шляются абсолютно беспечные лошоди. Они все время, пока мы стояли на берегу, крутились вокруг нас – картинно валялись в песке, актерски терлись шеями и всячески притягивали к себе наше внимание.

36729737_956052307890793_5453849051277557760_n 36753839_956052297890794_8230388212338524160_n 36791374_956053404557350_2649177308966944768_n36802304_956052081224149_4232798808326537216_n 36766187_956052404557450_3909999382870622208_n 36754154_956052591224098_8507445493062696960_n 36763502_956052637890760_2116099127967219712_n 36788619_956052624557428_2988207424424378368_n36724767_956053261224031_3785249824375308288_n

36733965_956053604557330_7387488601187024896_n 36822046_956052791224078_4472431079768195072_n

Планировка Яреньги уникальна. От морского берега деревню отделяет река, которая аккуратно отрезает песчаный хаос от зеленого берега. Чтобы попасть на море, надо возвращаться в центр деревни и переправляться на морской берег живописными деревянными мостами. Мелкие ручьи впадают в соленое озеро в распаде между холмами. Кроме того, вокруг в лесах разбросаны множество пресных озер. Упадка не чувствуется – дома аккуратные и многие с излишествами. Возрождается краеведческий музей. На окраине странные поля кривых столбов и сосновая роща, выдвинутая на высокий берег моря.

Утром Женя с Пашей завели карбас в реку Яреньга. Нужно было отснять карбас рядом с понтончиком. Фальшкиль, который крепится на основной киль, делает карбас более мобильным, он может ходить против ветра, за счет того, что у него дополнительный плавник появляется. При этом он очень неудобен при осушках, лодка заваливается, ее близко к берегу не подвести. Вообще наш карбас – единственный со съемным навесным килем на севере. Это случилось благодаря старинной модели, которую мы нашли. Видимо, такой карбас должен стоять около понтона.

36791364_956053251224032_3911228400647274496_n 36756913_956053077890716_4372220748199100416_n

 

36714964_956053214557369_153238033620008960_n 36772323_956053367890687_1692131142263635968_n

В Яреньге познакомились с Маргаритой Петровной, у которой есть свой музей поморского быта. И с Александрой Леонтьевной – директором главного музея. К Маргарите Петровне мы попали, потому что капитан обнаружил за околицей замечательный весновальный карбас. Поморы на таких легких карбасах выходили в море, вытаскивали эти карбасы на лед, били белька. Между льдинами переезжали на весновальных карбасах. В 1958 году жили в них на воде.

36774714_956053494557341_3660097621285928960_n 36796984_956053094557381_5829300631138992128_n36763034_956052434557447_1200644999356612608_n36834672_956053131224044_373379502954250240_n 36734529_956052924557398_4581988518598803456_n 36761820_956053751223982_2383310711561388032_n36755253_956053587890665_6515299048243593216_n

Неожиданно в спешке соскочили на закате и ушли в море. Всю ночь двигались вдоль берега под парусом…

36700088_956053921223965_3343965965053329408_n

36859567_956053831223974_1285696385588396032_n 36752602_956053711223986_3470291531733139456_n  36821227_956053691223988_5777747485850075136_n

Читайте журнал «ЧИФАН» — chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 17 июня

17-ое

Под утро пошло попутное течения, легкий ветерок, мы снялись и пошли дальше, уже под парусами и на веслах дошли до Лопшеньги.

Надо рассказать про животных, которых вокруг нас было огромное количество. На нерп, выныривающих возле весла, мы перестали обращать внимание, к ним мы уже привыкли, появились стаи белух. Понятно, белухи — это эффектней, моднее: огромные белые, как молоко, животные. Сначала появлялись кольца грациозных тел, а затем шла длинная затухающая цепочка белых баранок. Как водяные блинчики, пущенные детской рукой. Тут и там выныривали жирные, водяные, морские зайци-лахтаки, с острыми, как морковь, ушами. Были и дельфины, которых мы посчитали миражом. Но в деревне нам подтвердили факт их существования. После запрета на охоту на морских млекопитающих, живности расплодилось немерено.

Пришли в Лопшеньгу. Это место тоже посещали в прошлом году. Песчаный пляж, топляк и деревня, тянущаяся вдоль моря.

36711007_955694197926604_8197947207660339200_n 36711057_955694211259936_5002712055942217728_n36802309_955694191259938_8761365797848219648_n

Хотели взять интервью с Николаем Майзеровым про карбас, но он приболел.

Но зато взяли интервью у другого местного корифея Николая Федорова? Он помор, судостроитель и яхтсмен – для нас приятное сочетание. Очень грамотный, артистичный мужик – интересно и много нового рассказал про всю династию карбасов. Он сформулировал важные моменты о том, почему карбас дожил до наших дней. Потому, что он прост в изготовлении. Шьют его из елочной доски, она легко гнется, а изгиб задает форму. Ты можешь согнуть доску под девяносто градусов и из этого материала сшить карбас. Доска плоская в миделе, в середине широкая, с плоским дном, она к штевням, к носу и корме выходит и становится вертикальной. Так формируется каплевидная форма корпуса.

36737288_955694381259919_5221652317413048320_n 36686750_955694577926566_6282750921629761536_n 36840928_955694361259921_595918869709717504_n

В этом году получилась настоящая этнографическая экспедиция – посетили уникальные для карбаса места, брали интервью у замечательных людей севера, настоящих подвижников.

Вечером вышли в Яреньгу. Новое место для карбас-экспедиции. Ветра не было – опять гребли повахтово и вечером дошли. За три часа мы прошли 8 миль. Это удачный туристический формат. Если только под парусом, будешь мерзнуть, а если все время грести, все может надоесть. Так что чередовать — очень правильно. На лодке нас всегда спасал самовар. Мы шли, как пароход на веслах, валил густой дым – чаепитие в Белом море.

36748614_955694677926556_7795921707360845824_n\

Читайте журнал «ЧИФАН» — chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 16 июня

16.05. Малая Муксалма

00.30. Мы поставили паруса и лихо помчались в морские поля. Морские косари встают, кидают якорь — выкосили место вокруг лодки — передвинулись вперед – кинули якорь… Подбираясь якорем на ветер, они шагают вдоль рифа и косят, и косят море.

Надо сказать, что это зрелище невероятное, фантастическое, за гранью визуального понимания. Это никакой писатель-фантаст не в силах придумать. Однако, мы здесь видим сказку своими собственными глазами. Представьте себе… Сначала Малая Муксалма, потом обширная долина спокойных береговых вод, которые от бурного моря отделяет тонкая полоска каменного Мусаломского рифа, и над белой, как молоко водой, в час ночи встает багровое солнце величиной с суповую тарелку. Вдоль рифа — десятки цветных пузатых кфарбасов, в каждом из которых стоит человек в оранжевом жилете с двухметровой косой и уверенно косит море! У-х-х-хх… Интересно, что это — не арт-проект, это — просто работа людей, которые со всей страны съезжаются.

36737346_954161371413220_4321623469356744704_n 36734024_954161381413219_6087464853239234560_n 36723606_954161091413248_1947961152717717504_n 36700196_954161011413256_4633836899939647488_n 36696343_954161438079880_3125675343155822592_n 36764816_954160898079934_5078309420291588096_n 36632345_954161318079892_8241721016124964864_n 36650712_954161488079875_5270078868244398080_n

Мы лихо под парусами с разворотами заскочили в самую толпу косарей и ушли искать проход в море.

Чтобы миновать каменную полосу Мусаломского рифа, нам пришлось долго лавировкой подниматься на юг против ветра. Через щель выскочили в открытое море. Выскочили на ветер, ввалились, легли на Жижгин (остров и маяк). Пересекли соловецкую салму, видели сулои и водовороты, где волны лбом сшибаются. Коварная штука, особенно в шторм – любая волна в море там становится в три раза больше и короче. Очень неприятная штука, волны могут подходить с разных сторон, для парусного судна это особенно опасно. Оно идет под креном, волна приходит в наветренный борт, и борт получается задранным, и в противоположный борт ударяет волна, и судно черпает воду. А так как мы беспалубное судно, то очень чувствительны к волне. Если нас зальет пару раз – кранты…

Лихо поддувало, и мы, как по стиральной доске, добежали к утру в Дураково. Вобщем, легли на курс и, часов за шесть, в состоянии сна, дошли до материка. Все спали – Паша бдил на руле.

На Муксалме сотни нерп валялись на прибрежных отмелях зеркальными, лоснящимися тушками. Тут они по очереди вертелись вокруг карбаса. Голова у них элегантная, похожая на женскую головку. Эти головки кланялись волнам то совсем близко от лодки, то далеко у горизонта, приветливо шевеля усами, кланялись редким кораблям. Надо сказать, что за весь поход мы не встретили ни одного судна под парусами, только редкие деревенские казанки.
В дали от берега боролась с волнами только наша бесстрашная «Вашка».

36720171_954161944746496_6011495948448956416_n

Легенда про Дураково такая: Петр шел на Соловки и место это ему очень не понравилось. Он сказал: «Только дураки могут поселиться в таком месте». Видимо, погода его прижала.

36659149_954161251413232_1463159774219599872_n

36689298_954160718079952_5328833922069430272_n

36650951_954161731413184_76728976562716672_n

Сейчас эта деревня не жилая – дачная. Про Дураково было много сказано, так как первая экспедиция на карбасе в 2017 году уже здесь была. Место невероятное – песчаные дюны, заваленные гаргульями топляка, переходят в еловый стланник, а заканчивается прибрежная плоскость частоколом могучих елей. Часовня, вынесенная набранным из камней мысом, охраняется абсолютно озверевшими чайками, два корабля, выкинутые на берег, и вышка на противоположном берегу. Говорят, здесь толпами из леса выходят медведи. На кладбище очень страшно. Находится оно внутри песчаной карусели, гробы с покойниками гуляют на поверхности. Почему дураковцы не устроят кладбище в лесу – не понятно. Однако, местные жители очень не любят случайных людей на кладбище. Кстати, рядом я обнаружил следы медведицы с медвежонком.

36688590_954161111413246_8499693455050539008_n 36703837_954161258079898_7428731192150589440_n 36634871_954161764746514_2865053317430509568_n

36728148_954161828079841_4849681464947638272_n36726874_954160854746605_9081019761055236096_n

В обед вышли опять в море, в Лопшеньгу. Ветер кончился и нам пришлось грести. Гребли мы вахтово, в 2 весла по 20 минут. Это было совсем не напряжно, а даже весело, в охотку. Жарило солнце, и было тепло даже на воде Белого моря. Свободная вахта закусывала, капитан загадывал загадки. Например, про три дряхлые старушки. Одна принесла два полена, вторая три полена, а третья чирик – спрашивается, как поделить деньги?

Старались грести вместе с отливным течением. Отливное течение в близи от этого мыса идет внутрь Двинского залива. У Белого моря 3 залива – Двинской залив, Онежский залив и Кандалакшский залив, а если пройти на север, в горло Баренцева моря, на переходе будет Мезеньский залив. И из-за этих заливов, бесконечных мелей, большого перепада воды на приливах и отливах в Белом море очень опасные морские практики. В Мезенском заливе вообще самая большая амплитуда перепадов приливной воды в России – 11 метров. Вода мечется туда-сюда и возникают могучие приливные течения, они сшибаются в этих заливах, возникает тяжелая волна. Раньше поморы использовали эти течения. Мы гребли, а они на большой коче, к берегу не подойдешь, кидали якорь и ждали отливного течения – дрыхли.

Ночью грести надоело, решили не выходить на каменистый берег и завалились спать в карбасе, на якоре, как поморы.

Читайте журнал «ЧИФАН» — chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 15 июня

15.06

36640203_953160384846652_7753899747336781824_n 36598168_953160388179985_8244062533510496256_n

В обед пошли в обратно в деревню морских косарей. Был сильный ветер, ловировались против ветра, шли галсами – это было не быстро. Бродили по кладбищу дедушек крабов: по всему берегу лежат перевернутые старинные карбасы лесенкой, переходящей в клин, острым углом которого служит хромоногий трактор, весь увитой лозой прошлогодних сухих ламинарий. Некоторым покойникам повезло, они получили новую жизнь. Их красят и пытаются восстанавливать. Такие карбасы до сих пор строят в Архангельске. Как мне мастер сказал, стоит такой карбас 250 тысяч. Это очень развалистые карбасы, грузовые, не скоростные, стоит моторчик топ нога, достаточно мореходный, низкий, чтоб урожай легче было затаскивать, простые и грубые. Раньше такие карбасы назывались сельдяными.

Капитан забрался на крышу небоскреба и битый час пытался достучатся до небес – безрезультатно. Валялись в болотце рядом с оранжевым озером, отбиваясь от взбесившихся крачек. Жгли костер из осколков карбасов, отправляя дымные облака в последнее плавание. Потом нам старая поморка в Яреньге рассказала, что карбасы, отслужившие свой век, никогда не бросали на берегу. Карбас был полноценным членом семьи, живым воплощением морской души, кормильцем. Старичка отталкивали от берега — ветеран уходил в последнее плавание по реке Стикс…

36657998_953161678179856_6655043218037538816_n

36590276_953161591513198_4334356226323251200_n 36643934_953161711513186_4561585431077978112_n

Весь день в деревне стояла кромешная тишина. В 23.00 часа все переменилось, выскочили взмыленные косари и бросились на перегонки, у кого-то что-то не собрано, у кого-то мотор заглох, трава свежая, трава большая. Все в мыле, лодки как из пулемета выстреливают из арки, из-под пирса. Карбасов не меньше пятидесяти – пробка в горле залива, все спешат, все на деловом. Когда мы были вчера, косари были радушными и открытыми – теперь им было не до нас, бездельников. Все они уже душой были в море. В 24.00 в деревне не осталось ни одного человека…

36628918_953160528179971_482158126775140352_n

36717298_953160498179974_3244953852050407424_n 36673575_953160631513294_5798817371338571776_n 36580991_953160821513275_7131519657130852352_n36711022_953161021513255_7084126681589350400_n

Вийшли в море косари,
Косить ранком на зори.
Гей, ну-те, косари,
Бо нерано почали.
Хоч нерано почали,
Та багато утяли!

 36563787_953161551513202_949831184286744576_n

chifan.space

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Андрей Ягубски (Чифан): Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 14 июня

Утром, при малом ветре, наконец погребли в охотку вокруг мыса Печак. Вошли с Юга-Востока на Малую Муксалму.

36531101_952130651616292_5855952170226024448_o36520145_952130748282949_4905472858194444288_o36486301_952131844949506_13261742318551040_o

Теперь мыс Печак мы видим с моря, залитый солнцем, летний, приветливый, с песчаными пляжами белого, прозрачного песка, с сосновыми рощами, не так часто встречающимся на архипелаге. Три дня назад мы пришли на мыс по суше с Дашей Морозовой. В пути нас застал лютый дождь. Промокли до костей, на море бушевал шторм, в небе метались клочья облаков, но мы не бежали в тепло под крышу. Мужественно закусывали, наслаждаясь неистовыми стихиями. Таков север — утром раскаленные Гаваи, а вечером холодное дыхание колючей Арктики.

Мы идеально пришли в деревушку, раскинувшуюся на спине Малой Муксалмы. Это участок добычи водорослей Архангельского водорослевого комбината. В деревне как раз готовились к сезону добычи водорослей, которая у них начинается 16-го июня. Морские косари активно готовятся к выходу в море: чинят, проверяют моторы, недостающие прокладки меняют, красят, варят, налаживают косы, приваривают к ним острые штыри.

36592281_952130911616266_8296263634745556992_o36637452_952131921616165_8316760309603762176_o

Завтра мужики выйдут в море, возьмут с собой камни, чтобы посеять их в море — морские водоросли вцепляются в камни на дне и тянутся к солнцу. Добывают три вида водорослей: анфельция, напоминающая темно-малинового цвета мох (из нее изготовляют агар-агар, применяющийся в кондитерской промышленности), фукус – желтого цвета куст с поплавочками-ягодками на концах ветвей (из него изготовляют кормовую муку) и ламинария – морская капуста темно-зеленого цвета, длиной иногда по несколько метров (используется в пищевой промышленности и фармакологии).

Косцы срезают на дне пахнущую йодом, похожую на крокодилий хвост, траву и грузят в карбас. Везут на берег и сушат на вешалах. Деревянные ворота, окутанные колючей проволокой уходят лабиринтом на вершину холма. Поморы любят говорить: «Море — наше поле».

Лихо толпа косарей подхватила тяжелый карбас, разбежалась по пирсу и — ух! — забросила лодку в море как пушинку… Без церемоний.

36541799_952132294949461_4563092337533648896_o

Поговорили с мастером. Он сказал, что 16-го в 24:00 — официальное разрешение идти в море косить. Лицензия начинается с 16-го числа. Нам повезло – в этом году это единственный большой участок, где можно увидеть морских косарей. Потому что Реболда и Жижгин закрыты на трехполье, у них там в этом году водоросли под паром. Мы решили остаться на Малой Муксалме до 16-го.

36549500_952131344949556_747351307668422656_o36542446_952131078282916_2359579080220737536_o

Вечером ушли на Большую Муксалму и встали на краю кратера, обнимающего клешней море. На берегу стоял деревянный дом с иллюминаторами вместо окон и так же, как и в деревне морских косарей, присутствовало обветшалое поле деревянных арок – вешала, уделанные колючей проволокой. В месте нашей стоянки явно давно не было жителей. Деревянные ворота покосились, а в очаге паук сплел паутину. Когда море оголило каменное ложе, открылся путь к дальним пределам кратера. Там я обнаружил водоем, одетый в набережную древнеримской кладкой кирпича. И глубокую землянку, облицованную голышами.

36682984_952131061616251_3794125902573469696_o36558217_952131411616216_6803072405515272192_o36543504_952132054949485_8894965329730469888_o

Везде валялись деревянные обломки кораблей, скрепленные кованными костылями. Я шел вдоль берега, поднимал с земли шары розового кварца, украшал ими отполированные морем макушки валунов.

Ночью, которой нет, пошли осматривать дамбу, ведущую к Соловецкому монастырю. Долго шли еле заметной тропинкой по плавнику горы, напоминающей завязшую в болоте белуху. С верхотуры тонули в розовом восходе парящие утренней влагой трясины. Осмотрели замковый камень, выпавший из главной арки, держащей дамбу. Теперь древнее сооружение, построенное монахами, беззащитно перед суровом миром природы. Махнули по маленькой, потеряли капитана и с Евгением Александровичем люто заблудились. Сначала тонули в болоте, а потом выскочили очень далеко у деревни косарей. Был один выход – переться в лагерь по берегу, километров 30, в болото больше не хотелось.

36546387_952131518282872_1237171879437926400_o 36566674_952131218282902_954053506505900032_o36539356_952131238282900_3280374318491500544_o36565390_952131718282852_3817559381579399168_o

Да, деревню морских косарей мы узнали по местному небоскребу. Среди низкой барачной застройки возвышался трехэтажный домище с острой готической крышей. На самую высокую точку небоскреба вела общественная лестница, ибо только тут можно было насладиться чудом сотовой связи. В лучах оранжевого восхода на острие сидел похожий на средневекового лучника косец и ловил волны счастья.

Перлись мы по берегу долго и упорно, падая часто на перекур у холодных родников, не обращая внимания на невероятные красоты – кубинские пляжи, фиолетовый, покрытый микроорганизмами обрывистый берег и перину салатового можжевельника, укутавшего берег. Было тепло и мистично тихо…

На базу пришли в семь утра!?

36712482_953160944846596_5213416099147677696_n 36682101_953161314846559_7382854073776603136_n 36680538_953161124846578_7705241495904714752_n 36591826_953161174846573_6637776964176314368_n

Читайте журнал ЧИФАН – chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Андрей Ягубски (Чифан): Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 10-13 июня

Две недели назад закончилось плавание «Вашки» с Соловков в Архангельск. Летние проекты летят один за другим, нет времени разобрать фотографии и судовые журналы. Андрей Ягубский (Чифан) — штатный фотограф и рассказчик перегона начал публиковать свои заметки. Я и забыл, что мы черпанули воду бортом когда крутили оверштаги напротив Тамариного причала…

Начинаю публиковать здесь записи Чифана о первых днях. Поготовка, спуск на воду и переход на Заяцкие острова.

Андрей Ягубски (Чифан): Соловки – Архангельск, без мотора по Белому морю

Текст: каша из интервью Андрея Ягубского (кока) с Женей Шкарубой  (капитаном)

Соловецкие острова – Заяцкие острова – острова Малая и Большая Муксалма – Летний Наволок (Дураково) – Лопшеньга – Яреньга – Сюзьма – Архангельск.

Члены экспедиции – Шкаруба Евгений (капитан), Ягубский Андрей (кок и по совместительству фотограф), Евгений Кочергин (суперкарго), Павел Вабищевич (боцман и по совместительству кинооператор), Степан Бурый (старший матрос и по совместительству художник).

10.06 – 7 утра

Текст: каша из интервью Жени Шкарубы (капитана) и Андрея Ягубского (кока).

Вообще я вас ждал в 14.00 дня, а спал я рядом с Виталиком Матониным и, чтобы человеку не мешать, отключил звук. Потом вдруг, третьим глазом думаю, надо посмотреть на телефон – смотрю от вас поступают звонки. Я отвечаю: «Не могу говорить!» Думал, вы стоите на рабочеостровском причале в Кеми, а вы мне говорите, что вы уже на Хете, на Соловках.

36585474_1692053300864139_4028258081845542912_n

Сразу пошли красить карбас. Карбас не покрасишь, он начнет гнить… Блин, это столько оказалось работы. А до этого я полтора дня красил – снаружи, а затем внутри. 10 и 11-го мы с вам и красили, крепили балласт – важно было капитально закрепить и все остальное подогнать, – в прошлом году все было сделано на халяву. Мы восстановили рангоут, приделали упоры для ног, воткнули мачты, привязали паруса…

36568029_1692053140864155_8129306900056506368_n

Ночью на берету яростно жарили камбалу на костре…

36631725_1692053537530782_7464908736771915776_n 36568077_1692054747530661_5575005702126043136_n

12.06 – понедельник

В понедельник нормальные люди не выходят. Мы скинули карбас на воду – легко.

36605066_1692052760864193_6558563293198286848_n 36598395_1692051614197641_5356978924364496896_n 36517256_1692052080864261_933483005454843904_n 36484951_1692051820864287_8962353254935560192_n

На море был сильный ветер. Вся затея нашего перехода попробовать карбас в разных режимах хода, то на что в прошлом году у нас не хватило сил. 12-го числа барражировали внутри Соловетской бухты, снимали на камеру повороты оверштаг с Тамариного причала. Поддувало узлов до 27-ми на порывах, нас откренивало, потом бросало, даже один раз черпанули бортом, не сразу начал получаться поворот оверштаг, надо было выносить фок на ветер, но мы еще это не знали – сейчас это мы уже лихо делаем. Экипаж бегал туда-сюда, чтобы привалить лодку. Поставили себе зачет, что мы спустились и что у нас все хорошо, что мы ничего не боимся. Ветер стал стихать… Подошли к «Даурии» – вся команда высыпала нас фотографировать на телефоны. Попросили нас пасти, подстраховать – на случай купания в ледяной воде.

Ночью пошли под проливным дождем на мыс Печак. Промокли до печенки. На море шторм, ветер терзает кривые сосны – красиво… Говорят, здесь царь Петр чуть не утонул.

13.06

Мы еще покрутились. Было интересно, может ли такое простое, народное, классическое судно делать поворот оверштаг. Далеко не каждое это может.

Для этого нужно ход набрать, резко приводиться, чтобы хватило инерции пересечь линию руля, когда лодка стоит носом против ветра и уходить на другой галс. Это было открытие. Вообще, когда мы лодку загрузили, у нее появился вес, инерция, и она стала легче крутить поворот. Мы научились выносит фок на ветер и закидывать его на другой галс. Опять покрутились возле «Даурии». Там мужичек все время за нами следил. Надо было его спич записывать. Проникновенная матросское выступление: «Я на вас смотрю, а вы пять раз заходите на поворот, а повернуть не можите…» Он не знал, что мы тренируемся и дефилируем на штормовой волне перед камерой – переживал:

– Поворот не можете сделать, вас сносит на камни!

– Все, говорят, не дойдут никуда…

– Нет пройдут…

36525246_1692051234197679_1009539188275544064_n 36522925_1692051480864321_3418294823696728064_n

Вообще, мужики они такие – толковые, посмеиваются, но присматриваются. «Нас не «Даурия», а другое судно спасло лет 10 назад, — рассказывает Женя — мы перевернулись в море на лодке, а они случайно оказались рядом. Лодка наша утонула. А мы плавали в Белом море. Нам оставалось немного… Поплавали — и вдруг мимо нас идет баржа».

36596406_1692052254197577_1114103684674879488_n

Собрались и ушли… Нам отец Нестор на катере помог. Ветер стихал, перешел на северный и мы благополучно дошли до Заяцких островов вечером. Походили по лабиринтам, валялись внутри морены – закусывали.

36534379_1692052964197506_8748037582320828416_n

36527098_1692052587530877_3365377214542512128_n

Петр первый на Заяцких островах построил церковь Андрея Первозванного, чуть ли не за неделю. Освятил в этой церкви Андреевский флаг, военно-морского флота. Один из островов в Неве назывался Заяцкий — это название Петр перенес на Соловки. Так появилась значительная военно-морская связь флота с Соловками. Это очевидно – крестили Андреевский флаг. Военные моряки должны, кажется, сделать Заяцкие острова своей святыней №1. Есть Кронштадский храм – святыня для всех военных моряков…

36475432_1692052377530898_9213220340484800512_n

Мы ушли с туристического маршрута и, через непроходимые дебри завязанных в узлу низких березок, вышли к морене. Голые поля волнами устланы гранитными бильярдными шарами. Аккуратные окатыши снабжены тонким рисунком японской каллиграфии – автор Лишайник. Морены римскими террасами спускались к Белому морю. Евгению Александровичу рисунки лишайников на мячиках камней строили коварные рожи. Кстати, там я встретил знакомого архитектора, которого Юнеско отправило на Соловки делать евроремонт…

Что такое Соловки? Это груда камней. Шел ледник – огромный бульдозер, он их нагреб. Пока он их греб, он их в мячики обкатал…

Прилепин: один из крупных его косяков в том, он в «Обители» клад на Малой Муксалме ищет. Его герой все время копает там ямы, а как в камнях ямы копать? Не понятно.

Про лабиринты никто ничего конкретного сказать не может. Это памятники протосаамские еще. На Соловках никогда не жил человек. Нет постоянных стоянок, есть временные. Протосаамы приходили на Соловки для совершения обрядов – это был остров-святилище. Хотя архипелаг благоприятен в плане жилья – куча пресной воды.

На Заяцких островах расположен самый крупный на европейском севере России комплекс культовых и погребальных сооружений II-I тысячелетий до н.э. В него входят полтора десятка лабиринтов и около 1000 других каменных выкладок. Крупнейший лабиринт достигает 25 м в диаметре. Монахи называли лабиринты Вавилонами, но к их чести не тронули их, только обезопасили, выложив из камушков кресты. Много версий – схемы постановки сетей, лабиринт для душ умерших, чтобы мертвые не возвращались к живым и т.д.

«Я думаю, любой храм – это механизм приведения человека на уровень общения… Это тоже храм своего рода. Есть такой человек из Новосибирска, его зовут Гоблин, он приезжал на Соловки. Он высказал такую мысль: «Надо идти с завязанными глазами по этому лабиринту, нащупывая ногами дорогу». Мне эта версия больше всего нравится – отключается тело, включается подсознание… Может быть, они курили, ели мухоморы, одним словом момент соединения с другими мирами – портал своего рода. В Арт-Ангаре мы делали перфомансы, выкладывали лабиринт из веревки на полу, и люди путешествовали по нему с закрытыми глазами», — рассказывает Женя.

Ледник был очень тяжелый, он придавил мантию. Когда он растаял, земля начала выправляться и выправляется до сего дня, поэтому Соловки очень быстро растут.

Обогнули Большой Заяцкий остров и в далеке от туристического центра встали на ночевку. Ночью я ходил в место максимального отлива и сидя на круглой скале пялился на плавящийся в восходящих протуберансах солнца, лежащий на боку карбас… Зайца не встретил, зато толстая, кудрявая птица возмущенно орала на вершине сосны.
На Большом Заяцком острове англичане разграбили церковь и перестреляли овец. Рассказывают, что тогда на острове жил умный козел, который разогнал стадо овец по всему острову. Так что англичанам не много овец досталось. По окончанию войны героическому козлу монахи позолотили рога и показывали паломникам.

36568277_952132508282773_4307292572239265792_o 36585152_952132111616146_9108665387502796800_o

Читайте журнал ЧИФАН – chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Плавание на карбасе Вашка с Соловков в Архангельск. 14 - 20 июня

Соловки - Архангельск 2018
14 мая. Заяцкие острова

На борту карбаса «Вашка» экипаж: Андрей Ягубский (Чифан), Павел Вабищевич, Евгений Кочергин, Степан Бурый и Евгений Шкаруба.

Продолжаем снимать кино про поморский карбас, которое начали два дня назад на Соловках. Тогда мы расконсервировали «Вашку», красили ее, вооружали и спускали на воду.  Пробовали лавироваться против ветра 20-30 рядом с Тамариным причалом. Вчера вышли с Большого Соловецкого острова и переночевали на Заяцких островах. Готовимся идти на восток архипелага, на Малую Муксалму и дальше через Соловецкую салму в Двинской залив. Андрей никак не может переучиться и зовет Муксалму — Муксальмой. Был недавно в Самарканде и, видно, подсел на восточные мягкие знаки.

1150, заканчиваем грузиться. В этом году вещей у нас меньше, но все равно — много.

1200, ветер пока кончился. Поехали на вёслах. Слышатся разочарованные реплики.

1245, пробуем поставить паруса. Слабый ветерок с юго-запада. Огибаем, точнее — стоим напротив мыса Печак. Небольшое встречное течение держит нас на месте. Нерпы рыскают вокруг, улыбаются, смеются над нами.

IMG_7683

1410, идем под парусами и на одной паре вёсел. Меняемся на вёслах через 25 минут.

1520, сели на банку, снялись, радуемся тюленям. Ветер подналег до 12 узлов.  Паруса нас тащат вперед, несмотря на течение.

1540, сели на мель, спаслись, выпили, занирванились.

1545, пришли на Малую Муксалму. Здесь нас встретил праздник, на который и не надеялись: работники водорослевого комбината готовят к спуску свои карбасы. Через день, ровно 16 июня, начинает действовать лицензия на добычу ламинарии. Её косят специальными косами на длинных ручках. Это мы увидим завтра. А пока косцы красят свои лодки, спускают их на воду, возятся с моторами и рулями. Видно, что мужики на подъеме, ждут начала сезона, который продлится до 16 октября, то есть ровно четыре месяца.

Беленые навигационные знаки, которыми ограждают Муксалманский риф.

IMG_7712

«Вашка» среди карбасов.

IMG_7729

В начале сезона карбас весит около 300 кг. Осенью, намокший после рабочего сезона, этот же карбас будет весить 800 кг.

IMG_7757

Хранилище и кладбище карбасов.

IMG_7794

Утка.

IMG_7826

1730, идем дальше. Завтрашний день проведем на Муксалме, вечером вернёмся сюда, к самому началу путины, или сенокоса, — как правильнее сказать? Не выбрал.

1900, отлавировались в бухту на северном берегу Большой Муксалмы. Встали рядом с маленьким балком заготовителей водорослей. В основном заготовители-косцы живут в поселке. Их сюда на сезон приезжает человек семьдесят, со всей страны и ближних республик. Ездят каждый год лет по 15-20 уже. Есть свои старожилы. В основном живут в поселках, но есть и такие, кто уходит на отшиб, подальше от людей, поближе к краю света.

IMG_7852

Осушка.

IMG_7854

Чтобы правильно обсохнуть, нужно смотреть, куда ляжет карбас — то есть вовремя работать якорями.

IMG_7868

Гуляли на старую дамбу, которую построили еще при Филипе Колычеве. Те монахи были поделовитее нынешних. Те строили, а нынешние разрушают. Арка главных ворот, через которые вода проходит, наполовину разрушена. Как же так…

15 июня

Полдня спали после вчерашней прогулки. Некоторые вернулись в лагерь только в 6 утра. Нагулялись по острову и заблудились.

1600, вышли из бухты, идем в поселок косцов. Лавируемся против ветра и по течению. Ночью сильно раздуло. Думал в салме будет сильная волна, но ошибся, нас надежно прикрывает Муксалминский риф.

1930, пришли в посёлок. На улице пасмурно и ветренно. Заготовители попрятались по домам, ждут календарного завтра, чтобы начать косить траву. Мы расположились рядом с кладбищем карбасов. Поставили самовар, тоже ждем завтра.

Образцовый домик заготовителя водорослей на Малой Муксалме.

IMG_7883

Мобильная связь сюда не достает. Чтобы на телефоне появились хоть пару делений, нужно подняться на самый конек крыши старого заброшенного дома. Двухэтажный, он стоит на отшибе. Я сначала не поверил, но когда подошел ближе, увидел, действительно, поверх старой крыши прибита новая лестница — до самого конька. Там, сидя на коньке, на самом ветру, можно спокойно поговорить.

IMG_7887

Вид поселка с крышы  дома связи.

IMG_7890

2350, отходим от причала Малой Муксалмы, поднимаем паруса и, вслед за флотилией заготовителей, идем на Муксалминский риф, смотреть, как мужики море косят. Штук 30 карбасов стоят в море длинной шеренгой на якорях. Косец опускает в воду свою косу-грабли, шарит ей по дну, подрезает, поддевает там водоросль и вытаскивает ее на борт. Складывает в середине карбаса. Когда водоросли вокруг карбаса обкошены, косец переводит карбас дальше. Для этого мотор не заводят, а подтягивают его на якоре, выбирают якорный конец руками, поднимают якорь и сразу же закидывает его вперед. На ветер. Таким образом карбас проходит десяток метров и косцы обкашивают новое место. Длину веревки не меняют, её вообще не отвязывают.

16 июня

0100, вдоволь поснимав это чудо, отваливаем от Муксалминского рифа. Вот уж воистину говорят здесь, на Поморье: «Море — наше поле»! У меня поснимать косцов за работой не получилось. А это фотография 1962 года. Собственно, ничего не изменилось в этой работе.

IMG_8311

0230, идем в галфвинд. Мчимся. Соловецкая салма, пролив между Соловецким архипелагом и Онежским полуостровом, кипит приливными течениями и мелкой волной, крутит карбас, пытается развернуть нас боком, но сегодня мы не в его власти. Море доброе. Ветерок подгоняет нас вперед. Правим в пролив между островом Жижгин и Онежским берегом. Легли спать все, кроме рулевого.

IMG_7944

0500, Паша рулит, а мне приснилась большая, лоснящаяся, размером с полженщины куница, которая мне что-то выговаривала.

0650, проходим мимо деревни Летний Наволок или, как еще ее называют, Дураково. Выглянуло солнце и греет нас любя. В дураково решили не заходить — неудобный заход.

Мы на Летнем берегу Онежского полуострова.

Проходим мыс Ухтнаволок. Здесь водолроздел течений, попутное сменилось на встречное.

0800, встали недалеко от деревни. разбили якорь, ели, гуляли и спали.

IMG_7952

Тепло. Лето на дворе.

IMG_7962

Створы при заходе в Летний Наволок.

IMG_7999

1324, карбас — дедушка русского флота! Пришла в голову эта мысль. Карбас широко известен на Белом море — первом русском море с ХIII века. Дожил, всех пережил и до сих пор здравствует. Почему вдруг дедушкой стал этот петровский тупоносый ботик-башмак? Не понятно.

«И поставиша карбас в пристанищи, Зосима восходит на остров вместе с Германом…»

Житие и подвизи и отчасти чюдес преподобнаго отца
нашего Зосимы, начальника Соловецкаго монастыря

IMG_7639

1600, вышли из Дуракова. Дует слабый встречный ветер. Гребем и лавируемся.

2000, надоело грести, решили ехать медленно, с самоваром. Выглядываем место стоянки.

IMG_8016

2230, надоело искать песочный бережок. Встали на якорь посреди моря. Легли спать.

17 июня

Приснилось, что еду в автобусе, долго и медлено. И все думаю, почему я не взял такси?

0720, течение повернуло на попутное. Развернуло карбас в другую, восточную, сторону. Всю ночь, если это можно назвать ночью, вокруг нас гомонились стаи перелетных птиц. Теперь вся вода покрыта их перьями.

0745, подняли якорь, встали под паруса.

0930, набирали пресную воду из небольшой речушки, которая впадает в море. Идем дальше. Ветер прибегает порывами, а потом снова гребля и гребля. Солнце сопутствует нашему неспешному плаванию.

IMG_8032

1040, едет мимо мужичек на лодке:

— Вы без мотора? Ну, попутного ветра тогда!

Сочувствуют и смеются над нами. Но, по-моему, любуются «Вашкой».

IMG_8038

Белухи нас мучат: невозможно спокойно работать веслом, когда рядом ходит столько белух. Сначала они далеко и это можно терпеть, но если ты не бросаешь весло, одна из белух подходит ближе. Если ты продолжаешь грести, белуха подходит еще ближе и задумчиво смотрит тебе в глаза. Заглядывает, как марсианская Джоконда, в глаза фотографу с веслом! Конечно, он бросает свое весло и хватает фотоаппарат — а ей того и надо. Не дав себя сфотографировать, белуха ныряет и не появляется. А на горизонте маячит уже другая соискательница. Так они мучат нас по очереди.

1340, пришли в Лопшеньгу.

Наше плавание все более похоже на этноэкспедицию. Везде нам рады, узнают «Вашку», многие готовы рассказать про свои карбасы. И разговоры все по делу.

1907, выехали с Лопшеньги. Идем на веслах. Идти нам всего 16 км.

IMG_8041

2325, заход солнца.

2335, пришли в Яреньгу. Каждому досталось по пять двадцатиминутных вахт на веслах. Встали к любимой нами песчанной косе и амбару.

IMG_8064

IMG_8065

IMG_8094
18 июня

0125, восход. Встречаем солнце и ложимся спать. Только Чифан собирается в ночной поход по деревне.

IMG_8088

IMG_8089

«Вашка» отдыхает.

IMG_8073

0700, полная вода. Завели «Вашку» в речку и пришвартовали к плавучему бревенчатому понтону. По нашему мнению вот у такого понтона она должна была быть пришвартована со своим глубоким килем. Киль нужен для лавировки, но становится очень неудобным когда швартуешь «Вашку» к берегу. При отливе карбас с глубоким килем ложится на воду бортом.

IMG_8115

Днем искали старый весновальный карбас, который я видел здесь в прошлые года. На весновальных карбасах ходили на промысел зимой. Перетаскивали такие карбасы по льдинам и добывали морского зверя. Карбас теперь в музее в Яреньге, а мы познакомились с Маргаритой Петровной, его бывшей хозяйкой. Из разговоров с Маргаритой Петровной:

Подъездок — маленький карбасок. Большие карбаса — сельдяные. Старый, отслуживший свой срок, карбас не ломали и не сжигали, а отпускали на волю в море.

IMG_8226

Ворот для вытаскивания карбаса на лёд. Такие легкие ворота брали с собой на весновальный промысел.

IMG_8208

Матица — поморское название компаса.

IMG_8218

2130, вышли с Яреньги. Ветер слабый и не устойчивай. Кажется, мы пытаемся лавироваться. Но получается у нас плохо. Топчемся на месте и дремлем. Ждем ветра.

19 июня

0305, ветер сменился, как обещал, и зашел с берега. Дует из Унской губы.

Разговоры какие-то несерьезные слышны. А должно быть торжественно-чинно.

0740, ветерок усилился до 12 узлов. Гонит нас вперед.

0900, прошли Красную гору со скоростью 6 с половиной узлов. Ветер усилился до 20 узлов. Багштаг с берега.

Сильно приводится наш карбас. Нужно смещать центр парусности вперед. Не могу понять, как. Бушприт прибавить что-ли?

1100, пришли в Сюзьму. Два часа бежали со скоростью до 7 узлов! Очень ходкий наш карбасок.

Разбиваем лагерь, едим, спим и гуляем. Усталость от сбитого режима  даёт о себе знать. Искали баню, но видимо, мы еще не грязные — не нашли.

IMG_8263

Часовня с прогрессами.

IMG_8279

Проснулся вечером после грозы. Увидел, что ветер зашел. Дует вдоль берега, волна выталкивает карбас на берег. Пришлось лезть в воду и перезаводить якоря. Морока с ними. Нужно сделать другую систему, чтобы держать карбас подальше в море, но иметь возможность его подтягивать: два якоря, в море и на берегу и дополнительная веревка с блоком.

20 июня

0110, отходим от берега. Вышли пораньше, потому что скоро раздует. Днем будет что-то вроде шторма. Мы идем в Северную Двину. Обещают западный ветер в реку навстречу течению. Думаю, ветерок задерет волну. Хочу это пропустить.

1040, затишье. Ждем ветер и спим. До устья 9 миль.

IMG_8285

1140, ходят тучи вокруг.

1400, заходим в Мурманский рукав. Ветер нас догоняет. Убрали шпринтовую рею на гроте. Ждем ужасного ветра. Во всяком случаи, туча нас догоняет именно такая— ужасно-черная.

1500, снова открыли полный грот. Ветра не хватает ехать против течения.

2200, пришли в Архангельск. «Морошка» встретила нас на подходе к городу. Ура! На борту «Морошки» Андрей Тарбаев и Алексей Сухановский, Олег Попов и Поля Шкаруба.

35666766_1316146648518671_2351519410881036288_n

Внимание, в плавании мы тестировали  пищевые продукты, которые производит компания ЭкоФуд. Благодорим  генерального директора Марию Козину и коммерческого директора Евгения Шохина. Каши были замечательны, но конопляное масло еще лучше!

IMG_7654

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Осенняя экспедиция по Северной Двине на карбасе Вашка

Друзья, осенью состоится экспедиция по Северной Двине (Архангельская область). Мы пройдем от Великого Устюга до Архангельска на карбасе «Вашка». Идея такого путешествия пришла год назад, когда на только что построенном карбасе мы прошли 150 километров по северной реке Мезень. Это было незабываемое путешествие. Новое, лично для меня, ощущение от путешествия по воде.

Нам предстоит пройти 700 км. Расстояние большое, но с попутным течением планирую, что сможем преодолеть его динамично, интересно, останется время собирать грибы и смотреть замечательную Северную Двину — первый речной путь России к морю.

Плавание состоится с 15 по 29 сентября. Тем, кому нужно будет на работу, можно сойти пораньше, например в Ломоносово/Холмогорах.

Ночевать будем в палатках и гостевых домах. Пойдем под парусом и на вёслах. Снимем надставной киль, осадка уменьшится, «Вашка» и так легкая на ходу пойдет еще быстрее.

Стоимость участия 40 тыс. рублей. Есть 4 места.

Северная Двина

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal