4 мая. Сицилия. Marine di Portorosa
В этом году занятия одной из групп мастер-классов по швартовкам проходят в Италии. Захотелось, знаете, повидать мир, а то Хорватия, да Хорватия. Я уже и забыл, что такое — итальянский яхтинг, как здесь лодки в чартер берут и всё такое. Новости не заставили себя ждать. Как только прибыли в марину, нам объявили, что новенькая Dufour 46, которую мы заказали, не готова и предложили не совсем новую Sun Odyssey 52. Предложили — это мягко сказано, потому что скорее — поставили перед фактом. И что делать? Пришлось соглашаться.
Приняли лодку. Сказать, что лодка сверкает чистотой, нельзя, но вот свозить нас в магазин за продуктами, а потом доставить продукты на лодку и оказать прочие небольшие услуги — это по-итальянски, пожалуйста.
На борту «Планеты Меркурий» экипаж практиков: Игорь и Любовь Белокобыльские, Ирина Киллер, Алишер Нуралимов и Евгений Шкаруба.
Ночью и утром ожидается сильный ветер от W-NW Поэтому решили стартовать сразу, на один из Липарских островов.
1915, вышли в море. Пошел ставить чайник и оказалось, что на борту нет спичек спичек. Молодцы! Кое-как нашел-таки.
Игорь и Алишер рулят. Правильно, когда еще учиться рулить, как не сегодня. Завтра подует, будет уже не до учёбы.
2000, слева надвигается холодный фронт, поддувает ветерок из-под туч. При раскрутке заело грот. Перетянули или перетравили шкот. Не люблю эту систему закрутки грота. Сделана, чтобы мучить дураков.
2050, мчимся на Липарские острова. Завтра будет встречный ветер до 30 узлов, поэтому мы и решили стартовать сегодня ночью. Сейчас идем галфвиндом левого галса. Ветер до 15 узлов. Внутри корпуса слышен назойливый скрип или, можно сказать, треск в районе вантпутенца левой ванты. Корпус мягкий, играет на волне. Обшивка трется о перегородку. Скрежещет на волне так, что будь это «Джульетта», я бы с ума сошел. А сейчас — скорее интересно.
2110, странная Сицилия, не майская. Небо плотно укутано сырыми, ватными облаками, морось, неприятный скользкий крен и этот скрип — два года лодке… Только светляки в воде светятся и примиряют нас с этой осенней весной.
5 мая
0045, пришли в гавань Санта-Мария на острове Салина.
Утром занимались. Вспоминали названия веревок. Швартовались. Мы на подветренной стороне острова, но и сюда, в гавань, залетают порывы ветра. Мол и все остальные дорожки выполнены из вулканической породы, похожей на угольный шлак. Но не шлак.
Упражнение простое: подойти к стенке, задать швартовы, вывеситься на них на переднем ходу и завести муринг. Работы хватает всем: и рулевому, и матросам.
Чтобы научиться чувствовать подрульку, можно на время зафиксировать штурвал, тогда навык приходит сам собой.
Не знаю как, но мы один муринг оторвали и утащили. Зацепился за перо руля. Как при этом реле не оторвалось — не понимаю. Но факт остается фактом: при отходе увидели, что волочем за собой канат. Сняли. Вроде, никаких симптомов больше.
1255, закончили швартоваься. Довольны количеством ошибок. Есть над чем работать.
Чудесно обедали.
А это на лужайке местные лодочки.
Их вытаскивают на берег с помощью электро-приводов. Проваливай, глобализм!
1440, отошли при сильном боковом ветре.
1500, открыли паруса ровно для того, чтобы вспомнить, как это делается. До соседнего Липари — меньше часа пути.
1544, зашли за мысы, убрали паруса. В кармане непромоканца рука нащупала ровно четыре конфеты, еще с Лофотенских островов. Как раз хватит, чтобы всем курсантам досталось ровненько по одной. Все настолько сосредоточены на своих обязанностях, что слопали конфеты на автомате и не подумали отказаться. Дружно съели сладкое. Надо взять на вооружение этот прием. Как мне в голову не пришло раньше. На мастер-классы теперь буду тащить мешок конфет.
1630, ох, как мы швартовались на Липари! Морячки на понтоне перепуганы штормовыми порывами ветра — выехали на лодке встречать нас с мурингами, подавали не с берега, а с лодки. А муринги были толщиной с мою руку. Не муринги, а питоны! Но как-то мы справились с этими змеями.
Только успокоились и новая беда: в купейной каюте, это та, что с койками одна над другой, на койках лежали три чемодана. Пока мы плыли по волнам сегодня, чемоданы свалились и плотненько задраили дверь. Открыть её не возможно. Я предложил сначала выпить красного вина… А потом мы через щелочку эти чемоданы потрошили. По одной вытаскивали разные купальные шмотки, пока чемоданы не похудели.
6 мая
0941, вышли в море на Мессину. Кажется, сегодня все добрые хозяева своих собак в море не пускают. А мы поехали. Ветер до штормового. Попутный.
1108, полный багштаг правого галса до 27 узлов. Прыгаем по волнам.
1125, ветер 35 узлов. Почти шторм. Мчимся попутно.
1250, шторм. Волна до четырех метров. Лодка пробует глиссировать на волне, прыгает в брочинг.
1430, обошли мыс Капо-Пелоро. Убрали парус. Встречный ветер и волна в Мессинском проливе. Надоело упираться. Идём на моторе. Лодка пружинит на короткой волне, гнется, мы в кокпите подпрыгиваем. Ужас!
1600, в Мессину нас не пустили. Дураки. Говорят, все места заняты. Нужно было резервировать. Вот от чего я отвык. Идем на другую сторону пролива. По карте нашли там марину в порту Реджо-ди-Калабрия.
1637, расходимся с военными кораблями в в зоне разделения движения. Я немного ошарашен приемом в Мессине.
1715 встали в Реджо-ди-Калабрия. Сильный боковой ветер. С трудом натянули муринги, даже вывешивание на швартовых не помогло. Только кормовая лебедка спасла.
Сразу после нас в гавань начали подходить лодки. Все они вставали под ветром уже стоящих. Удовольствие смотреть, как других тащит под ветер, упирает кормой в пирс и прочее ужасное, что только что пережил сам. А ведь можно было по-другому. Сначала поставить подветренюю лодку, а потом потихоньку наваливать на неё лодки с наветра. Положил лодочку, завел муринг и швартовы, натянул их, выпрямили лодку и следующую заводи.
Итальянская халява. Цепь эта несчастная, вместо уток и кнехтов проходит по периметру гавани. Парни сэкономили. В случае с маленькими лодками — это ничего, а с нами — плохо, неудобно. Особенно, когда маринеро не знает, что такое простой штык.
7 мая
Всю ночь свистит и свистит в снастях. А то, заноет как стая комаров. Такое я не слышал еще.
0900, вяжем узлы. Все позабыли — вспоминаем. На улице холодно и ветер.
1050, начинаем простое упражнение. Открыть метр грота, открыть метр стакселя, закрыть грот, закрыть стаксель. Учим веревки: грота-шкот, закрутка грота, станксель-шкот, закрутка стакселя. Разбились на пары. Соревнуемся. Отличное упражнение.
1140, начали заниматься швартовками. Отходим на наветренном швартове, подходим обратно, заводим наветренный швартов, вывешиваемся на переднем ходу, заводим муринг и т.д.
1300, намотали муринг на винт. Нашвартовались.
1410, ныряли с Игорем. Развязать муринг не получилось, пришлось резать. Управились за час. Хорошо, что вспомнили фламандский узел, как раз подходит, чтобы срастить намертво обрывки муринга.
1413, мы сегодня выступаем. При отходе от пирса не был вовремя отдан муринг. Матрос на баке не отдал, а мы уже поехали вперед. Едем вперед, а с бака кричат, что муринг не отдан и я вижу как над водой натягивается тетива троса. Как-то чудом эта тетива сыграла назад, мы дали задний ход и с разворотом вернулись на место, откуда стартовали. Отдали муринг и удрали из марины. Вот что значит, не дублировать команды! Везет нам сегодня. Дойти бы и благополучно встать в Мессине. Поля звонила туда из Архангельска и забронировала нам местечко.
1605, убираем паруса. Тяжелый сегодня день. Экипаж перегрелся вчера и сегодня талантлив на ошибки.
1700, встали в Мессине. Лагом, прекрасно.
Передумали сегодня упражнение, чтобы учить термины. Простое и гениальное. Нужно рассказать о сегодняшнем дне, используя не меньше 15 морских терминов. Не повторяться. Очень хорошо работает.
8 мая
Ночью снилось, что я работаю дворником. Мою подьезды в Новосибирске, убираю свежий снежок. Это после вчерашней прогулки по Мессине. Хороший город, красивый, но прибраться здесь не помешает.
Утром снимал лодки на городском пляже.
Вот эти телеги непростые. Телеги сложные и многофункциональные. Она съезжает в воду, у неё есть откидывающийся трап для приема пассажирок на борт. Она после прогулки сама себя вытаскивает из воды с помощью электрического ворота.
Лодок многообразие.
1000, швартуемся лагом к внешнему понтону. Помню, мы к этому понтону в 2010 году швартовали «Джульетту» под парусом. Кончилось тогда топливо в Мессинском проливе. Попутно учимся бросать веревки.
1132, закончили швартоваться и бросать веревки. Тоже хорошшее занятие для курсантов, побросать веревки друг-другу. Вышли из Мессины.
1305, открыли паруса. Скорее для того чтобы освежить в памяти этот манёвр. Ветра нет. Вышли из пролива и легли курсом на Стромболи.
1840, встали на якорь на Стромболи.
Вечером гуляли по острову и радовались.
Ночью нас засыпало песком из вулкана и замучило качкой.
9 мая
0700, снялись с якоря. Идем, смываем с палубы песок. Не выспавшиеся, измотанные.
С Праздником, с Днём Победы, друзья!
0910, пришли на островок Панарея. Встали на якорь, гуляли по острову.
1130, сбежали от магазинов и большого парома, который заходит швартоваться как раз через нашу якорную стоянку.
1330, поставили паруса. Лавируемся на остров Вулкано.
1420, не смогли встать на муринг рядом с Липари. Надо ехать на тузике в порт, чтобы получить разрешение. Итальянцы достали своими манерами.
1610, пришли на Липари. Тяжелый день. Хоть и праздник.
10 мая
0900, начинаем тренироваться со швартовками.
0940, закончили швартоваться. Хорошая работа.
0950, открываем паруса. Сегодня западный ветер, возвращаемся на Сицилию.
1140, поставили генакер. Ветра маловато, но хоть немного пройтись под цветным парусом.
1240, убрали генакер.
1540, пришли в Marine di Portorosa. Вход в марину узкий, с маленькой акваторией перед заправкой. Хорошо, что мы залили дизель еще вчера на Липари. Наблюдаем, как полтора десятка лодок ждут разрешения зайти в гавань и заправиться.
Сдали лодку. Всего пройдено 185 миль. Практика закончена.