Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Багамские острова

Морские практики

Саша Горожанцев

Архивы

11_deel_logo

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Поморская шхуна. Конспект встречи с Мортеном. Обсуждение деталей стройки, планы на 2019 год

1 апреля. Норвегия. Порт Будё. На борту «Джульетты»
2019-02-05_10-49-32

силовой набор шхуны

В третий раз встречаемся с нашим главным консультантом и проектировщиком шхуны Мортеном Хестхаммером. Еще раз убедился в пользе таких встреч. Многие вопросы начинают проясняться.

КИЛЬ. Две недели назад Алексей Чиркин ездил на самый край Онежского полуострова в деревню Пушлахта добывать брус сосны для изготовления киля. Встретил хороших людей, посмотрел лес, но нужного бруса 13 метров длиной не нашел. Максимум нам предложили 10 метровый брус нужного сечения. Поэтому киль у нас будут клеенный. К этой идее Мортен отнесся хорошо. Немного засомневался в целесообразности клеить киль и штевни одной деталью. Думает, это будет сложно. Если будет сложно, будем клеить отдельно.

Вспомнили о подруливающем устройстве. Есть сложности вставить его в деревянный корпус. Мортен просит прислать модель и размеры, чтобы вставить в чертеж. Плохо представляю двадцатиметровое судно без подруливающего устройства в незнакомых маринах.

Материалом для киля может быть сосна, а может быть лиственница. Это еще один выбор. Мортен уверен, что подводная часть гниёт меньше всего и разницы, какое  будет дерево, нет. Пока судно в соленой воде, с килем и с днищем ничего не случится. Проблемы случаются только с надводной частью. Еще прозвучало, что чем больше судно будет работать (будет в море), тем меньше будет проблем с корпусом. Если судно будет стоять в порту, оно начнет гнить от пресных осадков. 

Исходя из наших условий (судно будет заходить в пресные воды Архангельска) прихожу к выводу, что нам нужно обязательно использовать лиственницу. Норвеги редко её используют, потому что она тверже и тяжелее в обработке. Но они не знают пресных водоёмов! 

ОБШИВКА. Продолжение разговора о лиственнице. Мортен говорит, что лиственница плохо ведет себя цельными деталями — ее скручивает при высыхании (они как-то сделали бимсы и их скрутило) НО! ПРОТИВ ОБШИВКИ ИЗ ЛИСТВЕННИЦЫ НИЧЕГО НЕ ИМЕЕТ. БОЛЕЕ ТОГО, ЕЁ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ОБШИВКИ СЛОЖНЫХ МЕСТ. ПОТОМУ ЧТО ЛИСТВЕННИЦА ПОСЛЕ БАНИ ЛУЧШЕ ГНЕТСЯ, ЧЕМ СОСНА!!! Минус её в том, что она тяжелее обрабатывается. В частности, тяжелее делать шпунт на киле. Вывод — надо нам и обшивку делать из листвяка. 

Еще сенсация: Мортен не поддержал идею конопатить борта. Он за то, чтобы вставлять в паз клиновидную рейку с клеем. Вбивать ее и таким образом расклинивать. Говорит, такое соединение стоит вечно и никаких с ним проблем позже нет. 

Снова поднялся вопрос о соединении досок обшивки и шпангоутов. Мортен предлагает использовать деревянные нагеля. Мне это немного странно. Начинаю подозревать Мортена в слишком музейном подходе. На вопрос, почему в свое время деревянные нагеля  заменили железными гвозями, он, подумав, ответил, что изготовить деревянный анкер дороже, чем вколотить гвоздь. Долго. Я ему предложил экспортировать нагеля из России в Норвегию. 

ШПАНГОУТЫ. Мортен еще раз поддержал идею клеить шпангоуты.  Предложил, если направляющие упоры будут достаточно высокими,  клеить обе ветви одновременно. Одну над другой.

Если мы уменьшим ширину шпангоутов на 5 мм, то в проект нужно будет вставить еще один шпангоут. Поэтому Мортен ждет наше решение по ширине шпангоутов.

ФАЛЬШБОРТ. Стойки могут крепиться сверху палубы. Бронзовый стакан крепится к палубе шпилькой. А к нему сверху палубы — стойка. В таком случае уменьшается вероятность течи.

Свинцовая бульба — предлагает сделать составной. 

Обещает сделать чертеж киля и шпангоутов в мае. 

Итак, можно окончательно объявить планы на этот год:

Сейчас мы договариваемся насчет помещения, покупаем лес. В июле состоится первый мастер-класс в Архангельске. Сборочный стол изготовим сами. Первый шпангоут будем делать с норвежцами. Пригласим их на недельку. Кроме разметки и выклейки шпангоута, есть еще одна непростая операция — малкование, то есть срезание, угла шпангоута. Предполагается, что на изготовление одного шпангоута понадобиться 3-4 дня. Всего у нас около 35 шпангоутов. Так что работы хватит всем.

Ленточный станок, который мы купим бля малковки шпангоутов. У станка качающийся стол. Он наклоняется в каждую из сторон на 45 градусов. Под этот стол подводится сварная рама табуреточка. Теперь стол будет жестко горизонтален, а станок с лентой начнут качаются, что нам и требуется.

56289345_349918552298380_5367391454098358272_n

Партнеры проекта «Поморская шхуна»: Северный морской музей, Правительство Архангельской области, Норвежский Баренцев Секретариат, Кенозерский национальный парк, Русское географическое общество.

Информационные партнеры: ТО «Северный огонь»Arctic.ru — специальный проект МИА «Россия сегодня».

лэйбл ПШ c партнерами

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 comments to Поморская шхуна. Конспект встречи с Мортеном. Обсуждение деталей стройки, планы на 2019 год

  • Aanatoly

    Я использую лиственницу для общивки Дракона и вклеиваю рейки в рассохшиеся пазы. Вроде бы нормально.

  • Aanatoly

    Закрепляю рейки на шпангоутах на шурупах из нержавейки на эпоксидке.

  • Aanatoly

    Стальные оцинкованные гвозди со временем ржавеют и вокруг них гниет древесина

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>