10 марта. Замерзший понтон в гавани Рёрвика
На борту «Джульетты» команда: Игорь Белокобыльский и Евгений Шкаруба. Продолжаем плавание на Север, на Лофотенские острова.
Никак не могу привыкнуть к снегу на трапе, на понтонах и палубе. На ночном морозе веревки леденеют, становятся толстыми и негнущимися проволоками.
Ждали пока откроют магазины. Нужно было купить газовый балон, щетку для палубы, отпорный крюк и прочую канитель.
1110, вышли из Рёрвика. Солнце и штиль. После вчерашних ветров и кренов принимаю это безмолвие благодарно. Можно и на моторе прокатиться.
1630, пришли в Виннесунн. Небольшой городок в проливе между островами. В предвкушении ранней стоянки и прогулки по солнечным склонам с удивлением обнаружили, что бухта мелкая и стоять нам здесь невозможно. Попробовали встать к понтону и поняли, что на малой воде мы сядем на киль. Нужно идти дальше.
1650, идем в Брённёйсунн, до которого еще 25 миль. Лавируем среди банок. Плавание в этих местах для штурмана — каторжное. Нужно все время что-то обходить и держать в уме.
2000, приши в Брёйннёйсунн уже в темноте между красных и зеленых огней и банок. Нащупали марину и приютились на самом краю понтона. Притулились на 12 погонных метрах, четыре метра носа остались торчать снаружи. Корма почти косается немецкого катера. Напротив окна ресторана, где наверняка сидят эти самые немцы и глазеют на наши манёвры.
Теперь скорее включить электричество, завести телевизор на недосмотренном фильме Джармуша, жарить треску и ужинать. Еще один день перехода позади.
Координаты 65*29’N 012*14’E. Переход составил 45 миль.
11 марта
Солнечное утро. Вчера, чтобы не обогревать лишние кубометры, передняя каюта на ночь была закрыта. Сегодня утром открыл туда дверь и увидел иней на потолке. Так дело не пойдет. Будем её отогревать и просушивать.
Занимались теорией, прошлись по городу, убрали бэби-штаг в походное положение.
Есть что магическое в этих зеркальных отражениях.
Тем более сверху.
В соседней марине увидел, как работают системы анти-замерзания. Вот этот гейзер под лодкой не дает воде покрыться льдом.
Ворота из шлюпочных кран-балок.
1250, поехали дальше.
1435, не хотел я сегодня идти в море (обещано мало ветра), но поддался на предложение Игоря пройти хоть немного. И теперь совсем не жалею. Скользим по глади фьорда с упругим попутным ветерком. Вода под штевнем «Джульетты» журчит весенними ручьями. Мне кажется, даже теплее стало. Или это от того, что я смог в первый раз за последние три недели немного поспать после обеда?
1605, замечательный темп. Плывем вместе с воздушными массами паралельно. Рядом высокие скалы, снег на вершинах освещён солнцем, среди снежных склонов вдруг показываются голубые языки замерших водопадов.
Игорь бессменно на вахте.
1610, однако солнце спряталось за горой и стало холодно, снежок пошел. Снова зима.
Лодка идет с ветром, без надрыва. Снег летит еще быстрее. Обгоняет нас. Вербы затуманились. Чья это графика на снегу ? Тарковского? И тихо, также как на его картинах.
Игорь.
Видим просторные населенные пункты по берегам проливов, по которым идём. Правда они никем не населены.
1730, пришли в рыбацкую гавань городка Форвик. Мелко. Нашли что-то похожее на электрические розетки у понтона заправки, встали здесь.
Координаты 65*43’N 012*28’E. Переход составил немногим больше 20 миль.
12 марта
Выспались в первый раз после старта из Олесунда.
0950, стартовали из Форвика. Ветра сегодня нам будут крохи со стола.
1020, поставили грот. Вяжем и вяжем узлы.
1025, порыв из фьорда. Легко разгоняемся до 10 узлов на ровной воде. Идем шикарным бэйдевиндом правого галса.
1320, лавируемся.
Легкий беспорядок в нашей солнечной оранжерее.
На улице космос и холод, внутри тепло и солнце.
Навигационные знаки на каменных холмах. Пальцем показывают где фарватер.
1425, пришли в бухту живописного Герея. Зашли в самую гавань бодро, под парусом, но здесь обнаружили, что понтоны короткие, мелкие и все заняты катерами. Пришлось двигать дальше. Снова у нас не получится погулять по земле при дневном солнце.
1600, красиво лавируемся в заливе. И мне, и Игорю, обоим пришло на ум, что «Джульетта» хорошо выглядит под парусами, в этих суровых краях, среди снежных вершин.
1655, пришли в большой порт Саннесшёэн. Еще один хороший день прошел.
Координаты 66*1.4’N 012*37.8’E. Переход составил 27 миль.
13 марта
Утром искали магазины, покупали всякое полезное барахло.
1120, заправились водой. Для этого причалили к понтону заправочной станции. В гавани ветрено, тревожно. Залили воды и поскорее стартовали в море.
1220, резво катимся поперек ветра из фиордов.
Только спустился вниз, как громыхнула жесткая волна в борт. Думал что-то у нас сломано. А нет, вроде все нормально. Игорь рулит, не уходит с мостика ни на минуту. Сначала мы менялись, но теперь я понял, что это не нужно.
1320, поднялся наверх, чтобы потравить шкоты. Лодка лежит на боку. Приборы показывают 10 с половиной узлов хода.
1400, зашли в ветровую тень большой горы. Медленно плетемся, скорее по инерции. Успели перекусить в затишке.
1440, отдали рифы и счастливо скользим среди островов. Ветер разгладился. До Северного полярного круга всего 11 миль — он уже виден.
Вид из окошка.
1720, прошли Северный полярный круг.
1830, пришли в юго-западную гавань острова Несейа. Встали у небольшого понтона с электричеством. Воды нет. Все замерзло. Но на конце мола прикрывающего бухту от волны стоит глобус с пятью главными параллелями.
Переход составил 24 мили. Координаты 66*34’N 012*36’E.
Ночью гуляли на Круг. Он проходит через остров. Долго примеривались, чтобы попасть точно на параллель 66*33’44’’N. В секунде всего 30 метров. Подойдешь ближе к фонарю — айфон показывает 66*33’45’’N.отойдешь от фонаря к ёлке буквально на 20 метров широта уже 66*33’43’’N. Наконец, в 2232 выпили чаю строго на Круге.
14 марта
1000, вышли в море.
Выбираемся против ветра и волны на моторе, идем между десятков луд (так на Белом море называются небольшие острова).
1100, вышли на относительно чистую воду. Встали под паруса. Лавируемся на север. Ветер до 12 узлов, волны почти нет, для «Джульетты» это праздник.
1525, отлавировались 25 миль. Хороший солнечный денек.
1538, пришли на островок Больга. С одноименным поселком и гаванью. Встали к рыбацкому понтону. Народу почти никого. Координаты 66*48.5’N 013*13.8’E.
Гуляли по посёлку и окрестностям.
Видели Северное сияние. Первое в этом году.
15 марта
0800, вышли на Лофотены. Сегодня ясная погода, ветер от юго-востока до трех баллов.
0910, лавируемся между банок и луд. Мы еще в штилевой полосе под ветром высоких гор, но время от времени прибегает ветерок, паруса забирают ветер, «Джульетта» скрепит такелажем, доверчиво кренится и набирает ход.
1200, ветер слабый, но его хватает, чтобы удерживать лодку от раскачки. Идем прямо на север со скоростью 3-4 узла, иногда прилетают порывы — взлетаем до 5 узлов.
Смазал обе главные лебедки в кокпите.
Слева по курсу уже видны пики Лофотенских островов.
1340, пообедали вчерашней тресковой ухой.
Игорь бессменно стоит, сидит на вахте. Рулит по горизонту, учится держать курс по волне, ветру. Я берегу силы. Рисую рабочую тетрадь для будущих мастер-классов в Хорватии.
Идем ровно, 6-7 узлов полным галфвиндом правого галса из залива. Море ровное, почти нет волны.
2000, пожарил трески. Включил автопилот и затащил Игоря греться вниз, в каюту. Он уже 12 часов за рулем. Посидели немного за столом в тепле. Никуда оно не денется, это море.
2212, Северное сияние посыпалось как из рога изобилия.
2400, пришли на Лофотенские острова в гавань Стамсунна. Гавань забита рыбацкими катерками, судами поменьше и побольше. Все правильно, со всей Норвегии собрались. Стоят по пять, семь бортов лагом. Нашли местечко и пришвартовались к крайнему рыбаку. Подключили электричество, свет и рухнули спать.
Переход составил 85 миль. Координаты 68*7.4’N 013*50.9’E.
16 марта
Утром в восемь часов армада рыбаков двинулась в море. Нам пришлось выпускать рыбачка, у которого мы так хорошо пригрелись вчера вечером.
Приехали Алексей и Катерина Яшенькины из Питера. Они участники следующего этапа. Приехали на машине и привезли по нашей просьбе 7 комплектов ватных одеял — толстых и тяжелых типа «Арктика». Канарские одеяла здесь не годятся. Перегрузили одеяла. Я воспользовался оказией и отправил в Россию наш старый грот. Тот, что мы пошили еще для Тёмы Лебедева в Тихий океан на Таити. Грот уже износился и последние полгода мы возим его в ахтерпике. Поставить его нельзя, но и выбросить его я тоже не могу. Алексей и Катя отправились на машине в Тромсё. Оттуда они приедут в Свольвер на автобусе завтра, к началу этапа.
1100, вышли из Стамсунна. Пытались ловить терску. Весь горизонт в рыбаках. Ни чего не поймали и поставили паруса и пошли в Свольвер.
1240, поели трески. Лавируемся против слабого встречного ветра. Игорь ловит кайф от паруса. Нафик ему эта рыбалка.
Вокруг люди рыбу косят, а мы легкомысленно ходим по ветру.
1700, пришли в Свольвер. Пробовали встать в марину на окраине, но туда нас не пустили. Сказали, завтра штормовой ветер и мы им понтон оторвем. Пришлось идти в центральную гавань. Свободных мест у причалов, естественно, нет. Встали пятым бортом к старым рыболовным судам — участникам трескового чемпионата.
Ночью нашу гирлянду могут разогнать. Вот так, почти всегда главная интрига наших путешествий складывается вокруг вечных проблем круизера — где встать к берегу, как подключить электричество и залить воды.
Вечером пошли гулять. Думаем, что будет ночью, если ветер в гавани усилится, наша гирлянда стоящих лагом судов начнет вилять хвостом на волне и придется отходить от причала. Куда тогда деваться? Наши гадания прервал большой круизный лайнер: зашел в гавань, встал к стенке и всех нас прикрыл от будущего ветра.
Всё плавание составило 600 миль.