17 сентября. Гавань Онфлёра
На борту «Джульетты» экипаж: Алексей Самошкин, Мария Квитко, Игорь и Сергей Шевцовы, Евгений Шкаруба.
Лена и Антон сошли в прекрасном Онфлёре. Последнее, что мы успели вчера вечером «пока ещё мы вместе», осмотреть гавань и съесть морской ужин.
1050, вышли из шлюзов Онфлёра. С отливным течением выходим из Сены в море. У берегов Нормандии, там, где Сена впадает в море, мелко. На десяток миль тянуться отмели, через которые пробиты судоходные каналы. Каналы широкие, вполне можно идти под парусами, но ветра сегодня мало.
1200, проходим мимо Гавра, поворачиваем направо, на северо-запад, в сторону Па-де-Кале.
1400, встречное течение. Встали под паруса напротив большого грузового терминала. Встали не только под парус, но и в прямом смысле — почти перестали двигаться относительно земли, хотя скорость относительно воды почти пять узлов. Утешает то, что стоим мы под парусом, а не на моторе.
1740, течение павернуло на попутное. Наслаждаемся движением.
Мимо проплывают белые берега Нормандии.
2310, пришли в Дьепп. Когда Маша вызвала диспетчера порта (лоция сказала, что нужно спрашивать разрешение о входе в порт), ей ответили, что вход в порт свободен и посоветовали: «Не забудте убрать парус». Мы как всегда представились «sailig boat «Julietta»» — вот диспетчер и пошутила над нами. Это хорошо, когда диспетчер шутит. Еще интересное языковое: в лоции не рекомендуют вставать к «голове молотка» понтона, «head hammer» по-английский, имея в виду край понтона, потому что там качает.
Прошли сегодня 60 миль.
18 сентября
Снова солнце. Разглядываем. Это место любили импрессионисты. Сама гавань с тех пор изменилась, но вот собор на противоположном мысу сохранился как на картине Клода Моне.
Сверху.
1412, вышли из Дьеппа. Мне нравится этот порт. Вспоминается, как мы были здесь в 2012 году. В памяти остались темные, высокие стены гавани. Такие глубокие и заросшие мхом, как старый колодец. Клепанный поворотный мост, которому лет сто или больше…
Новое ограждение старого мола.
1430, поставили паруса.
1720, ветер поднял короткую волну.
Сейчас северо-западный ветер 17 узлов. Мы держим наветреннее курса, чтобы иметь высоту к моменту, когда ветер зайдёт навстречу. Идем с хорошим креном и скоростью относительно воды, но не земли. Снова мы вышли в море на встречное течение. Иначе нужно было бы выходить рано утром без спасительной прогулки по Дьеппу. Или в ночь, а ночью будет встречный ветер. Одним словом, так легли карты — придется пережидать встречное течение под парусами.
Солнце и дождь вперемешку.
1830, грозы рядом. Огромные мрачные тучи из которых веет зимой.
1920, встречное течение кидает лодку вправо и влево от курса. Кажется, ветер тоже зависит направления водных струй, сложно идти заданым курсом. Выручает картплотер. Какие моряки здесь практиковали раньше, без нынешних планшетов!
Продолжаем карабкаться на север, набирать высоту.
2110, «Пора бы ему уже и развернуться!», — из разговоров о течении.
2200, оно повернуло. До Булони осталось 9 миль, а весь путь составил около 50 миль.
Пришли в большой порт Булони и встали в самом конце гавани, рядом с парусными лодками, рыбаками и нечистоплотными чайками.
19 сентября
Сегодня решили устроить разгрузочный день — соскочить с порочной практики стоять против течения и шарахаться потом по незнакомым маринам в темноте. Погуляем сегодня по Булони, отдохнем, а завтра стартуем с началом попутного течения. Оно начнётся ближе к 12 дня.
Ездили в местечко Экиан-Плаж. Там в тридцатых годах прошлого века люди от бедности, или от лени, решили использовать лодки как крыши домов. На старых фотографиях эти домишки смотрятся очень живописно. Но в действительности всё оказалось немного не так. Стоят девять домов под лодками. Одинаково чёрно-белые, с дурацкими стульями за забором. И главное — вокруг полно дешевых, невзрачных домов. Такой всеобщий, угнетающий эконом-класс.
Выручили фотографии сверху. Птицы имеют возможность видеть это место по-другому.
20 сентября
В порту, где мы стоим, есть доисторические понтоны. Лодочками. Такие делали до появления современных пластиковых, бетонных и нержавеющих прямоугольных.
Перед выходом в море успел увидеть Мадонну с младенцев в лодке в кафедральном соборе старого города.
Вчера у нас под боком выступал цирк — кричащее заведение, где мучают животных.
1105, отошли от причала Булони.
1120, встали под паруса, выходим из гавани. Попутное течение подхватило лодку еще на выходе, еле увернулись от столкновения с молом.
1230, проходим мыс Гриз-Нес. Попутное течение добавляет 4 узла. Вместе с парусным ходом получается больше десяти узлов.
1250, стаксель бабочкой на спинакер-гик. Отличная комбинация на курсе фордэвинд.
1420, прошли Кале. Ох, мне это местечко! Вспоминаю нашу эпопею с отваливающимся рулём на волне и на ветру, напротив банок Кале.
1530, пороходим порт Гравелинас. Течение еще с нами, но уже слабее, вокруг полно контейнеровозов, газовозов и паромов. Крутятся, вертятся, снуют туда-сюда.
1730, вышли из Франции в Бельгию.
1900, пришли в Ньюпорт. Пробежали с течением на пару 60 миль.
21 сентября
Утро ушло на небольшой ремонт, замену газа. Кто-то успел погулять, кто-то ничего не успел.
1111, вышли из Ньюпорта.
На выходе из канала подьехал лоцман и попросил идти курсом 290 градусов 4 мили. Потом можно ложиться на курс вдоль берега. Видимо, учения.
1125, поставили паруса. Хороший ветер с берега.
1500, несёмся с течением. Денек сегодня ветреный и солнечный.
1520, проходим последний порт Бельгии — Остэнэ. Короткая страна. Даже флаг не успели поднять.
1600, поменяли Бельгию на Голландию.
Решили попробовать пройти в Амстердам каналами. Есть здесь такая дорожка для яхт. В Голландии очень много каналов, большая часть из них с ограничением по высоте. Проблема в неразводных мостах. Поэтому и баржи, и лодки, и все у них низенькое. Но одну дорожку, которая так и называется — «Стенд Маст Рут» (с неубранными мачтами) — оставили для нас. Попытаемся найти её. Штурманы, Маша и Лёша, вооружились лоциями и пытаются разобраться в этом клубке лабиринтов.
1751, прошли первый шлюз Влиссингейн. Теперь мы не в море. Чудно.
1842, пошли с зеленой волной подъема мостов. Как было написано на бегущий строке у шлюза, волна начинается в 1742.
Дальше нужно следовать по каналу со скоростью 5 узлов. Пробуем.
1905, sport. Так было написано пройденном мосту. Не пойму, что это значит… Поворотный?
Пропустили вперед лысого джентельмена с молодой спутницей. Джентельмен не может сидеть спокойно, елозит взад и вперед. Пусть идет перед нами.
1930, Миделбург, середина полуострова, который мы сегодня проходим. Темнеет, идем посреди красно-зеленой дорожки фарватера.
2100, частица «О боже мой». Мимо пролетел яркий метеорит и Сергей его так определил.
2150, встали к внешнему понтону марины Волфхарстьюг. Электрические розетки на замках. Да нам и не надо. Очень утомительный день сегодня.
22 сентября
0815, отшвартовались от ночного понтона. Идем к мосту, который нужно пройти и выйти в залив. Штурмана показывают мне, куда идти. Я, честно говоря, не пытаюсь вникать. Как будто сегодняшняя наша цель — Роттердам.
0900, прошли шлюз.
1123, идем по плоским заливам приплюснутой Голландии. Нерпа в канале нам навстречу, разошлись.
1125, дельфин.
1338, долго проходили большой коммерческий шлюз. В маленький мы не влезли.
1615, вышли снова в море. До следующего канала 8 миль.
1730, день мимо идущих барж. Сколько сегодня прошло мимо нас.
1900, течение два узла навстречу. Идем в сторону моря. Сдались. Решили идти в Амстердам морем. По каналам нам не успеть. Слишком много шлюзов и мостов. На каждый мост нужно время. Но пройти можно. Маша нашла дорожку.
Приняли это спасительное решение, повернули в сторону моря. Туда еще 20 миль, потом до Амстердама 40 миль, но это кажется нам легче, чем петлять внутри каналов.
2200, были остановлены Роттердамским порт-авторити, пришвартованы, допрошены и отпущены. Пока я спустился перекусить, морские практики умудрились срезать угол поворота фарватера, выйти на встречную полосу движения. В темноте, в последний момент, увидели идущую навстречу баржу. К этому времени баржа во всю отрабатывала задним ходом, чтобы не врезаться в нас. Представляю, что думал о нас капитан этой баржи. Он, вероятно, и позвонил в лоцманскую службу и пожаловался на шальную яхту в канале. Обо всех коллизиях я не знал, пока нас не остановили. Только расширенные зрачки моих спутников, увиденные наверху, когда я поднялся отужинав, насторожили.
Меня эти каналы вымотали окончателтно. Скорее в море, лечь и поспать.
23 сентября
0530, пришли в Seaport Marina на входе в Амстердамский канал. Свалились спать.
1100, идем в Амстердам. Отошли от понтона, заправились, прошли шлюз.
1320, пришли в марину Амстердам. Плавание закончено.