16 июня. Лешуконское, Нисогора
В проекте участвует съемочная группа с режиссером Дмитрием Амелиным, оператор Андрей Евтюхов и фотограф Андрей Ягубский (Чифан), а также члены клуба Алексей, Светлана Петровна, Ирина, Володя и Осип Чиркины, Артем Гарусев, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба.
Столовая, она же кухня.
Алексей Чиркин собственной персоной.
0920, выезжаем с Нисогоры. Хозяева отдали нам в пользование зырянку. Если найдем сегодня в Лешуконском мотор, станем транспортнонезависимыми речными практиками.
Вова и Ося слева направо.
1000, приехали к переправе Ёжки.
1030, на стройке.
Виктор Петрович собрал киль (донницу) и фальшкиль вместе. Установил ветрикально на козлы. Верхушки штевней раскрепил рейками. Начинает устанавливать первый, шпунтовый, пояс набоев.
Киль без обшивки и шпангоутов выглядит, прямо скажем, дистрофическим. Смотрим с Алексеем и удивляемся.
Нижний набой самый сложный. Кромку доски нужно подогнать к пазу на киле так, чтобы не было течи. Дальше доски начнут ложиться кромка на кромку, их подогнать будет проще.
Вова и Ося рубят латунные шайбы.
Артем помогает ВП.
Клещи — струбцыны для стягивания досок.
Обмеры конструкции, выполнил А. Чиркин.
Киношники снимают. Процесс пошел. Все при деле.
Интервью с яхтенным капитаном Алексеем Чиркиным, режиссер Дмитрий Амелин и оператор Андрей Евтюхов.
1100, подогнали первый набой. Доска вошла в паз на киле. Её приходится сильно изгибать, скручивать, притягивая от середины к концам специальными деревянными прищепками — клещами. Центральная часть доски удерживается горизонтально с помощью направляющего бруска, прикрученного к килю перпендикулярно, называемого «кобылка». Кобылок две. Они делят киль на три части. Концы доски скручиваются и подходят к штевням.
Вместо уплотнителя ВП использует обыкновенный санитарный герметик. Я привёз ему целый мешок такого. Артем пыхтит, взывает к аутентичности исполнения. А сам вчера на самолете из Архангельска прилетел. Не пешком и не на лошади.
1140, продолжаем собирать первый пояс обшивки. Интересно, что сейчас у нас кроме киля и штевней, то есть кроме продольных связей, ничего нет. Шпангоуты (поперечные связи) появятся после того, как вся обшивка будет уже сшита. Мы их вставим изнутри. Такой способ здесь, в Мезенском районе, называется «Рассольское шитье» (в честь мастера Рассолова — оставил после себя доброе имя и навык).
1340, пообедали. Клепаем.
1440, освятили стройку.
Виктор Петрович пригласил местного батюшку. Батюшка приехал и освятил начало стройки и нас заодно. Рассказал, как ВП шьет карбаса для других: сначала шьет для себя, потом едет на рыбалку по Мезени. После рыбалки, на обратном пути, местные мужики его поджидают, уговаривая заночевать, угощают и к утру уговаривают карбас им продать. Мастер без сапог. На следующий год история повторяется.
1530, доска первого набоя левого борта.
1630, пошел второй набой.
1800, закончили стройку сегодня. Установили за день полтора набоя.
Осваиваем зырянку.
Вот мы и дама, под Нисогорой.
1930, ужинаем в доме под Нисогорой. Каша с мясом лося. Насколько необычен вкус лесного, дикого мяса! Или просто оно настоящее? Наши вкусовые рецепторы совсем уже замучены искусственной пищей? Что же мы в городе едим тогда?
Партнеры проекта «Поморский карбас»:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».