Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Сен Мало

Морские практики

Татьяна Зборовская

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Весеннее плавание «Джульетты» с Канарских на Азорские острова, 7-19 мая

7 мая. Лас-Пальмас-де-Гран-рмнария

Азоры-Виго

На борту экипаж: Сергей Прохоренко, Никита Нафиев, Сергей Ряполов, Кирилл Кондратьев, Дмитрий Пановицин, Ольга Золотуская и Евгений Шкаруба.

Начинаем восхождение в высокие широты, на север. Впереди переходы с Канар на Мадейру и дальше, на Азорские острова. Всего нужно пройти 900 миль. Это примерно шесть дней пути. Чтобы не упереться в встречный северный ветер, я заложил на этап 12 дней. Места на всех точках пути замечательно-красивые, будет на что посмотреть. Ну и заняться на «Джульетте» всегда есть чем. Хозяйство большое, требует времени и внимания.

Месяц назад перед отъездом с лодки мы заказали новый лэзи-бэг и новые тенты — козырек над входным люком и основной тент над кокпитом. Прежние мы пошили здесь же, на Канарах, в 2012 году перед кругосветкой, когда стартовали через Европу в Гренландию. Тогда мы обзавелись теплым кокпитом — съемными пластиковыми панелями, которые в сборе образовывали прозрачную надстройку. В этой «тепличке» мы благополучно пережили Фарерские острова, Исландию и Гренландию, потом кокпит спасал нас рядом с холодным Восточным побережьем США во время урагана «Сэнди». После этого боковые панели сняли и спрятали в ахтерпик, а тенты продолжали нести свою службу — служили нам верой и правдой пять лет (как позже выяснилось, производитель ткани дает пятилетнюю гарантию), пережив тропики и падение мачты в Тихом океане, прожженные солнцем и протертые гиком они заботливо прикрывали нас от дождей, пока в середине прошлого лета вдруг не потеряли форму и начали промокать. Мы вернулись на Канары, нашли того самого парусного мастера, Чарли, и заказали ему новые тенты. Восстановим теплый кокпит, вдруг придем в Норвегию в следующем году?

Чарли постарел на 5 лет. Говорит, что потихоньку отходит от дел. Он помог найти нам место для весенней стоянки «Джульетты» в Лас-Пальмасе: в этом году на Канарах такой аншлаг, что это, действительно, удача.

Сегодня утром Чарли принес уже готовые тенты и лэзи-бэг. С Никитой помогаем ему поставить их на место.

IMG_9979

Восстанавливаем штурвалы. Месяц  назад правый штурвал сломался на переходе. Втулки крепления штурвалов вышли из строя. Они были алюминиевые и за пять лет просто сгнили. Чарли удивил меня тем, что, оказывается, алюминий и карбон в соленой среде образуют электрохимическую пару. Вот так. Володя Калачев помог сделать новые втулки для штурвалов. Теперь они из нержавейки. Сами карбоновые штурвалы тоже были в ремонте — их заново покрыли лаком.

IMG_9983

Соседи.

IMG_0001

8 мая

Ударно трудились. Дима довел до ума каретку крепления грота. Вместе с Кириллом они заклеили стаксель. Сергей Ряполов занимается подсоединением нашего локатора. Никита и Оля закупают продукты, я как белка в лодке, у всех на подхвате.

К семи вечера съели баранью ногу (не помню таких вкусных ног!), которую Оля привезла из Исландии и начинаем выходить в море.

2000, отошли от причала. В море сейчас безветрие, только бродит беспризорная волна. Отсчет лага 77941 миля.

Оля на руле.

IMG_0018
2330, вышел на палубу. Вахтенные — один лежа на банке, второй сидя у штурвала в бессознательном состоянии — спят залитые светом луны. Вчера и сегодня мы справились с такой кучей работы, можно ли ругаться на их здоровый сон? Нельзя.

Гран-Канрия и Тенерифе совсем еще рядом. Светятся электрическими огнями, мигают маяками нам на прощание. Так мы начинаем свой путь на Север.

9 мая. День Победы

0140, ветер встречный, гуляет по соседним румбам вправо и влево. Вместе с его направлением меняем курс и мы, стараемся не идти прямо в лоб. Грот поставили сразу по выходу и теперь не хочется его снимать, он не работает, скорее тормозит, но бережет нас от лишней раскачки. Жду захода ветра от W. Он дует поперек нашего курса уже совсем недалеко, где-то милях в тридцати севернее от нас. Как бы нам до него дотянуться… Ну а как дотянемся, так уж полетим. Сначала в бейдевинд, наберем высоты, потом ветер окрепнет до свежего и мы увалимся на галфвинд. Такие нехитрые планы. С погодой нам, вроде, везет. До Мадейры будут дуть полветра с левого борта.

0500, медленно обходим яхту по правому борту. Судя по курсу идем в одно место. И время старта у нас совпадает. Подтверждаем решения друг-друга.

0737, заглушили двигатель. Кажется, выбрались из штилевой полосы, окружающей Канары. Теперь к северу ветер будет прибавлять и скоро мы полетим. Сейчас дует около 10 узлов от W.

0917, отсчет лага 78004 мили. Ветер в океане так быстро не приходит, обязательно поиграет в кошки-мышки. Завели двигатель.

Почти всех укачивает от широкой, пологой волны. И мне некомфортно писать на компьютере, но стоит прилечь и закрыть глаза… Океан баюкает нас как младенцев, в голове не просто покой — там Море дышит.

1010, заглушили мотор. Ветер 12 узлов.

1320, только успели пообедать и выпить «За Победу!», как начался ветер.

На обед была у нас курица огромных размеров. Вчера за продуктами были посланы трое. Надо было двоих послать. Хода до Мадейры всего два дня, а продуктов набрали столько, что холодильник теперь не закрывается.

1730, ветер все еще относительный — 12-13 узлов от WNW. Острова Селваженш совсем рядом. Наверное, поэтому много птиц, опознали качурок и глупышей. Острова совсем маленькие. Одинокие, закрытые для посещения. Заповедник. На Большом острове есть биостанция.

1930, прошли меду островами Большой и Малый Селваженш.

Большой Селваженш.

IMG_0020

2000, сутки в море. Отсчет лага 78053 мили.

2200, ветер до 15-17 узлов. Так мы и не набрали высоты, не выбрались к западу. Это нехорошо. Думаю, когда брать рифы на гроте. Засветло не убрали, можно теперь еще подождать. Сегодня полнолуние, возьмем рифы, когда ветер усилится до 20 узлов.

2223, сижу в подветренном кресле. Мимо проходят матросы, держатся за поручень под подволоком, лодку мотает как пьяный тролейбус.

2355, зарифили грот. Как только парус уменьшили, ветер обиделся и подскис до 15 узлов, но, думаю, обиды его не надолго, скоро подует снова.

10 мая

0300, координаты 30*52’N 016*23’W, отсчет лага 78095 миль, где-то в 110 милях до Мадейры.

Ветер от WNW до 22 узлов. Идем галфвиндом левого галса. Довольно комфортно, хотя, боковая качка утомляет.

0500, ветер 25 узлов.

0620, зарифили стаксель. Короткий дождик из-под тучи. Облака закрыли луну от нас, громоздятся ярусами, море серое. Эжкипаж мечтает о мадере и рассвете.

0650, ветер на порывах до 28 узлов. Убрали грот. Идем в грозовом фронте.

IMG_0027

0830, мимо прошел Сергей Прохоренко с очередной рыболовной снастью. Представляю, что будет, если он сейчас что-нибудь поймает. Спросил его об этом — как ни странно, Сергей тоже об этом думает. Предложил Сергею сделать бутерброды с замечательной семгой, которую Оля привезла из Исландии. Это была хорошая мысль.
0950, ветер разогнал приличную волну, метров до трех, пожалуй.

IMG_0038
1420, порвался шкот стакселя. Перетерт роликом каретки, или скорее не перетерт (потому что каретка в порядке), а банально порван. Мы поменяли один стаксель на другой, побольше, и вот это «побольше» стало последней каплей в море веревки. Купил я ее в Ла-Рошели прошлым летом и служила она безупречно до сегодняшнего дня.
1520, подняли зарифленный грот. Ветер 27 узлов. Волна… Экипаж утверждает, что 6 метров, мне кажется, иногда приходят 4-х метровые. Что тоже много.

IMG_0029

1646, видим Мадейру! Еще совсем слабенько. До берега всего 25 миль. Регулярно получаем соленой водой прямо в рожу.

IMG_0039
1830, до берега 10 миль, стало заметно меньше качать, Мадейра прикрывает нас. Какое счастье — этот относительный покой.

IMG_0044
2000, пришли и встали к понтону марины Фуншала. Переход составил около 300 миль.

11, 12, 13 мая

Отдыхали, гуляли по Фуншалу и по острову.

IMG_0086

IMG_0094

Морские практики на земле.

IMG_0115

Сады кругом, сады везде.

IMG_0142

А вот и дурацкие саночки, на которых бедные португальцы возят по асфальту откормленных туристов.

IMG_0154

Забава странная, конечно, но саночки не виноваты, они настоящие.

IMG_0157

Правда, в старину эта забава выглядела как-то благороднее что ли…

IMG_0202

IMG_0203

IMG_0210

А вот и экипажи. Дождь облагораживает процесс.

14 мая. Переход на Азоры

мадейра - сан мигел

Сергей и Сергей запустили радар, который три года торчал на нашей мачте не рабочим. Так получилось. Когда ставили мачту на Таити, совсем не было времени разобраться с радаром. Успели только прикрутить его к мачте и продернуть провода. Потом оказалось, что не хватает какой-то штуки, соединяющей антенну и диспелй. И вот, когда год назад Сергей Ряполов был на «Джульетте», его, как специалиста, это зацепило. В нынешний приезд он с помощью Сергея Прохоренко заставили радар работать. Можно отправляться за туманы.

IMG_9985
2034, отошли от понтона марины Фуншала. Отсчет лага 78197 мили. Ветра почти нет, огибаем Мадейру с юга.
Пробуем работу радара. Где-то далеко в море он увидел судно и нам на него показал.

2330, отваливаем от Мадейры. Ложимся на генеральный курс 305. Прощайте, прекрасные сады, интернет и изящно мощеные тротуары.

DSC_0825

15 мая

0135, проснулся, вышел на улицу и к удивлению обнаружил вполне сносный ветер от NE. Встали под паруса, идем комфортным багштагом правого галса. На небе луна. Мадейра темнеет за кормой хорошо пропеченным кексом.

0717, как-то идем, скорее, плетемся. Мотор не заводим, и хорошо.

0730, ветер окончательно зашел в корму, чтобы паруса не хлопали, приходится идти совсем уж экзотическими курсами на 000 на левом галсе или на 230 на правом, и это не помогает. Волны гасят ветер, как у Стругацких.

Убрали паруса, завели двигатель.

DSC_0827
1230, слабый ветерок от SSE. Поставили грот и генакер.

Отсчет лага 78276 миль. Координаты 33;22’N 18*13’W. Подошли к хребту высокого давления. Ветра здесь почти нет. Мало. Сама зона высокого давления двигается в одном с нами направлении. Удастся ли перевалить через неё и подхватить ветерок с другого склона или так и будем плестись по этой стороне…

Если бы не волны злодейские, которые вытряхивают ветерок из наших парусов, шли бы мы очень хорошо.

1405, боремся, изживаем в себе маловетрие.

1440, убрали паруса.

1820, прилетела птичка, кажется, это канарейка.

1900, прилетел ветерок. Поставили грот. Ветерок улетел довольный. Как ребенок — требует внимания. Убрали грот.

2145, обнаружили, что бак с пресной водой пустой! Как так получилось — неизвестно. Перед стартом мы полностью забункировались. Днем уровень воды был почти полным, куда делась вода — загадка. Под пайолами её нет. Такое у нас уже бывало, когда случайно (преступно) забывали открытым краник с водой в одном из умывальников. Дознание и следствие проводить не будем. Катастрофы нет. Жаль, что не работает наш опреснитель.

Посчитали воду в бутылках — на борту сейчас 60 литров пресной воды. Плюс, у меня есть небольшая заначка, плюс три литра молока, пять литров сока, вина полтора ящика… Проживем как-нибудь. До ближайшей суши 350 миль. Двое-трое суток протянем без ограничений. Пить почему-то захотелось сразу.

16 мая

0145, отсчет лага 78327 мили. Влачим на моторе.

0750, ночью во сне слушал тональности работы двигателя и вдыхал запах фруктов. Овощи и фрукты хранятся в диване в кают-компании, на котором я сейчас сплю. Овощи еще держаться, а фрукты… Так они благоухают, так поспели! Так просят, чтобы их съел кто-нибудь, просто изнемогают от этого своего фруктового желания.

Поднял сиденье дивана. Выбрал один апельсин и съел его.

По морю катятся огромные валы. Ветер совсем рядом, недавно здесь был и уже убежал. Можно впасть в отчаяние от такого яхтинга.

1000, сообразили, как протянуть шланг с соленой водой с камбуза на корму. Принимали соленый душ на юте.

1200, пробовали прочистить кисгстон туалета, который засорился вчера. Это единственный на лодке туалет, работающий на забортной воде. Остальные работают на воде из бака… Пустого, увы.

1430, подул ветерок до 8 узлов. Поставили грот и геннакер. Как ни странно, не смотря на большущие волны, паруса работают. Ветер постепенно заходит к SW. Мы прижимаемся к нему, идем полным галфвиндом. Получается держать 340. Набираем высоту перед тем, как ветер повернет на северный.

«Джульетта» благородно ступает среди океанских волн.

1740, помогаем мотором. Поменяли геннакер на стаксель.

2055, выходим из антициклона. Входим в фронт. Моросит дождик, ветер 12 узлов от N. Легли на правый галс.

2145, взяли рифы на гроте. Лежу на диване. Чувствую, как лодку поднимаеет и опускает волна. Понял это потому, что меня время от времени вдавливает в диван.

2300, зарифили стааксель, чтобы сбросить скорость и не так сильно било о встречную волну.

17 мая

0125, координаты 35*18’N 021*13’W. До Сан-Мигеля 260 миль. Ветер 15 узлов на порывах до 25 узлов. Темень.

0555, обошел лодку. Всё, вроде, нормально, но тревожно. На улице сурово. Вахтенные разодеты во все теплые вещи, как рыбаки на зимней рыбалке, и всё продолжают мёрзнуть. Луна на небе.

0935, ветер понемногу отходит к корме. И мы за ним подварачиваем ближе к своему генеральному курсу.

1500, двое болеют морской болезнью, у одного спина болит. Подорвали галсовый угол стакселя. Пресной воды осталось 30 литров. Координаты 35*50’N 023*3’W. Солнышко. Ветер до 16 узлов от NNE.

1800, живем под градусом, в смысле, сильно накрененные. Уже хочется чтобы меньше дуло.

1955, благополучно, не считая разлитого вина, поужинали. На такой боковой качке — это достижение. До Сан-Мигеля осталось 135 миль.

18 мая

0100, открылся маяк по левому борту. Ponto do Castelo на Санта-Марии. Ветер почти тот же. Холодно на верху.
Долгий ход в галфвинд. Вроде, и ветра не много, всего около трех баллов, но боковая качка не дает заниматься ничем, кроме вахт и сна. Ни почитать нормально, ни в нарды сыграть. Даже кино смотреть неохота. Наелись моря в этот раз. Все смотрят в сторону берега и радуются его приблежению.

0445, едем мимо Санта-Марии. Каким аппетитным выглядит в океане этот небольшой островок, слегка присыпранный огоньками освещения человеческих жилищ. Давно не стоял ночных вахт и теперь наслаждаюсь ими, подменяю Сергея Прохоренко и его спину.

0610, пробилась связь с Санта-Марии — и часы в телефоне сами перескачили на час назад. И что, теперь еще один час вахты стоять?

0800, виден Сан-Мигель. Море радует напоследок легким ветром и отсутствием волны.

1020, то ли кит, то ли показалось.

Рядом идет сторожевой катер.

1135, счастливо катимся к земле. Дует благополучный ветерок с востока. На предложение поставить генакер экипаж зажмурился и еще крепче уснул. Ну ладно, потерплю еще немного это царство покоя. Не качает!

1600, пришли в Понто-Дельгада на острове Сан-Мигель. Переход составил 870 миль, его можно считать законченным. Из потерь пока неработающий туалет в правой каюте, подорванный галсовый угол стакселя и, пожалуй, все.

Проехали по острову. В центре острова, в центре океана, в кратере вулкана – озеро и городок на берегу. На краю Земли.

IMG_0450

В Понта-Дельгада готовятся к ежегодному празднику, так называемому «Фестивалю Христа-Чудотворца», проходящему в пятое воскресенье после Пасхи в Понта-Делгада. В прошлом году, когда мы перегоняли через Атлантику катамаран «Морские фантазии», мы также попали на Сан-Мигель в дни этого праздника — бывают же совпадения.

IMG_0557

IMG_0584

Фотографии Ольги Золотуской, Сергея Прохоренко и Евгения Шкаруба.

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>