«Боже! Дай нам ветра!»
12 апреля, марина Ансе Марсель
На борту «Морских фантазий»: Сергей Прохоренко, Евгений Рудаков, Дмитрий Никулин, Алексей Семаков, Евгений Шкаруба.
Сборы, закупки продуктов, подготовка к перегону через Атлантику закончены. С утра успели съездить в магазин, купить хлеба, что-то из зелени — и стартовали.
1320, отошли от причала.
Когда швартовые веревки были уже отданы и я дал передний ход, «Морские фантазии» так нехотя пошли (точнее, поползли) вперед, что закралось сомнение: все ли швартовы отданы? Дал почти полный ход — результат все тотже. Ветер с левого борта потащил нас к носу большого американского катамарана, его владельцы в безразмерных трусах и купальниках выбежали на палубу, мы прислонились к американцам лагом. Наши «Фантазии» меньше их раза в два. Постояли, перевели дух, подбодрили американцев и пошли дальше на якорную стоянку.
Встали на муринг в бухте. Нырнули. Я думал, что у нас как минимум веревка на винт намотана, оказалось проще. Винты так обросли ракушками, что совсем потеряли форму и практически не гребли. К этому мы были готовы. Чистили винты и днище катамарана скребками, поварешками, швабрами. Еле-еле отчистили.
Арбуз перед стартом.
1625 стартовали в Океан. Курс 36,6* идем между Сен-Мартеном и Ангильей. Волна с востока. Пока не сильная, но уже поддает под-между поплавками. Чудно.
Открыли стаксель, идем в полный бэйдевинд правого галса, помогаем моторами.
1715, поставили грот. Выключили правый двигатель. Левый помогает на 1500 оборотов. Идем немного меньше семи узлов.
Обычно Атлантический океан в восточном направлении пересекают поднявшись на высоту Бермудских островов, то есть в полосе сороковых широт. Там, избежав встречных ветров и с попутным Гольфстримом, желательно между циклонами, идут на восток в сторону Азор. Мы собирались идти по той же дорожке, но прогноз погоды на неделю вперед обещает нам, что северо-восточные пассаты словно специально для нас станут юго-восточными, пропустят нас в северо-восточном направлении почти по прямой. Дальше пробираясь между циклонами севернее нас и зоной штиля южнее нас, можно будет идти на Мадейру, или на Азоры, или сразу в Гибралтарский пролив. Грех не воспользоваться таким щедрым предложением. Идем по предложенному маршруту, а там поглядим.
Дмитрия укачало.
1805, проходим остров Скраб.
1825, вышли с Карибских островов. Дальше Океан.
Ветер 15 узлов от ESE. Идем полным бэйдевиндом, заглушили мотор. При генеральном курсе на Азорские острова 56*, забираем севернее, получается держать 25*.
1940, ветер отходит к юго-востоку. Усилился до 22 узлов. Идем 70 градусов к ветру. Несем грот и стаксель. Наша скорость 7,5 узлов. Поднимается волна.
2010, настраиваем паруса. Рифшкентеля на гроте еще не заведены, не успели, поэтому зарифели стаксель. Увалились.
Катамаран охотно черпает носом волну, берет ее на палубу. Получили первую горсть воды в открытый передний люк.
Из-за большой начальной остойчивости (обусловленной остойчивостью формы) катамаран очень жестко качает. Каждая безродная волнишка легко поднимает «Морские фантазии» с одного или другого корпуса. Настолько он чувствителен, внимателен к этим мелким хулиганкам, настолько охотно реагирует на все их происки. А нас в это время трясет и перетрясает внутри себя. Другое дело – статическая остойчивость. Здесь катамарану нет равных, его почти не кренит.
13 апреля
0245, координаты 18*53’N 062*32’W. Отсчет лага 55 миль. Скисло. Ветер 10 узлов от SSE. Помогаем моторами.
Волна, которая трепала нас три часа назад, стала меньше, но тем не менее поддает в днище иногда так, что стол в кают-компании подпрыгивает. Понемногу обживаемся на ходу, привыкаем к новому для нас средству передвижения.
0325, медленно идем. Ветра не хватает, однако, спасибо ему, что он не встречный. Смотрю прогноз погоды. Мы будем идти по переменным ветрам, главное, согласно прогнозу на несколько дней, — держаться в диапазоне 23 широты, аккурат по Тропику. Тогда будет попутный ветер.
0430, отсчет лага 67 миль, что очень мало. Есть вариант, что мы пойдем через Мадейру.
0830, Евгений изменил курс на 30 градусов по своему усмотрению. Пора донести экипажу инструкции по правилам ведения вахтенной службы и дежурствам на камбузе.
Сергей пытался поднять тему «правильного, рационального» ведения хозяйства, мол, «колбасу нужно есть после того, как картошка кончилась». Серега мастер устроить заварушку в коллективе, здесь ему равных нет. Вспоминается, как на переходе Панама-Галапагосы Сергей задался целью установить «справедливое» расписание вахт. Я тогда дал слабину и доверил ему составить график вахт. График не удался, к вопросу подключился весь коллектив, дело стало совсем плохо. Дошло до того, что очередной вахтенный просыпался, снаряжался на вахту в четыре утра, выходил на палубу, а ему сообщали, что он вышел рано и спать ему еще часа два. Он пытался возразить: как же так, мы же все решили, у нас же новый график! На что ему отвечали, что у нас уже новейший новый график, а прошлый отменили, пока этот несчастный вахтенный спал. Страсти накалялись, Сергея даже хотели побить. В этот раз я Серегину инициативу присек на корню. Продуктов у нас на две трансатлантики, пусть каждый ест то, что ему хочется. Представляю, какие дискуссии можно развернуть на тему правильных рационов. Лучше провести неделю без колбасы, чем дать повод спорщикам в коллективе.
Дима болеет морской болезнью. Сняли его с вахт. Днем стоим вахты по одному человеку два часа, ночью вдвоем по четыре.
Ставили генакер. Хороший парус, только не нашли родную проводку галсового угла. Если крепить угол к носу бушприта, то парус стоит слишком низко, трется нижней шкаториной о носовой релинг. Придумали веревочку, чтобы его приподнять.
Наладили завал-таль на гике грота.
1415, ветра мало, идем на моторах. Курс 45* — «Победа». Вокруг гуляют грозовые тучки, пытаемся их заманить к нам.
1726, на лаге 153 мили, что мало, если считать что мы идем уже больше суток. Ветра все меньше, идем на моторе.
1830, трое из пяти членов экипажа родились в 1973 году. Как раз во время дискуссии «кризис среднего возраста» на наши «вагонные споры» приплыла семья дельфинов, двое взрослых и двое детенышей. Мне было интересно, как они будут играть перед носом «Морских фантазий». На однокорпусной лодке все понятно, дельфины играют перед форштевнем, а как перед катамараном? У него два носа… К сожалению, дельфины были не слишком общительны: поиграли немного и свалили по своим делам. Зато я посидел на стульчике на самом носу ката. Классное ощущение. А на соседнем носу может сидеть еще один человек и чувствовать себя также, по- Гагарински, рассекая пространство. На однокорпусной лодке такого нет.
Еще, на однокорпусной лодке нет такой дачной веранды. Над головой у нас болтается лампочка, освещает стол. Рулевому она не мешает, потому что он сидит на своем стульчике в высоте и в стороне. У нас уютно, по-человечески, а за оградкой лееров бродят серые волны.
2000, Дима прикачался и вернулся на вахты.
2350, скачали прогноз. Изменили курс на 46*. Ожидаем к обеду попутный ветер, пока продолжаем моторить.
Южный крест над горизонтом.
14 апреля
0000, координаты 20*03’N 061*06’W. Отсчет лага 190 миль.
Утром завели риф-шкентеля на грот, разобрались с спасательным оборудованием на борту.
Продолжаем топать на моторе, ветра нет. Есть солнце и жара.
1125, тормознули на пять минут в точке с координатами 21*25’N 59*54’W. Купались. Глубина под килем пять километров. Вокруг плавают водоросли Саргассова моря.
1630, ставили парус, ловили ветер, которого нет, который уже не здесь. За сборами мы пропустили время и ветер. Нужно было выходить на сутки раньше.
Курс 36,6*.
Из хороших новостей: за двое суток мы прошли 300 миль, правда, это стоило нам трети топлива. Перелили в бак 180 литров дизеля. Гонимся за ветром в надежде за него зацепиться. Эх, если бы вышли на сутки раньше, сейчас нас бы тянул хороший ветер курсом багштаг.
1730, поставили грот и генакер. Леша растопил гриль.
2300, отлично шли под генакером, но вот ветер снова скис — снова мотор.
15 апреля
0000, рядом грозовой фронт.
0610, Алексей разбудил и позвал наверх, есть ветерок. Подняли грот и генакер. Дует около 10 узлов, не ровно, приходится помогать двигателем.
Координаты 22*24’N 058*21’W. Отсчет лага 380 миль.
0900, по утрам изучаем морские науки, сегодня занимались метеорологией, это для нас самая актуальная тема. Правильный ли мы путь выбрали?
Летучая рыбка.
1100, безрезультатно пытались включить опреснитель, тут позвонил Василий и подсказал, что нужно делать. Услышал нас, спасибо.
1600, ну вот и ответ!!! Нас догоняет и обгоняет яхта. Несет стаксель и дует на моторе. Вот и ответ на мои сомнения!
Весь день ставим и убираем паруса, включаем и глушим моторы, страдаем от маловетрия, но радуемся, что не мы одни выбрали этот путь в океане. Пробуем курсы 37*, 41*, 44* и 45* — «Победа».
1730, подвязали бушприт. Скобы, которые прижимают его к балке, от времени разогнулись, крайние заклепки вытянулись, поэтому между бушпритом и балкой возникла щель. Бушприт хлюпает этим люфтом, когда мы несем генакер, бьется о балку. Решили подтянуть его веревкой, обтянули веревку скруткой из отвертки.
Большая яхта в полумили справа продолжает нас обгонять. Несет стаксель, идет на моторе. Судя по размерам, ее экономичный ход на пару узлов больше, чем у нас.
Курс 66*.
2000, почему чаще всего, когда говорят о политике, начинают с того, что у нас плохо и не говорят о том, что такое для нас «хорошо?»
Курс 61 — «Полет в Космос».
16 апреля
0140, ветер слабый, попутный. Идем на моторах. Координаты 23*13’N 056*38’W. Отсчет лага 486 миль.
Вышел на вахту, заметил новенькое: на кресле рулевого появилась маленькая аккуратная подушечка. Продолжаем обживаться.
Скачали прогноз, маяться нам без ветра еще два дня. Подкорректировал курс на 64*.
0900, завтрак, солнце, безветрие. Купались. Вода стала немного прохладней.
1015, проверили двигатель правого корпуса. За сутки в моторном отсеке набирается с полведра воды. По небу потянулись «волосы» перестых облаков. Понемногу нас должен догнать большой циклон, на котором мы собираемся подъехать.
1230, перевели судовые часы на час вперед. Проверили мотор левого корпуса — все в порядке. Сергей пожарил хлебные лепешки к полднику, отличное развлечение экипажу.
1425, поставили грот и генакер. Ветер на порывах до 13 узлов — неслыханное дело.
Пробуем нести паруса в разных комбинациях, например: генакер с стакселем-бабочкой. Для того, чтобы держать стаксель на ветру, провели шкот через нок гика грота. Одним словом, маемся, придумываем себе занятия.
День наш протекает следующим образом: завтракаем в восемь часов. Первые дни на завтрак готовили яичницу, но это блюдо быстро надоело, теперь на завтрак готовится каша, подается с джемом и имеет успех. Вообще, надо сказать, что едим мы в этот раз очень скромно. Не знаю, почему это так сложилось, подозреваю потому, что свой путь мы начали с Карибских островов, где сейчас очень жарко и есть совсем не хочется.
После завтрака начинается приборка и работа с парусами. Дежурный моет посуду. Посуду мы моем морской водой. Для этого рядом с кормовым релингом на левом корпусе стоит пластиковый ящик. Посуда не разлетается по палубе, рядом с релингом привязано ведро, которым черпают воду. Это очень удобно. На борту работает опреснитель, но почему-то мы выбрали старые традиции.
После того, как посуда помыта, сегодняшний дежурный начинает прибирать на камбузе и в салоне, а завтрашний дежурный прибирает в кокпите. Палуба окатывается все той же забортной водой. Неспеша два человека прибирают судно за час.
В это время остальные практики работают с парусами. Первые дни мы довооружали грот: заводили риф-шкентеля, разбирались с генакером, придумывали завал-таль, чинили сетку между поплавками. Теперь работаем с парусами: ставим генакер, придумываем разные конструкции. Например, сделали возможным выносить галсовый угол генакера не на бушприте по середине корпуса, а на нос наветренного поплавка, так получается идти более полоно к ветру.
После того, как лодка прибрана и паруса стоят, занимаемся морскими науками. Вчера тема занятий была «Метеорология», сегодня «Набор деревянного корпуса».
Дальше мы купаемся, эта самая любимая часть дневной программы. Убираем паруса, если они стоят, тормозим катамаран, выключаем двигатели и лезем в воду. Вода постепенно становится прохладней, но все еще очень теплая.
Полдник простой: фруктовый салат из папайи, апельсинов и яблок с медом.
Потом мы отдыхаем, те, кто не на вахте, спят, читают, ничего не делают или, если повезет, поднимают и опускают какой-нибудь парус.
Обедать и ужинать начинаем в пять часов. Как правило, главное блюдо — это мясо, которого было куплено в количестве пятнадцати килограммов. Мясо было куплено, нарезано, упаковано в вакуумную упаковку и заморожено. Храниться в святая-святых — холодильной камере. Мясо вкусное, отлично жарится в сковородке или на гриле, но нам его точно не съесть.
Пьем мало, можно сказать, совсем не пьем. Не знаю, в чем здесь дело.
Экскурсия в бар.
Дальше наступает вечер и ночь. Ночи стоят светлые и спокойные. С десяти до шести на вахтах стоит по два человека. Всеми у нас любима задумчивая вахта с 20 до 22, когда уже темно, экипаж разбредается и у вахтенного есть возможность побыть одному. Еще хороша вахта с 6 до 8, тоже одиночная, на рассвете, когда на палубе никого нет.
Такая жизнь. Можно сказать про нее короче: ждем ветра.
Залили очередные шесть канистр дизеля.
1810, неспешно идем под парусами. Курс 28*.
2100, рано расходимся спать. Море темное, ни светлячка в воде. Ветра нет, идем на моторе, курс 64*.
17 апреля
0050, координаты 24*09N 054*00’W. Незаметно проскочили Тропик рака. Ветра все нет.
0150, поставили грот и стаксель. Ветер 10 узлов, правый багштаг.
0730, заглушили движок. Ветер на подходе. Поставили генакер вместо стакселя. Слева от нас проходит большой циклон и мы попадаем в поле его влияния, идем на переферии циклона и области повышенного давления. Курс к ветру правый багштаг. Так и пойдем по краешку.
0830, за завтраком Серега спрашивает: «У нас много капусты, что будем делат?» Я ему посоветовал капитанский салат делать, тушить с мясом, но лучше всего — сварить щи. Серега этого и ждал, сорвался с места в карьер: «Так у нас нет чашек, из которых щи едят!» Предложил у кранцев торцы отрезать и сделать из них тарелки. Жека подсказал их на голову вахтенным надевать. Дальше из зала: что чем выше ранг, тем выше шапка, так и придем на Мадейру. Ветер лечит, становится легче дышать.
1515, мимо проплывают грозовые облака, тащат за собой шлейфы дождей. Мы стараемся с ними не встречаться. Едем курсом 66*. «Морские фантазии» трудно разогнать, несмотря на 15 узлов ветера и генакер. Перегружен наш катамаранчик, что делать.
2000, продолжаем нести генакер. Грозой нас не захватило, идем так в ночь. Море спокойное, но время от времеени приходит волна и бьет катамаран в брюхо. К этому привыкнуть нельзя. Пожалуй, похлеще, чем удары «Джульетты» носом об волну. А что будет, когда подует ветерок и раскачает море?
2300, грозы по левому борту. «Морские Фантазии» скрепит всеми своими косточками. Ждем ветер.
Фотографии Евгений Шкаруба и Сергей Прохоренко.