Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Куба

Морские практики

Ольга Хан

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Соловки, Летний Берег, Северодвинск. 18-22 августа

"Реки текут на север.
     Ребята бредут - по пояс - по рекам.
     Белая ночь над нами
     легонько брезжит.
     Я ищу. Я делаю из себя
     человека.
     И вот мы находим,
     выходим на побережье"… И.Бродский
18 августа. Бухта Благополучия, Соловки

Заканчиваются «домашние практики» в Белом море. Почти два месяца холода, дождей, путешествия сурового туристического формата, встреч с потомками поморов — людей, живущих морем, таких, каких нет больше нигде. Если было не так экстремально тяжело по погоде этим летом, то мы, наверное, многое бы не поняли, но нам повезло: нахлебались и оценили.

IMG_1103

Впереди последняя неделя практик: возвращаемся к месту прописки «Морошки», в Северодвинск. Вчера и позавчера не выходили в море, ждали когда пронесется штормовой ветер с севера.

Попрощались с Товариществом северного Мореходства, они только что вернулись из первого плавания «Святого Петра» в Архангельск.

IMG_1108

Надеюсь подбить их когда-нибудь построить копию поморского судна, например, такую, как шняка Михаила Наймарка, на которой мне посчастливилось десять лет назад пройти с Соловков до Сон-острова.

solovki-800x579

Шитая без гвоздей, с парусом и веслами и с костром внутри.

11924596_10207254398705674_849507121_o

Это впереди, а пока у нас солнечно, тепло и нет ветра. На борту «Морошки» экипаж: Кирилл Кондратьев, Арина Окунь, Елена Некрасова и Евгений Шкаруба.

1120, подхватили Кирилла из бухты «Елочки», где он жил и ждал погоды последние дни. Идем на моторе.

1145, огибаем Печак — мыс встречи и расставания с Соловками.

Разобрались с приливными течениями. Скопировал таблицу приливов у острова Сосновец. Сегодня Полная вода на Сосновце будет в 1411. По атласу течений видим, что попутное для нас течение в Восточной Соловецкой салме начинается за 3 часа до Полной воды на Сосновце, то есть в 1111. Это течение будет работать на нас в течении шести часов. Максимальная скорость составит два с половиной узла. Переход от Соловков до острова Жижгин — шестьдесят километров, как раз успеем пройти с попутным течением. Лена сегодня рулевая.

IMG_1153

IMG_1588

Рядом с Малой Муксалмой на банках сезонники косят водоросли.

IMG_1147

Поталкались среди лодок и двинулись к Жижгину.

1830, пришли к причалу Жижгина. У причала стоят карбасы заготовителей водорослей. Никого не видно, наверное, развешивают ламинарию, которую накосили за день. Через пять минут к нам пришли бригадир сезонников и двое военных, спросили откуда мы и куда, документов не спросили, любезно проводили к маячникам на ночлег. Маячники Юрий и Светлана пустили ночевать в один из пустующих домов.

IMG_1203

Вечерний маяк.

19 августа

Ночью военные и маячники не спали. Рядом с трех часов ночи ходила наша подводная лодка.

Утром собирали грибы, ели чернику и рассмотрели хозяйство сезонников. Причал для разгрузки водорослей.

IMG_1174

Прочитали объявление, подумали, что 5 тысяч рублей получает рабочий за один выход. Получилось 100 тысяч за двадцать рабочих дней. Неплохо. Но подошел бригадир и объяснил, что эта сумма на восемь человек. В сезон за три месяца рабочий получает около 70 тысяч рублей. Увы.

IMG_1261

После того, как ламинарию привезли на берег и разгрузили, ее нужно развешать на вешелах и просушить. Если солнечно, то водоросли высохнут за день, если солнца нет, то будут сохнуть долго и потеряют ценность, на них не заработаешь.

IMG_1249

Карбасы заготовителей.

IMG_1258

Створы.

IMG_1289

Кладбище старых лодок. Всегда меня привлекают эти старые корпуса. Красиво уходят корабли, медленно прощаются с жизнью и морем.

IMG_1225

IMG_1229

1100, вышли с Жижгина. Солнечно, ветер попутный и слабый. Ненадолго ставили паруса, в основном продолжаем идти на моторе. Ночью ветер был, но мы его пропустили из-за того, что накануне решили выходить в 11 утра, не хватает

1300, прошли Летний Наволок. В Народе это местечко называется «Дураково». Петр I , когда проезжал этими местами, сказал, что здесь жить могут только дураки, так их и окрестили, а до этого было село «Преображенское».

1425, причалили к берегу попить чайку. Бесконечное перетаскивание барахла на берег и обратно. В будущем обязательно заведем примус на борту.

IMG_1328

Костер. Сколько их было за последнее время…

IMG_1358

IMG_1352

В таких песчаных барханах первобытные люди строили свои землянки и осваивали жизнь на берегу Белого моря.

IMG_1335

1700, идем дальше в Яреньгу. Продолжаем практики по ролям: рулевой, штурман и боцман. Каждый день меняемся ролями: боцман становится штурманом, тот кто вчера был штурманом, становится рулевым, а рулевой — боцманом. Такой круговорот помогает сориентироваться в узком кругу задач. Боцман отвечает за якоря и веревки, штурман за навигацию, а рулевой — рулит. Все просто и понятно.

IMG_1363

2010, прили к Яреньге.

IMG_1369

По Полной воде успели протиснуться в устье реки.

IMG_1410

Прикрылись от моря песчанной косой и даже нашли деревянный трап. Ох, натаскаем теперь песку в лодку.

20 августа

Утром пришли лошади.

Коса прикрывает устье от моря, на ней стоят амбары и хранятся старые и новые лодки.

IMG_1430

IMG_1459

А вот промысловая лодочка 1958 года. На такой уходили в зимнее море, переезжая с льдины на льдину и били морского зверя.

IMG_1546

Такая лодка должна быть легкой. Смотрите, даже банки подтесали.

IMG_1554

Передняя банка в самом носу лодки с отверстием для мачты. На лодке можно было установить две небольшие мачты без стоячего такелажа.

IMG_1548

Хорошо бы заказать копию этой лодочки местным мастерам.

IMG_1516

Замечательная, живая деревня.

IMG_1520

IMG_1468

0900, вышли из Яреньги. Идем мимо Унской губы в речку Чукча, что рядом с Красной Горой.

Если один раз разберешься с постановкой паруса без подсказки — это хорошо.

IMG_1602

1330, пришли в Чукчу. Войти в речку сразу не смогли, нужна Полная вода.

Рядом стоит катер, наверняка браконьеры, опасливо ходят проверять свои сетки. Гуляли в деревню Красная Гора.

По пути Красногорский маяк.

IMG_1616

Разговаривали с местными дачниками. Деревня, как большинство поморских деревень, изолирована от сухопутного мира, но далеко не все хотят новых дорог, боятся наплыва москвичей, которые приедут и все скупят.

IMG_1638
21 августа

1045, стартовали в Яреньгу. Тепло, на море настоящее лето.

IMG_1297

Под парусом и на моторе через четыре часа пришли в Сюзьму. Ветер слабый, с берега, волны почти нет. Полная вода завтра около десяти утра, а нам нужно выйти в Северодвинск пораньше, проскочить до встречного ветра, который начнется с обеда.

IMG_1699

 IMG_1681
IMG_1656
IMG_1662
IMG_1692

Лена взялась испечь лепешки.

IMG_1707

IMG_1722

И они получились на славу. Не зря мы таскали эту муку.

IMG_1728

 22 августа

0130, проснулся от того, что «Морошка» начала бить днищем песок. В третий раз за ночь вышел в кокпит, чтобы отодвинуть лодку подальше от обсыхающего берега. Вторая половина августа, а темноты все еще нет, на севере бродит заря. Ветер с берега до двух-трех баллов, то, что нам нужно.

Надел бродни, спустился в воду, вышел на берег. Костер почти прогорел. Нашел две тлеющие головешки, сложил их вместе —и костер снова ожил. Подбросил сучьев, появились языки пламени. Повесил котелок над огнем и решился будить Арину и Кирилла. Подъем был назначен на полшестого утра, но ветер как раз такой, чтобы выходить, а к обеду он встанет встречным и поднимит волну.

Арина в темноте, еще не понимая, что только два часа ночи, пошла будить Лену. Лена ночует в доме у местных жителей. В два ночи разбудили добрых людей…

0230, собрали пожитки и поставили паруса. Ветер с берега. Сначала получалось идти багштагом правого галса, потом ветер зашел на чисто-попутный, несем бабочкой генакер и грот. К пяти часам утра все изрядно замерзли, но к семи выглянуло солнце. Приободрились.

IMG_1738

0830, ветер зашел на северный, небо закрыло облаками. При пересечении фарватера, который ведет в гавань Северодвинска разошлись с подводной лодкой. Наверное, это та самая, которая ночью стреляла и нам спать не давала.

IMG_1756

В девять утра подобрали Дмитрия напротив пляжа Ягры и под его лоцманским руководством пришли к месту стоянки в Северодвинске.

Холодная навигация 2015 по Белому морю закончена. «Морошка» оправдала наши надежды. Немного позже оформлю свои впечатления о лодке. А сейчас хочется сказать большое спасибо всем м-практикам, которые откликнулись и приехали к нам сюда, на Север!

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

1 comment to Соловки, Летний Берег, Северодвинск. 18-22 августа

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>