23 июня.
0554, отошли от понтона. Вышли в море. Волнение до двух с половиной метров. Ветер пять — шесть баллов. Открыли геную. Гошу, конечно, укачало после вчерашнего вытрезвителя. Спал сегодня по привычке без простыни на голом матраце.
0730, пересекаем судоходные пути Welingen.
1328, целый день идем вдоль берега, вокруг банки, плотный трафик коммерческих судов. Два часа назад приливное течение сменилось на встречное, теперь наша попутная волна собралась в гормошку и выросла до трех с половиной метров. Подкидывает корму до небес. Идем под одной генуей со скоростью относительно воды 8-9 узлов, относительно земли – 4-6. Недавно подходил катер голадской береговой охраны, запрашивал информацию о лодке. Хорошо, что солнце. Только сейчас, когда завели нашу морскую пластинку, почувствовали, что недельная поломка и ремонт закончились. Идем догонять своих. Еще раз хочется сказать большое спасибо всем М-практикам, которые с пониманием отнесли к тому, что у них сорвалась поездка: участникам этапов Амстердам – Гетебург и «Детского похода» Гетебург – Осло.
К вечеру сказывается усталость и напряжение целого дня рулежки. С трудом ориентируемся на входе в порт. В порту поры ветра до 30 узлов. Швартуемся. Пришел человек из simrad. Принес очередной указатель ветра.
Встречаемся с Александром Прохоровым и Тимофеем Гороховым. Теперь у нас все на борту. Завтра собираемся стартовать.
24 июня.
Скачал новый прогноз. Решили не ходить сегодня в море. Привести себя в порядок. Немного погулять в Амстердаме. Полез вешать новую стрелку ветро-указателя… не работает! Simrad — пропади пропадом. Жду не дождусь, когда мы поменяем навигационную систему.
Гуляли в Амстердаме.
серая цапля
25 июня.
Утром пришел настройщик из Simrad. Провозились пару часов и настроили ветроукозатель. Приборы не сразу распознали новое оборудование. Потом калибровали значение угла к ветру. Что то получилось, что то нет.
Прогноз погоды за двое суток сильно изменился. Циклон двинулся на Северо-восток быстрее чем ожидалось и теперь уже мы не бежим впереди него, а наоборот пойдем вслед за ним, стараясь не отставать и держаться в полосе умеренного ветра. Посмотрим как у нас это получится.
1525, заправились топливом и отошли от причала. Вышли в море.
На выходе из аванпорта сильное волнение. Похоже на речной перекат, но очень большой. Ветер с Северо-запада, около четырех баллов. Море два-три балла. Течение все еще на встречу, но скоро в пять часов оно должно повернуть на попутное. С ним надеемся проскочить мимо Фризских островов и выйти на просторы Северного моря. Разбились на вахты. Саша и Тимофей — первая. Мы с Полиной и Гошей — вторая. Переменная облачность. Прохладно.
1821, хорошо идем. Свежий ветер с левого борта. «Джульетта» с хорошим креном идет под глухо зарифленными гротом и генуей восемь узлов. Ветер четыре балла. Волна большая, но не встречная, нет обычных опустошающих ударов «под дых», под носовой свес, когда идешь против ветра. Время от времени накрывает гребнем бак и рубку, но это скорее так, для веселья. Идти по такому морю намного проще, чем мы шли из Ньюпорта в Амстердам с крутой попутной волной и встречным течением.
Первая вахта, Тимофей и Саша, приехали за хорошим морским опытом, сильным ветром и бурным морем, лихо стоят у руля. Моя вахта, Гоша и Полина, мудро послушав совета «отдыхать» разошлись по каютам и спят. «Джульетта» лежит на боку, но идет довольно ровно… Eсли так дело пойдет и мы сможем два дня продержаться за убегающим циклоном, придем в Норвегию. Если начнем его догонять и войдем в зону сильного ветра, немного отстанем. Если ветре начнет слабеть — добавим парусов.
1946, идем между островом Тексел и полосой разделения движения. Где-то нам придется ее пересечь. Слушаем по УКВ переговоры между судами, трафик судя по всему плотный.
2152, истинная скорость больше 10 узлов. Так мы скоро начнем наступать на пятки, точнее на хвост своему циклону. Интересно, есть у него название или какой-нибудь номер… Oн нас ведь везет. Гоша и Поля на вахте. Хорошо рулят, ответственно. Правда, только что узнал, что Гоша придумал себе амстердамское лекарство от морской болезни. Плохо себе представляет, что такое море, человек.
2304, проходим полосу разделения движения. Течение тащит нас вдоль берега на Восток. Пора с него спрыгивать и бегом на Север. Солнце село, но уже чувствуется, что мы на границе белых ночей. Зажгли ходовые огни.
26 июня.
0356. Координаты 53*58N 005*13E.
Слишком быстро идем. Циклон не успевает прокладывать нам дорогу. Надо притормозить. Светает.
0434, еще одна полоса разделения движения. Елки буровых светятся огнями по-новогоднему. Холодно. К утру хочется надеть на себя все что можно, по французски…
0742, сдерживаем коней, дышим в спину циклону.
1017, на коротких морских переходах (как сейчас — всего два дня) трудно наладить правильный режим питания в команде. Всех немного укачивает, есть не хотят, заставить позавтракать сложно. Гоша, когда его спрашиваешь, будет ли есть, обиженно отвечает: «A это обязательно?»
Придется брать это в свои руки. Просто усадить всех за стол для начала.
1123, поставили левую панель теплого кокпита. За штурвалом сразу стало теплее.
1230, забарахлил и встал генератор. Одновременно запахло дизелем. Открыл крышку. Как минимум протекает пластиковый топливный фильтр. При этом он как-то странно деформировался, как будто от температуры.
Вырубаю все электроприборы. В том числе навигационные. Будем экономить свет.
Наши координаты на 1343 — 54*55N 005*54E. С выключенным AIS нас не будет видно на карте.
1732, сильная встречная волна. Увалились на десять градусов, может быть, придется зайти в Данию. Проблема в том, что в Дании на этом побережье все марины с мелким входом и при Западном ветре вход затруднен. Входить надо на большой воде, которая теперь только утром.
1855, координаты 55*22N 006*25E
Сначала холод, теперь неработающий генератор и постоянная качка тормозят мозги.
2135, недавно обнаружил, что гик перетер ткань тента над дугой жесткости. Нужно будет зашивать. Но главное в том, что гик будет теперь все время елозить по тенту и рвать его. Придется на топинанте гика поставить марку, чтобы гик не опускали ниже определенного уровня и он не касался бы тента.
Плетемся со скоростью 6 узлов. Не хочу добавлять парусов, чтобы отстать от двигающегося на Север циклона. Надо было выходить из Амстердама на пол дня позже. Мы в находимся в месте, где ветер ослаб до трех баллов, но волна говорит, что здесь совсем недавно был шторм.
Команда начала принимать горячий чай со сладким. Это хороший знак. Но овощное рагу придется наверное доедать мне.
Появилось солнце. Пробилось несколькими лучами с приветом к нам. Все-таки хоть идем мы в Северном море на Север, но идем мы на Юг Норвегии.
27 июня.
0357, координаты 56*17N 007*09E. До Кристиансана рукой подать, сто пятнадцать миль, а мы снова убираем геную, чтобы сбавить ход и дать морю впереди немного успокоиться. Поднял своих однополчан по вахте. Спасибо за побудку в четыре утра конечно не говорят. Надевают на себя ворох одежды и с нерастаявшими физиономиями идут наверх.
0721, координаты 56*34N 007*22E. Идем по оживленному трафику коммерческих судов из Балтики. Встречные и попутные объезжают нас слева и справа.
1342, координаты 57*12N 007*43E. Идем по проливу Скагеррак. Жизнь на Лодке начала налаживаться, «кончился вахтенный анабиоз» как удачно выразился Тимофей. Первые сутки после вахты, с каменными лицами, одни сменяли у штурвала других. Вахта — сон, вахта — сон, вахта — сон. Теперь выглянуло солнце, приготовили обед, никто не спешит уйти из кокпита. В море тоже добрые перемены. Оно стало успокаиваться, открыли всю геную. Если так дело пойдет — откроем грот на всю катушку.
1500, опознали с помощью энциклопедии Северного глупыша — Fulmarus glacialis по латыни. О нем так много пишет Тэйлор в своих книгах. Наконец-то мы знаем, какой он. Собственно это наш старый знакомый, только теперь он перестал быть безымянным. Относится к неворобьиным, что вполне походит на правду. Еще он — трубконосый, в трубках на клюве прячутся ноздри.
Саша и Тимофей после вахаты
Гоша
северный глупыш
1514, кажется мы прорвались через циклон. Последние порывы, может, еще будут через пару часов, но волны нет, какое счастье. Как она нас измучила в последние сутки. Ночью я уже не верил ни в то что мы когда-нибудь придем в Норвегию, ни в то что дойдем до Гренландии, до Канады, в Тихий океан… Такие бывают тяжелые мысли по ночам, когда корпус трещит от ударов волн, двери скрипят, паруса хлопают, ветер свистит и холодная сырость. Вчера начал мерить расстояния и курсы до ближайших марин Дании. Вовремя остановился. Поломки, конечно, снова наваливаются, но постараемся и сними разобраться. Еще не вечер, как говорят.
1540, отдали рифы на гроте.
2130, пришли в марину Кристиансена.
28 июня.
Отдыхали. Отдали в ремонт стаксель. Купили отличную нескользящую клеенку на стол. Мы такую в прошлом году здесь покупали, почему-то только одну. Я потом почти год локти кусал и ждал, когда мы сюда ещее раз придем.
1830, вышли из марины. Ветра немного, поэтому прошли миль тридцать и встали на якорную стоянку в крошечной бухточке между островков.
29 июня.
0810, снялись с якоря. Ветер быстро набрал силу. Подул с Юга. Силой до пяти балов. С утра и до обеда — ливень. Волна до трех метров. Несемся в сторону Осло.
1635, подошли к Осло-фьйорду. Кажется мы заходим с попутным течением. Истинная скорость до 12 узлов.
30 июня. 0040, пришли в Осло. Наш этап заканчивается. Еще раз хочется поблагодарить М-практиков Александра Прохорова, Тимофея Горохова и Георгия Стефанова за то что они приехали и помогли нагнать график путешествия «Джульетты». Без их участия не знаю как бы мы справились.