Норвегия, фьорды, Лофотенские острова, 24-30 июля

24 июля. Лофотенские острова. Сволвер.

Первая неделя 17-24 июля.


Мы уже на Лофотенах, это чувствуется. Каким образом? Сложно сказать. Туристов стало больше, но на настоящую местную жизнь это не влияет. Архитектура стала более стильной и соответствующей месту и представлению о нем.

Напротив центра города, на островке, хорошо сохранился комплекс бывших хозяйственных и жилых построек на сваях. Сейчас это гостиничный комплекс. Летом здесь живут туристы, а зимой рыбаки, приезжающие со всей Норвегии на путину в марте — феврале. Все эти якобы гостиничные домики на самом деле дома рыбаков, которые используются в сезон лова трески. Когда это понимаешь, хочется приехать сюда зимой. Посмотреть, как живут эти люди здесь зимой,   посидеть с ними вечером в баре, увидеть черную незамерзающую воду Гольфстрима…

25 июля

Суббота. Первый солнечный день за неделю. Гуляем по городу. Ищем магазины с норвежскими свитерами. Из Москвы пишут про +35 и горящие торфяники, а у нас всю дорогу свежий северный ветер и дождь, который на вершинах небольших горок в 500 метрах выпадает в виде снега…

Весь город пьет пиво в ресторанах на набережной. Сели в один и мы. Сначала выбрали место на улице, под солнцем, но позже перебрались в глубь бара, в трюмный сумрак поближе к камину. Видимо, устали уже от открытых пространств, хочется уюта закрытых помещений.

Заправились топливом, поменяли газ. В девять вечера двинулись дальше, в городок Хенингсвайер (68*09’1N 014*12’1E). Городок еще более стильный, чем Сволвер. Напоминает полярную Венецию. Хенингсвайер расположен на внутренних сторонах двух вытянутых островов, образующих застроенные набережные с плотно стоящими деревянными домиками на сваях. К сваям пришвартованы местные рыбацкие кораблики. Всю ночь в городе слышны смех и застольные разговоры. Часа в три ночи пришла молодая лиса. Или лис? Съел кусочек колбасы.

 

26-27 июля

После замечательного Хенингсвайера перешли в рыбацкий порт Рейне (67*56’2N 013*05′E). Его я помню с прошлого посещения Лофотенских островов. Довольно большой порт, городок или поселок, с рыбоперерабатывающим цехом и стройными рядами вешалов для сушки трески.

1215, вышли из Рейне. «Продолжаем терпеть лишения», как теперь говорят. Кушаем, питаемся, едим на убой! Помните поезд из тележек с продуктами? Все еще живо! Единственное, с чем не везет, это рыбалка. Стоит только опустить в воду удочку, как налетает косяк сайды или скумбрии. А хочется — трески! Сайду не берем, скумбрию тоже, не умеем готовить такую рыбу…
Из увлеченных рыбаков только Саша и я. Остальные терпеливо переносят наше бесконечное блуждания по банкам в поисках трески. Но что-то она к нам пока не идет. Наверное, обиделась за выброшенные хвосты, недоеденные после первой рыбалки. Надо как-то ее умаслить, но как?
Благополучно миновали легендарное место Мальвстрем, вдохновившее Эдгара По на жуткие рассказы о гигантской воронке в штормовом северном море. В прошлом году мы попали здесь в приличный встречный ветер с большой нерегулярной волной, страху натерпелись… В этом году не получилось. Не было волны с моря. Все что нам досталось, это пройти по огромным струям приливных течений. Тоже, конечно, интересно. Впечатляет.
1635, пришли на островок Верей (67*39’2N 012*42′E) — предпоследний с юго-запада остров Лофотенского архипелага. Погода меняется, небо затянули густые низкие облака, накрапывает дождик.

В полночь 27 июля вышли в обратный путь. Обошли Верей с юга и легли на обратный курс. Сильное встречное течение Мальвстрема мешает идти вперед. Лавировка. Потом мотор.

0710, встали в рыбацком поселке Nustfjord (68*01’8N 13*13E). Аккуратный крохотный фиордик и спрятанный в нем старый норвежский городок. Своеобразная набережная на сваях, хозяйственные и жилые постройки. Туристическое место. Несколько небольших музеев. В одном из них понравилась старая фотография этого места зимой: вид на фиорд, те же домишки, но в снегу, снег около двух метров высотой, в снеге пробита траншея шириной в метр, по этой дороге мужик катит сани. Снега очень много. Смотришь на него и понимаешь, почему летние жилье ье здесь кажется таким временным. И это при всей обстоятельности местных жителей… Действительно, лето здесь явление временное.


Больше не доверяя показаниям датчика перед выходом заправились топливом. Но зря. После дозаправки мотор стал дымить. Напрасно не послушали Алексея, предупреждавшего о том, что и в Норвегии бывает плохое топливо.
1615, вышли из Nusfjord. Чтобы команда наконец разобралась с постановкой парусов, начали поднятие парусов «на время», кто быстрее. Первым выпало ставить Саше и Сергею Зборовским. Им конечно труднее всего, но тем полезнее для остальных: смотрят и видят ошибки совсем по-другому. Время постановки грота: 6 минут 49 секунд. Нормально, тем более что во второй раз они на пару минут улучшат результат…

28 июля

0110, встали на якорь (68*17’7N, 015*20’0E) среди целого архипелага малюсеньких островов. Хотя якорная стоянка закрыта от волны, ветер треплет и мотает нас по крошечной бухте. Включил писать трек на кратплоттере. Мне это кажется более надежным, чем включать функцию «якорный аларм». Лучше раз в час-два поглядывать на трек, который рисует яхта, болтаясь на цепи, чем ждать тревожного писка. На мониторе сразу понятно, ползет якорь или нет.
Утром высадились на каменистый берег ближнего острова. Собственно это скала, хорошенько прилизанная ледником, поросшая мхом и кое-где кустарником. Нашли много спелой морошки, принялись ее собирать. Как будто мы голодаем… На дальней стороне острова, мужик в резиновых штанах собирает в кучу водоросли. Наверное, будет их буксировать. Не знаю, за какой надобностью.

1220, снялись с якоря. Идем по фарватеру среди островков и десятков потопленных кораблей. Они указаны на картплоттере. Одновременно можно видеть до пятидесяти значков:Следы недавней навигационной безджепиэсной действительности. Попробуй походи здесь в туман среди банок без спутниковой навигационной системы!

Сегодня очередь Миши и Лены ставить грот. Опыта у этой команды намного больше, чем у остальных членов экипажа, однако им досталось распутывать веревки, которые оттягивали фалы от мачты на стоянке. Не жалуясь на судьбу подняли грот с результатом 5 минут 33 секунды.
16оо, пришвартовались в крохотной марине Lodingen (68*24’7N 016*00’3E). Вышли за хлебом, яйцами, лимонами.

1745, идем дальше. Наконец-то наловили трески! Наловили так много, что пришлось удирать с трековой банки! Уж очень много ее там… Попробовали сварить тройную уху. Налили воду в самую большую кастрюлю, вскипятили первую порцию огромных тресковых голов, вытащили, положили еще порцию таких же. Пока вторая порция варилась, гурманы «разбирали» уже сваренные. Тресковую голову, конечно, не сравнить с головой зубатки, но покопаться и здесь есть где. После того как вторая порция голов сварилась, ее тоже вытащили и «разобрали». В уху бросили картошку, морковку, лук, лаврушку, перец горошком… Когда овощи были почти готовы, бросили еще несколько кусков трески, водку в самом конце, чтобы не кипятить… Дождалась наша последняя бутылочка!
Все это время ехали по широкому фиорду, сильно смахивающему на Волгу. С одной бутылки и уже дома? Вряд ли…

Около полуночи встали в марине Harstad, мы здесь уже были по пути вперед.

29 — 30 июля

В 15.45 вышли из города Harstad. Несмотря на ожидающийся встречный ветер, решили идти морем. Пока движемся под берегом на моторе.
Поставили с Катей грот за 2 минуты 40 секунды. Нам, конечно, пришлось легче, чем остальным. Не было веревок, которые оттягивают снасти от мачты. Если бы не путались с веревкой, которая крепит грот на гике, поставили бы парус за две минуты. Фокус в том, что грот на хороших каретках яхте подобного размера (47 футов) легко поднимается у мачты, в кокпите. Только и остается, что вовремя выбирать фал, а затем подобрать его лебедкой.
С армии помню правило о том, как проходить полосу препятствий: передвигаясь между препятствий не нужно слишком спешить, лучше немного отдохнуть, расслабиться и сосредоточится уже на самом препятствии. Когда поднимаешь паруса, спешить надо во время работы с веревками, а двигаться по палубе и обдумывать следующие действия — не спеша.
Дальше лавировались при ветре около 4 балов вдоль прибрежной полосы, которая представляет собой бесконечные гряды банок и маленьких островов. Где-то проходили между банок, где-то мористее. Пару раз попадали в полосы густого тумана, как ежики.
Когда лавируешься ночью, пусть даже почти белой, в сильный ветер и приличную волну у каменных банок, в голову лезут разные мысли. Что успеешь сделать, если упадет мачта? Это — самая простая мысль. Ведь когда видишь, под какими нагрузками и рывками работает такелаж на встречной волне, вполне уместно задать себе вопрос о том, на сколько его хватит… А дальше уже целый рой идей. Как и куда расставить людей? Где кусачки, чтобы откусить стальные тросы такелажа? А если нет кусачек, насколько реально закрепить упавшую мачту, чтобы она не пробила борт? Еще эти банки под боком, на которых пениться волна… Такие мысли у меня были во время очередного поворота.
Лена, которая была на руле, вдруг стала крутить штурвал в сторону поворота через фордевинд, в сторону подводной скалы. Миша, ее напарник по вахте, тоже заметил такой неожиданный ход и поправил Лену. Мне только дух осталось перевести и снова ждать… Чего-то такого.
С неопытными рулевыми ждать ошибок легче, я сажусь с ними почти в обнимку у штурвала, время от времени тихонько поправляю ошибки. С опытными сложнее, ошибки реже, но неожиданнее. Вот, например, Миша устроился поспать в проходе на полу, на его койке вдоль борта во время лавировки не поспишь. Только устроился поудобнее, начал засыпать, как ему сверху прилетает рюкзак! Неожиданно — поэтому вдвойне неприятно. Или снег за шиворот — к этому никак не привыкнуть! Только глаза широко отрываются и гримаса на лице соответствующая… И так каждый день.
В качестве бонуса за лавировку в море нам показали дельфинов. В прошлом году я их не встречал и не знал, что здесь, за полярным кругом, водятся эти замечательные ребята. Сначала я их принял за маленьких касаток, уж очень похожи раскраской и некоторой массивностью в плечах. Было их около тридцати, носились вокруг нас с визгами и топотом, как положено нормальным дельфинам. Только смущают эти белые пятна на боках и животе…

30 июля

0600, встали у пантона городка Husoy (69*32’6N 017*39’4E). Маша и Леша как всегда гуляли, Катя гуляла тоже, откуда они силы берут? Остальные все-таки легли спать.
Около двух часов двинулись дальше, уже домой в Tromse. По пути не удержались и наловили трески, хотя прошлый улов еще не доели. Под тяжелыми взглядами наших гринписевцев мы с Сашей почистили новую рыбку и мужественно доели старую.
Все, праздник кончился. Идем против течения, достигающего 3-4 узлов. Не хочется заходить в Tromse для заправки, потеряем еще час, не меньше.
В бинокль заметили частную заправку. Вечером в пятницу пришлось искать хозяина дома. Он пришел хмурый, неразговорчивый, не помог размотать шланг, но потом вдруг швырнул нам в кокпит пакет соленой рыбы! Мы также хмуро приняли подношение. На это норвежец притащил нам уже совсем огромный пакет с рыбой! Пришлось его остановить. По-английский эта хмурая душа не понимает —я помахал руками, изображая завтрашний самолет в Москву, и вручил последнею бутылку вина. Катя хотела глинтвейн варить… На том и распрощались.
Причалили в домашней марине около восьми вечера. Ивар спросил, что сломали. Рассказали подробно о поломках и починках.
Дует теплый южный ветер, наверное, из Москвы.
Ночью, пока все спали, Катя и Сергей украсили лодку надувными шариками. Не так грустно теперь расставаться с такой хорошей компанией… Встретимся еще! А по Норвегии, конечно, будем скучать.
Фотографии Алексея Самошкина, Маши Квитко и Сергея Зборовского.

 

5 комментариев к “Норвегия, фьорды, Лофотенские острова, 24-30 июля”

  1. свитера нашли?
    В Москве температура в субботу достигла +40. Народ как сумасшедший лезет во все имеющиеся водоемы за прохладой, пляжи похожи на муравейники… А сегодня еще и ветер с востока и Москву затянуло смогом… Привезите нам немного океанской прохлады и свежести ))

  2. Уведомление: Плавание на яхте по Лофотенским островам. 2010

  3. Уведомление: Плавание на парусной лодке Джульетта из Средиземного моря в Англию. 2010

  4. Уведомление: Плавание вдоль Атлантического побережья Испании и Португалии, 2010

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 5 =

Прокрутить вверх