Судовой дневник «Матеры» и Ёлы» 2025 год. V этап, Онего — Петрозаводск

ОНЕГО

После того, как мы прошли Вытегорские шлюзы и оказались в Онежском озере, походная жизнь экспедиции изменилась. Живем на пляжах, купаемся в чистейшей воде, теплой, как парное молоко. Комаров нет и в помине. Часто забываем ставить палатки, потому что нужды в них нет. Только песком все карманы забиты, и очень жарко.

Несколько дней жили в гостях у «Корабелов Прионежья». Выступали перед пионерами, ходили в столовую три раза в день. Наш детский отряд судостроителей пришел в себя после долгого путешествия по болотам Мариинской системы. Ремонтировали «Ёлу» – восстановили закрутку стакселя, которую мы повредили еще в Рыбинском водохранилище, когда налетели на высоковольтные провода. Вспоминаю эту историю и понимаю, что нам очень повезло! Мы соединили у себя на штаге два высоковольтных провода под напряжением. Произошел «ПШИХ» – и провода растворились в воздухе. Никого не прибило. Мы даже почти этого не заметили. 

Так вот, ребята из «Wind Brothers» прислали нам кусок штаг-пирса на замену, пластиковые подшипники, норсеман и новенький штаг 6 мм. Благодаря Антону — авиаконструктору и капитану «Матеры» на этом этапе — все детали встали на свои места. Лариса Васильевна Москвина из Архангельска накануне отремонтировала стаксель — и вот, мы со штатным вооружением готовы ставить паруса над Онежским озером.

В пятом этапе экспедиции на карбасе «Матера» идут: Антон Спивак, Чифан, Игорь и Кирилл Розановы, Аня и Валя Александровы, Алексей Бейм, Максим Прилуцкий, Матвей Полунин.

На «Ёле»: Татьяна Довжко, Славик Сысоев, Женя Сергеева, Дмитрий Буневич, Антон и Ева Чуримовы, Евгений Шкаруба. Огромный коллектив в 16 человек собрался на этот этап! Шесть детей! Это закрытие счетов по долгам ММХ прошлого года, когда мы не брали с собой ни женщин, ни детей. Сколько я тогда всего наслушался от женщин. 

23 ИЮЛЯ

1000, стартовали от причала гостеприимных «Корабелов». Выходим из Устья. Где-то здесь огромный бетонный блок в воде. 

1100, мыс Андомск. Легкий встречный ветер. Идем на моторе, как и положено, вдоль восточного берега. 

1200, поставили паруса на карбасе и на «Ёле». Разогнались на «Ёле» до 4 узлов. Впервые под парусом. Отлично идем. Лодка управляется. Скрутили оверштаг. У меня были сомнения по поводу поворотов, потому что судно полнокилевое. Неповоротливое. Но нет. Повороты под парусами крутит как положено.

1330, убираем паруса. Садимся на мотор. Карбас не сможет сейчас лавироваться. Ребята пока учатся. 

Зашли в устье Муромки рядом с Муромским монастырем. Смогли найти фарватер. Встали у правого берега. Красиво, но несмотря на стенды и столы для туристов очень и очень засижено. Туалетов нет вокруг. Пахнет из-под каждого куста. Плачевно. 

Гуляли в монастырь. Есть там замечательная деревянная церковь Церковь Лазаря Праведного Воскрешения с старыми стеклами на окнах.

24 ИЮЛЯ. БЕСОВ НОС

1100, стартовали из Устья Муромки. Ветер восточный с берега около 6-8 узлов. Сначала «Матера» ставит паруса, затем поднимаем гафель и мы на «Ёле». 

1230, команда карбаса учится рулить. Услышав от кого-то, что ветер все время меняет направление, пытаются поймать эти колыхания. От этого их все время крутит. Часто на месте. Пытаюсь уговорить «Матеру» рулить прямо. Не получается. Придумал историю, что самые тонкие изменения направления ветра ловят кончиками ушей. Там есть несколько чувствительных волосков. «Матера» в изумлении от этой сокровенной физиологии ветра замерла на курсе. Расправили уши и слушают ветер. На полчаса. Потом все продолжилось. Лешка там рулит, наверное. 

В это время мы на «Ёле» рассекаем под парусами, планируем вправо и влево. Ёла великолепно движется. Отлично управляется, делает повороты. Крутимся вокруг непоседливой «Матеры». Пытаемся ее успокоить. Зовем двигаться за нами. 

1250, ветер развернулся на северо-западный. Немного усилился. Идем левым галсом.

1300, легли в дрейф. Поджидаем карбас. В первый раз ложусь в дрейф на полнокилевом судне. Нормально. Кливер, хоть и небольшой – бодро уваливает «Ёлу» под ветер.

1330, вышли из дрейфа. Догоняем «Матеру», которая убежала вперед.

1440, убрали паруса. Взяли «Матеру» на буксир. Идем на Гурьевы острова. Так нам посоветовали.

1540, команда «Ёлы» вяжет узлы. Один за другим. Восьмерка, Прямой, Шкотовый, Беседка, Простой Штык и Выбленочный. Приходим к совершенству.

1555, прошли острова Гурия. Решили здесь не тормозить. Идем к Бесову Носу смотреть петроглифы. 

Встали у Кладовского Носа на пляже, как будто прикрытые от южного ветра. Хорошо, что мы приучены заводить якоря на ветер. 

Гуляли на Бесов Нос, изучали петроглифы, которых здесь действительно много. Очень красивое место, и очень плохо содержится. Туристов везут все, кому не лень, по Черной речке. Везде по лесу разбросаны бумажки. Природа не успевает их утилизировать. Прямо беда, давно такого не встречали. Плюс жара.

25 ИЮЛЯ

Ночью раздул ветер. Сильнее, чем я ожидал. На наш пляж пошла волна. Не огромная, но на мелкой воде и этого хватило. Лодки буквально трясло от гнева этой злющей, задиристой волнишки. 

В четвертом часу утра сыграли «Тревогу». Пока мы с Антоном спасали лодки, переводили их в устье реки Черной, ребята собрали лагерь и были готовы стартовать…

Тут мне пришло в голову, что я не хочу стартовать сегодня в Онего. В планах было пересечь озеро с Востока на Запад. Около 50-ти миль хода. Но вспомнился вчерашний день. Как было непросто рулить двумя лодками. А если без связи между судами? На карбасе куча детей… В общем, несмотря на мучительный стыд, выход на сегодня пришлось отменить. Решили снова разбивать лагерь. Рухнул в заботливо поставленную палатку. Слава Богу, черной метки мне в это утро не прислали.

Днем гуляли на жаре. К бедствиям добавилось то, что у нас мало провизии. Уже после обеда, после того, как к нам заглянули инспекторы Бесова Носа и сказали, что до Красноборского магазина 17 км по Черной, решили сгонять за продуктами. С Антоном, Евой и неутомимым Алексеем рванули туда.

Путешествие по этой неизвестной реке среди топляков и под зарослями ивы, чудесное прибытие в магазин за пять минут до закрытия и благополучное возвращение в лагерь вернули бодрое расположение духа. 

Все было хорошо, кроме потери шляпы, которая прошла Кругосветку и которая утонула в речке Черная в уплату за накопленные долги. А может, это неплохо, что взяли шляпой, а не головой.

26 ИЮЛЯ. ЖАРА

1040, вышли из устья реки Черной. Ставим паруса. Идем на север. Дует слабенький южный ветерок.

1053, проходим Кладовецкий Нос.

1240, решили зайти на остров Большой Голец. Мне кажется, что сейчас придет гроза. Слышен гром. С запада надвигается фронт. Волнуемся за карбас. Даю инструкцию по рации экипажу на случай шквала.

1406, встали с южной оконечности Большого Гольца. Купаемся, бродим по острову в поисках остатков каменоломен. Нашли лагерные петроглефы и очень много земляники.

1550, едем дальше. Теперь в магазин в Шалу.

1720, заходим в реку Водла. Хорошо обставленый фарватер. Вот сейчас бы нам грозу для поднятия тонуса. Жара. 

Встали у рыбацкого причала в поселке, ходили в магазин, рассматривали железные лодки.

1910 вышли из Шалы. Ищем стоянку. Поселок интересный и дети хорошие, но хочется природы и покоя. 

Пришли на песчаный берег мыса Кочков Наволок со стороны озера. Отличный залив и песок. Народ очень культурно празднует День ВДВ. Даже странно.

27 ИЮЛЯ

1040, вышли с Кочкова Наволока. Отличная была стоянка. Очень теплая вода, дети научились бегать по ней, не погружаясь выше лодыжек. Ставим паруса.

1416, встали на Василисином острове с южной подветренной стороны. Сплошной камень. Купались с наслаждением.

1510, идем дальше. Жара нестерпимая, льем на головы воду из озера. Помогает совсем ненадолго.

1701, сменили галс, и на нас легла тень от паруса. Можно еще шесть часов идти.

1830, прошли между Малыми Клименецкими островами и мысом Широкий Наволок. Спасибо Александру Экало – он нас консультирует.

Пришли в губу Нятину к монастырскому причалу. Очень туристическое место. В смысле, очень грязно.

28 ИЮЛЯ. ШАРДОНСКИЕ ОСТРОВА. ПЕТРОЗАВОДСК

Переночевали в бухте Черничная у грузового монастырского причала. Утром обошли мыс Климецкий Нос и зашли в монастырь. Девушки надели юбки и платочки, мы – штаны. Зашли в храм. Ударили в огромное било на берегу. Послушали истории о медведях, помолились и отправились дальше.

Днем шли по заливу Большое Онего. Жара стала нестерпимой, чернила плавились и не ложились на бумагу. Помню только, что созвонились с Александром Экало, моим старинным товарищем той поры, когда я пришел работать в Московскую Яхтенную Школу в 2006 году. Саша живет в Петрозаводске. У него яхта, он заядлый гонщик, один из лучших инструкторов, которых я знаю, и большой патриот Онего. 

Назначили встречу на Шардонских островах. Саша прислал местечко на карте, а позже привез продукты по нашей просьбе. Мы пришли раньше и купались. Просто сидели в воде, рядом со скалой в тени смолистой сосны. 

Ночевали без палаток, раскидав на скалистом берегу коврики и спальники. Зачем палатки, если нет ни дождя, ни комаров. Это какой-то Рай.

29 ИЮЛЯ

1000, вышли с прекрасных Шардонских островов. Встали под паруса. Идем в Петрозаводск.

1100, смотрю в карту и читаю местные топонимы: банка Строевая. Риснаволок. Остров Крюков.

1122, Кудельная луда.

1430, заходим в Никольский пролив, если не ошибаюсь. У Никольского острова.

1430, Кайвостров, Мудростров, мыс Шуйнаволок.

1455, заходим в Петрозаводскую губу. 

Встали у стенки напротив «Полярного Одиссея». Встретились с московской группой поддержки (Лёля и Андрей). Заселились в гостиницу, гуляли, пили вино и сладкие воды, возвращались в себя, ремонтировались. В общем, делали все, что угодно, кроме того, ради чего пришли сюда — встречи с яхтенным и культурным сообществом Петрозаводска не случилось. Или наши местные коллеги схалтурили, или мы сами должны были все организовать. Когда вновь вспомнили простую истину, что если хочешь сделать хорошо — делай сам, Поля смогла организовать местное телевидение. Потратила на это полчаса. 

По-другому я представлял наш заход сюда.

30 ИЮЛЯ

Перестановки в экипаже: Антон и Ева уехали в Москву. Вместо них на борт зашли Владимир Манилов (ветеран постройки нашего первого карбаса «Вашка» в 2017 году) и Слава Мизин (ветеран ММХ 2024).

1830, сбежали из Петрозаводска. Душно. Спасибо «Одиссею» за помощь в ремонте и машину. 

Завтра будет встречный ветер, поэтому стартовали сегодня в ночь. 

В сумерках прошли мимо Гарницкого маяка и почти в темноте нашли песчаный пляжик на южной оконечности Большого Леликовского острова. Умудрились пройти мимо камней и кинули якорь в песок.

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Андрей Ягубский, Евгений Шкаруба

#ПроектЁла #Ёла


Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.

#ЭкспедицияВлицах
#МузейНаПалубе#ФондПотанина#музейбезграниц#креативныймузей

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх