Продолжаем рассказывать об этапах строительства шитого вицей поморского карбаса. После установки брештуков, о которых мы рассказывали в прошлом выпуске, приходит время изготовления и установки шпангоутов.
Шпангоуты — это поперечные связи судна, его рёбра. Само слово «шпангоут» происходит от нидерландских spant (ребро) и hout (древесина). Шпангоуты придают обшивке лодки жёсткость и сохраняют форму её корпуса.
Как мы уже говорили, для изготовления чего-то изогнутого, прочного и деревянного поморы берут кокоры.
В отличие от кокор для закладки кокоры для шпангоутов будут меньшего размера, из ёлочек поменьше. Более того, теперь мы можем набирать один шпангоут из нескольких кокор с подходящими углами, соединяя их при помощи нагелей с клиньями.
У нашего музейного карбаса — пять шпангоутов. Из них один (кормовой) будет цельным, три составных будут сделаны из двух и один — из трёх кокор.
У Ивана уже есть шаблоны шпангоутов, и он прикладывает их к кокорам, чтобы прикинуть, какие из этих кокор подойдут на конкретные шпангоуты.

Кокоры, ясное дело, вытёсываются топором и выстрагиваются рубанком, скобелем и стругом.




Когда черновая заготовка детали готова, Иван причерчивает её плотницкой чертой.

Один из острых концов черты повторяет внутреннюю линию борта и обшивки, другой, царапая древесину, переносит её на заготовку шпангоута.


По этой линии Иван выстрагивает шпангоут вчистовую — и вуаля, всё прекрасно подходит и совпадает.

Правда, как мы помним, у нас есть и составные шпангоуты. С ними всё то же самое, кроме того, что части шпангоутов нужно предварительно соединить при помощи нагелей с клиньями, предварительно обработав все места соединения смолой.





Смолой обрабатывается и внутренняя обшивка лодки в местах установки шпангоута, и нижняя часть самого шпангоута.


После этого шпангоуты садятся на расклиненные нагеля, заколоченные в киль, и пришиваются к бортам лодки вицей.





О вице мы подробно писали в отдельном выпуске. С пришиванием шпангоутов действуют те же принципы, что и при шитье набоев, разве что диаметр вицы теперь будет больше, и стежки будут получаться более мощными.



Некоторые из них будут обхватывать шпангоут, а некоторые — проходить сквозь него.

После того, как Иван установил шпангоуты, он может снять оставшиеся кондукторы и верхний продольный прогон, к которому они крепились.



Корпус готов, и, хотя работы впереди ещё прилично, из-за горизонта всё-таки начинает показываться их финал.
Иван забирается в лодку и в задумчивости выстрагивает свой тысячный клинышек.

Фото и текст: Катя Суворова
#КарбасМузей #ФондПотанина #музейбезграниц #музей4_0
Проект «Карбас-музей» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.