Продолжаем рассказывать об этапах строительства шитого вицей поморского карбаса. В прошлом выпуске мы закончили делать обшивку лодки. В этом — поставим брештуки.
Брештук — это треугольная деталь, соединяющая боковые части штевней лодки с её обшивкой и силовыми элементами бортового набора (в нашем случае — привальными брусьями). Эта деталь предназначена для усиления прочности и жёсткости.
Когда поморам нужно изготовить что-то деревянное, изогнутое и прочное, они, разумеется, берут для этого кокору (напомним, что это часть дерева, где корень дерева переходит в ствол, образуя угол).

Иван выбирает две подходящих по форме кокоры и вытёсывает заготовки носового и кормового брештуков топором, скобелем, стругом и рубанком.






Узел соединения брештука со штевнем Иван изготовил при помощи стамески.

Боковые стороны брештука припасованы к обшивке борта пасовочной пилой фирмы «Горбунов и ко» (фото 4).


В процессе изготовления детали Иван выполнил множество итераций примерки и подгонки брештука к штевню и бортам — до тех пор, пока не посадил деталь на место (фото 3).

Перед установкой детали Иван обрабатывает места соединения и сам брештук смолой, отчего и ангар, и оператор, и в особенности сам Иван пахнут печной копотью.




Далее брештук крепится к штевню при помощи нагеля с клинышками по торцам (также обработанного смолой).






Окончательно брештук будет зафиксирован четырьмя глухими нагелями, пробитыми сквозь сквозь привальные брусья и обшивку лодки (но это произойдёт в восьмой главе нашего рассказа).
Фото и текст: Катя Суворова#КарбасМузей#ФондПотанина#музейбезграниц#музей4_0
Проект «Карбас-музей» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.