4 января. Самолет. Рейс Шанхай — Окленд
0211 местного времени. Летим над Соломоновыми островами. Четыре года назад мы заканчивали пересекать Тихий океан, пришли на Вануату и должны были стартовать на Соломоновы острова… С Вануату было хорошо видно, как на севере от нас клубятся темные грозовые тучи: над Соломоновыми островами нависла Зона конвергенции — полоса высокого давления рядом с экватором. В Зоне конвергенции нет пассатных ветров, но жарко, влажно и очень много энергии в атмосфере, поэтому шквалы сменяются полными штилями и снова шквалами. Мы были вымотаны переходами, к тому же Поля была беременна, а на Соломоновых островах, как говорят, можно подхватить малярию. Короче, с Вануату мы стартовали прямо в Австралию. С тех пор на «Джульетте» хранится один ненадеванный гостевой флаг — Соломоновых островов. Наш должок Тихому океану.
Полнолуние. Вижу две луны. Одна стоит высоко в небе, а вторая — её отражение в воде прямо под нами. Море спокойное. Странно, впереди, над Коралловым морем сейчас сильный шторм.
Бейсвотер марина
Яхтинг в Новой Зеландии — это национальный вид отдыха. Очень многие имеют свои лодки, но чартер в Новой Зеландии мало развит и не похож на чартер в Европе. Лодки сдают посуточно. С девяти утра до пяти вечера. Можно взять лодку сразу на несколько дней, но ходить по ночам нельзя (это самое неприятное). Яхтенных марин мало и гостевых мест в маринах тоже немного. Для местных жителей яхтинг, в основной массе, — это плавание на острова и ночевки на якорных стоянках. Если начало чартерного плавания попадет на ветер свыше 30 узлов, вас не выпустят из марины. Потом правда, вернут деньги за день стоянки. Но если вы уже в плавании, вы сами выбираете, идти в сильный ветер или нет. Главное — вечером, по прибытию на очередной остров, отправить владельцу лодки смс о том, что все в порядке.
Утром приняли 33 футовую Баварию «Tangaroa». В Новой Зеландии лето, самый сезон, а бронировать хорошую лодку нужно уже за год вперед. Снаряжение на борту имеет особенности. Например, есть целых два ручных лота. Воды здесь приливные. Амплитуда приливов в Окленде 3,5 метра. Что приятно — есть мореходные таблицы за 2018 год. Кроме того, есть специальный судовой журнал, который мы должны вести каждый день. На чартерной лодке я такое встречаю впервые.
На борту экипаж: Михайл и Владислав Кричман, Игорь Кулаков, Сергей Баранов и Евгений Шкаруба. В плавании будем учиться и знакомиться с Новой Зеландией.
Сегодня шторм. Вечером обещают 65 узлов и дождь. Обидно. Приходится ждать погоды. Пока, чтобы не терять время, учились, были в Морском музее Окленда и боролись со сном после перелета.
Океанские катамараны. Современная интерпретация полинезийских судов для плавания в Тихом океане.
Если строить катамаран для наших мелких северных морей, то такая концепция кажется наиболее подходящей: высокая палуба подальше от холодной воды, а посредине — баня!
Который раз вижу это рулевое устройство — передачи управления с руля на штурвал — и радуюсь его простотой.
Если хотите, чтобы ваш сын вырос настоящим яхтсменом…
Готовьте лодку ко второму лету.
5 января
Всю ночь ветер валял лодку с борта на борт и дергал швартовы. Утром Питер, хозяин чартерной компании, принес два дополнительных кранца. До этого на лодке было всего два — новозеландцы пропагандируют здоровый кранцевый минимализм. Теперь получилось четыре кранца — можно будет отрабатывать швартовку.
Ветер усилился.
Занимаемся теорией — силовым набором судна, парусным вооружением, такелажем и МППСС.
Днем гуляли по Дэвонпорту. Красивый, спокойный городок.
На другой стороне залива Вайтемата харбор (бухта Блестящей волы) — Окленд.
Скульптурная композиция «Столбы электропередачи».
Старый дом рядом с мариной.
6 января
Утром пришел Питер и сказал, что в 1200 можно выходить. Ну, слава Богу. Закончили заниматься и ровно в полдень отошли от причала.
Отдали веревки и с трудом увернулись от швартовых столбов. Чуть не собрали их подветренным бортом. Вот Питер порадовался бы.
1223, вышли из канала Бейсвотер марины, ставим геную. Ветер ZW, силой до пяти баллов.
1303, под одной генуей старательно разучиваем повороты оверштаг, идет отлив, поэтому мы стоим на месте, напротив центра Окленда. Из гаваней выходят в море самые диковенные суда. Прошла под парусами деревянная плоскодонная шхуна из Морского музея, бесшумно проскользила прекрассная гоночная яхта с корпусом пироги из Кубка «Америки». Вырулил в ста метрах от нас и взлетел гидро-самолет. Совсем рядом стоят яхты и суда самых разных эпох и оснасток. Но нам не до них — мы учимся делать поворот оверштаг, перекидывать геную с борта на борт так, чтобы в повороте успевать выбирать шкоты, а после поворота не уваливаться слишком за бейдевинд следующего галса. Ловим правильный угол атаки.
Правило №5. «Наблюдение».
Окленд.
1338, закончили маневрировать. Выходим от Окленда. Открыли грот. Погода улучшается на глазах…
С переменным успехом.
Как ни странно, места на 33-х футовой лодке хватает для пятерых человек. Ставим и убираем паруса.
1556, встали на обед на якорь у острова Вайхики. Навигационная система дает сигнал «Человек за бортом». Разбираемся с ним. Нашли нажатой клавишу «MOB».
1800, ставим и убираем паруса.
Миша и Влад Кричман «на веревках».
2010, встали на якорь в бухте Ислингтон-бэй. Осторв Мотутапу. В лагуне полтора десяток яхт. Стоят просторно. Слышен запах жаренного мяса, чадят барбекюшницы.
Проспали Рождество. В России только начался день. Не могу привыкнуть к смене часовых поясов. Например, утром я звоню Полине, а у неё еще вечер вчерашнего дня. В конце разговора она мне говорит: «Ну ладно, мы сейчас поспим, а утром проснемся и вашим вечером, до того, как вы уснёте, успеем поговорить».
Вечер на якорной стоянке прошел в спорах. Были американцы на Луне или нет? Второй вечер Миша предлагает такую тему для разговора, что у меня с утра болит голова.
Прошли около 25 миль.
7 января
Поднимались на вулкан. Остывшие лавовые потоки напоминают Канарский остров Ланцеротте. Таже серочерная лава, правда, покрытая зеленью.
В Новой Зеландии цветет Рождественское дерево Похутукава!
1120, снялись с якоря.
Горим, дымимся от солнечных лучей!
1400, подходим к полуострову Вангапароу. Лодка лежит на боку. Вдруг увидел, что иллюминатор с подветренного борта протекает (все люки текут от дождя) и мои вещи намокли. Свинство, конечно, и со стороны Питера и со стороны конструктора, который все это придумал.
Убираем паруса, собираемся заправиться водой и купить продуктов в марине Галф-Харбор.
Ну и пекло. Тыльные стороны кистей рук покраснели и распухли, как ошпаренные.
1430, пришли в марину, заправились водой. Магазин находится в глубине длинного канала, заставленного яхтами. Местная Венеция.
1505, запросили разрешение и прошли в самый конец канала в магазин.
1550, вышли из марины идем на Кавау.
1650, крутим повороты через фордевинд.
1840, встали на Кавау.
На якорной стоянке десяток лодок. Напротив — старенькая, беспафосная яхта. Пожилая женщина в простом ситцевом платье моет окна, моет их, как хозяйка свою коровку прибирает. По-деревенски.
Гуляли по острову. Искали валлаби — небольших кенгуру, которые здесь есть. Увы, не встретили их в этот раз. Только папоротники, пальмы и сосны.