Следуя из Дубны в Архангельск, экспедиционные суда «Ёла» и «Матера» многократно проходят через шлюзы или «шлюзуются». Упоминания о шлюзах и их прохождении вы найдёте в дневнике каждого этапа. Пользуясь случаем, расскажем об этом подробнее.Что такое судоходный шлюз? Это гидротехническое сооружение, которое позволяет судам переходить из водных бассейнов с одним уровнем воды в водные бассейны с другим уровнем воды.
Земля имеет свой рельеф, а значит, и от перепадов высот воды, текущей с более высокой стороны в более низкую, никуда не деться.
На слишком высоких подъёмах вода может создавать такое течение, которое для встречных судов может оказаться непреодолимым (как, например, на Ивановских порогах в Ленобласти, где скорость течения может достигать 6-7 узлов, что будет практически равно скорости судна, которое попросту будет стоять на месте).
Перепады высот воды могут возникать естественным образом по геологическим и географическим причинам или создаваться искусственно (как, например, в Панамском канале, устроенном для сокращения перехода судов между Тихим и Атлантическим океанами).
Чтобы преодолеть разницу в высотах воды, и создаются шлюзы. Их можно сравнить со ступенями, по которым нам проще подниматься наверх.
Собственно, это даже не метафора: первые семь шлюзов Беломоро-Балтийского Канала называются Повенецкой лестницей. Проходя по ней, суда поднимаются на высоту около семидесяти метров, а длина этой лестницы — десять километров. На её прохождение у судна может уйти целый день.
Экспедиция проходит через разные шлюзы: среди них есть как «камерные», почти домашние шлюзы в Топорне, так и гиганты вроде Волго-Балтийского шлюза номер семь на Шексне, где с лодками и экипажами на третьем этапе произошла кутерьма с заглохшим мотором и неудачным буксированием.
В крупных шлюзах лодки и экипажи поднимаются на высоту 10-12 метров, при их прохождении от команд требуется больше осторожности и внимательности.
При подходе к шлюзу капитаны выходят на связь с диспетчером шлюза и ждут сигнала к началу шлюзования.
Когда сигнал дан, ворота шлюза открываются, пропуская суда внутрь камеры. Зайдя в камеру, лодки встают к определённой диспетчером причальной стенке и швартуются к рыму — неподвижному и вмонтированному в стенку (как в Топорне) или подвижному, поднимающемуся вместе с уровнем воды (как в Шексне-7). Швартовые кранцы заранее вывешены за борт, на носу и на корме лодки стоят матросы с отпорными крюками. Их задача — не дать лодке биться о стенки шлюза, когда вода в камере начнёт подниматься, создавая течение и волну.




Когда подготовка экипажей и лодок завершена, а ворота камеры закрыты, уровень воды поднимается или опускается на необходимый уровень. После этого ворота шлюза открываются, экипажи по сигналу диспетчера отвязывают лодки от причальных стенок и выходят из шлюза в водный бассейн другой высоты.




Задача выполнена!
Фото и текст: Катя Суворова
Занимательная информация о Панамском канале, Ивановских порогах и Повенецкой лестнице: Евгений Толокнов
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.