1 ИЮЛЯ. ШЕКСНА
Череповец. Погода продолжает испытывать на прочность теперь уже новый экипаж и саму идею путешествия на открытой шлюпке по реке. Дождь, бесконечный, ежедневный дождь и встречный ветер. Планируя этот маршрут, я рассчитывал на тёплые ласковые ветерки с разных румбов, солнце, крем от загара, а получили мы вместо этого еще один Мангазейский ход! Назвав наше путешествие продолжением прошлогоднего вояжа за Полярным кругом «Мангазейским морским ходом», мы испортили погоду над половиной страны! Никому не нужно об этом говорить. Стиснем зубы и продолжим идти вперед на Север. А впереди Шексна.
Утром на лодке увидел, что одна из сланей странно приподнята. Открываю её и вижу подарок от Гриши Тарасевича. Помните, он купил десять упаковок с брикетами для бани? Я эти упаковки распихал по всей лодке — и вот теперь две упаковки промокли, брикеты разбухли и начинают расползаться по всей Ёле.
Приезжал о. Тимофей из Исландии и освятил «Елу» и «Матеру» перед выходом. Чем святил – конечно, дубовым веником от Ильяса.

1440, вышли со стоянки яхт-клуба «Адмирал».
Состав третьего этапа плавания карбаса «Матера»: Константин и Егор Шевелевы, Виталий Дробиленко и Аня Индураева, Василий Рыженок, Павел и Матвей Тиняевы. «Ёла»: Елизавета, Варя и Петя Долгополовы, Евгений Толокнов, Ингвар Золотуский, Катя Суворова и Евгений Шкаруба.



Вчера выступали в «Рояль-вио». Показывали фильм про Манагзею, потом были вопросы от публики. Это был наш триумф! Полный зал, фотосессия и автографы — всё, как полагается известным путешественникам)). Большое спасибо за приём компании «Северсталь» и Фонду «Доброта Севера», а главное — нашим друзьям, которые помогли устроить этот праздник в Череповце.




1510, проходим порт. Ветерок позволяет поставить паруса на «Матере». Карбас отлично идет в полветра со скоростью 4,5 узла.
1530, встречаем целое поле топляка у левого берега рядом со вторым мостом. Десятки бревен как будто специально расставлены под водой. Никогда такого не видел. Или этот тот самый подводный лес, оставшийся после затопления водохранилищ? Но ведь это в черте города, почему не почистить? Не понимаю. Испуганно жмёмся к судовому ходу. Скоро сто лет, как лес продолжает расти под водой Шексны, а руководителям и дела нет. А как же безопасность, а в правилах написано, что маломерки должны идти за пределами судового хода… Не понимаю.
1538, приняли по рации штормовое предупреждение. Озеро Белое, река Шексна, север Рыбинки. Прямо мы. Ожидается ветер до 15 метров в секунду и волна на озере Белом до 1,2 метра.
1610, снова поле бревен в воде. Ветер начинает свистеть в снастях, а на уровне воды почти ничего. Спокойно идём. Ёла на моторе, карбас под парусами. Сегодня день парусного карбаса.

1810, Шексна повернула к северу. Взяли карбас на буксир, карабкаемся к Полюсу.
По рации продолжают стращать штормом. Мы видим тёмные небеса впереди и всё время едем в радугу, она прямо у нас по курсу.
Шексна огибает Нелюдово, а по внешней стороне дуги проплывают названия поселков и деревень: Романда, Шеломские Мысы, Конома, Дурасово, Маурино, Едомские Мысы.
Ищем стоянку. На большом разливе вокруг Нелюдово гуляет волнишка, качает, а хочется покоя. Стоянок мало, потому что высокая вода, и всё затоплено.
2000, нашли стоянку на острове Едомские Мысы. Почти прикрыты от ветра. Учимся ставить палатки, готовить борщ в походе, всему учимся.


Женя Толокнов мигом соорудил веревочный трап. Нет, не мигом. Он в уже Череповец приехал вооруженный компанией Deel.ru до зубов. Супер-верёвки из молекулярного полиэтилена, стопора, блоки и прочее, и прочее. Всё это у нас теперь есть в комплекте. Женя приехал с аптечкой, как он говорит, чтобы вооружить паруса на «Ёле». Так и будет.

Всего за день прошли около 30 км.
2 ИЮЛЯ. КУТЕРЬМА В ШЛЮЗЕ
1130, стартовали. Как всегда в первое утро с лагерной стоянки очень долго собирались.
1200, пошел дождь. Судя по небу – на весь день. Свинство. Вчера прогноз клятвенно обещал солнечную погоду весь день.
Мы настроились, мы так ждали! Планировали с Женей продолжить с парусным вооружением на «Ёле».
1430, пришли к седьмому шлюзу Шексны. Дождь. Диспетчер неприятный здесь. Придирчивый. Встали на якорь на границе рейда. Ожидание до трёх часов. Дождь порой льёт как из ведра.
Растянули тенты на «Ёле» и на «Матере». Стало легче. Обедаем, греемся, как можем. Пришла моторная яхта, тоже шлюзоваться. Встала на якорь напротив нас. Её понесло. Развлечение.
1730, начинаем шлюзоваться. Мы с «Матерой», белая моторная яхта «Северная Звезда» и гидроцикл. Паренек с гидроцикла пришвартовался к «Звезде» и пересел к ней на борт.
Вроде бы, всё штатно. Поднимаемся на десяток метров вверх, к солнцу. Становится светлее, появляется надежда, на новую погоду и на новую жизнь)).
В момент выхода из шлюза у нас глохнет мотор. Нас начинает разворачивать. Матера готова отбуксировать «Ёлу» на веслах, но «Северная Звезда» возвращается, чтобы нам помочь. Очень любезно с её стороны, но лучше бы мы сами. Лучше бы она этого не делала. Матрос «Звезды» цепляет буксирный конец «Ёлы» за правую швартовую утку. У нас — тоже под правым бортом — «Матера». Получается такая лесенка в правую сторону. При начале буксировки нет возможности выровнять эту боковую кавалькаду. Карбас цепляет бортом стенку шлюза. Экипажи с криком пытаются отбиться от надвигающейся стенки, грязного бетона и огромных рымов. Нет возможности перекричать гвалт их распоряжений и криков. Грустный момент потери управления лодкой и людьми, которые забыли порядок на судне.
Наконец, удалось передать на «Звезду»убедительную просьбу перевести наш буксирный на их левую утку. Всё налаживается. Выходим из шлюза под гробовую тишину диспетчерского голоса.
По выходу из шлюза справа есть причал и туристическая база. Идём на буксире «Звезды» туда. Наконец, есть время посмотреть на мотор. Причина того, что мотор не завелся банальна, — шланг отсоединился от топливного бачка. Заводим мотор и отдаём буксир, но тут же наматываем конец веревки спереди. Наше выступление становится почти цирковым. Грустные швартуемся в Шексне.
Дождь продолжается.
Всего за день прошли около 30 км.









3 ИЮЛЯ. РАБОТА
Утром началась новая жизнь. Над Шексной встало огромное летнее солнце. Мы переставили лодки от неудобного бетонного причала к аккуратному длинному пирсу базы «Парус», в которой ночевали. Подружились с владельцем базы Владимиром и начали работать.
Команда третьего этапа была создана для этого солнечного дня, для этой работы. Нужно помочь «Ёле» опериться, устранить недоделки, встать на крыло…
Первым выступил Евгений Толокнов! Он, наконец, достал свои инструменты из deel.ru-аптечки: стопора, блоки, винты и принялся устанавливать на крышу рубки погон для гика-шкота.
Женя привёз с собой замечательный погон — теперь его нужно замечательно установить. Дело в том, что погон нельзя просто прикрутить к крыше рубки. Рубка для этого не предусмотрена — её просто оторвёт после хорошего поворота через фордевинд. Поэтому крепиться нужно через крышу рубки к бимсу, на котором эта рубка стоит.
Женя привез с собой нержавеющие шпильки длиной по полметра. Он просверлил рубку, просверлил бимс, и вместе с Пашей они собрали всё это вместе. Теперь на рубке есть прекрасный погон, а на погоне каретка с блоком для шкота. Установка стоячего и бегучего такелажа на построенной «Ёле» – всё это предмет заботы и помощи нашего партнера — компании Deel.ru. Вот и проводка гика-шкотов прошла через их (Евгения Валерьевича Толокнова) руки!
Одновременно с установкой погона на рубку решалась ещё одна сверхзадача. Нужно было собрать гафель-рею грота. Эту волшебную карбоновую рею намотали нам братья Егор и Денис из компании «Wind Brothers». Отличная легкая рея пока еще только палка без начала и конца. Нужно установить на неё вилку. Вилку, которой рея скользит по мачте. Детали вилки по чертежам 1943 года успел сделать перед отправкой из Архангельска Алексей Поливанов. Теперь нужно их установить. Кроме того, нужно приклеить на карбон пластиковый лекпаз. За это взялись наш казанский капитан Павел Тиняев и его товарищ Василий Рыженок.
Если бы не смелость и умелость Паши и Васи, непонятно, когда бы мы сделали эту работу. НО — сделали, приклеили, просверлили. Великолепная работа.
Ещё одна работа, которую надо сделать — удлинитель руля. Для этого нужно сделать удобный кронштейн, поддерживающий удлинитель на весу. Есть кронштейн крепления флага, подаренный нам в Череповце. Если от него отрезать всё лишнее, получится правильный кронштейн для румпель. Как у Микеланджело — взял камень, убрал лишнее и получилась скульптура. Здесь выступил Виталий Дробиленко, архитектор-конструктор-реставратор из Музея Рублёва. Всё лишнее он убрал, зачистил и покрасил. Ждём установки.
Константин Шевелев и Катя Суворова — дежурные на камбузе — обеспечили бесперебойными поставками на рабочую площадку полукопчёной колбасы и чая, сделали наш труд творческим и радостным, освобождённым от обычной рутины.
Лиза Долгополова собирала шарики, которые Женя всё время терял.
Дети купались и не мешали. Это тоже немало, мамы знают.
Шекснинцы помогали советами и инструментами. Одним словом, дело ладилось. Наконец, в 16 мы закончили и двинулись дальше, но это следующая часть журнала.








3 ИЮЛЯ, ЧАСТЬ 2
1620, отошли от причала гостеприимного «Паруса». После целого дня работы мы буквально вырвались на воду. Весь день дул порывистый северо-западный ветер, а теперь он стих, приглашая нас продолжить путь.
1700, жду и жду чаю из камбузного ящика. Закипел? Нет еще. Закипел? Нет еще. Так может, он погас? …. Он погас.
1740, двигатель вдруг скидывает обороты. Снял колпак — топливо струёй хлещет из сливного отверстия на карбюраторе. Пробка лежит внизу. Паша, привет!).
1815, Паша поставил пробку на место, едем дальше. Заодно с остановкой забрали с «Матеры» палку краковской колбасы и разделочную доску.
1910, увидели на берегу знак 615 км. Новая система. На Волге их не было. Значит, на Волгобалте километры считают. Вновь отмечаю для себя, что трафик полон, как в Голландии: самоходки с щебнем, наливные танкеры, пассажирские пароходы. И как это приятно, скажу вам!
1939, 620 км. С берега на воду спускаются мостки самых разных фасонов. Может, мода здесь такая.
2012, напротив деревни Каменье на воде пластиковая бутылка из-под пива. Первая бутылка за все плавание. И деревни здесь скучные.
2027, штиль и запах навоза над рекой.
2130, закат. Ищем стоянку на входе в разлив Шекснинского водохранилища.
2150, по штилю идем в разливе.
2245, рядом с судовым ходом из воды торчат бревна. С косами стоят.
В какой то момент взяли пришвартовали «Матеру» под борт.
Отлично идем. Штиль. Небеса огромны.
2300, невероятное возбуждение на борту. Лодки лагом летят. Дети на гиках висят. Пробуем найти место для остановки.










4 июля
0000, после нескольких неудачных попыток найти полянку на берегу решаем идти дальше, ближе к шлюзам Топорни.
В какой то момент даже решили встать на якорь и расположиться на лодках, но, посмотрев прогноз, увидели скорый дождь, потому двигаемся дальше.
0140, пришли в Топорню. Нашли полянку в лесу, поставили палатки, перенесли спящих детей и рухнули спать. Прекрасный день позади. Прошли 55 км.
4 ИЮЛЯ. КИРИЛЛОВ ВО СНЕ
1120, собрали лагерь. Есть идея отклониться от маршрута и быстренько сбегать в Кириллов, посмотреть на Кирилло-Белозерский монастырь с воды. Для этого нужно пройти пару шлюзов в Топорне и пройти по Северо-Двинскому каналу до Кириллова. То есть одной ногой уже побывать дома.
1130, зашли во второй шлюз Топорни. Шлюз намного меньше, чем предыдущие Волго-Балтовские гиганты, и обхождение здесь совсем другое. Любезнейшая Татьяна — диспетчер второго шлюза отворила нам двери в канал, попросив «половинку воды» у третьего шлюза, и тем самым благословила наш день.
Так же любезна была Алла Павловна из третьего шлюза, чем совершенно нас расположила к Северо-Двинской канальной системе.
1225, закончили шлюзование. Мы в новой воде. Связались лагом, идём на моторе, завтракаем.
1310, вышли в Сиверское озеро. Здесь оказывается небольшой штормик от запада. Взвывая винтом над короткими волнами Сиверского озера, добрались до Монастыря.
Прошли 20 км.








4 ИЮЛЯ. ПАРУС
После оздоровительного сна в стенах монастыря, после того как ветер чудесным образом успокоился, мы смогли поставить грот. Паша и Василий, всегда готовые что-нибудь поделать руками на лодке, выступили в первую очередь. Реи от «Wind Brothers» и веревки от «Deel.ru» стали составляющими успеха. Вася в качестве рангоута встал на своё место.
И вот, грот гирик-фал и гафель гордель распутаны, и грот встал на своё место! Ещё один шаг вперед в нашей экспедиции.


5 ИЮЛЯ
0945, стартовали от стен монастырского Кремля. Всю ночь дул порывистый западный ветер — такой, что гнёт деревья в дугу. И сейчас так же. Не решаемся ставить грот на Сиверском. Поставили стаксель. На «Матере» поставили фок. Несёмся в связке.
1022, проскочили Сиверское озеро. Заходим в канал.
1100, зашли в третий шлюз.
1151, закончили шлюзование во втором шлюзе.
1213, вышли в Шексну.
1244, идём на моторе рядом с узким судовым ходом. Проходим Косые Грялы.
1330, Бонема справа, Ратибор слева. Много деревень, много судов навстречу и попутно. Почти как в Голландии когда-то.
1350, Бонемская прорезь – обозначено местечко на карте.
1407, Звоз.
1420, остановились погулять в Горицах. Только приблизились к берегу, как нас настигла волна от прошедшей круизной яхты, очень современной и быстрой. От грузовиков такой волны нет, а здесь прямо волна–убийца. Чуть не покалечила нас. Представляю, как любят такие пароходы местные лодочники. Стоянки здесь, как правило, открыты, и ловить такую волну раз в день…
Гуляли по монастырю. Небольшому, уютному и очень живому.


1535, едем дальше.
1610, залезли на судовой ход у острова Гора Городецкая. Не заметили пассажира, который нас в это время обгонял. Думаю, на мостике нас материли.
1629, 690 км. Вынырнул на мысу знак.
1635, Ивачевская прорезь. Прорезей, судя по карте, здесь полно, следуют одна за другой. Разобрались, что это прямые участки фарватера, ограниченные створами. Теперь понятно.
1729, наехали на бревно. Их здесь очень много, целые леса. Поэтому приходится жаться к судовому ходу.
1816, заходим в канал, который идет вдоль Белого озера.
1920, причалили на минуту к крохотному причалу, а там волшебные домики в виде кораблей, гостеприимные люди заваривают чай, но нет времени тормозить, а жаль. Начался Север.
1957, поворотная переправа в виде моста. Издалека увидев нас, паромщик повернул переправу боком, и мы прошли далее.
2030, пришли в Белозерск. Третий этап закончен.
Сегодня прошли 55 км. Теперь отдых на неделю.







Текст: Евгений Шкаруба
Фото: Катя Суворова, Евгений Шкаруба
#ПроектЁла #Ёла
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.