С декабря 2024 по июнь 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения силами городских подростков и мастеров верфи была построена парусно-моторная ёла проекта 1943 года. В годы Великой Отечественной войны такие лодки на Соломбальской судоверфи строили дети — чтобы закрыть недостаток рабочих рук, пока взрослые мастера находятся на фронте, и чтобы помочь военному городу бороться с голодом. История Соломбальских детей-судостроителей на долгие годы была забыта. Спустя 80 с лишним лет мы нашли чертежи Соломбальской ёлы и построили её.
Летом 2025 года дети-участники проекта отправились в экспедицию из Дубны в Архангельск на ёле и поморском карбасе «Матера». В походе ребята учатся морскому и парусному делу, а также встречаются с жителями прибрежных городов и деревень, чтобы рассказывать им историю детей, строивших лодки в Архангельске во время войны.
По пути следования экипажей автор проекта и капитан экспедиции Евгений Шкаруба ведёт судовой дневник.
Сегодня мы публикуем его первую часть.
15 ИЮНЯ. ИСПЫТАНИЕ
Дубна. Лагерь «Волга».
Моторно-парусное судно «Ёла» и карбас «Матера» на воде. На берегу несколько друзей и директор лагеря «Волга» Нина Николаевна. Слава Богу, никаких торжественных проводов не случилось. Дождь и полная неопределенность времени старта съели весь энтузиазм торжественных мероприятий. Вещи загружены, экипажи готовы к старту.
1609 стартовали. На Волге встречный северный ветер. Идем буксиром на моторе. Девятисильный китайский «Парсун» на двух третях оборотов тащит ёлу и карбас со скоростью 6 узлов. Совсем неплохо.
Понемногу приходим в себя и наводим порядок на судне.
А ещё с благодарностью вспоминаем всех, кто строил ёлу, готовил наш поход, приехал помочь сюда, в лагерь «Волга».
1733 высадили Андрея, Ольгу и Макса в Кимрах. Теперь на борту «Ёлы» команда: Нина Гусева, Александр Баранников, Григорий Тарасевич, Иван, Варвара, Полина и Евгений Шкаруба. На карбасе «Матера» команда: Тимур Харченко, Артем Синцов, Андрей Пронин, Дмитрий, Михаил Гобелков.
Сравниваем берега Волги и Оки. Похожи. Много рыбаков, хотя мало приветливых. Но есть и вежливые капитаны, которые гудят нам, приветствуя. Волга здесь совсем еще подросток: узкая, неуверенная в своих силах.
1930, пришли в Белый городок. На пляже нас неожиданно встречает толпа горожан. С охапкой рекламных роллапов в руках прыгаю на плечи Артёму и скачу на нём на сушу. Конь мой неожиданно спотыкается и падает на колени, я — в воду. Горожане в восторге! Так заканчиваем первый день плавания в Архангельск.
Всего прошли около 20 км.










16 ИЮНЯ. БЕЗ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК
Белый городок
0700, сегодня проспал. Проснулся в семь и ещё хотел поспать. Это впервые за несколько прошлых месяцев – сегодня обошлось без бессонницы. Значит, мы уже на воде. Значит, отпустило. Значит, пусть ещё осталось миллион недоделок на Ёле, пусть карбас течёт непрерывно, но мы уже на воде и идём вперед по маршруту.
Деревья и птицы пленяют всю ночь. Какие ели кокорные – только протяни руку. Богато вокруг.
Были в краеведческом музее. Продолжали закупки продуктов. Александр чинил мотор. Я добивался железа для новой шпонки на мотор. Гуляли к храму на стрелке. Жизнь с трудом, но налаживается. Местные жители, Анна продолжают помогать нам – машинами, советами, собаками.
Получили номер извещения для прохождения шлюзов — 1435.
1443, отошли от берега. Дует встречный ветер. Идем на моторе. Буксируем «Матеру».
1520, шквал навстречу. Короткий и холодный. Почти что с градом.
1710, после грозы карбас поставил паруса и лавируется против ветра. Мы пишем ролики для «Разговоров на палубе».
1803, закончили тренировки и записи. Выдали буксир на карбас.
Волга полна людей. Лодок, рыбаков. Рыбаков так много, что реку жалко.
А вот что радует, так это леса, деревья. Елки в два раза больше наших. А какие у них кокоры!
1850, начинаем искать стоянку. Их довольно много по берегам.
Подростки несут вахту на руле. По очереди.
1910, оказывается, мы уже в Угличевском водохранилище. Берега Волги читаются с некоторым трудом. Русло затоплено! Идем сбоку от основного фарватера. Прячемся за островами.
1950, нашли стоянку рядом с рекой Эра. Причалили. Завели якоря в сторону реки. Разбили великолепный лагерь с костром, с овощным рагу, водкой и песнями из детства.
И вдруг озарение: не видно на Волге пластиковых бутылок и пакетов в кустах… Что это? Культура или московские деньги? В любом случае, радует и вызывает законную зависть у нас, людей с Северной Двины.
Прошли 35 км.





17 ИЮНЯ
Ночевали у устья реки Эра. 243 км.
0830, стартовали рано, чтобы успеть на встречу к детям Калязина в 11 часов.
Срезаем дорогу, редко идем по фарватеру, экономим километры. Хотя краем глаза, конечно, следим за картплоттером. Читаем интригующие уведомления о фундаментах под водой, пнях, колокольнях и прочее. Ветер продолжает быть встречным, но чувствуется его легкое сомнение в правильности своего поведения.
1100, пришли к причалу Калязина и встали лагом к небольшому стальному катерку, который возит паломников в Макарьевский монастырь.
Пробовали повторить финт с роллапами для народной агитации, но на ветру они упорно складывались, падали, а в конце начали рваться. Поэтому решили отправить их в Москву с нашими друзьями: Миша Вьюев, Маша Хачатурова и их крохотная дочка в узелке сопровождают нас с Дубны.
Выступали перед детьми. Рассказывали про «Ёлу», «Матеру». Покупали недостающие продукты и инструменты. Продолжили поиски железки для шпонки нашего Вольво Пента.
Местные жители оказались очень приветливыми и увлеченными. Рассказали про Василия Давыдовича Жеребцова – мангазейского воеводу, который погиб, защищая Калязинский монастырь в 1610 году в борьбе с литовцами, поляками и прочими. А еще нас направили ночевать на островок напротив колокольни Никольского собора. Здесь мы завели знаменитую Мангазейскую баню от фирмы «Берег», что стало окончательным успехом этого дня.
261 км. Прошли 18 км.









18 ИЮНЯ
Отчалив от банного острова в 1000, зашли на монастырский остров Макария Клязьменского. Здесь установлен памятный крест Давыду Васильевичу Жеребцову – мангазейскому воеводе и его боевым товарищам участвовавшим в освобождении страны от польско-литовских интервентов. Читаешь их историю и удивляешься – какие люди были. Что за жизнь…
261 км.
1020, встали под паруса. Точнее, встал под паруса карбас. А мы пока утешаемся стакселем. Слабый ветерок с юга тянет нас на север.
1050, связались лагом, чтобы попить чайку вместе.
1330, оставили карбас идти под парусом, а сами заглянули в Прилуки. Здесь на угоре стоит высоченная колокольня из красного кирпича, такая, что увидев с реки пропустить ее просто нельзя. Отвечает за половину Волги – не меньше.
Поселок на треть из новых ужасных домов, на треть из старых упавших домов, на треть из просто домов. Встали у частного причала и были очень любезно приняты.
Решили следить за появлением мусора на реке. Пока ни одной пластиковой бутылке на воде не встретили. Где это будет впервые? И когда появится хоть одна деревянная лодочка?
1450, купили курицу и едем дальше.
1540, догнали «Матеру».
1730, подошли к Угличскому шлюзу. На третьем канале связались с очень любезным диспетчером. Взяли карбас лагом к правому борту.
Несколько волнуемся. Мы много где шлюзовались в заграничных водах: Кринан-канал в Шотландии, шлюзы в Голландии, Франции, Германии, Панамский канал, но дома шлюзуемся впервые.
1840, доложив диспетчеру, что мы готовы к шлюзованию, якоря закреплены по-походному, выступающих предметов нет, зашли в шлюзовую камеру длинной 300 метров и шириной 30 метров. Встали на рым №2.
1900, опустились примерно на 12 метров, вышли из шлюзов.
1930, встали к берегу на 313 км напротив церкви Ильи Пророка.
После разгрузки оттянули суда на якорях подальше от берега. Это делать обязательно, чтобы волна, которую поднимают идущие мимо суда, не разбила лодки.
Всего прошли 52 км. Увы, в основном на моторе.





19 ИЮНЯ. 313 км.
1000, вышли со стоянки напротив Углича.
Читаю название населенных пунктов, мимо которых едем: Кабаново, Оленино, Модявино, Федюково, Верхние Плостки, Ивцино, Кутец… Не один здесь Кутец. По карте их несколько.
1330, пришли в Учму. 336 км.
Прошли на землю по ужасным мосткам и оказались в удивительном Музее судьбы русской деревни с Еленой Наумовой и Василием Смирновым. В лучшем смысле – потрясены увиденным.
1650, вышли из гостей. Взяли на борт группу журналистов телеканала «Культура». Вырулили из залива Учмы и мотор заглох. Наш любимый китайский «Парсун» отказался работать совсем.
1745, сели за весла. На крохотных плевочках попутного ветра и на веслах тянулись и тянулись вниз и, наконец, пригребли в Мышкин около восьми вечера.
344 км.
Всего за день прошли 31 км.








20 ИЮНЯ. ВОДА!
Утро началось с поиска причин поломки подвесника. Но как только мы всерьез собрались это сделать, нашли машину, Александр сделал предположение, которое не пришло в голову сразу: в двигатель могла просочиться вода через грушу, которой подкачивают бензин и которая находится у нас довольно низко, почти в воде. Отработали этот вариант и точно — в карбюраторе чистая вода. Слили ее, и двигатель привычно завелся. От сердца отлегло. Жизнь наладилась.
1350, с отремонтированным мотором вышли из Мышкина. Буксируем карбас против ветра.
1440, время от времени прилетают дождевые порывы. Мимо проплывают высоченные церкви и модные стоянки катеров. Грозы за дождями.
1530, при подходе к мосту у нас, как гром с ясного неба, снова глохнет мотор. Вердикт с водой в груше терпит фиаско. Нервозности добавляет то, что мы рядом с пролетами моста, сверху идет сухогруз, нужно убираться с дороги.
Здесь и появляется катер ГИМС. По нашей просьбе «Ёлу» буксируют к берегу. Потом начинается проверка документов. Наши регистровые вызывают законное уважение. «Матера» удивляет, но уверенно проходит проверку.
Главный вопрос: что с мотором? Откручиваем пробку на аккумуляторе, и снова из него льется не бензин, а вода… Гипотеза с грушей рушится на глазах.
Сливаем воду и едем дальше.
Визит гимсовцев имеет отрицательный эффект на некоторых членов команды: впереди на выходе из реки в Рыбинское водохранилище ветер разогнал метровую (!!!) волну. Что да как, не утонем ли мы, слышу пару голосов. Стараемся успокоить малолетних паникеров. Но дождь, порывы ветра навстречу, а главное – проблемы с мотором тревожат и наши сердца. Идем далее.
1930, напротив церкви Иконы Казанской Божьей Матери (интересно, что створы судового хода здесь тоже стоят) мотор глохнет. Пристаем к берегу. Впереди самый неприятный кусок пути: выход из-за мыса на волну, поворот лагом к волне и заход в Борок. Проверяем расходный бак с бензином. Там около четверти бака воды!!! Заправлялись в Калязино два дня назад в АЗС Сургутнефтегаз. Чек есть. В суд на них что ли подать? Почитали отзывы об этой заправке: НЕ ЗАПРАВЛЯЙТЕСЬ ТАМ.
Как такое может быть – не понимаю. В прошлом году прошли три тысячи км по Северу, и не было такой проблемы ни разу, а здесь…
Нашли полбака бензина предпоследней заправки. Должно хватить до Борка.
2020, перелили топливо. Стартуем.
2100, закончили пересекать Волгу, зашли в протоку Борка. Метровой волны было совсем немного. Шли лагом. Немного покачало. Карбас и «Ёла» отлично отработали качку.
2130, пришли в Борок. Удивительный островок Советского Союза, детства. Напоминает наш Академгородок. Устроились в гостинице. Прекрасно.
Всего за день прошли 45 км.
21 ИЮНЯ
В Рыбинке штормит – дует северный ветер, поэтому провели весь день в прекрасном Борке… Как в юности побывали.
Доводим до ума «Ёлу». Пробуем собрать удлинитель рулевого устройства. В нашем проекте он очень мудреный. Видимо, конструктор на этом устройстве решил отыграться по полной. Но вот беда: чертежи рулевого устройства у нас есть, а вот уверенности, что они были воплощены в реальности — все меньше. Первый раз мы собирали их в Дубне – обнаружили нестыковки и отправили детали в Москву Никите Таргулову. Вчера приезжали корреспонденты из «Культуры» – привезли детали, пробуем их ставить на руль. Не быстро.
Запускали основной двигатель. Регулировали зажигание на холостом ходу. Добились ровной работы и уверенного запуска. Нужны ходовые испытания.






22 ИЮНЯ
0950, стартовали. Ветер переменный от юго-запада. Дождит. Буксируем карбас из Борка в Волгу.
1020, вышли в реку.
1030, карбас встал под паруса. Отдали буксир. У них сегодня там съемки. Миша и его команда празднуют день под парусами. Ветер от юго-запада хорошо тянет «Матеру» и помогает «Ёле».
1200, остановились на мысу у створов Легковских. Море уже совсем рядом – напротив нас.
1225, взяли Матеру на буксир. Повернули вправо, в сторону Рыбинска против ветра и волны.
1500, пришли в яхт-клуб Пазуха. Познакомились с руководителями школы «Темп» Алексеем Вариным и Дмитрием Козловым с Плещеева озера. Ночевать уехали в центр города.
Вечером грустили перед расставанием команды первого этапа. Но вот наши подростки, Артём и Тимур, решили остаться на второй этап – благо, места есть. И стало легче на душе.
За день прошли 45 км.
Первый этап закончился.














Текст: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений и Полина Шкаруба, Андрей Пронин
#ПроектЁла #Ёла
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.