За бортом апрель, дети на верфи продолжают строить ёлу. Обшивка лодки собрана, теперь, чтобы защитить её от воды, гниения и прочих неприятных вещей, нужно а) заменить саморезы на чопики со смолой, б) зашпаклевать лодку. Но обо всём по порядку.
При установке обшивки набои, во-первых, склеивались между собой на смолу с аэросилом, а во-вторых, крепились друг ко другу саморезами. Теперь мы меняем саморезы на чопики. Почему? Потому что это были временные, рабочие, так сказать, саморезы. Они, конечно, крепят пояса обшивки, но никак не смогут защитить её от воды и гниения. По резьбе в обшивку будет заходить вода, сам саморез станет ржаветь… И даже если взять нержавеющие саморезы, то вкрутить 1400 таких штуковин в лодку — далеко не лучшая идея.
Поэтому — берёзовые чопики на смолу! Такое крепление делает корпус монолитным и полностью исключает попадание воды внутрь обшивки и гниение фанеры (фанера, кстати, по жизни гниёт будь здоров — именно поэтому мы так усердно её защищаем).
Итак, мы выкручиваем из лодки все саморезы, рассверливаем отверстия под чопики, сами чопики замешиваем с эпоксидной смолой, обрабатываем смолой и отверстия…

В этот момент на верфи входит в моду, возможно, самый необычный для наших мастеров инструмент — щёточка от туши для ресниц.

Суровые наши плотники опросили на предмет ненужных щёточек коллег-девушек (двух), жён и подруг. Самые ответственные сходили в магазин косметики и приобрели тушь целиком (говорят, со скидкой по пенсионному цена вышла отличная, 87 рублей, а щёточка при этом — хоть куда).
Необходимое количество щёточек было набрано, все 1400 отверстий для чопиков — пропитаны смолой, а все 1400 чопиков — заколочены в корпус.



Следующая защита ёлы — замечательная двухкомпонентная шпаклёвка от компании POLYMARMARINE. Мы наносим её на все точки, в которые заколочены чопики.
Кстати, чопики мы проколачивали на миллиметр глубже поверхности корпуса, специально оставляя небольшую ямку, которую шпаклёвка будет заполнять.



Функции шпаклёвки — это, опять же, защита от воды + выравнивание корпуса. Кстати именно эта шпаклёвка выравнивается отлично. С содроганием думаем о том, что бы нам пришлось пережить, возьми мы вместо неё смолу с аэросилом, но, по счастью, эта напасть нас миновала.
Чопики установлены, лодка зашпаклёвана, впереди то, чего все слегка опасаются (а некоторые особо азартные люди наоборот — ждут).

В следующей серии — переворот ёлы в воздухе. Не переключайтесь!
Фото и текст: Катя Суворова
Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.