Продолжаем рассказывать о том, как идут дела у проекта «Ёла», в котором дети-участники строят на верфи соломбальскую ёлу, чтобы летом отправиться на ней в плавание.
Сегодня в эфире — новости от конструкторского бюро, которое в данный момент решает нетривиальную задачу нетривиальными же способами (на фото: сверка чертежей с фотографиям, сверка таблиц с чертежами, сверка 3D-модели с натурной деревянной моделью, сверка одних чертежей с другими чертежами, запуск 3D-модели в миске с водой с целой конфеткой и половиной конфетки на борту).
Дело в том, что при проверке проектной документации соломбальской ёлы оказалось, что те ординаты, которые мы имеем на доставшихся нам чертежах, были, очевидно, сделаны впопыхах и получились немного… ммм… косячными.
Такое довольно часто бывает в судостроении: раньше подобные недочёты становились видны только на построенном судне, и тогда мастера прямо на месте в процессе рейковки корпуса сострагивали или доклеивали всё, что нужно.
Сейчас, благодаря компьютерным технологиям, это видно заранее (кстати, так же было и с нашей шхуной: на 3D-модели корпуса нам стали видны какие-то небольшие впадины, которые мы впоследствии исправили).
В общем, мы напечатали 3D-модель соломбальской ёлы — чтобы убедиться, что в чертежах не заложено каких-то ошибок (на фото — эта самая модель). Чтобы определиться с формой корпуса и привести в порядок теоретический чертёж лодки, нам пришлось поработать над моделью, поискать фотографии готовых ёл и провести с ними некоторую аналитическую работу.
В процессе этой непредвиденной, но увлекательной работы Михаил Крупенин, Евгений Шкаруба и Виталий Дробиленко сделали кое-какие интересные открытия.Например, нам стало ясно, что мы имеем дело с творческим порывом конструктора, который вместо простой ёлы решил построить итальянскую футуристическую лодку с супер-обтекаемыми линиями корпуса.
Футуризм здесь выражается в обтекаемых формах — каплевидных, как у шлемов футуристических космонавтов или старых машин. Если вспомнить, например, машину «Победа», то мы увидим эту обтекаемость. Всё дело в том, что раньше двигатели были слабее и конструкторы разрабатывали такие формы, которые уменьшали бы сопротивление, чтобы машина или лодка могли развивать бОльшую скорость (теперь двигатели стали гораздо мощнее, и к нам вернулись «квадратные» машины и лодки).
Одним словом, чтобы лодка могла выйти на глиссирование и скорость в 30-40 километров, конструктор придал ей каплевидную обтекаемую форму с узким входом и закруглением в корме — там, куда приходится тяжесть мотора. Эту «каплю» хорошо видно на фото с тарелкой и фонариком.
Мы предполагаем, что перед конструктором стояла задача просто сделать ёлу, и никто не стал бы вдаваться в детали её конструкции, так что он взял и добавил в неё что-то от катера. Вот такой творческий поиск, в ходе которого была разработана очень красивая форма лодки.
Построив её моторной, мы испытаем, какую скорость она в действительности сможет развить, и выйдет ли она, например, в глиссер.Надо сказать, что открытие с футуристической формой лодки придаёт нашему проекту ещё большую свежесть, ведь это становится историей не про «старую лодку», а про футуризм и будущее. Уже видим детей-участников проекта на борту катера, глиссирующего над речной гладью!И продолжаем строить ёлу!
#ПромысловаяЁла#ПоморскаяШхуна
#ФондПрезидентскихГрантов
Проект «Ёла: практическое исследование истории детских судостроительных бригад во время Великой Отечественной войны в Архангельске» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.