Вещи, которые привыкли к рукам

Нина Филёва, портреты верфи

Подготовила Катя Суворова

Практически с открытия, с самого начала нашей работы мы старались сделать верфь местом встречи с искусством. На нашей площадке состоялось множество лекций, концертов и выставок, но особенной любовью горожан пользуются выставки – мастер-классы, посвященные народным ремеслам.

Уже завтра у нас стартует четвертый мастер-класс в рамках проекта «Топорное дело» (в этой серии на борт «Поморской шхуны» приземляется щепная птица), а сегодня в рубрике #ПортретыВерфи мы знакомим наших читателей с Ниной Филёвой – человеком, который провёл на верфь реки народного искусства.

Нина Анатольевна – искусствовед, который уже тридцать лет работает над сохранением традиций народного искусства. Она ездит по северным деревням, собирает уникальные предметы народного быта и показывает их на выставках и в музеях. Она встречается со старыми мастерами, записывает их рассказы и приводит к ним учеников, чтобы продлить нить живой традиции ремесла.

О глубине памяти, драгоценных мастерах, предметах, привыкших к рукам, жизни с природой и любви к людям – в интервью Нины Анатольевне репортеру верфи Кате Суворовой.

Одно дело

Тема судостроения присутствовала в моей биографии давно – меня всегда интересовало все, что я видела или слышала о нем. Поэтому, когда наши художники стали выставляться на верфи и рассказывать о ней, мне захотелось самой увидеть это новое для города событие. Так состоялась наша встреча с верфью и ее людьми.

Мы с Евгением Шкарубой поняли, что занимаемся одним делом: он ищет то старое, традиционное и ценное, что было в народном судостроении, чтобы это восстановить, реконструировать, сохранить и развить, чтобы привлечь к этому молодое поколение. А я, собственно, занимаюсь тем же, только на уровне народных ремесел.

Само судостроение – это такое же ремесло. В каждой деревне строили лодки.

В каждой деревне плотники строили дома, избы, и храмы, делали свой инструмент и утварь, украшали свою жизнь и свой быт.

Евгений предложил как-то высказаться мне самой, хоть я и не художник. И я поняла, что верфь – это место, где я могу показать все, чем я занималась и продолжаю заниматься уже более тридцати лет.

А занималась я народным искусством: собирала материал, работала с мастерами.

Женские и мужские ремесла – вот что было темой моих интересов. Мы устраивали выставки, лучшие экспонаты от нас уходили в музеи –  таким способом мы «подживляли» старых мастеров, которым казалось, что они уже никому не нужны. Уходил быт,  исчезала крестьянская культура. Туеса, какие-то деревянные игрушки: кому это нужно? И вот, когда мы показали, что все это нужно, когда музеи стали делать закупки для своих выставок, то мастерам стало веселее жить. И мы сами радовались, что нашли всех драгоценных людей, которые тогда уже были в преклонном возрасте и помнили все.

Второй нашей задачей стал поиск людей, которые будут учиться у старых мастеров. Мы соединяли молодого и старого мастеров так, чтобы получилось чистая связь без фальшивых элементов в народном искусстве. Так выросло наше новое поколение. Теперь молодые мастера сами стали просветителями, многие из них ведут кружки в Домах творчества, школах ремесел, продлевают эти традиции от самого источника, от старых мастеров.

Память, традиция, песня

Больше всего по деревням сохранялись женские ремесла, потому что женщина всегда была хранительницей очага, традиции, памяти.

И самих женщин в деревнях осталось больше. Мужчины исторически уходили раньше: кто на войну, кто куда – а женщины оставались дома и держали нить традиции.

Женские ремесла – это в основном изготовление одежды, ткачество. Раньше не было магазинов, где все продавалось, поэтому всё делали своими руками: одежду, полотенца, традиционный домашний текстиль.

То, что мы называем традиционной северной кухней – культ народной обрядовой еды: шанёжки, козули – тоже сохраняли женщины. И сейчас в Архангельске всё это живет как гордость и бренд нашего города.

Женщины сохраняли язык, сохраняли речь, песню, праздничную традицию. Чтобы сохранить праздничный обряд, нужно было сохранять праздничную одежду: ее старались беречь, держали в сундуках, и до наших дней на поветях еще можно найти женские драгоценные наряды.

Выставки на верфи

На верфи мне дали площадку и возможность показать все свои маршруты, все свои пути-дороги. Так состоялась моя первая выставка – «По следам экспедиций». Поскольку я много лет занималась фотографией, то у меня получилась фотовыставка с экспонатами, которые в любом количестве можно было насобирать, не выезжая из Архангельска – прямо в мастерских наших художников.

Как правило, все художники безумно любят и ценят народное искусство, они всегда собирают, поднимают и сохраняют предметы, которые еще можно найти по деревням.

Вторая наша выставка была посвящена гончарному делу.

В Каргополе этот промысел больше закрепился, а вот в Архангельске найти мастеров раньше было трудно. Тем не менее, благодаря нашим прежним выставкам, мы помогли войти в ремесло Мише Шумилову и Сергею Клыкову – так гончарное дело в городе ожило, причем оказалось очень чистым в плане традиции.

Как раз работы Михаила и Сергея и были представлены на нашей выставке «От мастера к ученику», и сами они показывали гостям свое ремесло в форме мастер-класса.  Они давно уже сами выросли в педагогов и вырастили много своих учеников. А ведь когда-то казалось, что в городе уже нет гончаров!

После этой выставки мы придумали целую цепочку мастер-классов: на верфь пришел мастер, который делает деревянные поморские игрушки, мастер, который работает с берестой, мастер, который занимается уфтюжской росписью. Сейчас, в сентябре, у нас будет мастер, который делает щепную птицу. После щепной птицы у нас будет текстиль: мой собственный текстильный станок, я и мои ученицы. После этого у нас будет изготовление берестяной лодки с Александром Шутихиным.

Всего семь направлений мастер-классов. Это очень много, практически все пласты, вся цепочка народных ремесел.

Нетронутой осталась только народная культура, связанная с обрядами и традициями еды – о такой выставке я мечтаю пока еще тайно. У нас были деревенские козули, сейчас у нас есть городские козули. Думаю, это тему можно будет очень интересно показать, и у меня уже есть человек, который может это осуществить.

А вообще, этот цикл можно продлевать бесконечно. Вся картина, которую мы собирали из глубин деревень, теперь оживает в совершенно новом окружении.

Верфь и ее площадка помогает мастерам показать ремесло, которое они переняли от своих учителей – а зрителям, молодым современным людям, дает возможность увидеть народное искусство, которое создается прямо здесь, живыми руками.

Люди, которые уходят, люди, которые живут

Постепенно поколение, которому мы так радовались, стало уходить на наших глазах. Уходило прошлое, уходила история.

Я пыталась как-то остановиться время, сфотографировать этих людей, записать их рассказы – так появилась моя книга «Рассказывают мастера». Мы уже дважды переиздавали ее, и каждый тираж расходится очень успешно, потому что в этой книге можно увидеть поколение, которого уже нет.

Этих людей нет в живых, но они остались в фотографиях, в живом слове, рассказах.

Отдельные любимые герои от стариков остались в Лешуконском районе, в Мезени. Есть еще род Фатьяновых, «фатьяновский куст» мастеров, которые занимаются берестой, туесами, щепными птицами и мезенской росписью. В Архангельск, в музеи и на выставки их привел художник Федор Фатьянов. Он рисовал баб в нарядах, в старинных сарафанах, платках, он их любил.

В его мастерской было настоящее музейное логово, где можно было смотреть и изучать предметы народного быта.

Федор был сам колоритный, сохраненной деревенской речи. Он знал много историй, мы с ним делали фильмы, выступали на телевидении. Он тоже записывал рассказы прежних мастеров и потом сделал свою книгу.

Так сохранялось народное богатство Севера. Оно шло через художников, и в результате их работы сейчас мы имеем возможность показать все это молодому поколению, детям, которые уже не застали крестьянской культуры.

Предметы, привыкшие к рукам

Возможно, современный человек даже не формулирует это, но подсознательно ему не хватает жизни вместе с природой. А народное искусство – это всегда природное событие, это жизнь и рождение от природы всех традиций, всех трудовых процессов. Это изготовление всей домашней утвари и всех ее предметов из природных материалов: дерева, глины, травы. Всё это мастера использовали, общаясь с природой вживую.

Нашим городским детям этого достается очень мало, в каком-то придуманном, парковом варианте: они гуляют, им что-то показывают…

Но дети чувствуют свою связь с природой. И через предметы народного искусства они приближаются к архаичным вещам.

Трогать обязательно

Хорошая выставка – это выставка, которая сделана с глубокой любовью.

Не казенный, запланированный показ чего-то, а накопленный материал, который сам просит оформиться в выставку. Она получается хорошей, потому что идет из глубины памяти и любви к тем, о ком ты рассказываешь.

Некоторые музейные дамы не любят меня, потому что «не прикасаться, не подходить близко, не дышать» – это для них обязательный канон.

А я считаю, что есть другая категория предметов: они уникальные, единственные, но они найдены совершенно другими путями. Они пришли на выставку из мастерских художников. Вещи из мастерских снимаются с полок, их трогают руками, они оживают на картинах и в рассказах на студийных занятиях.

Так что все вещи, представленные на выставках на верфи – живые. Они привыкли к рукам, к тому, что их любят. Конечно же, их можно трогать, никаких ограничений тут быть не должно. На этих предметах учатся, а глядя на витрину, не всё можно понять. Но когда ты потрогаешь, подышишь вещью, то ты чувствуешь всё.

Фото, материал: Катя Суворова

#ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна

#ТопорноеДело #Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры Проекты верфи в 2022 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов и Губернаторского центра Архангельской области.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять − один =

Прокрутить наверх