Судовой дневник яхты Beneau 46 «Дельта». Экипаж: Игорь Макаркин, Георгий Староверов, Александр Горожанцев, Михаил Крупенин, Андрей Петров, Румяна Блум и Евгений Шкаруба.
В этот раз мы учимся на двух лодках сразу, в нашей флотилии лодка «Поларис» с экипажем: Иван Горелов, Кирилл Кондратьев, Павел и Юлия Вешаевы под командой Михаила Малышева.
2 января.
К самому позднему вечеру экипажи, кто на чем, собрались в Фетхие в Иси-марине на своих лодках. Спасибо Андрею, Саше и Юлии — мы не остались голодными. Продукты закуплены, и ужин готов, и рома полный анкерок.
3 января
1000, приняли лодки. Как всегда нужно не забыть много мелочей, типа спросить, где предохранители якорных лебедок, переключатели баков с водой и прочее. Смутил звук работающего подруливающего устройства. По всему — сломан винт. Турки не поверили, но в чек-листе мы поставили соответствующую галочку. Попросили пару дополнительных кранцев, теплые одеяла — и готовы выйти в море. Погода теплая, около 20 градусов.
1445, вышли из марины. Капитан Андрей Петров.
1500, начинаем тренировать подходы к желтому знаку кормой. Главное — попасть центром транца к бую и вовремя остановить лодку. Первое упражнение.
1545, работники марины (или это просто капитаны лодок?) предложили швартоваться к наружнему понтону. Как везде и всегда — люди уважают работу и обучение других. Отрабатываем подходы к понтону кормой с закладкой кормовых швартовых и вывеской на переднем ходу.
1628, закончили маневры и идем в сторону Гёчека.
1644, поставили грот.
1651, открыли стаксель.
1651, заглушили мотор. Ветра мало и спешить некуда.
1800, убрали паруса. Идем на моторе. Пресек попытки капитана и штурмана срезать путь через каменную банку у острова рядом с входом в Гетчек. Постоянная беда не слишком опытных экипажей —не чувствовать опасности под водой.
1848, отшвартовались в городской марине Гёчика.
4 января
0945, отход от причала. Ветра нет. Капитан Румяна.
1000, учебные швартовки лагом. Провесили левый борт кранцами и учимся использоваться центральным швартовым на подходе и носовым шпрингом при отходе.
1205, закончили швартоваться — идем купаться.
1250, встали на якорь. Оттянули корму швартовыми к берегу, как это часто делается в Турции. Купались. Температура воды +20. Осмотрели заодно подрульку: точно, из пяти лопастей — три сломано.
1350, снялись с якоря. Идем в сторону Екенчика. Хотя мне не очень верится в успех. Ночью будет дуть юго-западный ветер, лоция не рекомендует. Надеемся встать у причала в марине справа. Надеемся…
1445, начинаем простую игру: ставим грот, ставим стаксель, убираем, засекаем время и так раз за разом. Работают двойки. Соревнование — правильная форма обучения.
1700, придумали нештатную ситуацию — буксировку. Буксир задавали с «Поляриса» на «Делту» на полном моторном ходу. Важно, что экипаж «Дельты» не растерялся и выставил матросов с кранцами. После того, как мы год назад принимали буксир в Атлантике, в хорошую волну такой невинный маневр полезно хоть раз попробовать в компании инструктора.
1720, отрабатываем ситуацию поломки штурвального устройства. Рулим аварийными румпелями.
Марина, в которую мы хотели спрятаться от волны, стоит в темноте и без признаков жизни. Так я и думал.
1916, встали кормой к городской стенки Екенчика. В море нас держит якорь. Мы упакованы в угол между туристическими лодками и камнями. С одной сторны, сюда будет меньше заходить волна, с другой стороны — будет сложнее сбежать. Рядом стоит «Полярис», ему достался муринг. Тихонько накинули веревочку на центральную уточку левого борта «Поляриса». Чтобы подстраховаться. Мурингу больше доверия.
2200, усиление ветра. К нашей стенки начинает доходить отраженная волна. Не очень хорошо. Ребята по собственному почину установили ночную вахту.
5 января.
0200, дожди и грозы, сила ветра на порывах до 30 узлов. В гавани сильные протяжные тягуны. Лодки дергает. Вытравили швартвые, оттянулись от стенки.
Ночью, несмотря на вахты, не спалось. Льет как из ведра, гроза, молнии. Утром нужно пораньше выйти в море, чтобы прокатиться на этом ветерке, но как будем отходить…
0700, у «Поляриса» пополз муринг. Пришлось отвязаться.
0940. Отходим. Сначала «Полярис», потом мы. Вокруг полно веревок в воде, если ненароком цепануть такую, потерять ход, вынесет на отмель. Вышли без ЧП. Капитан — Александр Горожанцев.
1010, встали под паруса. Ветер до 35 узлов, крутит, бросает лодки на борт. Лавируемся в море.
1220, дошли до крайнего в море мыса и легли курсом на Мармарис, в бакштаг левого галса.
1300, вернулись на преждний курс для соединенния с «Полярисом».
1320, дождались «Поляриса», катим в Мармарис.
1400, учебные маневры под парусами в бухте Мармариса. В том числе ложились в дрейф под парусами.
1515, пришли в Нэтсел марину. Ищем продукты, ищем еды. Рестораны работают на вынос. Нам нужно мясо, овощи, фрукты, сладости и вино! Мы вышли из свежего ветра!
6 января
1050, отходим от причалов марины. Капитан Юля Точилова. Идем к заправке.
1058, заправились топливом. Это полезно делать как можно чаще во время учебы. Залили 62 литра дизеля. Можно хоть каждый день заправляться. В разных портах, при разном ветре и настроении команды — это еще долго не станет скучным делом.
1110, отошли от заправки. Баражируем в гавани в ожидании Игоря с макаронами. Вчера мы их купили и забыли. Мы сегодня с Игорем дежурные, будем готовить макороны по-флотски.
1129, выходим из Мармариса.
1240, встали под паруса.
1258, заглушили двигатель.
1340, швартуемся к пирсу Чифтлина. Тренировки. Рядом стоит огромная украинская лодка. Стальная шхуна современной постройки. Вот на такой бы нам в океан Южный и океан Северный.
1415, идем в сторону бухты Гербекс. Здесь планируется якорная стоянка.
1433, встали на якорь купаться и обедать. «Румяна рулила — лодку не убила» — так записано в судовом журнале.
1540, снимаемся с якоря. Идем в Бузук Кале. Вяжем узлы на время.
1710, пришвартовались в Бузук Кале. К самому близкому к крепости причалу у ресторана. В ресторане никого. Электричества нет. Замечательно. Взяли бутылку рома и бегом смотреть закат с крепости.
7 января
1005, вышли из Бузук Кале. Ветра мало. Дежурный капитан Миша Крупенин.
1035, проходим траверз мыса Карабуруи.
1105, проходим траверз мыса Кязил Бурци.
1200, вошли в бухту Бузбурун.
1205, ошвартовались к причалу верфи Бузбуруна. Здесь стоит армоцементная лодочка Дениса Романова. Вооружена джонкой. Востанавливается для путешествий по Тихому океану. Люблю бетонный лодки. Мне кажется, это хорошо.
Гуляли по верфи. Удивлялись тому, как лихо здесь строят гулеты. Турецкое судостроение деревянных лодочек — это что-то особенное: здесь и новые веяния и прогматизм проекта который должен приносить деньги. Строят дешево, быстро. Успевают заработать на туристах. Если подойти поближе к стройке, удивляешься, как это все халявно сделано, когда отходишь подальше, удивляешься красоте форм и востребованности. Сегодня деревянный Турецкий флот — самый большой флот Европы. И это в любом случае достойно уважения.
Конечно, зашли и к нашей знакомой краснодеревой лодочке в 140 метров длиной. Здесь Турция, Украина и Айзербаджан слились в поиске совершенных, самых распантовых форм нового падишахского яхтинга. Как всегда здесь интересно и поучительно.
Вот такую штуку нам нужно сделать на верфи Товарищества.
1530, идем в Бузбурун. Поставили паруса.
1551, отработали швартовку под парусами с внешней стороны причала местного яхт-клуба. В марине никого кроме лающей собаки. Вернемся завтра с утра.
1607, встали в городской марине Бузбуруна.
8 января
1045, отошли от причала. Каждодневный поздний выход у нас связан с тем, что с утра на свежую голову мы, как правило, занимаемся теорией: навигацией, МППСС, якорными стоянками, штормованием, погодой и прочими науками.
Дежурный капитан сегодня Егор Староверов.
1110, швартуемся лагом под парусами. Ветра мало и это осложняет дело, но мы стараемся. В слабый ветер швартовка под парусом полезна тем, что можно почуствовать работу грота. С помощью грота можно затормозить лодку, двинуть ее вбок, резко привестись к ветру.
1225, встали под паруса.
1345, на обед луковый суп от Румяны.
1650, пришли в Дачу.
1705, переставились на новое место к электричеству, свету и воде.
9 января
1030, вышли из Дачи. Капитан — Игорь Макаркин.
На отходе зацепили муринг боковым пером руля. Какая противная вещь эти боковые рули.
1045, открыли паруса. Лавируемся против ветра в сторону «Домой». В какой- то момент между судами флотилии началась гонка. Очень напряженная, вся на нервах. И конечно, очень плодотворная гоночка, потому что можно поднастроиь паруса относительно своего товарища.
Сначала лавировались на мысы, потом увалились и так шли чем-то вроде галфвинда, пока не пришли в бухту Санге.
1705, встали на якорь кормой к деревянному пирсу. Прекрасно. Праздновали День рождения Андрея Петрова.
10 января
0945, отходим из бухты Сердже. Капитан — Андрей Петров. Сегодня у нас длинный переход в Гечек. Пойдем его без электронных навигаторов, по картам и мыслям.
1000, поставили паруса.
1105, завелись. Считаем путь вдоль границы с Грецией.
1317, заглушились.
1730, завелись. Ждем, ловим ориентиры входа в залив Гечека.
1805, включили навигационный огни. Темень и плохая видимость.
1840, заходим в какойто узенький и длинный пролив. Темень. Идем по карте. Румяна штурман, а в её команде Миша и Егор. Без устали берут пеленги, считают, обсервируют. Зашли в залив Гечека. Развиднелось, хмарь исчезла, звезды в небе, в воде и по берегам.
1945, купаемся на якорной стоянке. В воде сияет искортся звездочный планктон.
2020, снялись с якоря, идем в Гетчек.
2125, встали в городской марине Гёчека.
Румяна, несмотря на все запреты, пошла в город и принесла полные рукава спиртного.
11 января
Под командование капитана Румяны шли в Фетхие, купались на якоре, опаздывали, успевали и благополучно сдали лодку. Егор успел на свой самолет, а мы погуляли по народной верфи Фетхие.
Фотографии записи общие, всех все участники практик, большое спасибо ВСЕМ!
Нам повезло с погодой и компанией. Дождь лил ровно одну ночь, а температура ночью не опускалась ниже 10 градусов, а днем 20, тепла.
Поздравляем Михаила Малышева с капитанским дебютом!