Турецкие мастер-классы швартовок и маневрирования, 26 сентября — 6 октября

26 сентября, Фетхие

Вторая группа осенних мастер-практиков в Турции.
Давно заметил, что в конце первой группы мастер-классов в Хорватии, Турции или еще где, и экипаж, и инструктор устают. Курсанты учиться, инструктор учить. Курсанты уже под завязку полны неразобранными знаниями, которые свалены у них в голове в порядке и в беспорядке. Инструктор к концу похода просто обалдевает от ожидания какой-нибудь засады. Но приезжает свежий экипаж, готовый идти в бой — и инструктор тоже обновляется. Перезагружается. И все же, больше двух раз подряд нельзя — вредно))). Взлет — посадка, повезет — не повезет, любит — не любит. Во всяком случае, я не практикую обучение больше двух групп, потом полгода обязательный перерыв. Тогда все в радость. Радость от хорошего драйва, от того, что получилось, от новых людей, с которыми сводят морские практики.
Экипаж Sun Odissey 41 «Sail Reigle»: Павел и Юлия Вешаевы, Ильяз Мухутдинов, Андрей Старостин, Жульнар Асфари и Евгений Шкаруба.

Одновременно с судовым журналом мастер-классов публикуются Новости с верфи Товарищества поморского судостроения

Виталий Дробиленко прислал новый логотип Товарищества. Мне очень нравится. Особенно — пила и топор.
товарищество поморского судостроения

От Михаила Крупенина:

Смена: Бобур, Ибрагим, Никита. Бобур с Ибрагимом почти закончили пол, осталлсь 3 ряда. Никита выдолбил гнездо под угловую стойку, подогнал стойку и гнездо так, чтобы стойка встала вертикально. Установили угловую стойку перил балкона. Стоит жёстко, наверное обойдёмся без закрепления на нагеля. Избавились от 6 мешков опилок — их забрал на дачу товарищ Богдана. Приступил к реставрации металлического рубанка. Разобрал, очистил подошву. Подошва ровная.

сложный узел
первые стойки ограждения
сложный узел
27 сентября

1047, закончил рассказывать тысячу слов о том, на что нужно смотреть при приеме лодки, о технике безопасности и о швартовках. Отоходим от понтона. Чтобы немного сорентироваться, идем маневрировать у специальных желтых знаков снаружи марины.
Упражнения простые: научится рулить вперед и назад, подходить кормой к знаку. Учимся оснавливать лодку, пытаемся почуствовать инерцию и все такое.
швартовка
1206, закончили маневрировать у знаков. Идем швартоваться в марину.
1245, закончили швартоваться в марине. Жарко в Турции. Идем на якорню стоянку купаться и перевести дух.
1310, встали на якорь у острова Фетхие Адаси. Купаемся и перекусываем.

компания

1457, подняли флаг — российский триколор. Забыли сделать это в марине за утренними делами.
1500, снялись с якоря.
1516, открыли паруса.
1627, подобрали свободно плавающий кранец с названием «Le Rouge», что значит «Красный». Это хороший трофей!
Идем под парусами в сторону залива Гётчика.
1712, встали на якорь у острва Ясика Адалари. Перед этим чуть не влетели на мель. Обычно здесь приглуба у берегов, и штурман явно расслабился. Идем рядом с бережком и тут вдруг становится видно дно… Еле успели отрулить в море. Влететь на мель — это, конечно, очень хорошая практика и встряска для всего экипажа, но лучше этого не делать.
1735, снялись с якоря освеженные. Идем в Гетчик.
Пришли в городскую марину. Теперь здесь хорошо, сделан ремонт, но мест мало и марина плоха защищена от волны, которую поднимают катера, гулеты и прочеие плавающие посудены. Поставили нас с наружнего причала, до позднего вечера лодку качало и дергало на швартовых, потом успокоилось.
1830, встали в марине Гетчек. Приборка после трудового дня. По расписанию Жульнар сегодня боцман. Юля — матрос, завтра — боцман, послезавтра — штурман, потом капитан, потом младший матрос!

приборка
28 сентября

0930, начали швартоваться лагом к месту, у которого мы стояли.
1057, закончили швартовку. Идем купаться.
Встали на якорь у острова Ясика Адалари.
1130, спустили тузик на воду.
1146, встали на якорь и пришвартовали корму к острову. В вахтеном журнале запись: «Яхта «Тута» недружелюбно противодействует швартовке». Вокруг много судов, подходим себе спокойненько, кладем якорь и начинаем швартовать корму к острову. Тут на соседнем катамаране выбегает турок и начинает орать что-то неразумное о том, что рядом вставать нельзя, швартовы не должны пересекаться и прочее. Видно, что он псих и видно, что очень не хочет, чтобы с ним рядом стояли. Мы на него стараемся не обращать внимание, а его прямо колбасит. Нехороший человек. Жалко было его русскую жену, видно, как ей это все неприятно, бедная женщина.
1253, снялись с якорной стоянки от психованного турка. Прекрасно пообедали дыней и вином.
1310, занимаемся узлами и идем в сторону Екинчика.

узлы

1405, открываем паруса.
1640, встали на якорь у острова Баба. «Сорок метров цепи за борт!» — это Ильяз так командует. Заслушаешься.

штурман

1709, снялись с якоря.
1815, ставим грот.
1912, пришли в Екинчик. В этот раз решили встать не у ресторана, а к городскому причалу. Из всех неудобств только то что здесь нет мурингов, нужно опускать якоря. И прекрассно, отличная практика с якорями.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Ибрагим, Богдан, НикитаИбрагим постелил пол на участке, где планируется гардероб. Никита выполнил шипы на стойках перилБогдан отреставрировал старый рубанок, заточил лезвие. Продолжают работать над рольгангом. Составили список задач, которые ребята будут выполнять в моё отсутствие.
WhatsApp Image 2020-09-29 at 09.46.10 точка ножа рубанка столб ограждения с шипом около лестницы

29 сентября

Утром занимались теорией — приливами. Точнее — решали задачки: «Ночь, вы пришли в марину, где никого нет на причале. Пришвартовались лагом. На эхолоте 0,5 метра под килем. Идет четвертый час отлива. Можно ли остаться здесь или нужно искать другую стоянку?» И так далее…
1140, швартуемся. Отходим, кладем якорь, подходим к стенке. Очень правильное место для тренировок. И никто не против, что здесь идут занятия.
1150, начинаем швартовки.
1301, нашвартовались. Встаем купаться. «Пятьдесят метров на клюз!»
1302, «Пятьдесят на клюзе»!  Заслушаешься! «Стопра наложить!» Это значит — снять нагрузку с брашпиля.
1325, искупались. Пора ехать в Мармарис. «Стопор снять! Поднять якорь! Якорь на клюз!» Держите меня.
Ветра сегодня нет. Понемногу вяжем узлы, гадаем, как расходиться с далекими яхтами, которые маячат на горизонте, и топаем в Мармарис.

Жульнар

1608, «отдать якорь на клюз 40 метров»! Ветра нет. Учебные купания на якорных стоянках тоже обязательны.
1630, снимаемся с якоря. Идем в Мармарис.
1710, Как раз напротив центра города подул порыв ветра и швартоваться расхотелось. Вспомнил наш с Игорем опыт неделю назад и очень захотелось так-же поманиврировать на якорной стоянке. Ставим паруса.
1822, закончили маневрировать. Завтра нужно повторить. Пока не очень понятно, что такое мы делаем.
Встали в Нетсел марине в Мармарисе. Идем к брадобреям и ужинать.

30 сентября

0840, занимались темой «Погода».
1020, отошли от понтона. Заправляемся топливом. Это еще одна хитрость швартовых практик — заправляться не один раз в конце чартера, а несколько раз. Чтобы дать возможность курсантам сориентироваться в этом важном деле. Еще, конечно, полезно заправляться в разных условиях, на разных заправках.
Залили 37 литров.
1055, вышли из гавани.
1150, подолжаем крутиться под парусами по якорной стоянке. Многие начинающие капитаны больше всего озабочены швартовками, а ведь это не главное. Намного важнее чувствовать, как движется парусная яхта. Странно, далеко не всем и не всегда это очевидно. Упражнение наше очень простое: отлавироваться на ветер, обогнуть одну небольшую гулету, потом спуститься по ветру с поворотом через фордевинд и обогнуть другую, большую и золоченую гулетищу. И так кругами, кругами, пока не надоест.

шкотовые

1228, вставали на якорь под парусом напротив центра Мармариса. Тоже полезно хоть раз это сделать с инструктором. Снялись с якоря. Купаться здесь не будем. Море читое рядом.
Встали под папуса.
1350, пришли на якорь в бухту Кайкагиз. Очень голубая вода. Готовимся перекусить и искупаться.
1450, снялись с якоря
1500, встали под паруса.
Вышли в море. Снова, как и неделю назад, здесь с берега дует прекрассный мельтеми.

хороший ветер

Порывы с берега до 35 узлов. Нас валит на борт. Лодка начинает брочинговать на ветер. Гика шкот уже растравлен, но это не помогает. Рифим грот. Ветер еще свежеет.

Ильяс

Стаксель новый и почти наверняка не порвется, но и его пора рифить. Тут нас ждал неприятный сюрприз: стаксель шкот так перекрутился, что не травится. Пришлось ждать небольшой остров по пути, под ветром его уваливаться, идти на бак и раскручивать там эту систему стаксель-шкот-автомат. Шкот уже перебран и с большим трудом удалось его растравить. Стремно становится, когда ветер и нет возможности убрать паруса. Почти также, когда не работает мотор и ты потерял ход.
Андрей
1915, встали на в якорь в бухте Серсе Лимани.

1 октября

Утром занимались приливами. Сдавали приливные тесты.
1025, снимаемся с якоря. Идем в Бузбурун. Ветер до 25 узлов. Лавировались сначала на ветер и под ветер, огибая мысы.
Встали на якорь на арбузный на обед. Купались.
1530, при поднятии якоря зацепились за скалу. Еще одна очень неприятная ситуация. Якорь зацеплен рядом с скалистым берегом. Если ветер повернет, нас положит на эти камешки. Маневрировать с якорем не получится… В таком случае помогает стопорная веревка, которую цепляют за цепь и крепят к носовой утке. Потом цепь потравливают. Когда таким образом с брашпиля нагрузка переведена на лебедку, можно подергать якорь и выдернуть его из засады в конце-концов.
Пробовали встать в гавани Бузбуруна — нет мест. Нашли в лоции открытый причал рядом с отелем. Пришли туда. Действительно, есть понтон на несколько лодок, удобства, электричесвто, вода и город совсем близко. Супер хорошо.
Рядом стоят настоящие океанские катамараны и тримараны, что в чартерной Турции не счасто увидишь.

рядам с катамаранами

В основном это отель, но с парусными элементами.

покатушечные лодочки

Хорошая утка на баке деревянной лодочки.

утка-кнехт

Ильяз и Андрей поделились морским профессиональным тостом: «Да отвратит беда свой лик суровый от всех идущих в море кораблей!» — говорит тостующий и все ему вторят: «Да отвратит!»
Вечером в городе нырнули за телефоном своим айфоном и вытащили. Айфон работате и под водой.

2 октября

Утром вполне насладились тем, что стоим не в городской гавани, а у внешнего понтона. Подул западный ветерок и мы начали швартоваться под парусом. Это прекрасное занятие на лодке в 41 фут. Очень бодрит и освежает.
Сначала отход.

Подход:

Подход с палубы, работа гротом, грот у нас — и движетель, и тормоз, и подрулька:

1145, закончили швартовку лагом под парусами. Идем дальше, высматриваем на берегу самую крупную в Турции верфь, где строят деревянные лодки.
1224, отшвартовались в марине D.S.V. Удача! Нашли верфь, совсем рядом с Бузбуруном.

DSV марина

Хозяева  — выходцы из Айзербаджана и Украины — оказались очень гостеприимны и показали то, чем занимаются. Например, строят вот эту лодочку 140 метров длиной. Это мы внутри идем, по килю среди шпангоутов и бимсов.

в трюме суперлодки

Так лодочка, у которой пока нет имени, выглядит сверху. Лодочка ждет одежки-обшивки и палубы. Силовой набор уже готов.

сверху

Конструкция кормового транца.

транец

Флоры.

флоры

Рядом с форпиком.

в носу

Мы на палубе.

масштабы

Дизайн верфи.

масштабы верфи

Соседняя лодка, всего 80 метров длиной.

красное дерево

Станков в этой огромной верфи сомсем почти нет.

инструменты

Это модель совсем маленькой, метров 16, лодки. Сначала делают такую прикидку масштабов.

макетирование

Потом такой макет. После этих примерок начинают делать 3D модель.

макетирование 2

Стосорокаметровая лодка с носа. После экскурсии здесь у меня поднимается насроение и растет увереность, что и наша поморская затея удастся.

вид с носа

1420, выходим из марины.
1445, встали на якорь купаться.
1550, подняли паруса. Лавируемся обратно. После верфи и швартовки под парусом мы немного обалдели.
«Кормило на средину» и поехали, как говорится.
1720, обогнули мыс Кисил. Здесь есть ветер — ставим паруса.
1755, обогнули мыс Карабурум.
1855, встали у ресторанного причала в бухте с крепостью.
1900, отметили заход солнца на развалинах крепости.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Сардор, Бобур, Ибрагим, Богдан, Никита. За последние три дня: Закончили укладку пола на втором этаже;
Изготовили второй рольганг для подачи заготовок; Установили дверь в электрощитовую. Для этого пришлось её подрезать и поправить коробку; Сняли остатки проводки и её крепежа со стен ангара; Сняли металлические скобы с ферм в местах, где они ничего не крепили; Провели ревизию и сортировку пиломатериала; Расчистили площадь верфи от хаотично сложенных досок; Избавились от мусора при помощи друга Богдана и Саши электрика. Мусор ещё остался, но его гораздо меньше; Изготовили и установили поперечную балку под окно на фасаде в районе лестницы. К слову, абсолютно без моей физической помощи — Никита и Ибрагим всё сами сделали; Выполнили шипы на стойках под перила. 
Совещались с Антоновым. Определились по следующим вопросам:
1. Установка дополнительных стоек перил и раскосин. 2. Устанока окна на фасад в районе лестницы. 3. Зашивка стен гардеробной. 4. Зашивка задней стены (зашить фанерой, по стыкам фанеры пустить декоративные элементы, имитирующие силовой набор фахверка).

старое окно на верфи
под электрическим солнцемантресоль - развитиеновые роульсыэскизы узлов

Новый свет в ангаре добавляет концептуальности.

вечернее творчество
3 октября

Занимаемся МППСС.
0930, швартуемся кормой к причалу.
Паша швартуется
1105, закончили швартовки, идем купаться.
1220, снялись с якорной стоянки.
Вечером пришли в Екимчик. Всю дорогу поддувыал хороший ветерок в корму.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Никита, Богдан, Сардор, Бобур, Ибрагим. Рассортировали лиственницу с грибком по типоразмеру с помощью рейсмуса. Пропускали с минимальным съёмом. Такая сортировка необходима для облегчения дальнейшей обработки и группировки материала для отдельных пластей клеёного киля. Провели совещание с Егором Ватлецовым по поводу технологии клейки киля. Струбцины подойдут, как он сказал. Нужно будет начиться усовать доски, а также придётся рейсмусовать 20-тиметровые пласти.

Провели плановую чистку рейсмуса и фуганка. Купили солярки, смазали ролики и столы по совету Ватлецова.
новое на верфи

4 октября

Утром занимались «Погодой». Швартовались, спасали человека за бортом. Не спешим выходить, собираемся сделать вечерний переход. Посмтреть, что такое ночная навигация.
игра с швартовым
Товарищи! Призываю вас участвовать в соревнованиях по уничтожению мух. Объявляю мухобойную вахту. Каждому сбить по пять штук! Чем-то мы провинились, на нас напали бесчисленная стая злющих, кусучих мух.
1755, стоим на якоре в бухте Екинчик. Скоро снимаемся в Гётчик. Слевой стороны на якорную стоянку заходит лодка под украинским флагом. Команда не слишком опытная. Якорь положили, стоя носом по ветру и т.д. Потом их развернуло. Они всей компанией сгрудились на баке. Разбираются с якорем. Видно, что делают это впервые. Понятно, что нервничают. Потом девушка у них на ботру, скорее — молодая женщина, нам помахала… И тут нас порвало. Мы начали им махать. Они нам — все. Стали показывать всякие знаки теплые, улыбаться. Прямо до слез пробрало. Все это блядское жлобство накопленное спало, вдруг. Стало светло, радостно на душе.
1820, вышли в море. Идем в Гетчик.
Вечером пришли в бухту Гетчика. Встретили там на якоре лодку Леши Мартынова, немного задержались за его гостеприимным столом и уже глубоко ночью пришли в городскую марину.

Новости с верфи от Михаила Крупенина:

Смена: Богдан, Бобур, Ибрагим. Изготовили перекладины ограждения балкона, в стойках вырезали пазы под них и установили перекладины.
Богдан на сценеойки балкона

5 октября

Утром после блужданий в поисках сувениров, борьбы с мухами (почти безуспешной) швартовались, заправлялись, стояли на якоре.  Идем в домашнюю марину — сдавать лодку.
1600, пришли в Фетхие. Благополучно сдали лодку. Брились у дедушки бербера и гуляли по городу.
Наши практики закончились. Всего прошли 270 миль.

на троих

Новости с верфи от Михаила Крупенина:
Смена: Бобур, Ибрагим, Никита. Острогали часть лиственницы до толщины 50 мм. Продолжаем отбор по толщине. Изготовили и смонтировали дверную коробку основной входной группы Открытой палубы. Сложная конструкция, состоящая из трёх балок — поперечной между двумя колоннами, врубленной в каждую; двух вертикальных балок, врезанных на гип в пол и поперечину. В каждой балке выполнена четверть под двери.
Бобур и Ибрагимизготовление гнезда в балкеразметка шипа
Пора возвращатся домой и на верфь!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + три =

Прокрутить вверх