8 сентября. Марина Руайана
На борту «Джульетты» экипаж: Дмитрий Друганов, Владимир Кузнецов, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба.
Продолжаем плавание из Франции в Испанию, в Бильбао.
Вчера ездили в Бордо. Город находится примерно в 80 километрах от Руайана вверх по течению реки Гаронна. Город старый, красивый. Особое внимание мы, как обычно, уделили морским сооружениям — вот старый порт и гавань, который сегодня превращается в новый деловой центр Бордо.
Вот и летающая тарелка в форме женской шляпки здесь. Космический корабль.
Старые дебаркадеры, краны — все пойдет в дело и превратиться в архитектурное наполнение территории. Идея не нова, опробована и давно радует жителей многих старых городов Европы.
9 сентября
Перед выходом из Руайана нырял в воду, смотрел винт. Чисто. Когда мы заходили сюда, мне что-то показалось.
Занимались приливами.
1410 вышли из Руайана. Встречное течение устье Гаронны. Ветер тоже встречный, слабый. Волны нет. Можно съесть горохового супа.
1515, проходим маяк Кордуан, построенный с 1584 по 1611 году. Это самый старый французский маяк, действующий до сих пор. Жаль, не можем высадиться и погулять по нему — известное место. Говорят, там даже витражи есть.
1615, встали под паруса. Правда, вместо того, чтобы идти на юг, идем левым галсом на юго-запад. Ветер, вместо обещанного западного, южный. Набираем высоту и ждем захода.
1705, приснилось чёрти что. Лежу в носовой каюте. Волна за бортом журчит бесконечными завитками. Ветер чуть зашел. Через час встану на вахту и скрутим поворот.
1714, не зря я эту волну услышал. Ветер уже заходит, легли на правый галс. Не то, чтобы прямо на юг вдоль берега, скорее — наискосок.
1907, полный бэйдевинд правого галса силой около 3 баллов. Миленько идем. Но уже начала прорисовываться волна с запада и тучи тяжелые, дождевые стеной.
1950, скисло, как перед бурей.
2000, снова этот запах стирального порошка на лодке. Утром все его почувствовали и вот теперь снова.
2043, ветер скис, зашел навстречу — берем рифы. Перед нами туча, большая черная туча.
2100, задуло.
2140, ливень. Ветра нет. Завелись. Маята.
2214, справа молнии, слева луна светит между туч, ветра нет. Красиво.
2230, шквал с правого борта.
2305, шквал.
2336, проходим фронт. Или правильнее — фронт проходит по нас. Ливни один за другим. Не хочется на вахту выходить. А надо.
10 сентября
0110, присел рядом с штурвалом. Надоело рулить стоя. Тут же получил оплеуху от волны. Встал.
0209, прилег. Ветер около 23-25 узлов. Тяжелая волна. Убрали грот. Странные стуки по корпусу, не понимаю, что это.
0335, ветер 28 узлов.
0630, короткие шквалы. Волна зверская.
0720, вернули грот.
Дима после бессонной ночи.
0900, шквал. Волна около трех метров.
1020, марина Байона не принимает. Достали французы. Места у них заняты. Идем дальше. В Испанию.
1100, целое стадо дельфинов попутным курсом.
1130, шквал. Облако обежало вокруг нас и ветер зашел с ним. Свинство. Теперь встречный. Еще больше задирает сумасшедшую волну.
Чтоб она сдохла!
1450, пришли в первый испанский город на границе с Францией — Хондарибию. На швартовке увидел торчащий из-под левого борта буй. Вот его я и слышал сегодня ночью. Видимо, поймали его на выходе из Руайана. Нырял. Веревка зацеплена за киль. Аккуратно.
Прошли 150 миль.
11 сентября
Гуляли по Хондарибии. Еще один замечательный город на нашем пути никак не отмеченный в туристических лоциях. Почему? Здесь и отличная марина, и старый город.
И какой резкий переход от французских круассанов к деревянным балкончикам архитектуры времен конкистадоров.
1659, после купания снялись с якоря.
1706, поставили грот.
1713, огибаем остров Амуатц
1716, шикарно идем в галфвинд. Без вешки — совсем другое дело. Летим.
1812, ветер кончается. Волна берет дело в свои руки. Пора заводить мотор, пока она из нас всю душу не вытряхнула.
1920, пришли в Сан-Себастьян.
2004, стоим рядом со старым городом и городским променадом. Смотрим на народ, а они на нас и на наш арбуз.
Прошли 14 миль.
12 сентября
Ездили в соседний городок Пасайя в морской культурный центр Albaola Itsas Kultur Faktoria. Музей и верфь, как часть музея. Всё, что нам интересно.
На подходах к верфи — скульптура, посвященная местному гребному клубу. А гребцы эти — потомки китобоев, которых было много здесь.
Главная идея конторы — постройка деревянного галеона. Где-то, чуть ли не в Канаде, парни раскопали такой же корпус и теперь собираются построить похожий. Так что строительство большого деревянного судна — это «градообразующее» предприятие проекта.
Музей при такой верфи чувствует себя очень комфортно.
Прекрасно на базе верфи-музея чувствует себя модельная мастерская.
Я насчитал четырёх дедушек, которые делают модели самых разных судов. Судомоделизм — это и школа, и история, и наука.
Что-то продаётся, что-то составляет часть экспозиции. Должны быть еще заказчики, интересно, кто они?
Закрытый цех верфи. Здесь делают сравнительно небольшие суда. Делают более-менее быстро, динамично, интересно.
Здесь же в цеху проводят экскурсии для посетителей музея-верфи.
Клещи, используемые при клинкерном шитье.
А это большой галеон и открытая верфь. Здесь, видимо, работать будут долго. Непонятно, когда окончат стройку и не понятно, куда поплывут.
Вот такая верфь-музей, масштаба одной провинции.
1508, вышли из Сан-Себастьяна.
1610, неплохо идем. Волна стала длиннее. Ветра тянуть нас вперед и одерживать от раскачки не хватает и мы помогаем ему мотором. В полсилы.
2000, пришли в рыбацкий порт Бермео. Встали к стенке. Места в марине для нас нет. После просмотра «Женщина на грани нервного срыва» — весь мир в красках Альмадовара.
Переход составил 33 мили.
13 сентября
Гуляли по Бермео. Радовались небольшому городку и совсем небольшому и очень качественному морскому музею.
Радовались небольшому городку и совсем небольшому и очень качественному морскому музею.
1230, вышли в море. Перед выходом обзавелись местными беретами, конечно.
1245, поставили грот.
Круизер навстречу.
1310, манипулиовали с парусами. Увы, не в сторону парусов. Идем под гротом и на моторе.
1520, огребли досмотр от береговой охраны. Приехали на тузике, высадились, посмотрели документы и поехали. Перед тем, как нас покинуть, посоветовали развернуть флаг приписки. Вот так.
1645, пришвартовались в порт Гечо — предместье Бильбао.
Этап закончен. Всего пройдено 330 миль.
Фотографии Евгения Шкарубы и Дмитрия Друганова.